ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2351/2022 от 26.05.2022 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело №2-2351/2022

4RS0001-01-2022-002497-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2022 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Ветровой С.В., при секретаре Р.Е.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нерехтского межрайонного прокурора в интересах ПетрухинойЕ.М. к Департаменту здравоохранения по Костромской области об обеспечении изделиями медицинского назначения

установил:

Нерехтский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах ПетрухинойЕ.М. к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями. Свои требования мотивировал тем, что Нерехтской межрайонной прокуратурой проведена проверка в сфере лекарственного обеспечения ПетрухинойЕ.М., <дата> г.р., проживающей по адресу: <адрес>. Проверкой установлено, что Петрухина Е.М. является инвалидом II группы, состоит на учете в ОГБУЗ «Нерехтская НРБ» и ей поставлен диагноз ей поставлен диагноз «Сахарный диабет 2 тип». В качестве лечения ПетрухинойЕ.М. помимо прочих лекарственных препаратов назначено обеспечение Хумалог Микс 50, суспензия для подкожного введения, 10МЕ/мл 3 мл в картридже, в упаковке 5 картриджей в шприц-ручках, 2 упаковки на 1 месяц, 24 упаковки на год. В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья. На основании ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Проверкой установлено, что ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» в нарушение вышеуказанных положений в течение 2021 года - истекшего периода 2022 года не обеспечивает Петрухину Е.М. медицинскими иглами не обеспечивалась вовсе. Кроме того средства измерение уровня глюкозы в крови (тест-полоски к глюкометру Клевер Чек №50) последний раз выписывались ПетрухинойЕ.М.<дата>. Указанные факты не позволяют обеспечить эффективное лечение в соответствии с рекомендациями специалистов. Несвоевременное обеспечение лекарственными средствами ставит под угрозу жизнь ПетрухинойЕ.М. Нерехтской межрайонной прокуратурой по данному факту в целях устранения выявленных нарушений <дата> в адрес ОГБУЗ «Нерехтская НРБ» вносилось представление, однако нарушения фактически не устранены. Так, из ответа ОГБУЗ «Нерехтская НРБ» от <дата> следует, что обеспечить надлежащим образом Петрухину Е.М.. медицинскими изделиями в настоящий момент не представляется возможным в виду отсутствия финансирования со стороны Департамента здравоохранения Костромской области. Между тем, в силу ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Статьей 43 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, согласно которому «сахарный диабет» включено в перечень социально значимых заболеваний (п.7 Перечня социально значимых заболеваний, утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715, код заболевания по МКБ-10 - Е 10 - Е 14).

В судебном заседании помощник Нерехтского межрайонного прокурора исковые требования поддержал в полном объеме.

Истец Петрухина Е.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области по доверенности полагала требования не подлежащими удовлетворению, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства наличия права на данное обеспечение.

Третье лицо ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено, направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.

Согласно ст. ст. 37, 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Петрухина Е.М.<дата> года рождения, состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» с диагнозом сахарный диабет 2 типа, является инвалидом 2 группы.

В качестве лечения ПетрухинойЕ.М.. помимо прочих лекарственных препаратов назначено обеспечение Хумалог Микс 50, суспензия для подкожного введения, 10МЕ/мл 3 мл в картридже, в упаковке 5 картриджей в шприц-ручках, 2 упаковки на 1 месяц, 24 упаковки на год.

Кроме того средства измерение уровня глюкозы в крови (тест-полоски к глюкометру Клевер Чек №50) последний раз выписывались ПетрухинойЕ.М.<дата>.

Пунктом 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.

Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. ч. 2, 4 ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).

В силу п. п. 1, 4 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов РФ.

В соответствии с подп. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:

организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

Постановлением Администрации Костромской области от 29.12.2020 № 648-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2021 год, на плановый период 2022 и 2023 годов.

В соответствии с п. 37 данной программы за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и в приложении № 1 к данному постановлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание «диабет», лекарственных средств и медицинских изделий.

В соответствии с положениям ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Исходя из указанного, тест-полоски к глюкометру и иглы для инсулиновых шприц-ручек являются медицинскими изделиями, применяемыми для определения и регулирования уровня глюкозы в крови в соответствии с приказом Минздрава РФ от 09.11.2012 № 858н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при инсулиннезависимом сахарном диабете».

Анализ приведенных правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что право граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении диабета является государственной гарантией, обеспечиваемой за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом по смыслу вышеназванных нормативных правовых актов реализация данного права осуществляется на всей территории Российской Федерации и не может быть поставлена в зависимость от правового регулирования, введенного в отдельном субъекте Российской Федерации.

Учитывая социально значимое заболевание, которым страдает Петрухина Е.М. – диабет, гарантии бесплатного обеспечения медицинскими изделиями при данном заболевании, суд полагает, что отказ в обеспечении данными медицинскими изделиями в необходимом количестве не соответствует требованиям законодательства.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (ч. 1 ст. 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (п. 1 ч. 4 ст. 81).

В связи с изложенным, ограничение круга лиц, которые подлежат обеспечению тестами для определения глюкозы в крови, а также иглами к инсулиновому шприцу-ручке, не отвечает требованиям закона.

При установленных обстоятельствах, с учетом указанного выше нормативного регулирования, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Нерехтского межрайонного прокурора в интересах ПетрухинойЕ.М. удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение ПетрухинойЕ.М., <дата> года рождения, тест-полосками к глюкометру для определения содержания уровня сахара в крови и медицинскими иглами для инсулинового шприца по медицинским показаниям в необходимом количестве.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья: С.В. Ветрова

Решение изготовлено 02 июня 2022 года