ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2351/2021 от 16.08.2021 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Гражданское дело № 2-2351/2021

55RS0005-01-2021-003575-36

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2021 года г. Омск

Первомайский районный суд города Омска


под председательством судьи Базыловой А.В.,

при секретаре Корененко А.Б., помощнике судьи Хаджиевой С.В., осуществлявшей подготовку дела к судебному разбирательству,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Центру ГИМС ГУ МЧС России по Омской области» о признании права собственности на парусно-моторную яхту класса «Ассоль»,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Центру ГИМС ГУ МЧС России по Омской области» о признании права собственности на парусно- моторную яхту класса «Ассоль», указав в обоснование на то, что между ним и ФИО2 заключен договор купли-продажи парусно-моторной яхты класса «Ассоль». Согласно указанному договору ФИО2 передал в его собственность яхту класса «Ассоль», идентификационный номер , год постройки 1984 год, г. Петрозаводск, двигатель 5 л.с., заводской номер К11023531, судовой билет АА выдан 14.02.2017 года ГРЭР ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Омской области». Принадлежность яхты продавцу на момент заключения договора и отсутствие проблем с регистрацией подтверждено переданным судовым билетом. Деньги были переданы продавцу в момент заключения договора, так как договор был необходим для снятия яхты с учета согласно положению ГИМС о снятии судов с учета и постановке их на учет. В момент снятия с учета осмотр яхты не производился. В момент осмотра яхты инспектором было визуально установлено, что табличка с заводским номером строителя установлена кустарным способом, при этом идентификационный номер судна на борту присутствовал и соответствовал договору купли-продажи и погашенному судовому билету, переданному продавцом. На основании данного осмотра ему было отказано в регистрации судна в ГИМС по Омской области. Данная табличка была передана ему вместе с судном в том виде, в котором она находится на судне. На основании изложенного, просит признать за ним право собственности на яхту класса «Ассоль», приобретенную по договору купли-продажи от 12 марта 2012 года у ФИО2.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. В дополнение пояснил, что после приобретения судна каких-либо ремонтных работ не производил с судном, табличку он не устанавливал. Получил судно с данной табличкой от предыдущего собственника, за которым яхта была поставлена на учет и зарегистрирована на праве собственности.

Ответчик Центр ГИМС ГУ МЧС России по Омской области, будучи надлежащим образом извещенным о дне и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причине неявки суду не сообщил, возражений относительно заявленных требований суду не предоставил.

Дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.

Согласно договору купли-продажи парусно-моторной яхты от 12 марта 2021 года, заключенному между ФИО2 и ФИО1, последний приобрел в собственность парусно-моторную яхту <данные изъяты> бортовой номер , строительный (идентификационный) , год постройки 1984 года, <адрес>, двигатель л.с., заводской номер , судовой билет АА выдан 14.02.2017 года ГРЭР ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Омской области» (л.д. 5-6).

В соответствии со свидетельством , выданным Центром ГИМС МЧС России по Омской области 16.03.2021 года, парусно-моторное судно (Ассоль) идентификационный номер <***>, строительный (идентификационный) , год постройки 1984 года, исключено из реестра маломерных судов на основании договора купли-продажи на судно, заключенного с ФИО1 (л.д. 16).

Причиной обращения истца с вышеуказанным иском в суд явилось то, что в момент снятия яхты с учета с продавца ФИО2 и постановки ее на учет на имя истца, инспектором Центра ГИМС ГУ МЧС России по Омской области визуально было установлено, что табличка с заводским номером строителя установлена кустарным способом.

Из ответа Главного управления МЧС России по Омской области № 532 от 08.04.2021 года следует, что в результате осмотра судна и сверки заводского номера строителя с заявленными сведениями, было визуально установлено, что табличка с заводским номером строителя установлена кустарным способом (л.д. 15).

Согласно Положению «О государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 года № 835, Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

Согласно пункту 38 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденному Приказом МЧС России от 24.06.2016 № 339, одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие признаков изменения, уничтожения маркировки, нанесенной строителем судна.

В соответствии с частью 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации вещи, не относящиеся к недвижимости (к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты), включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Государственная регистрация водных транспортных средств осуществляется в соответствии с порядком, установленным статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.

Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством (п. 3 ст. 16 КВВТ).

Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (п. 5 ст. 16 КВВТ).

При государственной регистрации яхты выдается судовой билет. В силу п. 7 ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовой билет удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности определенному лицу, годность судна к плаванию. Форма и порядок ведения судового билета устанавливаются правилами государственной регистрации судов.

Как следует из представленных документов, предыдущему собственнику ФИО2 парусно-моторной яхты, бортовой номер , строительный (идентификационный) , год постройки 1984 года, г. Петрозаводск, двигатель , 5 л.с., заводской номер , 14.02.2017 года был выдан судовой билет ГРЭР ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Омской области» (л.д. 10), что подтверждает наличие государственной регистрации судна.

При этом при постановке на учет за ФИО2, продавцом яхты, парусно-моторная яхта, бортовой номер <***>, имела тот же строительный (идентификационный) , год постройки 1984 года.

Как следует из пояснений ФИО2, спорную яхту он приобрел в 2016 году у ФИО3 В.ча и сразу поставил ее на учет в ГИМС МЧС России по Омской области. Табличка с номером яхты была в наличии и не демонтировалась. А 12.03.2021 года он продал данную яхту ФИО1 и снял ее с учета в ГИМС с той же табличкой, что и приобретал.

Принимая во внимание, что идентификационный номер спорного судна в момент заключения договора купли-продажи на борту присутствовал и соответствовал договору купли-продажи, а также погашенному судовому билету, что доказательств того, что табличка с заводским номером строителя судна установлена кустарным способом, суду не представлено ответчиком, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований истца в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235-237 ГПК РФ, суд,-

решил:

Иск ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1 право собственности на парусно-моторную яхту класса «Ассоль», бортовой номер ОО 0010 RUS55, строительный (идентификационный) , год постройки 1984 года, г. Петрозаводск, двигатель HDX F5BM-C, 5 л.с., заводской номер К11023531.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: Базылова А.В.

Решение изготовлено в окончательной форме 23 августа 2021 года.