Дело №...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«23» сентября 2020 года г. Новосибирск
Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи - Рыбаковой Т.Г.
При секретаре - Агаджанян К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании недействительным решения и возложении обязанности признать нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась суд с иском к администрации Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с требованиями о признании недействительным решения и возложении обязанности признать нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований указала, что ФИО1 является одиноким родителем ФИО2
Для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы, истцом ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации подано заявление о признании молодой семьи истца нуждающейся в улучшении жилищных условий для включения в состав участников данной подпрограммы.
По итогам рассмотрения заявления ответчиком истцу вручено уведомление об отказе в признании ее семьи нуждающейся в жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ее семья зарегистрирована в доме по адресу: <адрес>, общей площадью 145,10 кв.м. Общее количество зарегистрированных по вышеуказанному адресу – 5 человек. Уровень обеспеченности общей площадью для данной семьи выше учетной нормы.
Истец полагает указанный отказ незаконным, поскольку по данному адресу она только зарегистрирована, в указанном доме не проживает, фактически проживает по адресу: <адрес> Регистрация семьи истца по адресу: <адрес> обусловлена отсутствием возможности оформить постоянную регистрацию по иному другому адресу, в том числе, по адресу фактического места жительства.
Учитывая изложенное, просит суд решение администрации Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области №... от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании семьи ФИО1 нуждающейся в жилом помещении отменить. Обязать ответчика признать семью ФИО1 и ее дочери ФИО2 нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдать соответствующую справку не позднее 5 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате госпошлины в размере ... руб.
Истец – ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что дом по адресу: <адрес> принадлежит ее родителям, с которыми она не ведет совместное хозяйство и не проживает.
Ответчик – администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, в судебное заседание явку представителя не обеспечили, извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы истца, суд считает исковое заявление необоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления уполномочены обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем использования бюджетных средств на улучшение жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 ЖК РФ установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (статья 54 названного закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №... (ред. от 30.01.2019г. №...) была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, в состав которой включалась подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей » на 2015 - 2020 годы, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2017г. №... (ред. от 24.12.2018г.) «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации» реализация федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №..., прекращена досрочно с ДД.ММ.ГГГГг., имея в виду, что реализация мероприятий указанных программ будет осуществляться в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включенной в перечень, в составе которого поименована государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждена Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ№... (вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГг.).
На основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№..., Раздел «Основное мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей » государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» - утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с разделом III «Особенности механизма реализации Программы и управления Программой», утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) - молодые семьи смогут улучшить жилищные условия в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» Программы. Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается приложением №... к настоящим особенностям.
Приложением №... к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» (далее в тексте – Правила).
Условия предоставления жилья молодым семьям закреплены в данных Правилах.
Согласно п.6 Правил - участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№..., от ДД.ММ.ГГГГ№...);
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 7 тех же Правил (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№..., от ДД.ММ.ГГГГ№...) - в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГг. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма закреплены в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Статья 51 Жилищного кодекса РФ содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 ЖК РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащим им на праве собственности.
Судом установлено, что согласно свидетельству о рождении серии III-ET №... от ДД.ММ.ГГГГФИО1 является матерью несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В графе отец стоит прочерк. (л.д. 7)
Как пояснила истец, членом ее семьи является дочь ФИО2 Иные члены семьи отсутствуют.
Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетной нормы), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. (ч.5 ст.50 ЖК РФ).
Согласно положениям ст. 26.3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» - органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно постановлению Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области №... от ДД.ММ.ГГГГ, минимальный размер площади жилого помещения для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, составляет 12 кв.м. 1 человека. (л.д. 37)
Для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, истцом ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации подано заявление о признании молодой семьи истца нуждающейся в улучшении жилищных условий для включения в состав участников данной подпрограммы. (л.д. 8)
По итогам рассмотрения заявления ответчиком истцу вручено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании ее семьи нуждающейся в жилом помещении. (л.д. 9)
Протоколом заседания комиссии по признанию граждан нуждающимися в жилом помещении и постановки на учет №... от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что семья ФИО1 зарегистрирована в доме по адресу: <адрес> общей площадью 145,10 кв.м. Общее количество зарегистрированных по вышеуказанному адресу – 5 человек. Уровень обеспеченности общей площадью для данной семьи выше учетной нормы. (л.д. 10)
Представленными в материалы дела доказательствами установлено, что дом по адресу: <адрес>, принадлежит родителям ФИО1 – ФИО3, ФИО4 (л.д. 11-16, 17)
Истец не оспаривала факт ее регистрации и регистрации ее дочери в жилом помещении по адресу: <адрес>
Паспортом гражданина РФ ФИО1 подтверждается, что она зарегистрирована по адресу: <адрес>
На основании изложенного, установлено, что доля площади жилого помещения, в доме, расположенном по адресу: по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, <адрес>, на каждого члена семьи (5 человек) составляет 29 кв. м.
Таким образом, у администрации Новолуговского сельсовета не было оснований для признания семьи заявителя ФИО1 нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ, в связи с чем, суд считает отказ администрации Новолуговского сельсовета ФИО1 в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, улучшении жилищных условий, обоснованным.
Таким образом, заявленные исковые требования истца ФИО1 в части отмены решения администрации Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области №... от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании семьи ФИО1 нуждающейся в жилом помещении, не подлежат удовлетворению.
Следовательно, у суда нет оснований к возложению на администрацию Новолуговского сельсовета обязанности осуществить постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи ФИО5.
Довод заявителя о том, что она в указанном доме не проживает, фактически проживает по адресу: <адрес>, дом принадлежит ее родителям, с которыми она не ведет общее хозяйство, не является юридически значимым в рамках рассмотрения настоящего судебного спора, поскольку судом достоверно установлен факт регистрации истца в жилом доме по адресу: <адрес>
Тогда как обязательным условием участия в Программе является признание претендента нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, содержащимся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в силу части 2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ члены семьи собственника имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Однако, судом установлено, что такого соглашения заключено не было.
Доказательства того, что истец ФИО1 и член ее семьи – ФИО2 признаны утратившими право пользования жилым помещением, в противоречие ст. 56 ГПК РФ суду не представлены, в связи с чем, суд считает, что истец и ее семья имеет равное с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением, а доказательств того, что жилое помещение не пригодно для проживания, суду не представлено.
Таким образом, обеспеченность молодой семьи ФИО1, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи не ниже учетной нормы, установленной постановлением Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области №... от ДД.ММ.ГГГГ.
Основываясь на нормах действующего законодательства, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.
Основания для взыскания с ответчика в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины, в порядке ст. 98 ГПК РФ, также отсутствуют ввиду отказа в удовлетворении основного искового требования.
Руководствуясь ст.ст.194-196 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании недействительным решения и возложении обязанности признать нуждающейся в жилом помещении – отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Новосибирского областного суда через Новосибирский районный суд в течение месяца.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Т.Г. Рыбакова