ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2350/2021 от 01.07.2021 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 2-2350/2021(23RS0037-01-2020-007918-63)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01июля 2021года г. Новороссийск

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Головин А.Ю.,

при секретаре Пищухиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлениюОзговичМоминеЮнусовнык КБ "Ренессанс Кредит" (ООО) о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в суд с иском к КБ "Ренессанс Кредит" (ООО) о защите прав потребителя.

В обоснование иска указано, 20.08.2018г. между ООО КБ «Ренессанс Кредит» и ФИО4 был заключен кредитный договор . В соответствии п/п индивидуальных условий кредитного договора общая сумма кредита составляет 380 432 (триста восемьдесят тысяч четыреста тридцать два) рубля. П/п 2 индивидуальных условий кредитного договора срок действия кредитного договора до полного исполнения сторонами своих обязательств. Срок кредита в месяцах 60. П/п 4 индивидуальных условий кредитного договора процентная ставка в процентах годовых составляет 20,00%.П/п 18 индивидуальных условий кредитного договора плата за подключение к услуге «SMS-оповещение» на срок до полного погашения кредита составила 1 800 (одна тысяча восемьсот) рублей единовременно.П/п 19 индивидуальных условий кредитного договора плата за подключение Сервис-Пакета «Удобный» составила 3 000 (три тысячи) рублей единовременно.Согласно п. 2.1. кредитного договора банк обязуется предоставить клиенту кредит в размере и на условиях кредитного договора, зачислить предоставленный клиенту кредит на счет.П. 2.1.1. Банк обязуется перечислить со счета часть кредита в размере 73 632 (семьдесят три тысячи шестьсот тридцать два) рубля для оплаты страховой премии страховщику ООО СК «Согласие-Вита» по добровольно заключенному Клиентом договору страхования жизни.П. 2.1.2. кредитного договора предусмотрено, что по желанию клиента банк предоставляет клиенту услугу «SMS-оповещение» сроком до полного погашения кредита. Клиент обязан уплатить банку комиссию за подключение к данной услуге. Банк вправе списать со Счета часть Кредита в размере 1 800 руб. в оплату указанной комиссии в соответствии с условиями настоящего кредитного договора и договора счета.П. 2.1.3. кредитного договора предусмотрено, что по желанию клиента банк предоставляет клиенту услугу Сервис-Пакет «Удобный». Клиент обязан уплатить Банку комиссию за подключение к Сервис-Пакету «Удобный». Банк вправе списать со счета часть кредита в размере 3 000 руб. в оплату указанной комиссии в соответствии с условиями настоящего кредитного договора и договора счета.На предложенных условиях договор страхования жизни заключен в момент заключения кредитного договора.Согласно приходного кассового ордера от 27.05.2019г., была внесена сумма 350 159 (триста пятьдесят тысяч сто пятьдесят девять) рублей и задолженность по кредитному договору от 20.08.2018г была погашена в полном объеме, задолженность по указанному кредитному договору отсутствует. 20.08.2018г. (день заключения кредитного договора)ФИО4 обратилась в адрес КБ «Ренессанс Кредит» с заявлением, в котором просилаотключить от Программы страхования и расторгнуть договор страхования, а также отключить от услуги «SMS-оповещение», Сервис-Пакет «Удобный» и вернуть денежные средства. Заявление принято на официальном бланке ООО КБ «Ренессанс Кредит» за подписью сотрудника банка. Заявление оставлено без рассмотрения. 10.09.2018г. ФИО4 обратилась в адрес ООО КБ «Ренессанс Кредит» с претензией о возврате денежных средств, оплаченных за услугу страхования, «SMS-оповещение», Сервис-Пакет «Удобный». Претензия принята за подписью сотрудника банка, которая оставлена без рассмотрения.

02.10.2018г. ФИО4 повторно обратилась в адрес ООО КБ «Ренессанс Кредит» с претензией о возврате денежных средств, оплаченных за услугу страхования, «SMS-оповещение», Сервис-Пакет «Удобный». Претензия принята за подписью сотрудника банка, которая оставлена без рассмотрения.

Просит суд взыскать с ответчика в свою пользу: страховую премию 73 632 рубля, денежные средства з- денежные средства, оплаченные за подключение к услуге «SMS-оповещение» в размере 1 800 рублей; - денежные средства, оплаченные за подключение Сервис-Пакета «Удобный» в размере 3 000 рублей;

- денежные средства (оплата по завышенным процентам) в размере 12 200 рублей; - неустойку (пени), предусмотренная ст. 395 ГК РФ в размере 10921 рубль; - денежную компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей; штраф в размере 50% от взысканной суммы.

Представитель истца, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца и его представителя, в котором просит в исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен, представил письменное возражение относительно искового заявления, в котором просит в исковых требованиях отказать, рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Представитель третьего лица в заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен, об уважительности неявки суду не сообщил.

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащие удовлетворению частично по следующим основаниям.

В силу ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 г. №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», пунктом 1 ст. 1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом о Защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

Согласно ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).

Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. В случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица.

Согласно п. 2 ст. 935 ГК РФ обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону.

В соответствии с п.2 ст.942 ГК РФ при заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение о застрахованном лице; о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая), о размере страховой суммы, сроке действия договора.

Условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования) (п. 1 ст. 943 ГК РФ).

Как установлено материалами дела, 20.08.2018г. между ООО КБ «Ренессанс Кредит» и ФИО1 был заключен кредитный договор общая сумма кредита составляет 380 432 (триста восемьдесят тысяч четыреста тридцать два) рубля на срок кредита в месяцах 60. П/п 18 индивидуальных условий кредитного договора плата за подключение к услуге «SMS-оповещение» на срок до полного погашения кредита составила 1 800 рублей единовременно. П/п 19 индивидуальных условий кредитного договора плата за подключение Сервис-Пакета «Удобный» составила 3 000 рублей единовременно. Согласно п. 2.1. кредитного договора банк обязуется предоставить клиенту кредит в размере и на условиях кредитного договора, зачислить предоставленный клиенту кредит на счет. П. 2.1.1. Банк обязуется перечислить со счета часть кредита в размере 73 632 (семьдесят три тысячи шестьсот тридцать два) рубля для оплаты страховой премии страховщику ООО СК «Согласие-Вита» по добровольно заключенному Клиентом договору страхования жизни. На предложенных условиях договор заключен в момент заключения кредитного договора. Зачисление денежных средств (страховой премии) на счет Банка также подтверждается представленной выпиской по счету заемщика (истца). Таким образом, в деле имеются достоверные доказательства удержания указанной суммы страховой премии Банком за счет истца.П. 2.1.2. кредитного договора предусмотрено, что по желанию клиента банк предоставляет клиенту услугу «SMS-оповещение» сроком до полного погашения кредита. Клиент обязан уплатить банку комиссию за подключение к данной услуге. Банк вправе списать со Счета часть Кредита в размере 1 800 руб. в оплату указанной комиссии в соответствии с условиями настоящего кредитного договора и договора счета. П. 2.1.3. кредитного договора предусмотрено, что по желанию клиента банк предоставляет клиенту услугу Сервис-Пакет «Удобный». Клиент обязан уплатить Банку комиссию за подключение к Сервис-Пакету «Удобный». Банк вправе списать со счета часть кредита в размере 3 000 руб. в оплату указанной комиссии в соответствии с условиями настоящего кредитного договора и договора счета.Зачисление денежных средств на счет Банка также подтверждается представленной выпиской по счету заемщика (истца). Таким образом, в деле имеются достоверные доказательства удержания указанных сумм Банком за счет истца.

20.08.2018г. (день заключения кредитного договора)ФИО4 обратилась в адрес КБ «Ренессанс Кредит» с заявлением, в котором просила отключить от Программы страхования и расторгнуть договор страхования, а также отключить от услуги «SMS-оповещение», Сервис-Пакет «Удобный» и вернуть денежные средства. Заявление принято на официальном бланке ООО КБ «Ренессанс Кредит» за подписью сотрудника банка. Заявление оставлено без рассмотрения. 10.09.2018г. ФИО4 обратилась в адрес ООО КБ «Ренессанс Кредит» с претензией о возврате денежных средств, оплаченных за услугу страхования, «SMS-оповещение», Сервис-Пакет «Удобный». Претензия принята за подписью сотрудника банка, которая оставлена без рассмотрения.02.10.2018г. ФИО4 повторно обратилась в адрес ООО КБ «Ренессанс Кредит» с претензией о возврате денежных средств, оплаченных за услугу страхования, «SMS-оповещение», Сервис-Пакет «Удобный». Претензия принята за подписью сотрудника банка, которая оставлена без рассмотрения.

Согласно приходного кассового ордера № 22 от 27.05.2019г., была внесена сумма 350 159 (триста пятьдесят тысяч сто пятьдесят девять) рублей и задолженность по кредитному договору от 20.08.2018г была погашена в полном объеме, задолженность по указанному кредитному договору отсутствует.

Согласно правилам страхования жизни на случай смерти либо на случай наступления в жизни застрахованного определенных событий, утвержденных приказом ООО СК «Согласие-Вита» от 01 февраля 2018 года № СВ-1-07-10 предусмотрен период охлаждения, т.е. время, в течение которого страхователь вправе отказаться от договора страхования, при условии, что на дату отказа от договора не наступало событий, имеющих признаки страхового случая.

Согласно п. 11.2.2. правил страхования жизни на случай смерти либо на случай наступления в жизни застрахованного определенных событий, утвержденных приказом ООО СК «Согласие-Вита» от 01 февраля 2018 года № СВ-1-07-10 Договор страхования может быть расторгнут в одностороннем порядке: По инициативе (требованию) Страхователя. При этом досрочное прекращение Договора страхования производится на основании письменного заявления Страхователя об отказе от Договора страхования с приложением оригинала Договора страхования, документа, удостоверяющего личность Страхователя (физического лица). Договор считается прекращенным с 00 часов 00 минут дня получения Страховщиком письменного заявления Страхователя об отказе от Договора страхования. Данное требование было выполнено истцом, что подтверждается представленной в материалы дела копией заявления от 20.08.2018г. Заявление принято на официальном бланке ООО КБ «Ренессанс Кредит» за подписью сотрудника банка.Вышеуказанные обстоятельства ответчиком не оспаривается.

Согласно п. 11.3. правил страхования, в случае досрочного прекращения Договора страхования на основании п.п. 11.2.2 Правил страхования по письменному заявлению Страхователя об отказе от Договора страхования: 11.3.1. в течение периода охлаждения до даты возникновения обязательств Страховщика по заключенному Договору страхования и после даты возникновения обязательств Страховщика по заключенному Договору страхования, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая, Страхователю в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения письменного заявления об отказе от Договора страхования, уплаченная страховая премия (страховой взнос) возвращается в полном объеме. Если страховая премия (страховой взнос) установлена Договором страхования в иностранной валюте, возврату подлежит оплаченная Страхователем сумма в рублях. Страховая премия по выбору Страхователя возвращается наличными денежными средствами или в безналичном порядке.

Согласно п. 11.4. правил страхованияпри этом при расторжении Договора страхования по инициативе Страхователя, оригинал Договора страхования Страхователь возвращает Страховщику (с приложением документа, удостоверяющего личность Страхователя - физического лица).

В соответствии с п. 1.17. правил страхования, под Периодом охлаждения понимается - период времени, начинающийся со дня заключения договора страхования, в течение которого Страхователь вправе расторгнуть договор страхования на условиях, изложенных в пункте 11.3 настоящих Правил. По настоящим Правилам период охлаждения установлен продолжительностью 14 (четырнадцать) календарных дней. Договором страхования срок периода охлаждения может быть увеличен. В случае установления законодательством РФ или нормативными актами Банка России иного срока на отказ Страхователя от Договора страхования в период, начинающийся с даты заключения Договора, Страховщик руководствуется указанными нормативно - правовыми актами.

Следовательно, истец обращалась с заявлением о расторжении договора страхования в предусмотренные сроки правилами страхования жизни на случай смерти либо на случай наступления в жизни застрахованного определенных событий, утвержденных приказом ООО СК «Согласие-Вита» от 01 февраля 2018 года № СВ-1-07-10.

Судом установлено, что в день заключения договора 20.08.2018г. истец обратилась в адрес ООО КБ «Ренессанс Кредит» с заявлением, в котором просила отключить от Программы страхования и расторгнуть договор страхования, а также осуществить возврат денежных средств, оплаченных за услугу страхования, «SMS-оповещение», Сервис-Пакет «Удобный».

Заявление принято на официальном бланке ООО КБ «Ренессанс Кредит» за подписью сотрудника банка. К данному заявлению была приложена копия паспорта, оригинал страхового полиса, реквизиты р/с. Следовательно, ответчик, осознавая последствия полученного заявления, не передал в кратчайшие сроки в ООО СК «Согласие-Вита» заявление истца, оригинал страхового полиса с приложенными документами.Документов опровергающие выводы суда, ответчиком не представлены.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 958 ГК РФ страхователь (выгодоприобретатель) вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи (пункт 2).

В абзаце 2 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусмотрено, что Банк России вправе определять в своих нормативных актах минимальные (стандартные) требования к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования.

Во исполнение приведенной нормы закона Банком России издано Указание от 20.11.2015 N 3854-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования " (Указание), которое было зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2016 N 41072 и вступило в законную силу 02 марта 2016 года.

Из представленных документов, а именно кредитный договор .08.2018г. обуславливает, что договор страхования в пользу Застрахованного лица ФИО4 заключен между Банком и ООО СК «Согласие-Вита» путем подачи заявления на включение в программу страхования и акцепта, выразившегося путем включения в программу страхования.В адрес ООО КБ «Ренессанс Кредит» от истца поступило личное заявление «на включение в программу страхования», согласно которого истец выразила собственную волю застраховать свою жизнь от несчастных случаев, и просила включить ее в программу страхования по договору страхования ООО СК «Согласие-Вита». При этом истец в заявлении на включение в программу добровольного страхования указала, что уведомлена и согласна, что согласие быть Застрахованным по Договору страхования не является обязательным условием для получения каких-либо банковских услуг; подтверждает добровольность включения в программу страхования и т.д.

Договор страхования, заключенный между истцоми ООО СК «Согласие-Вита» вступил в силу с даты подписания ею Заявления на включение в программу страхования и кредитного договора.

При этом,истец не является стороной Договора страхования, а является Застрахованным лицом и Выгодоприобретателем, Банк - Страхователь, ООО СК «Согласие - Вита» - страховщик.

Заявление о включении в программу добровольной финансовой и страховой защиты заемщиков при предоставлении потребительского кредита, не содержит сведений о порядке исключения из программы страхования и возврате страховой премии.

Кредитным договором, договором страхования не доведены до сведения потребителя информация о надлежащем оказании услуги, порядке расторжения/исключения из договора страхования.

Согласно представленной в материалы дела копии страхового полиса указано, что Правила страхования жизни на случай смерти, либо на случай наступления в жизни Застрахованного определенных событий, таблица страховых сумм, Дополнительные условия программы страхования «Страхование жизни» вручены, условия страхования разъяснены в полном объеме, но не указанно какими именно правилами страхования жизни на случай смерти либо на случай наступления в жизни застрахованного определенных событий руководствовались при заключении договора страхования жизни, поскольку представленные правила ответчиком, третьим лицом претерпели ряд изменений, а именно от 20.06.2014г., 31.05.2016г., 08.08.2016г., 08.12.2017г., 01.02.2018г.

Следовательно, довод ответчика в возражении на исковое заявление на то обстоятельство, что банк страховщиком не является и возврат страховой премии не осуществляет, в данном случае не состоятельны ввиду следующего.

В силу ст. 934, 954 ГК РФ обязанность по уплате страховщику страховой премии возложена на страхователя, которым в рамках заключенного договора является адрес ООО КБ «Ренессанс Кредит».

Получив заявление 20.08.2018г. от истца, в котором просила отключить от Программы страхования и расторгнуть договор страхования с приложенной копией паспорта, оригиналом страхового полиса, реквизитами р/с, ООО КБ «Ренессанс Кредит» не сообщил в ООО СК «Согласие - Вита» о расторжении договора страхования.

Застрахованное лицо, в данном случае ФИО4 может выразить согласие или отказ быть застрахованным в силу абз. 2 п. 2 ст. 934 ГК РФ, однако не лишена права заявить требования о возврате страховой премии, как Банку, так и страховой компании, поскольку страховая премия была перечислена Банком не за счет собственных средств, а за счет средств истицы.Аналогичная правовая позиция изложена: в Апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда, дело № 33-9855/19, в Апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда, дело № 33-10151/20, в Определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, дело № 88-18946/2020, вАпелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда, дело № 33-24776/19.

Согласно положениям ст. 452, 453 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.

Из материалов дела и правовой позиции истца усматривается, что необходимость в продолжении правоотношений по страхованию жизни и здоровья заемщика ФИО4 в период охлаждения, в который потребитель вправе отказаться от договора страхования.

Факт отказа от договора подтвержден представленным заявлением от 20.08.2018г., которое написано на официальном бланке ООО КБ «Ренессанс Кредит» за подписью сотрудника банка с отметкой о его принятии.Следовательно, в силу п. 1 ст. 958 ГК РФ договор страхования прекратил свое действие с момента получения требования о расторжении договора от потребителя - 20.08.2018 г.

Истец, как потребитель и сторона договора личного страхования, вправе требовать возврата части страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование, в силу прямого указания, содержащегося в п. 3 ст. 958 ГК РФ.

Между тем, данное требование потребителя ответчиком в добровольном порядке не исполнено, страховая премия, причитающаяся страхователю, с учетом срока действия договора страхования истцу не возвращена.

С 20.08.2018 г. договор считается расторгнутым (дата получения заявления истца). Следовательно, размер денежных средств по договору страхования подлежит возврату, сумма которого составляет 73 632 рубля.

Судом установлено, что при получении кредита была произведена: Оплата за SMS-оповещение по кредиту – 1 800 рублей, оплата за Сервис-Пакет «Удобный» - 3 000 рублей, перечисление средств в оплату страховой премии в размере 73 632 рубля. Общая сумма удержаний составила: 78 432 = 1 800 + 3 000 + 73632.

Даннаясумма проверена судом и признается арифметически верной. Ответчиком в рамках состязательности процесса контррасчета не представлено.В связи с изложенным, требования истца о взыскании с ответчика страховой премии в размере 73 632 рубля, за SMS-оповещение по кредиту – 1 800 рублей, оплата за Сервис-Пакет «Удобный» - 3 000 рублей подлежат удовлетворению.

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. У Заемщика образовалась сумма, подлежащая возмещению, в связи с неправомерно рассчитанными ежемесячными процентами, удержанными за пользование кредитом.

Так в формуле расчета за пользование кредитом проценты начислялись Банком за подключение к программе страхования. Проценты за пользование кредитом, в результате арифметических расчетов, ежемесячно начислялись в завышенном размере, а Заемщиком оплачены реально. Для выявления суммы ущерба был произведен расчет, где на общую сумму удержаний в размере 78 432 рубляначислялись проценты в размере 20 % годовых. Сумма по процентам за период с 20.08.2018 года по 27.05.2019 года составляет – 12 200 рублей.Расчет, представленный истцом, проверен судом и является верным. Данный расчет не оспорен, контррасчета не представлено, в связи с чем, с ответчика в пользу истца следует взыскать 12 200 рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Размер процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 10 921 рублей. Расчет, представленный истцом, проверен судом и является верным. Данный расчет не оспорен, контррасчета не представлено. Учитывая размер взысканной суммы, а также несоразмерность неустойки нарушенному праву, суд полагает необходимым снизить неустойку до 7 000 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании ст. 31 ФЗ «О защите прав потребителей» требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона. В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Таким образом, указанная правовая норма предусматривает неустойку за нарушение исполнителем установленных сроков выполнения работ, а не за выполнение требований потребителя. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает возможность одновременного предъявления потребителем к кредитной организации требований о взыскании процентов, предусмотренных статьей 395 ГК РФ и неустойки, предусмотренной статьей 28 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Данная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26.09.2017 года № 5-КГ17-148, в связи с чем, суд полагает отказать истцу во взыскании неустойки, предусмотренной статьей 28 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Согласно ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей» размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Поскольку ответчиком допущены нарушения прав потребителя – отказ в возврате уплаченной страховой премии, истцу был нанесен моральный вред. Соответственно, данное требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда является обоснованным и подлежит удовлетворению.

С учетом установленных обстоятельств, требований разумности и справедливости, степени нравственных страданий, характера нарушенных прав и степени вины ответчика, суд находит разумным взыскание с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Пунктом 6 ст.13 ФЗ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца товара за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона). При удовлетворении судом требований, заявленных общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) или органами местного самоуправления в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя, пятьдесят процентов определенной судом суммы штрафа взыскивается в пользу указанных объединений или органов независимо от того, заявлялось ли ими такое требование.

Претензиии неоднократные заявления истца по вопросу возврата страховой премии получены ответчикоми оставлены без удовлетворения.

Общая сумма, присужденная судом, составляет 102 632 рубля (73 632 + 1 800 + 3 000 + 12 200 +7 000 + 5 000). Поэтому сумма штрафа исчисляется в размере 51 316 рублей (102 632/ 2).

Данная сумма штрафа не оспорена ответчиком, в связи с чем, снижение штрафа в порядке ст. 333 ГК РФ невозможно.Таким образом, с ответчика в пользу истца также следует взыскать штраф в размере 51 316рублей.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика. С ответчика надлежит взыскать в доход государства сумму государственной пошлины в размере 3428,96 рублей, пропорционально взысканной в пользу истца денежной суммы, из которой 300 рублей – по требованию о компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст. 98, 103, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО4 удовлетворить частично.

Взыскать с ООО КБ «Ренессанс Кредит» в пользу ОзговичМоминеЮнусовны:

- сумму страховой премии в размере в размере 73 632 рубля.

- денежные средства, оплаченные за подключение к услуге «SMS-оповещение» в размере 1 800 рублей.

- денежные средства, оплаченные за подключение Сервис-Пакета «Удобный» в размере 3 000 рублей.

- денежные средства (оплата по завышенным процентам) в размере 12 200 рублей.

- неустойку (пени) в размере 7 000 рублей.

- денежную компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

- штраф в размере 51 316 рублей.

Взыскать с ООО КБ «Ренессанс Кредит» в доход Российской Федерации государственную пошлину в размере 3428,96 рублей.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня принятия.

Председательствующий