Дело № 2- 2350/2022
УИД: 16RS0040-01-2022-001916-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2022 года г. Зеленодольск
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Панфиловой А.А,
при секретаре Елизаровой А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО2 к ФИО2, Исполнительному комитету Октябрьского сельского поселения ЗМР РТ о признании результатов землеустройства недействительными, исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка, обязании обеспечить разворотную площадку для пожарной техники,
установил:
ФИО2, ФИО2 обратились в суд с уточненным иском к ФИО2 о признании результатов землеустройства (акт раздела, каталог координат и карту (план) землеустройства по определению границ земельного участка с кадастровым номером № недействительными; исключении из ЕГРН сведений о координатах границ земельного участка с кадастровым номером №; об обязании обеспечить площадку для разворота пожарной техники в конце тупикового проезда размером не менее 15*15; признании двухэтажной деревянной бани с кадастровым номером № самовольной постройкой; об обязании произвести снос указанной постройки в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу; об обязании установить снегозадержатели на скате крыши жилого дома по адресу: РТ, ЗМР, д. Ореховка, ; взыскании стоимости восстановительного ремонта поврежденного имущества в размере 8 956 руб.; расходов по уплате госпошлины в размере 1 300 руб.
В обоснование исковых требований указано, что им на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок по адресу: РТ, ЗМР, д. Ореховка, . Ответчику принадлежит соседний земельный участок. В нарушение действующих норм законодательства ответчиком не обеспечена разворотная площадка для пожарных машин. При этом изначально план коттеджного поселка «Ореховка» предполагал наличие такой площадки, однако она была упразднена при формировании (уточнении) земельного участка ответчиком ФИО2, что создает реальную угрозу возникновения пожара. На соседних улицах предусмотрены площадки в соответствии с первоначальным эскизом формирования земельных участков, в связи с чем истцы вынуждены обратиться в суд с данным иском.
В ходе рассмотрения дела в качестве ответчика был привлечен Исполнительный комитет Октябрьского сельского поселения ЗМР РТ.
Определением Зеленодольского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ выделены в отдельное производство исковые требования ФИО2, ФИО2 к ФИО2, Исполнительному комитету Октябрьского сельского поселения ЗМР РТ о признании результатов землеустройства недействительными, исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка, обязании обеспечить разворотную площадку для пожарной техники.
Истцы ФИО2, ФИО2, их представитель ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, представитель истцов представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал (л.д.108).
В судебном заседании ответчик ФИО2 и его представитель ФИО7, действующий на основании доверенности, исковые требования не признали, пояснив, что истцы должны доказать в чем заключается нарушение их прав. Пояснили, что формирование земельного участка ФИО2 было произведено до приобретения им земельного участка и жилого дома организацией ООО «Унистрой-Новый дом». К формированию земельного участка сам ФИО2 отношения не имел. Разворотная площадки на месте принадлежащего ему земельного участка не была предусмотрена проектом поселка, т.к его дом не является последним на , что истцы обратились в суд с целью навредить ответчику, поскольку недоброжелательно к нему относятся.
Представитель ответчика Исполнительного комитета Октябрьского сельского поселения ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что работниками исполкома Октябрьского сельского поселения был осуществлен выезд на в и было установлено, что по одну сторону улицы расположены домовладения с номерами 2, 4, 6, 8, по другую сторону с номерами домовладений 1,3,5,7,9,11. Улица является тупиковой, короткой. Четная сторона, где находится дом ФИО2 идет по ровной линий, заужение дороги со стороны участка ФИО2 не имеется. Разворотная площадка по плану не предусматривалась, т.к. протяженность улицы не большая. Домовладение ФИО2 по улице не является последним, имеется продолжение, где расположены №.
Представители третьих лиц Исполнительного комитета ЗМР РТ, ТСЖ «Ореховка», ГУ МЧС России по РТ в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Выслушав ответчика, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из части 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков относятся к основным сведениям об объекте недвижимости.
В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании данного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Из положений приведенной нормы и частей 8, 10 статьи 22, пункта 31 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
Согласно пункту 10 статьи 22 Закон N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13 статьи 22 Закона N 218-ФЗ). Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 утверждены требования к подготовке межевого плана (далее - Требования).
Местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана (часть 6 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 3 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (часть 4 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ).
По смыслу норм статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ ошибкой в кадастре (реестре) является несоответствие информации, содержащейся в кадастре (то есть юридических сведений об объекте) фактическим характеристикам земельного участка, при внесении соответствующих сведений в кадастр (публичный реестр).
По смыслу пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.07.2015 N 1789-О отметил, что федеральное законодательство с учетом необходимого баланса частных и публичных интересов обеспечивает, с одной стороны, возможность оперативного исправления ошибок органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, а с другой стороны, в случае спора между смежными собственниками земельных участков или землепользователями о границах земельных участков - гарантии судебной защиты их прав от произвольного изменения сведений государственного кадастрового учета.
Следовательно, по смыслу названных норм и разъяснений целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН, в соответствие с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.
Выявленные технические и реестровые ошибки, допущенные при проведении кадастровых работ кадастровыми инженерами и перенесенные в ЕГРН, подлежат исправлению по определенной в законе процедуре.
Согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Статья 304 ГК РФ предусматривает, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно ст. 6 ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
На основании ст. 63 ФЗ "О пожарной безопасности", первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно материалам реестрового дела (л.д.14-57) баня и жилой дом, расположенные по адресу: РТ, , д. Ореховка, принадлежат ФИО2 на основании акта приема передачи дома от ДД.ММ.ГГГГ и договора О-11 долевого участия в строительстве коттеджного поселка «Ореховка» от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи ТСЖ «Ореховка» единого комплекса недвижимого имущества, находящегося по адресу: РТ, от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1 акта приема-передачи дома по договору долевого участия в строительстве жилого лома № по д. от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Унистрой Новый Дом» и ФИО2, согласно п.1.5 Договора застройщик передал последнему в собственность жилой д. общей площадью 105 кв.м. и баню, площадью 20,3 кв.м.
Судом установлено, что земельный участок и жилой дом, принадлежащий ответчику расположены в поселке, построенном в введенном в эксплуатацию строительной компанией «Унистрой» в 2006 году. Проектом застройки предусмотрены и эксплуатируются центральные инженерные коммуникации, являющиеся единым имущественным комплексом такие как водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, водоотведение (канализация), система электросвязи, наружное освещение, обеспечивающее комфортное и безопасное проживание жителей на всей территории поселка.
Коттеджный поселок с расположенным в нем земельным участком с кадастровым номером 16:20:036401:44 с жилым домом, баней и с обеспечивающими данные строения коммуникациями застраивался централизовано по утвержденной и получившей положительное заключение экспертизы проектно-сметной документации специализированным застройщиком компанией «Унистрой Новый Дом».
На основании проектной документации, разрешения на выполнение строительно-монтажных работ ТАТ №, выданное Инспекцией государственного архитектурно- строительного надзора РТ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства акта приемочной комиссии о вводе в эксплуатацию законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ и передан ФИО2 по договору долевого участия и актов приема-передачи.
Таким образом, судом установлено, что кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:20:036401:44 были проведены ООО «Унистрой Новый Дом».
Доводы истцов о необходимости обеспечения ответчиком разворотной площадки для пожарных машин основаны на том, что изначально план коттеджного поселка «Ореховка» предполагал наличие разворотной площадки в конце каждой улицы, в том числе и , однако в последующем она была упразднена ответчиком при неизвестных обстоятельствах.
Суд не может согласиться с доводами истцов на основании следующего.
В судебном заседании был исследован план территории жилого поселка Ореховка, изготовленный ООО ГК «Зенит» по заказу арендатора земельного участка ООО «Унистрой – Новый дом» и установлено, что оканчивается домовладением под номером 11 (л.д.101).
При рассмотрении дела ответчиком ФИО2 была представлена видеосъемка, которая обозревалась в судебном заседании и установлено, что домовладение ФИО2 не является последним, а улица имеет продолжение и оканчивается домовладением под номером 11. Там есть разворотная площадка, но она перегорожена ограждением домовладения №. Из выписки ЕГРН усматривается, что земельный участок дороги находится в собственности Исполкома, и в аренде ООО «Унистрой» сроком на 49 дет.
Таким образом, истцами не представлено доказательств того, что на месте земельного участка, принадлежащего ФИО2 должна располагаться разворотная площадка для пожарной техники.
Требования истцов о признании результатов землеустройства недействительными и исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 16:20:036401:44 основаны на том, что при проведении кадастровых работ не учтена необходимость организовать разворотную площадку для пожарной техники.
Вместе с тем судом установлено, что разворотная площадка для пожарной техники на планом застройки предусмотрена не была. Каких-либо иных оснований для признания работ по землеустройству недействительными истцами не заявлено.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО2 о признании результатов землеустройства недействительными, исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка отказать.
Согласно п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее. В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
В данном случае право собственности истцов не нарушается, и такая угроза не существует.
Таким образом, исковые требования ФИО2, ФИО2 об обязании обеспечить площадку для разворота пожарной техники в конце тупикового проезда размером не менее 15*15 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 209, 222, 301, 304 ГК РФ, ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО2 к ФИО2, Исполнительному комитету Октябрьского сельского поселения ЗМР РТ о признании результатов землеустройства недействительными, исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером №, обязании обеспечить разворотную площадку для пожарной техники в конце тупикового проезда размером не менее 15*15.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться с ДД.ММ.ГГГГг.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд в течение 1 месяца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ
Судья:
Решение03.10.2022