ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-234/2021 от 17.03.2021 Гудермесского городского суда (Чеченская Республика)

Дело № 2-234/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2021 года г. Гудермес, ЧР

Гудермесский городской суд Чеченской Республики в составе:

председательствующего судьи - Тамакова Р.А.,

с участием: помощника прокурора <адрес> ЧР - ФИО2,

при секретаре - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> ЧР к МБДОУ «Детский сад «Беркат» <адрес> муниципального района» об обязании устранить допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> ЧР обратился в суд с заявлением, в порядке ст. 45 ГПК РФ, к МБДОУ «Детский сад «Беркат» <адрес> муниципального района» об обязании устранить допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции, мотивировав его тем, что во исполнение задания прокуратуры <адрес> в ходе надзора за исполнением закона о противодействии коррупции проведена проверка исполнения МБДОУ «Детский сад «Беркат» <адрес> муниципального района» (далее Учреждение) требований законодательства о противодействии коррупции, в том числе выполнения обязанности но предупреждению коррупции, в ходе которой установлено, что по ранее выявленным нарушениям закона, меры по их фактическому устранению не приняты.

Так, согласно п. 2, 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЭ «Об образовании в РФ» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании.

В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон -Ф3) органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации являются субъектами деятельности по противодействию коррупции.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона -Ф3 приоритетное Применение мер по предупреждению коррупции является одним из основных принципов противодействия коррупции в РФ.

В целях снижения коррупционной составляющей ст. 13.3 Федерального закона -Ф3 обязывает организации независимо от форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств принимать меры по предупреждению коррупции.

Согласно ст. 12.2 Федерального закона -Ф, если иное не установлено нормативными правовыми актами РФ, на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные для федеральных государственных служащих, проходящих службу в соответствующих федеральных государственных органах, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.

Положения антикорупционного законодательства и Гражданского кодекса РФ содержат запрет на дарение подарков лицам, замещающим государственные и Муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, работникам отдельных организаций, а также на получение ими подарков в связи с выполнением служебных (трудовых) обязанностей (ст.575 ГК РФ)

Исключением являются подарки, которые получены в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками, с другими официальными мероприятиями и подлежат сдаче.

Получение соответствующим лицом подарка в иных случаях является нарушением запрета, создаёт условия для возникновения конфликта интересов, ставит под сомнение объективность принимаемых им решений, а также влечёт ответственность, предусмотренную законодательством, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия, а в случае, когда подарок расценивается как взятка - уголовную ответственность.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации (далее - Типовое положение).

Согласно п. 6 Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ на ряду с государственными и муниципальными органами исполнительной власти рекомендовано организациям, созданным Российской ФИО1 на основании федеральных законов, организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, разработать и утвердить порядок сообщения о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, его сдачи, оценки и реализации (выкупа) на основании Типового положения, утвержденного настоящим постановлением.

В соответствии с п.п. 4 и 5 Положения служащие и работники обязаны уведомлять обо всех случаях получения подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, не позднее 3 рабочих дней со дня его получения (в случае если подарок получен во время служебной командировки - со дня возвращения лица из служебной командировки) в уполномоченное структурное подразделение организации" в которых указанные лица осуществляют трудовую деятельность.

Согласно п.п. 13 и 14 разъяснений Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ, данным по отдельным вопросам, связанным с применением Типового положения, уведомление регистрируется в журнале регистрации уведомлений о получении подарка, который прошивается, нумеруется и скрепляется печатью государственного (муниципального) органа, организации.

После подачи уведомления у должностного лица останется один экземпляр поданного им уведомления с отметкой о его регистрации (п. 6 Типового положения).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования и науки РФ, в целях оказания консультативной и методической помощи образовательным (научным) организациям, направлены методические рекомендации по организации работы 15 образовательных (научных) организациях, подведомственных Минобрнауки России по предупреждению коррупции, согласно которым в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона -ФЭ с ДД.ММ.ГГГГ на образовательные (научные) организации, созданные для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки РФ (далее - организации) возлагаются обязанности по принятию мер по предупреждению коррупции.

Пунктом 19 данных рекомендаций предусмотрено, что в соответствии со статьей 12.2 Федерального закона -ФЭ на работников организации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные для федеральных государственных служащих, а также, что в соответствии со статьей 349.2 Трудового кодекса РФ на работников организации распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом - ФЗ и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.

Между тем, проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства Учреждением не разработан и не утвержден порядок сообщения работниками о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, его сдачи, оценки и реализации (выкупа), а также не обеспечено заведение и последующее ведение журнала регистрации уведомлений о получении работником подарка.

Аналогичная проверка прокуратурой района была проведена в ноябре 2020 года, по результатам которой в адрес заведующей Учреждения было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

В ходе настоящей проверки установлено, что ранее выявленные нарушения закона Учреждением по настоящее время не устранены.

Непринятие вышеуказанных мер по противодействию коррупции делает невозможным исполнение требований закона о противодействии коррупции и неисполнимыми функции государства в сфере борьбы с коррупцией, что в целом негативно влияет на реализацию антикоррупционной политики государства, а следовательно, нарушает интересы Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц.

Помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО2 в судебном заседании, заявление поддержал, и просил удовлетворить его по изложенным в нём доводам и основаниям.

Ответчик – заведующая МБДОУ «Детский сад «Беркат» <адрес> муниципального района, ФИО4, надлежащим образом извещённая о дне и месте проведения судебного заседания на процесс не явилась, поступило заявление от представителя ответчика ФИО5 в котором просит рассмотреть данное гражданское дело по иску прокурора в их отсутствие.

Изложенные, в заявлении прокурора <адрес>, обстоятельства подтверждаются:

- копией Устава МБДОУ «Детский сад «Беркат» <адрес> муниципального района»;

- копией справки о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ;

- письменным объяснением заведующей МБДОУ «Детский сад «Беркат» <адрес> муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, дав им надлежащую правовую оценку, суд находит исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению, по основаниям, изложенным в нем.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

1. Заявление прокурора <адрес> ЧР к МБДОУ «Детский сад «Беркат» <адрес> муниципального района» об обязании устранить допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции, удовлетворить.

2. Обязать «Детский сад «Беркат» <адрес> муниципального района» разработать и утвердить порядок сообщения работниками о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, его сдачи, оценки и реализации (выкупа), а также обеспечить заведение и последующее ведение журнала регистрации уведомлений о получении работником подарка.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гудермесский городской суд.

Председательствующий подпись.

Копия верна:

Судья Гудермесского

городского суда ЧР: Р.А. Тамаков