Дело №2-2351/2021
91RS0008-01-2021-003791-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Джанкой 24 ноября 2021 года
Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:
Председательствующего – судьи Синицыной О.П.
При секретаре – Козловской А.А.,
С участием: истца – ФИО2, представителя ответчика – ФИО3, представителя третьего лица – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Блейз ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию Муниципальное образование городской округ Джанкой «Городская управляющая компания» о признании незаконными действия, понуждении выполнить определенные действия, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ГУП РК «Вода Крыма» Джанкойский филиал,
установил:
истец Блейз ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к Муниципальному унитарному предприятию Муниципальное образование городской округ Джанкой «Городская управляющая компания» о признании незаконными действия, понуждении выполнить определенные действия, мотивировав свои требования тем, что с ответчиком заключен Договор управления №4158, согласно пункта 2 Управляющая организация за плату обязуется осуществлять комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом, включающий оказание услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных и других услуг Собственнику, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности, указанной в настоящем Договоре.
В МКД по <адрес> имеется внутридомовая система водоснабжения, к ней присоединены внутриквартирные системы водоснабжения, оборудованные индивидуальными приборами учета, позволяющие собственникам потреблять количественно контролируемый (посредством индивидуальных приборов учета) коммунальный ресурс (воду). Других присоединений внутридомовая система водоснабжения МКД для осуществления потребления коммунального ресурса (воды) не имеет.
Однако, с февраля 2021 года МУП «Городская управляющая компания» указывает в платежных документах собственникам МКД <адрес> и взимает плату за водоснабжение на СОИ и водоотведение на СОИ, фактически не оказывая эти услуги.
Считает действия ответчика не правомерными, поскольку 06 октября 2020 года в присутствии мастера МУП «Городская управляющая компания» и представителя Джанкойского филиала «Вода Крыма» при обследовании системы водоснабжения многоквартирного <адрес>, зафиксирован факт отсутствия технической возможности оказывать услуги по забору воды для общедомовых нужд, конструктивные особенности системы водоснабжения дома не приспособлены для потребления воды из внутридомовой системы водоснабжения на СОИ, а также в нарушение п.3.2.11. Договора управления многоквартирным домом <адрес> МУП «Городская управляющая компания» не проинформировала об изменении размера тарифов на коммунальные услуги.
Просит признать незаконными начисления МУП и включение в оплату услуг по водоснабжению и водоотведению на СОИ, обязав произвести перерасчет данных начислений за период с 01.02.2021 года по 31.08.2021 год.
Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по вышеуказанным основаниям. Пояснил, что действия ответчика по начислению и включению в оплату услуг по водоснабжению и водоотведению на СОИ являются незаконными, поскольку данная услуга собственникам квартир не предоставляется.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что начисления по водоснабжению на СОИ и водоотведению на СОИ являются законными, поскольку в соответствии с Договором водоснабжения, отведения сточных вод №685, заключенного 16.02.2021 года, действующий с 01.01.2021 года, данная услуга предоставляется Джанкойским филиалом ГУП РК «Вода Крыма». МКД, где живет истец, не оборудован прибором учета, а потом размер подлежащих взысканию рассчитывается исходя из утвержденных нормативов и тарифов.
Представитель третьего лица по доверенности ФИО4 в судебном заседании требования истца не признал, указав, что Джанкойским филиалом ГУП РК «Вода Крыма» в соответствии с Договором водоснабжения, отведения сточных вод №685 от 16.02.2021 года, с 01.01.2021 года ответчику предоставляется услуги: по подаче холодной воды из централизованной системы водоснабжения через присоединенные водопроводные устройства и сооружения на объекты, находящиеся в управлении МУП, принятию от МУП в централизованную систему канализации через присоединенные канализационные устройства и сооружения сброшенные сточные воды, с объектов находящихся в управлении МУП, коммунальную услугу водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах находящихся на управлении МУП, коммунальную услугу водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах находящихся на управлении МУП. В свою очередь, ответчик производит оплату коммунальных услуг холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах находящихся на управлении МУП, водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах находящихся на управлении МУП, обеспечивает безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с получением холодной воды и сбросом сточных вод. Расчет объема коммунального ресурса рассчитывается исходя из утвержденных нормативов и тарифов. Во избежание спорных ситуаций, касающихся потребленного объема водного ресурса, собственникам помещений МКД необходимо принять решение об установке общедомового прибора учета воды.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, допросив специалиста, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Исходя из части 12 статьи 161 ЖК РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное водоснабжение и водоотведение.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в МКД включает в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД.
Согласно части 9.3 статьи 156 ЖК РФ при отсутствии ОДПУ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 04 июня 2020 года № 329 «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года №150» министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым определено уполномоченным исполнительном органом государственной власти Республики Крым по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе, в целях содержания общего имущества МКД.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 3 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приложением №1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных pecyрсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены формулы, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Тарифы (стоимость) на водоснабжение и водоотведение, в том числе на общедомовые нужды, устанавливаются Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым.
Пунктом 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании МКД), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего СОИ в МКД услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В соответствии с пунктом 10 Правил №306, нормативы потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества определяются по видам коммунальных ресурсов в зависимости от степени благоустройства многоквартирных домов и наличия ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества, а в соответствии с пунктом 11 Правил №306 устанавливаются едиными для многоквартирных домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства и расположенных в аналогичных климатических условиях.
При этом отсутствие ресурсопотребляющих оборудования и устройств в составе общего имущества в МКД не свидетельствует о полном отсутствии потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в многоквартирном доме, поскольку потребление коммунальных услуг может происходить в ходе выполнения обязательных, включенных в минимальный перечень работ, услуг (например, потребление холодной воды и отведение стоков при ежегодной промывке внутридомовых сетей отопления и горячего водоснабжения, после замены внутридомовых сетей тепло- и водоснабжения), также в виде технологически неизбежных потерь холодной воды во внутридомовых инженерных системах многоквартирных домов.
Более того, действующее законодательство в жилищно-коммунальной сфере не связывает факт потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в многоквартирном доме с такими конструктивными особенностями многоквартирных домов как наличие или отсутствие выпускных кранов. Таким образом, исходя из буквального толкования приведенных норм, если в МКД потребителям предоставляются коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения, то такие потребители в составе платы содержание общего имущества оплачивают и расходы на водоснабжение и водоотведение в целях содержания общего имущества в МКД, а, значит, исполнитель обязан заключить с ресурсоснабжающей организацией соответствующие договоры.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода (абз. 2, п. 19 Правил). В тоже время, пп. а, п. 7.1. Правил установлено, что единицей измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме является количество кубических метров воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Также, постановлением №306 установлено, что тариф рассчитывается, как количество кубических метров воды на квадратный метр общей площади помещений, являющихся общедомовым имуществом. Информация о площади жилых и нежилых помещений, площади мест общего пользования МКД размещена в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354, управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг обязана заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребителю могут быть предоставлены такие виды коммунальных услуг, как холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в МКД, в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также водоотведение, то есть отведение сточных вод из МКД, из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам (п. a-в, ст. 44).
При отсутствии прибора учета, размер платы за коммунальную услугу определяется в соответствии с установленными постановлением № 354, а также п. 1, ст. 157 ЖК РФ, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента.
По общим правилам, установленным жилищным законодательством, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Собственники помещений в МКД владеют, пользуются, распоряжаются и несут бремя содержания общего имущества МКД (ст. 36, 39 ЖК РФ).
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 установлено, что в состав общего имущества, в том числе, включается внутридомовая инженерная система холодного и гор водоснабжения и водоотведения.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами», между ГУП РК «Вода Крыма», в лице Джанкойского филиала и управляющими организациями города Джанкоя заключены Договора водоснабжения, отведения сточных вод для Управляющих организаций.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, 16 февраля 2021 года между ГУП РК «Вода Крыма» и МУП МО ГО Джанкой «Городская управляющая компания» заключен договор водоснабжения, отведения сточных вод для Управляющих организаций №685.
Срок действия вышеуказанного договора с 01 января 2021 года.
Предметом указанного договора является предоставление ресурсоснабжающей организацией холодной воды из централизованной системы водоснабжения через присоединенные водопроводные устройства и сооружения на объекты, находящиеся в управлении МУП, принятие от МУП в централизованную систему канализации через присоединенные канализационные устройства и сооружения сброшенные сточные воды, с объектов находящихся в управлении МУП, коммунальную услугу водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах находящихся на управлении МУП, коммунальную услугу водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах находящихся на управлении МУП.
В свою очередь, МУП производит оплату коммунальных услуг холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах находящихся на управлении МУП, водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах находящихся на управлении МУП, обеспечивает безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с получением холодной воды и сбросом сточных вод.
Согласно р. 3 указанного Договора, количество поданной МУП холодной воды и сброшенных сточных вод определяется в соответствии с данными учета фактически поданной холодной воды и сброс сточных вод по показаниям средств измерений, за исключением случаев, установленных настоящим договором и действующими нормативными правовыми актами.
Объем коммунального ресурса на содержание общего имущества поданного в многоквартирный жилой дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемом поставки холодной воды собственниками жилых и нежилых помещений в этом многоквартирном жилом доме по договорам на подачу холодной воды и прием сточных вод, заключенными ими непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Объем коммунального ресурса на содержание общего имущества за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты, неисправности ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, либо истечения срока его эксплуатации или проверки, определяется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Согласно Приложения №1 к договору №685, МКД <адрес> входит в перечень объектов, находящихся в управлении МУП «Городская управляющая компания».
Сторонами в судебном заседании не отрицалось то обстоятельство, что многоквартирный жилой <адрес> не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета.
Соответственно, в данном случае объем коммунального ресурса на содержание общего имущества определяется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Таким образом, в соответствии с предоставленной управляющей организацией информацией о фактических площадях помещений общего имущества МКД, находящихся в управлении МУП, при выписке счетов для оплаты за коммунальный ресурс на содержании общего имущества, расчёт по МКД, выполняется с учётом площади общего имущества.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 17.08.2020 года №455-А «О внесении изменений в приказ Министерства ЖКХ РК от 17.07.2020 года №394-А «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым» утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов в отношении холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями и водоотведением для 1-5 этажных домов в размере 0,0173м на 1 м. В соответствии с п. 22 «ж» Правил № 124 норматив применяется с учётом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере 1,5.
Указанные обстоятельства также подтверждены показаниями ФИО5, допрошенной в судебном заседании в качестве специалиста 1 категории абонентской службы ГУП РК «Вода Крыма».
С учетом выше изложенного и ввиду того, что МКД <адрес> не оборудован прибором учета, действия ответчика в части взыскания с истца объема коммунального ресурса на содержание общего имущества (водоотведение на СОИ и водоснабжение на СОИ) из расчета утвержденных нормативов являются правомерными.
Доводы стороны истца, касающиеся отсутствия технической возможности оказывать услугу по забору воды для общедомовых нужд, поскольку конструктивные особенности системы водоснабжения <адрес> не приспособлены для потребления воды из внутридомовой системы водоснабжения на СОИ, опровергаются имеющемуся в материалах дела актом осмотра инженерно-технических сетей холодного водоснабжения и водоотведения МКД <адрес> от 10 ноября 2021 года, составленным Комиссией в составе представителя Джанкойского филиала ГУП РК «Вода Крыма» в лице специалиста 1 категории абонентской службы ФИО5, и представителем МУП МО ГО Джанкой «Городская управляющая компания» в лице начальника РЭС ФИО6, и начальника подразделения по благоустройству ФИО7
Ссылка ФИО2 о том, что комиссия 10.11.2021 года не приходила и не проверяла наличие подключения дома к централизованным сетям, так как ключи от подвальных помещений у него никем не истребовались, признается судом не состоятельной, поскольку в судебном заседании представителем ответчика указывалось о наличии в управляющей организации ключей от всех подвальных помещений многоквартирных домов, находящихся в ведении МУП, а специалистом ФИО5, присутствовавшей при осмотре сетей 10.11.2021 года, подтверждено наличие инженерно-технических сетей в помещениях, входящих в состав общего имущества МКД <адрес>.
Доказательств незаконности составления указанного акта от 10.11.2021 года судом не установлено.
Доводы истца о нарушении ответчиком п.3.2.11 Договора управления многоквартирном домом в части информирования собственников за 10 рабочих дней до даты предоставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, суд признает необоснованными исходя из следующего.
Так, пунктом 3.2.9 Договора управления МКД следует, что Управляющая организация имеет право от своего имени и за счет собственника (ответственного квартиросъемщика) заключать с ресурсоснабжающими организациями договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (прием (сбросе) и очистке сточных вод) с целью обеспечения коммунальными услугами собственника и пользующихся его помещением(ями) в Многоквартирном доме лиц в необходимых объемах и с качеством, указанных в п. 3.2.2 настоящего Договора
Согласно п. 3.2.2 указанного Договора, Управляющая организация обязана оказывать собственнику, в том числе, услуги по содержанию и выполнять работы по ремонту общего имущества в Многоквартирном доме в соответствии с перечнем и периодичностью, указанным в Приложениях №3, №4 к настоящему Договору.
Согласно Приложения №3 к спорному Договору, в пункте 18 Перечня услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, имеется перечисление общих работ, выполняемых для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных дома.
Между тем, в соответствии с Жилищным кодексом РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда (часть 1 статьи 154); размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157); размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. (часть 2 статьи 157), наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления (часть 13 статьи 155).
Из приведенных положений Жилищного кодекса РФ следует, что наймодатель и управляющая организация вправе в одностороннем порядке изменить размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по установленным тарифам.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (вместе с «Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями») установлено, что Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Следовательно, настоящие Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - договор ресурсоснабжения).
Федеральным законом от 29.06.2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» часть 10 статьи 12 дополнена предложением следующего содержания: «Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также не требуется в случае изменения размера платы за содержание жилого помещения при изменении размеров расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в связи с установлением или изменением тарифов на такие коммунальные ресурсы, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и (или) установлением или изменением норматива потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».
Так, на Управляющую организацию, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, плата за общедомовые нужды входит в состав платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в виде платы за коммунальные услуги (ресурсы), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (КР СОИ). СОИ - это не тариф, эта плата предусмотренная №176-ФЗ от 29.06.2015 года, на которую, соответственно, не распространяет действие пункт 3.2.11 спорного Договора.
В соответствии с частями 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 года №2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации», под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
Сведения об изменении платы СОИ на водоснабжение и водоотведении размещается на сайте Джанкойский филиал ГУП РК «Вода Крыма».
Помимо этого, в соответствии с абз. 2 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 распределяемый в соответствии с формулами 11 – 14 приложения № 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения
С 01.01.2017 года в соответствии с ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД включена в плату за содержание жилого помещения.
В соответствии ч. 10 ст. 12 Федерального закона № 176-ФЗ от 29.06.2015 года при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД их размер не может превышать норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов в плату за содержание жилого помещения решение общего собрания собственников помещений в МКД не требовалось.
С 10.08.2017 года в связи со вступлением Федерального закона от 29.07.2017 года № 258-ФЗ, который вносит изменения в порядок определения размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - СОИ), в соответствии с которым при изменении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов на СОИ, в связи с установлением или изменением тарифов на такие коммунальные ресурсы, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и (или) установлением или изменением норматива потребления коммунальных ресурсов на СОИ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Согласно пп. л п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
В свою очередь, отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие установки присоединены к сетям РСО, не освобождает потребителя от обязанности оплатить отпущенный ему ресурс.
При этом, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги ХВС, ГВС, водоотведения, то жители дома оплачивают потребление воды и отведение сточных вод в целях содержания жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд –
решил:
исковые требования Блейз ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию Муниципальное образование городской округ Джанкой «Городская управляющая компания» о признании незаконными действия, понуждении выполнить определенные действия, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Джанкойский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.П.Синицына
Полный текст решения изготовлен 29.11.2021 года.