ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2351 от 20.09.2010 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2351/2010   

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2010 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи – Ремнёвой И.П.,

с участием секретаря судебного заседания – Мучкаевой Е.П.,

с участием в деле:

прокурора – старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Коткова Андрея Николаевича,

ответчика  Муниципального предприятия городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство», его представителя Королевой Ирины Викторовны, действующей по доверенности от 20 января 2010 года,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Администрации городского округа Саранск, его представителя Рындиной Марии Алексеевны, действующей по доверенности от 7 сентября 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному предприятию городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» о понуждении привести в исправное состояние пожарные гидранты,

установил:

прокурор Ленинского района г. Саранска, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному предприятию городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» о понуждении привести в исправное состояние пожарные гидранты.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Ленинского района г. Саранска совместно со специалистами Отдела Государственного пожарного надзора г. Саранска УГПН управления МЧС России по Республике Мордовия по поручению прокуратуры Республики Мордовия проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой в деятельности МП городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» выявлены нарушения данного законодательства, выразившиеся в том, что в нарушение статей 1, 19, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» из 1171 пожарных гидрантов 120 находятся в неисправном состоянии.

Собственником пожарных гидрантов, расположенных в границах городского округа Саранск, является Администрация г.о. Саранск, которая закрепила данное имущество на праве хозяйственного ведения за МП городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство».

Данное необеспечение первичных мер пожарной безопасности – неисправность систем и средств противопожарной защиты в границах городского округа Саранск создаёт опасность причинения вреда здоровью граждан и уничтожения имущества, так как не позволяет провести эффективное пожаротушение, что свидетельствует об отсутствии гарантий пожарной безопасности.

По данным основаниям прокурор Ленинского района г. Саранска, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, просил суд обязать МП городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» привести в исправное состояние пожарные гидранты, расположенные по адресам:

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Котков А.Н. исковые требования поддержал по тем же основаниям, просил суд иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Муниципального предприятия городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» Королева И.В. исковые требования не признала, просила оставить без удовлетворения. Суду объяснила, что между МП городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» и Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия заключено соглашение о взаимодействии подразделений Главного управления МЧС России по Республике Мордовия с МП «Саранскгорводоканал» при ликвидации пожаров, аварий, чрезвычайных ситуаций и связанных с ними аварийно-спасательными работами, с соответствии с пунктом 11 которого в случае обнаружения неисправных пожарных гидрантов подразделениями Главного управления МЧС России по Республике Мордовия, диспетчер ГУ «ЦУС ФПС по РМ» немедленно сообщает об этом диспетчеру МП «СГВК» с указанием адреса места расположения пожарного гидранта и характера неисправности по телефону. Главное управление МЧС России по Республике Мордовия не сообщало МП городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» о неисправности пожарных гидрантов, в связи с этим о том, что пожарные гидранты не исправны, МП городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» известно не было, соответственно никаких мер по устранению неисправности им предпринято быть не могло. В соответствии с пунктом 12 указанного соглашения только с момента уведомления об неисправности пожарных гидрантов у них возникает обязанность устранить данные неисправности. Кроме того, объяснила, что часть пожарных гидрантов, которые по требованию прокурора должны быть приведены в исправное состояние, находятся в настоящее время в исправном состоянии, то есть они уже приведены в исправное состояние.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Администрации городского округа Саранск Рындина М.А. исковые требования прокурора не признала, просила оставить без удовлетворения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в период с 6 августа по 9 августа 2010 года прокуратурой Ленинского района г. Саранска совместно со специалистами Отдела Государственного пожарного надзора г. Саранска УГПН управления МЧС России по Республике Мордовия по поручению прокуратуры Республики Мордовия проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно из 1171 пожарных гидрантов, расположенных на территории городского округа Саранск, 120, находятся в неисправном состоянии.

Адреса расположения неисправных пожарных гидрантов:

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (сорван шток),

АДРЕС (сломан шток),

АДРЕС (смещена плита),

АДРЕС (смещена плита),

АДРЕС ( нет воды),

АДРЕС (демонтирован),

АДРЕС (завален землёй),

АДРЕС (демонтирован),

АДРЕС (затоплен),

АДРЕС (сломан шток),

АДРЕС (сорван шток),

АДРЕС (сорван шток),

АДРЕС (сорван шток),

АДРЕС (сорваны грани),

АДРЕС (заасфальтирован),

АДРЕС (завален землёй),

АДРЕС (залит водой),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (завален землёй),

АДРЕС (лопнут стояк),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (не открывается),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (демонтирован),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (завален землёй),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (завален землёй),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (смещена плита),

АДРЕС (демонтирован),

АДРЕС (разбит фланец),

АДРЕС (залит водой),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (сорван шток),

АДРЕС (шток на 22),

АДРЕС (заасфальтирован),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (смещена плита),

АДРЕС (залит водой),

АДРЕС (залит водой),

АДРЕС (демонтирован),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (заасфальтирован),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (демонтирован),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (залит водой),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (залит водой),

АДРЕС (занижен стояк),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (залит водой),

АДРЕС (сорван шток),

АДРЕС (сорваны грани),

АДРЕС (сломан стояк),

АДРЕС (демонтирован),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (сломан стояк),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (не найден),

АДРЕС (смещена плита),

АДРЕС (смещена плита),

АДРЕС (сорван шток),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (сорван шток),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (не накручивается колонка),

АДРЕС (смещена плита),

АДРЕС (слабое давление),

АДРЕС (слабое давление),

АДРЕС (демонтирован),

АДРЕС (залит водой),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (нет воды),

АДРЕС (не работает),

АДРЕС (не работает),

АДРЕС (не работает),

АДРЕС (не работает),

АДРЕС (не работает),

АДРЕС (смещена плита),

АДРЕС (смещена плита),

АДРЕС (не работает),

АДРЕС (не работает),

АДРЕС (демонтирован),

АДРЕС (залит водой),

АДРЕС (залит водой),

АДРЕС (слабое давление),

АДРЕС (не работает),

АДРЕС (не работает),

АДРЕС (не работает),

АДРЕС (не работает),

АДРЕС (не работает),

АДРЕС (сорван шток),

АДРЕС (смещена плита),

АДРЕС (занижен стояк),

АДРЕС (не работает),

АДРЕС (не работает),

АДРЕС (не работает),

АДРЕС (не работает),

АДРЕС (не работает),

АДРЕС (затоплен),

АДРЕС (нет стояка),

АДРЕС (сорван шток),

АДРЕС (занижен стояк),

АДРЕС (сорван шток),

АДРЕС (сорван шток).

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки организации работы Администрации городского округа Саранск в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности от 9 августа 2010 года л.д.9-15).

Собственниками вышеуказанных гидрантов является Администрация городского округа Саранск. Указанное имущество закреплено за ответчиком МП городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» на праве хозяйственного ведения, что подтверждается письмом директора Муниципального предприятия городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» ФИО 1 от 13 августа 2010 года №....

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно статье 19 Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В силу статьи 37 Федерального закона руководители организаций обязаны разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно статьи 126 и части 1 статьи 127 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы) должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий, сооружений и строений.

Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.

В соответствии с подпунктами 8 и 10 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Администрация городского округа Саранск, являясь собственником пожарных гидрантов, расположенных в границах городского округа Саранск, закрепила данное имущество на праве хозяйственного ведения за МП городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство».

Между тем, как установлено в судебном заседании, МП городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» требования законодательства о пожарной безопасности не соблюдены. В нарушение положений законодательства о пожарной безопасности из 1171 пожарных гидрантов, расположенных на территории городского округа Саранск, 120 находятся в неисправном состоянии.

Суд считает, что указанное необеспечение первичных мер пожарной безопасности – неисправность систем и средств противопожарной защиты в границах городского округа Саранск создаёт опасность причинения вреда здоровью граждан и уничтожения имущества, так как не позволяет провести эффективное пожаротушение, что свидетельствует об отсутствии гарантий пожарной безопасности.

В силу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Способы устранения как обстоятельств, послуживших основанием возникновения опасности причинения вреда, так и самой опасности в целом могут заключаться как в запрещении деятельности, создающей такаю опасность (статья 1065 ГК Российской Федерации), так и в возложении обязанности совершить действия, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность (ст. 12 ГК Российской Федерации).

Статьей 12 ГК Российской Федерации предусмотрен такой способ защиты права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Суд считает, что на ответчика должна быть возложена обязанность выполнить мероприятия по пожарной безопасности, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность для жизни, здоровья граждан и имущества граждан и юридических лиц.

Доводы ответчика о том, что пожарные гидранты не исправны МП городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» известно не было, поскольку Главное управление МЧС России по Республике Мордовия не сообщало МП городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» о неисправности пожарных гидрантов, что обязано было сделать в соответствии с пунктом 11 соглашения о взаимодействии подразделений Главного управления МЧС России по Республике Мордовия с МП «Саранскгорводоканал» при ликвидации пожаров, аварий, чрезвычайной ситуаций и связанных с ними аварийно-спасательными работами, суд считает не состоятельными.

Действительно согласно пунктам 11 и 12 соглашения о взаимодействии подразделений Главного управления МЧС России по Республике Мордовия с МП «Саранскгорводоканал» при ликвидации пожаров, аварий, чрезвычайной ситуаций и связанных с ними аварийно-спасательными работами, заключенного 29 сентября 2009 года между МП городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» и Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия, в случае обнаружения неисправных пожарных гидрантов подразделениями Главного управления МЧС России по Республике Мордовия, диспетчер ГУ «ЦУС ФПС по РМ» немедленно сообщает об этом диспетчеру МП «СГВК» с указанием адреса места расположения пожарного гидранта и характера неисправности по телефону. Диспетчер МП «СГВК» доводит информацию об неисправных гидрантах руководству предприятия. Аварийные бригады в течение суток с момент обнаружения неисправности производят ремонт пожарных гидрантов. Об устранении неисправности диспетчер МП «СГВК» сообщает диспетчеру ГУ «ЦУС ФПС по РМ».

Между тем наличие такого соглашения не освобождает законного владельца пожарных гидрантов МП городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» от обязанности следить за состоянием указанного имущества, обеспечивать первичные меры пожарной безопасности. В силу Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответчик обязан содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

Довод ответчика о том, что в настоящее время часть пожарных гидрантов приведены в исправное состояние, также является не состоятельным, поскольку доказательств в подтверждение данного обстоятельства ответчиком в судебное заседание не представлено.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному предприятию городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» о понуждении привести в исправное состояние пожарные гидранты, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно части второй статьи 206 ГПК Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что для организации работ по приведению в исправное состоянии пожарных гидрантов, необходимо время, суд считает необходимым установить разумный срок для исполнения решения - не позднее истечения одного месяца с момента вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных прокурором требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному предприятию городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» о понуждении привести в исправное состояние пожарные гидранты удовлетворить.

Обязать Муниципальное предприятие городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» в срок не позднее истечения одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда по данному гражданскому делу привести в исправное состояние пожарные гидранты, расположенные по адресам:

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

АДРЕС

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.П. Ремнёва

...

...

...