УИД: 78RS0001-01-2021-002619-19
Дело № 2-234/2022 03 февраля 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Дугиной Н.В.,
при секретаре Ходовой М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга к ФИО1 об обязании демонтировать оборудование на фасаде многоквартирного дома,
установил:
Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО1 с требованиями об обязании демонтировать оборудование на фасаде многоквартирного дома.
В обоснование иска истец указывает, что Приказом КГИОП от 20.02.2001 N 15 "Об утверждении Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность", здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, 8-я линия В.О., д.43, отнесено к выявленным объектам культурного наследия "Дом А.И.Кракау". Собственником нежилого помещения ... является ФИО1 В ходе проведения 25.03.2021 проверки отделом потребительского рынка администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга было выявлено, что собственником нежилого помещения 5-Н, расположенного по адресу: ... самовольно, без соответствующей разрешительной документации, произведена установка воздухоотводов (в количестве 1 шт.) на фасаде многоквартирного дома (далее - МКД). Указанное оборудование установлено незаконно, что существенно нарушает права и интересы собственников жилых помещений МКД по указанному адресу, а также нарушает целостность фасада. По результатам проверки администрацией Василеостровского района Санкт-Петербурга ответчику направлялось уведомление от 25.03.2021 с требованием в течении 20 дней демонтировать оборудование, установленное без разрешительных документов, требования администрации до настоящего времени ответчиком не исполнены, что подтверждается актом обследования от 16.04.2021 года. КГИОП разрешения на установку на объекте культурного наследия, расположенного по ... дополнительного оборудования не выдавал, действия ответчика противоречат требования действующему законодательству в области охраны объектов культурного наследия.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 12 Устава Санкт-Петербурга в ведении Санкт-Петербурга находится собственность Санкт-Петербурга и управление ею.
В соответствии с пунктом 3 статьи 71 Устава Санкт-Петербурга от имени Санкт-Петербурга права собственника осуществляют органы государственной власти Санкт-Петербурга з рамках их компетенции, установленной настоящим Уставом и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов, а также иные лица в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 3.13.18 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, к полномочиям администрации района отнесены, в том числе, в соответствии с действующим законодательством осуществлять полномочия Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Таким образом, учитывая то, что в доме, расположенном по адресу: ... имеется государственная собственность Санкт-Петербурга - 63/109 доли в праве общей долевой собственности на квартиру XXX администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга является представителем собственника имущества в доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ..., а также то обстоятельство, что администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга не давала своего согласия на размещение дополнительного оборудования на фасаде многоквартирного дома, истец обращается в суд за защитой нарушенного права.
Представитель администрации Василеостровского района ФИО2, действующая по доверенности №01-22-2384/21-0-0 от 20.07.2021 года, сроком до 31.12.2021г. в судебное заседание явилась, доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание явилась, пояснила, что установка воздухоотвода согласована, система вентиляции затрагивает общее имущество в многоквартирном доме, но не уменьшает размер общего имущества. Ранее поясняла, что 07 декабря 2021 года по ее инициативе было проведено собрание, которым было согласовано установка вытяжных систем и кондиционеров на фасаде дома.
Представитель ответчика ООО «Толстый Фраер-2»: ФИО3, действующий по доверенности по передоверию XXX в судебное заседание явился, исковые требования не признал, указал на то, что проект перепланировки был согласован со всеми государственными органами и лица, чьи права затрагивала перепланировка, в том числе было получено согласие собственников МКД; ответчиком было организовано и проведено внеочередное общее собрание собственников МКД, в котором приняло участие 34 собственника, что составляет 80.11% голосов от общего числа голосов МКД; по итогам которого 74.80% голосов было отдано за разрешение установки вентиляции, кондиционеров и использования общего имущества для этих нужд, при этом 5,25% голосов было против. В связи с чем, полагал, что основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.
Учитывая, что для установки спорного оборудования достаточно не менее 2/3 от общего числа голосов, ответчики считают, что имеется согласие собственников МКД на установку(сохранение) установленного спорного оборудования (элементов благоустройства).
Третье лицо - Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в судебное заседание не явились, извещались в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
28.05.2021 года от Комитета поступили возражения на исковое заявление, в которых указывается на то, что до настоящего времени для получения задания, согласования проектной документации, получения разрешения на проведение работ ответчик в КГИОП не обращалась, тем самым работы по монтажу воздухооотвода на фасаде дома выполнены в нарушение требований ст. 45 Закона № 72-ФЗ ( том 1 л.д. 26-27).
В силу ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания.
Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", по смыслу ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации под получением первого судебного извещения или первого судебного акта лицом, участвующим в деле, иным участником процесса следует понимать получение, в том числе по электронной почте, судебного извещения либо вызова в предварительное судебное заседание, судебное заседание и (или) копии определения по делу (например, определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, назначении времени и места судебного заседания, об отложении судебного разбирательства).
С учетом требований ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ сведения о времени и месте проведения судебного заседания размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Василеостровского районного суда, сведений об уважительности причин неявки третье лицо не представил, в связи с чем, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета.
Заслушав доводы и пояснения представителя истца, ответчика, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующему.
Приказом КГИОП от 20.02.2001 N 15 "Об утверждении Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность", здание, расположенное по адресу: ... отнесено к выявленным объектам культурного наследия "Дом А.И.Кракау".
Как следует из материалов дела и установлено судом, собственником нежилого помещения ...., расположенного то адресу: Санкт-Петербург,8-я линия ... является ФИО1( том 1 л.д. 24)
В ходе проведения 25.03.2021 года проверки администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга было выявлено, что собственником нежилого помещения 5-Н, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ..., самовольно, без соответствующей разрешительной документации, произведена установка воздухоотводов (в количестве 1 шт.) на фасаде многоквартирного дома (далее - МКД), о чем составлен акт ( том 1л.д. 6).
По результатам проверки администрацией Василеостровского района Санкт-Петербурга ответчику направлялось уведомление от 25.03.2021 с требованием в течении 20 дней демонтировать оборудование, установленное без разрешительных документов, требования администрации до настоящего времени ответчиком не исполнены, о чем 16.04.2021 года составлен акт ( том 1 л.д. 8, 14).
Как следует из материалов дела, собственником нежилого помещения - ФИО1 организовано и проведено внеочередное общее собрание собственников МКД, в котором, кака следует из протокола собрания от 07 декабря 2021 года, приняло участие 34 собственника, что составляет 80.11% голосов от общего числа голосов МКД; по итогам голосования 74.80% голосов было отдано за разрешение установки вентиляции, кондиционеров и использования общего имущества для этих нужд, при этом 5,25% голосов было против.( том 1 л.д. 45-47).
Вышеперечисленные письменные доказательства судом проверены, признаны относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами по делу.
В соответствии со ст. 29 ЖК РФ, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Собственник помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 19 Правил пользования жилым помещением, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года N 25, собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу подп. "в" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Переустройством помещения считается установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, а перепланировкой - изменение конфигурации помещения. В обоих случаях такие изменения требуют внесения изменений в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (ч. 1, 2 ст. 25 ЖК РФ). Таким образом, например, перенос перегородок, дверных проемов в помещении являются перепланировкой, тогда как прокладка новых или замена старых электрических сетей, подводящих и отводящих трубопроводов является переустройством помещения.
Согласно п. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 71 Устава Санкт-Петербурга от имени Санкт-Петербурга права собственника осуществляют органы государственной власти Санкт-Петербурга з рамках их компетенции, установленной настоящим Уставом и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов, а также иные лица в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 3.13.18 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, к полномочиям администрации района отнесены, в том числе, в соответствии с действующим законодательством осуществлять полномочия Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Таким образом, учитывая то, что в доме, расположенном по адресу: ... имеется государственная собственность Санкт-Петербурга - XXX в праве общей долевой собственности на квартиру XXX администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга является представителем собственника имущества в доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ... и имеет полномочия для обращения в суд в связи с нарушением прав.
Процедура согласования переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме регулируется гл. 4 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (пункт 1).
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование (пункт 4).
В частности, для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса (пункт 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Так, согласно п. 2. ст 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Непредставление определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя, является основанием к отказу в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в силу пункта 1 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судом истребованы сведения из МВК администрации Василеостровского района, из которых следует, что в составе проектной документации на рассмотрение Комиссии были представлены документы и материалы: архитектурно-планировочное задание на проектирование и размещение объекта благоустройства и оборудования городской среды Комитета по градостроительства и архитектуре на согласование дополнительного оборудования на фасаде (кондиционера). Данное задание согласовано в установленном порядке Управлением благоустройства и городского ландшафта 25.10.2007 и КГИОП 31.01.2008; справка КГИОП о статусе здания от 28.01.2008; санитарно-эпидемиологического заключение от 09.04.2009 № XXX; согласование администрации от 02.11.2007 № 18-880; экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта перепланировки нежилых помещений под предприятие общественного питания от 02.04.2007 № 78.01.0470-04.000.Т67; согласование отдела государственного пожарного надзора Василеостровского района от 19.01.2007 №пр.-62; акт первичного обследования вентиляционных каналов (форма № 1); свидетельство о государственной регистрации права на помещение.
Согласно поступившим сведениям, представленный проект 15.04.2008 года был Комиссией согласован.
Судом, на основании представленных документов, установлено, что ФИО1 выполнила установленный законом порядок проведения перепланировки и переустройства нежилого помещения, предоставила соответствующие документы для согласования, проект был согласован комиссией МВК 15.04.2008 года, работы ( монтаж и оборудование системы) приняты по акту приема-передачи 21 июля 2008 года ( том 2 л.д. 25), а также были составлены акты освидетельствования скрытых работ ( л.д. 26-35).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 246 Гражданского кодекса Российской Федерации, 36, 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, с учетом установленных по делу обстоятельств, учитывая то, что в ходе рассмотрения дела установлено, наличие факта согласования проекта установки вентиляционного оборудования в МВК администрации Василеостровского района, таким образом, произведенные работы выполнены в соответствии с утвержденным проектом, суд полагает возможным требования Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга к ФИО1 об обязании демонтировать оборудование на фасаде многоквартирного дома оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 57, 167,173 103, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга к ФИО1 об обязании демонтировать оборудование на фасаде многоквартирного дома,- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 10 марта 2022 года.