ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2350/20 от 01.04.2021 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2-368/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 апреля 2021 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Саая В.О., при секретаре судебного заседания Халааран Ш.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства,

с участием старшего помощника прокурора г. Кызыла Ынаалай О.О., представителя ответчика ФИО8., представителя третьего лица ФИО6,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточнения обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства. В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Кызыла в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка устранения выявленных ранее прокуратурой Республики Тыва нарушений в исправительном учреждении ИУФИЦ ФКУ КП-3 УФСИН России по РТ (далее ИУФИЦ). В нарушение требований норм закона, изоляция осужденных к принудительным работам от осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в колонии-поселении, полностью не обеспечена, ИУФИЦ не имеет отдельного входа и располагается на внутренней территории колонии-поселения. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований ст. 60.5 УИК РФ и приказа Минюста РФ «Об утверждении примерных норм положенности мебели, оборудования, инвентаря и предметов хозяйственного обихода исправительных центров» № 1098 от 21 ноября 2017 года (далее Приказ № 1098 от 21 ноября 2017 года) в здании и помещениях ИУФИЦ отсутствует: помещение для нарушителей, а также комната для оформления лиц, прибывших в учреждение, комната дежурной смены и пункт по пропуску лиц на территорию исправительного центра; помещение для проведения воспитательной работы с осужденным самостоятельных занятий и досуга; помещение для проведения религиозных обрядов (церемоний). В нарушение требований п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25 апреля 2012 года в здании ИУФИЦ не проведена проверка качества состояния огнезащитной обработки (пропитки) кровли. В нарушение требований ст. 60.5 УИК РФ и Приказа № 1098 от 21 ноября 2017 года в здании и помещениях УФИЦ ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Тыва отсутствует помещение для стирки, сушки и глажения одежды, а также помещение для сушки обуви (смежное). Таким образом, нарушая требования действующего законодательства, не принимая меры по устранению выявленных нарушений ИУФИЦ ФКУ КП-3 УФСИН России по РТ создает угрозу для жизни и здоровья лиц, работающих и содержащихся в колонии. ИУФИЦ ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Тыва является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц (сотрудников и осужденных, состав которых постоянно меняется), в связи с чем, исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, так как определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным. В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности натуре.

Просит обязать ответчика устранить выявленные нарушения закона путем выполнения следующих мероприятий: произвести разделение территории колонии-поселения с территорией ИУФИЦ путем установки ограждения и отдельного входа в здание; выделить и оборудовать помещение для нарушителей; выделить и оборудовать комнату для оформления лиц, прибывших в учреждение; выделить и оборудовать комнату дежурной смены; выделить и оборудовать пункт по пропуску лиц на территорий исправительного центра; выделить и оборудовать помещение для проведения воспитательной работы с осужденными, самостоятельных занятий и досуга; выделить и оборудовать помещение для проведения религиозных обрядов (церемоний); провести проверку качества состояния огнезащитной обработки (пропитки) кровли; выделить и оборудовать помещение для стирки, сушки и глажки одежды; выделить и оборудовать помещение для сушки обуви (смежное).

Не согласившись с исковыми требованиями, представитель ответчика подал возражения, где указал, что каких-либо ограничений по расположению на внутренней территории в приказе Минюста России от 08.04.2014 № 67 не содержится. В штате ИУФИЦ не предусмотрено наличие должности оперативного дежурного, следовательно, не должно быть комнаты для оформления лиц, прибывших в учреждение, комнаты дежурной смены и пункт по пропуску лиц на территорию исправительного центра, поскольку данные помещения входят в состав помещения оперативного дежурного исправительного центра. Помещение для проведения воспитательной работы с осужденными, самостоятельных занятий и досуга в ИУФИЦ есть. Помещение для религиозных обрядов отсутствует, ведется работа по получению дополнительных помещений. В иске не обоснованы два требования о выделении помещений для стирки, сушки и глажки одежды и сушки обуви (смежное). Отсутствие финансирования на строительство дополнительных помещений является обстоятельством, не зависящим от КП-3, которая не может самостоятельно решать вопрос о проектировании и строительстве дополнительных комнат длительных свиданий.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кызыла Ынаалай О.О. поддержала уточненные исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям, пояснив, что выявленные нарушения не устранены по настоящее время.

Представитель ответчика ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Тыва ФИО9, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что ограждение есть, отдельный вход будет установлен, на установку КПП выделены денежные средства, это и есть первый пункт требований, комнаты для дежурной смены, для воспитательной работы имеются, остальные пункты не регламентируются нормативными актами.

Представитель третьего лица УФИЦ ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Тыва ФИО6, действующий по доверенности, не согласился с иском. Представил письменную справку, где указал, что к исполнению были предложены ряд мероприятий по устранению нарушения закона, в том числе (выделить и оборудовать пункт по пропуску лиц на территорию исправительного центра), по данному пункту мероприятий проделана следующая работа: с УФСИН России по Республике Тыва ДД.ММ.ГГГГ поступили лимиты бюджетных обязательств за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. на приобретение строительных материалов для капитального ремонта КПП здания УФИЦ. Произведено освоение данных средств, осуществлена закупка необходимых материалов на поступившую сумму, ведется работа по строительству КПП по пропуску лиц на территорию исправительного центра. Работа по строительству КПП по пропуску лиц на территорию исправительного центра будет завершена в текущем году.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 60.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ), осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.

В соответствии с ч. 2 ст. 74 УИК РФ, исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима. В исправительных колониях могут создаваться изолированные участки с различными видами режима, а также изолированные участки, функционирующие как тюрьма. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Приказом ФСИН России от 21.11.2017 № 1098 «Об утверждении примерных норм положенности мебели, оборудования, инвентаря и предметов хозяйственного обихода исправительных центров» (далее Приказ № 1098) утверждены примерные нормы положенности мебели, оборудования, инвентаря и предметов хозяйственного обихода исправительных центров согласно приложению.

Согласно п. 21 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»), руководитель организации обеспечивает устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Кызыла во исполнение требований ст. 33 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и требований приказа Генерального прокурора РФ № 6 «Об организации надзора за соблюдением законов администрации органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания» в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка устранения выявленных ранее прокуратурой Республики Тыва нарушений в исправительном учреждении ИУФИЦ ФКУ КП-3 УФСИН России по РТ (далее ИУФИЦ).

Согласно справке о результатах исполнения поручения по устранению нарушений в ИУФИЦ КП-3 УФСИН России по Республике Тыва, составленной заместителем прокурора г. Кызыла ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени не устранены следующие нарушения: - изоляция осужденных к принудительным работам от осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в колонии-поселении, полностью не обеспечена, ИУФИЦ не имеет отдельного входа и располагается на внутренней территории колонии-поселения; - отсутствует помещение для нарушителей, комната для оформления лиц, прибывших в учреждение, комната дежурной смены и пункт по пропуску лиц на территорию исправительного центра, помещение для проведения воспитательной работы с осужденным самостоятельных занятий и досуга, помещение для проведения религиозных обрядов (церемоний); - в здании ИУФИЦ не проведена проверка качества состояния огнезащитной обработки (пропитки) кровли; - отсутствует помещение для стирки, сушки и глажки одежды; - помещение для сушки обуви (смежное).

В соответствии с Положением об изолированном участке, функционирующем как исправительный центр ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Тыва, утвержденному приказом ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Тыва ДД.ММ.ГГГГ, ИУФИЦ – это специальное учреждение уголовно-исполнительной системы, предназначенное для исполнения уголовных наказаний в виде принудительных работ (п. 1). ИУФИЦ возглавляет начальник ИУФИЦ, который подчиняется начальнику ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Тыва (п. 4). Основные задачи ИУФИЦ состоят в создании осужденным условий отбывания наказания в соответствии с установленными нормами и требованиями международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (п. 15). Обеспечении правопорядка и законности в ИУФИЦ, обеспечении безопасности содержащихся в нем осужденных, а также сотрудников и гражданского персонала УИС, должностных лиц и граждан, находящихся на территории ИУФИЦ (п. 16). Основными функциями ИУФИЦ являются осуществление приема, размещения и содержания осужденных в соответствии с установленными нормами и требованиями (п. 17). Соблюдение прав человека (п. 19).

В подтверждение своих доводов о частичном устранении выявленных нарушений стороной ответчика представлены: государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Тыва и ТРО ООО «ВДПО», на выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций кровли здания <данные изъяты> этажного административного здания по <адрес>; огнезащитной обработке деревянных конструкций кровли здания УФИЦ по <адрес>; огнезащитной обработке деревянных конструкций кровли здания ПОШ по <адрес>, на сумму <данные изъяты> руб.

Также из пояснений представителя следует, что с УФСИН России по Республике Тыва ДД.ММ.ГГГГ поступили лимиты бюджетных обязательств за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. на приобретение строительных материалов для капитального ремонта КПП здания УФИЦ. После поступивших денежных средств произведено освоение данных средств, осуществлена закупка необходимых материалов на поступившую сумму, ведется работа по строительству КПП по пропуску лиц на территорию исправительного центра. Работа по строительству КПП по пропуску лиц на территорию исправительного центра будет завершена в текущем году.

Таким образом, из представленных ответчиком доказательств следует, что в настоящее время ответчиком устранены такие нарушения как: выделить и оборудовать пункт по пропуску лиц на территорию исправительного центра; провести проверку качества состояния огнезащитной обработки (пропитки) кровли.

Поскольку на момент рассмотрения дела установлено, что выявленные в результате проверки нарушения законодательства частично устранены, то иск в данной части: выделить и оборудовать пункт по пропуску лиц на территорию исправительного центра; провести проверку качества состояния огнезащитной обработки (пропитки) кровли – не подлежит удовлетворению.

Порядок создания при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы изолированных участков, функционирующих как исправительные центры, утвержден Приказом Минюста России от 08.04.2014 № 67 «Об утверждении Порядка создания при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы изолированных участков, функционирующих как исправительные центры». Согласно данному порядку каких-либо ограничений по расположению на внутренней территории не содержится. Кроме того из пояснений представителя ответчика следует, что ограждение территории колонии-поселения с территорией ИУФИЦ имеется, отдельный вход в здание это и есть капитальный ремонт КПП здания УФИЦ. В связи с чем, требование произвести разделение путем установки ограждения и отдельного входа в здание также подлежит оставлению без удовлетворения.

Между тем, в материалы дела ответчиком не представлено доказательств устранения остальных указанных в справке нарушений, а именно: выделить и оборудовать помещение для нарушителей; выделить и оборудовать комнату для оформления лиц, прибывших в учреждение; выделить и оборудовать помещение для проведения религиозных обрядов (церемоний); выделить и оборудовать помещение для стирки, сушки, глажки одежды; выделить и оборудовать помещение для сушки обуви (смежное). При этом устранение данных нарушений не обусловлено проектированием и строительством дополнительных помещений, в связи с чем не могут быть приняты во внимание доводы представителей об отсутствии финансирования на строительство помещений.

В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории РФ, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Поскольку при осуществлении прокурорского надзора выявлено нарушение законодательства Российской Федерации, прокурор, в целях устранения нарушений действующего законодательства вправе обратиться в суд с соответствующим иском в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные нормы закона, нормативно-правовые акты, суд приходит к выводу о том, что, нарушая требования действующего законодательства, не принимая меры по устранению выявленных нарушений создается угроза для жизни и здоровья лиц, работающих и содержащихся в колонии, в связи с чем, признает обоснованным иск прокурора в части, возложив обязанность на ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Тыва принять меры, а именно: выделить и оборудовать помещение для нарушителей; выделить и оборудовать комнату для оформления лиц, прибывших в учреждение; выделить и оборудовать помещение для проведения религиозных обрядов (церемоний); выделить и оборудовать помещение для стирки, сушки, глажки одежды; выделить и оборудовать помещение для сушки обуви (смежное).

В целях обеспечения реального исполнения решения, с учетом мнения участвующих лиц, суд устанавливает срок его исполнения – в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва» о возложении обязанности устранить нарушения удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва» в течение <данные изъяты> месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

выделить и оборудовать помещение для нарушителей;

выделить и оборудовать комнату для оформления лиц, прибывших в учреждение;

выделить и оборудовать помещение для проведения религиозных обрядов (церемоний);

выделить и оборудовать помещение для стирки, сушки, глажки одежды;

выделить и оборудовать помещение для сушки обуви (смежное).

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено 8 апреля 2021 года.

Судья В.О. Саая