ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-234/2018 от 11.04.2018 Олонецкого районного суда (Республика Карелия)

дело № 2-234/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2018 года г. Олонец

Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Хольшева А.Н. при секретаре Етчуевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации Олонецкого национального муниципального района о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд к названному ответчику по тем основаниям, что является лицом из категории детей-сирот и воспитывалась в детских домах Республики Карелия, находясь на полном государственном обеспечении с .... года. ....ной администрации от хх.хх.хх г. истица была принята на учет для улучшения жилищных условий как «воспитанник детских домов». С момента совершеннолетия и по сегодняшний день истцу не было предоставлено надлежащее жилое помещение, отвечающее нормам и правилам предоставления жилья. В настоящее время истец проживает по адресу ...., где прописана и ее дочь. Данная комната ей была представлена в .... году, как временное жилье. С учетом проживания с истицей дочери ФИО1 данное помещение не отвечает нормам предоставления площади жилого помещения.

Основанием нуждаемости в жилье, на момент предоставления комнаты, являлось, то обстоятельство, что комната была предоставлена временно и при предоставлении данной комнаты истица оставалась в списках учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Олонецком городском поселении.

В последствии, не смотря на ее нуждаемость в жилье, отвечающего нормам и правилам предоставления жилья, и проживание во временном фонде истица была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. При неоднократном обращении в администрацию Олонецкого национального муниципального района о предоставлении жилья, восстановлении в списках нуждающихся, получала отписки о достижении 23-летнего возраста, то есть возраста, с которого истец не относится к числу детей-сирот.

На основании изложенного истица просила признать ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения, поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, с учетом льготного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Определением Олонецкого районного суда от хх.хх.хх г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство социальной защиты Республики Карелия.

Определением Олонецкого районного суда от хх.хх.хх г. к производству суда приняты уточненные исковые требования ФИО2 о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании ФИО2 и ее представитель ФИО3 действующий на основании устного заявления истца исковые требования поддержали по доводам изложенным в заявлении.

Представитель администрации Олонецкого национального муниципального района ФИО4, действующая на основании доверенности с иском не согласилась, в его удовлетворении просила отказать. В отзыве и пояснениях указала, что хх.хх.хх г.....ной администрацией было издано постановление , согласно п. которого истец составом семьи из .... человек была принята на учет для улучшения жилищных условий по списку , раздел «Воспитанники детских домов». В .... году ФИО2 было представлено жилое помещение, находящееся по адресу: ...., по договору социального найма. Постановлением администрации от хх.хх.хх г. истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что заявитель не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (достижение возраста 41 год); правовые основания для включения в список отсутствуют.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.2016 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные указанным выше Федеральным законом, распространяются на лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, по достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные настоящим Федеральным законом мер социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодательством условий получения такой социальной поддержки.

Министерство социальной защиты Республики Карелия в суд своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, просило рассмотреть заявление без участия представителя Министерства, в иске просит отказать. В обосновании своих доводов Министерство указало, что согласно положениям статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возврате от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеющие в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу этого федерального закона, в случае, если дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного федерального закона (то есть до 01.01.2013).

Действовавшее до 01.01.2013 года правовое регулирование предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилья по договорам социального найма вне очереди, предполагало, что эти меры социальной поддержки принимаются только, если гражданин заявил о своей нуждаемости в предоставлении жилого помещения, то есть встал в очередь как это было предусмотрено статьей 52, пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, а до 1 марта 2005 года -статьями 28,30 и пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР.

В силу положений Федерального Закона № 159-ФЗ право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда сохраняется за лицами, включенными по достижении 14-летнего возраста в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и обратившимся по достижении возврата 18 лет с соответствующим письменным заявлением, но которые не были обеспечены жилыми помещениями до достижения возраста 23 лет.

Законодательством не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых Федеральным законом № 159-ФЗ. По достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имеют лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.

Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилыми помещениями, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Таким образом, реализация права на предоставление жилья ограничена достижением 23 лет и носит заявительный характер.

Сведениями о том, обращалась ли ФИО2 в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 1996 года Министерство не располагает.

Заслушав пояснения сторон, свидетеля, изучив письменные материалы дела, материалы дела суд приходит к следующему выводу.

Из имеющихся в распоряжении суда материалов следует и подтверждается справкой .... детского дома, что истец хх.хх.хх г. года рождения, с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. воспитывалась в .... доме ребенка, с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. находилась в .... детском доме, с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. находилась в .... школе -интернате, с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. была воспитанником Дома детска(школа-интернат ....).

хх.хх.хх г..... районной администрацией было издано постановление , согласно п. 3 которого истец составом семьи из .... человек была принята на учет для улучшения жилищных условий по списку , раздел «воспитанники детских домов». Как поясняла в судебном заседании истец, состав семьи из трех человек- она, супруг и дочь.

хх.хх.хх г. между администрацией Олонецкого городского поселения и ФИО2 был заключен договор социально найма жилого помещения, согласно которому наймодатель (администрация Олонецкого городского поселения) передала нанимателю (ФИО2) жилое помещение, состоящее из .... комнаты в коммунальной квартире общей площадью .... кв.м., в том числе жилой .... кв.м., по адресу: .... для проживания в ней, а так же обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг. Совместно с нанимателем в жилое помещение была вселена дочь.

Из пояснений истца, данных в судебном заседании, жилое помещение в отношении которого был заключен договор социального найма, было предоставлено ей и дочери в 1995 году, так же по договору социального найма, который в дальнейшем перезаключался.

На основании пункта 84.4 постановления Правительства Республики Карелия от 11.10.2010 № 216-П «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия», уполномоченным органом было определено Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия. Ранее указанные полномочия осуществляло министерство образования Республики Карелия. Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия формировало единый список детей-сирот на основании сведений органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в ..... В списке детей-сирот, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 16.02.2016 года № 315 «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» ФИО2 (22.07.1973г.) не состояла.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 21.04.2016 № 151-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия преобразовано в Министерство здравоохранения Республики Карелия, Министерство труда и занятости Республики Карелия в Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия. Функции Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия в сфере социальной защиты, социального обслуживания населения, опеки и попечительства, а так же по проведению государственной политики в указанной сфере переданы Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия.

В соответствии с положением о Министерстве социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия (далее Минсоцтруд), утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 08.07.2016 № 254-П Минсоцтруд Республики Карелия обеспечивает предоставление мер по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотренных Законом Республики Карелия № 921-ЗРК, формирует список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в соответствии с законодательством Республики Карелия подлежат обеспечению жилыми помещениями. На Минсоцтруда Республики Карелия функции уполномоченного органа возложены с момента государственной регистрации (22.07.2016) Положения и Минсоцтруде Республики Карелия.

В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденном приказом Минсоцтруда Республики Карелия от 07.10.2016 № 331-П, ФИО2 не состоит.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 года № 326-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия переименовано в Министерство социальной защиты Республики Карелия. Положение о Министерства социальной защиты Республики Карелия утверждено постановлением Правительства Республики Карелия от 25.10.2017 года № 374-П, соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 03.11.2017 за номером 2171001319905.

По состоянию на хх.хх.хх г. информация Администрации Олонецкого национального муниципального района и, установленные статьей 3.1. Закона Республики Карелия № 921-ЗРК документы для включения ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Министерство социальной защиты Республики Карелия, не поступали.

В соответствии с абз.1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» и п. 1 ст. 3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляется благоустроенное жилое помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.

В соответствии с п. 2 ст. 3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» список лиц, указанных в части 1 настоящей статьи формируется и ведется органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия, в государственной информационной системе уполномоченного органа. Список ведется в разрезе муниципальных районов и городских округов. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, включаются в список по месту жительства.

В соответствии с п. 8 ст. 3.1 Закона Республики Карелия орган местного самоуправления в течение 15 дней со дня поступления заявления рассматривает его, проверяет полноту и достоверность указанных в заявлении сведений, направляет в уполномоченный орган заявление и представление о включении ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список.

В соответствии с п. 12 ст. 3.1 Закона Республики Карелия уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня поступления документов, предусмотренных частями 5-10 настоящей статьи, проводит проверку сведений, содержащихся в указанных документах, и принимает решение: 1) о включении ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список; 2) об отказе во включении ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список.

Таким образом, из приведенных положений законов Российской Федерации и Республики Карелия следует, что включение в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется уполномоченным Правительством Республики Карелии органом, которым на основании постановления Правительства Республики Карелия от 26.09.2017года № 326-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» является Министерство социальной защиты и которое в соответствии с положением о Министерстве социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 08.07.2016 № 254-П обеспечивает представление мер по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных Законом Республики Карелия № 921-ЗРК, формирует список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в соответствии с законодательством Республики Карелия подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с законом Республики Карелия, включение лиц нуждающихся в жилых помещениях из числа рассматриваемой категории в список нуждающихся, предусматривает процедуру, которая предусматривает как деятельность администрации муниципального района по принятию заявления и проверке нуждаемости с вынесением соответственно заключения или представления, так и деятельность Министерства по проверке сведений предоставленных муниципальными образованиями и вынесении решения о включении или не включении в список лиц.

Истец обратилась в суд с иском о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, полагая, что после предоставления ей временного жилья она не была снята с учета нуждающихся и имеет право на включение в список лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.

Однако, истец документальных доказательств того, что она не была снята с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилья не предоставила. Пояснения свидетеля ФИО5 о том, что имеющееся у истца жилье было ей предоставлено как временное не подтверждено соответствующими доказательствами, при том, что ответчик и третье лицо утверждают об отсутствии у них сведений о том, что ФИО2 продолжает состоять на данном виде учета.

Данное обстоятельство ранее исследовалось судом при рассмотрении иска ФИО2 к администрации Олонецкого национального муниципального района о предоставлении жилого помещения, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору специализированного найма (гр. дело ), при рассмотрении которого ФИО2 предъявляла список учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Олонецком городском поселении, который не имеет каких-либо идентификационных признаков, в том числе даты его составления, имеющиеся в списке пометки не оговорены, доказательствами не подтверждены.

Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» определено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем в рамках рассмотрения дела судом было установлено, что в 1995 истцу было представлено жилое помещение по договору социального найма, в 2015 году истец обратилась к ответчику с заявлением о признании факта невозможности проживания в жилом помещении в связи с тем, что представленное ей жилое помещение на одно лицо менее учетной нормы площади жилого помещения. Данное обращение имело место после достижения истцом 23 летнего возраста, когда она уже утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, обращение истца в суд о включении ее в список лиц подлежащих обеспечению жильем имеющих статус лиц из числа детей -сирот и детей оставшихся без попечения родителей после достижения 23 летнего возраста является необоснованным, оснований для восстановления ФИО2 в списке лиц нуждающихся в жилых помещениях с учетом предоставления ей жилого помещения и отсутствия сведений о том, что данное жилое помещение было предоставлено временно не имеется. Документов о временном предоставлении жилья суду не представлено.

Как было указано в судебных актах по поводу обращения ФИО2 о предоставлении ей жилья как лицу обладающему статусом лица из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей истец не лишена возможности обратиться в администрацию надлежащего муниципального образования с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении, представляемом по договору социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ с целью улучшения своих жилищных условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Хольшев А.Н.

Мотивированное решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ составлено 12 апреля 2018 г.