Дело № 2-2352/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 декабря 2018 года Ленинский районный суд г. Томска в составе
председательствующего судьи Моисеевой Г.Ю.
при секретаре – помощнике судьи Ерохиной О.Е.,
с участием представителей истца Гуляева И.В., представителя ответчика Юдиной Н.В., действующей на основании доверенности от 05.10.2018 сроком действия до 31.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Хлгатяна С.Л. к публичному акционерному обществу «Мобильные ТелеСистемы» о признании расторжения договора оказания услуг связи в одностороннем порядке незаконным, обязании восстановления услуг по договору связи, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
установил:
Хлгатян С.Л. обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Мобильные ТелеСистемы» (далее сокращенное наименование – ПАО «МТС»), в котором просит признать расторжение договора оказания услуг связи в одностороннем порядке незаконным, возобновить оказание истцу услуг по договору с телефонным номером , взыскать с ответчика в свою пользу расходы по оплате услуг представителя в размере 20000,00 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 50000,00 руб.
Свои требования истец мотивировал тем, что в октябре 2011 года между ним и ответчиком был заключен договор оказания услуг связи, выдана сим-карта с абонентским номером . 08.12.2017 он подключился к тарифному плану «Супер МТС112017». Вплоть до декабря 2017 г. пользовался данным номером, осуществляя звонки, прием и передачу данных, а в декабре 2017 г. выехал заграницу. По возвращении на территорию РФ обнаружил, что его номер «заблокирован», и пользоваться им невозможно. На его претензию от 26.09.2018 был получен ответ 30.09.2018 (письмо №П 01-17/1-585776962711и), в котором было указано на одностороннее расторжение с ним (истцом) договора в связи с нарушением последним условий тарифного плана, рекомендовано приобрести этот же номер, оплатив услугу выбора внеочередного номера. 01.10.2018 он повторно обратился к ответчику с претензией о возобновлении услуг связи, однако ответа до настоящего времени не получил. Считал, что ответчик как сторона по сделке, носящей публичный характер, не вправе в одностороннем порядке отказаться от её исполнения. Действия ответчика противоречат нормам действующего гражданского законодательства, нарушают его права как потребителя.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства истец Хлгатян С.Л. в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин своей неявки, а равно ходатайства об отложении дела слушанием на более поздний срок суду не представил.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представители истца Гуляева И.В., участвуя в судебном заседании, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям и обстоятельствам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что не оспаривает факт того, что на декабрь 2017 у истца имелась задолженность в размере 6,97 руб., 22.02.2018 поступило sms уведомление о приостановлении слуг связи абоненту и 10.07.2018 ПАО «МТС» в одностороннем порядке расторгло договор оказания услуг связи, тем самым нарушило ФЗ РФ «О связи», поскольку предусмотренный данным законом шестимесячный срок не был соблюден. Выразил несогласие, что истец должен был производить оплату для того, что бы договор оказания услуг связи по спорному абонентскому номеру являлся действующим.
Представитель ответчика Юдина Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в отзыве на иск, из которого усматривается, что Хлгатян С.Л. является абонентом ПАО «МТС» на условиях заключенного договора о предоставлении услуг связи от 17.09.2007 с выделением абонентского номера с тарифным планом «Red Text», который 08.12.2017 был изменен абонентом на тарифный план «Супер МТС112017». Договор предоставления услуг связи МТС представляет собой совокупность трех документов: регистрационной формы, условий оказания услуг подвижной связи МТС и условий выбранного тарифного плана. Подписывая договор на оказание услуг связи с истцом, ответчик выразил согласие с Правилами оказания услуг связи «МТС», которые, наряду с тарифным планом, являются неотъемлемой часть договора, были абоненту известны и понятны. Своевременная оплата услуг связи указанными Правилами отнесена к числу обязанностей абонента. Этими же условиями урегулированы случаи одностороннего отказа от исполнения договора. Действиями, направленными на отказ от исполнения договора со стороны абонента, являются: непоступление на лицевой счет абонента в течение указанного в Тарифном плане абонента срока денежных средств в сумме, достаточной для достижения положительного остатка, после приостановления оказания услуг; неиспользование абонентом платных услуг в течение периода, указанного в Тарифном плане абонента. В соответствии с выбранным Хлгатяном С.Л. тарифным планом «Супер МТС 112017», если баланс абонента становится равным или ниже нуля, то в течение последующих 61 дней ему будут доступны только входящие звонки, получение SMS и звонки на сервисные номера МТС. Если по истечении этого период баланс не превысит значения 0,01 руб., возможность получения указанных услуг прекращается. Если в течение периода, равного 183 дням, абонент не осуществляет пользование платными услугами МТС посредством абонентского номера или номеров, указанное обстоятельство будет означать односторонний отказ абонента от исполнения договора в отношении использования такого или таких абонентских номеров. Поскольку в декабре 2017 г. на лицевом счете истца образовалась задолженность в размере 6,97 руб., в адрес Хлгатяна С.Л. было направлено письмо о приостановлении услуг связи. Однако с 05.12.2017 Хлгатян С.Л. не пользовался платными услугами МТС по абонентскому номеру , тем самым в одностороннем порядке отказался от исполнения договора, что привело к его прекращению с 10.07.2018. На неоднократные претензии со стороны истца ему разъяснялись основания приостановления предоставления ему услуг связи и прекращения действия договора с ним. Действиями ответчика права истца как потребителя не нарушены и не противоречат закону. Кроме того указала, что в данном случае отсутствуют нарушение закона о связи, поскольку указанный представителем истцом порядок расторжения договора оказания услуг связи предусмотрен в случае если его инициатором является оператор связи, в настоящем случае с 05.12.2017 Хлгатян С.Л. не пользовался платными услугами МТС по абонентскому номеру , тем самым в одностороннем порядке отказался от исполнения договора, что привело к его прекращению с 10.07.2018, то есть расторгнут был договор услуг связи по инициативе истца, который не пользовался платными услугами связи.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
К правоотношениям между оператором связи и пользователем применяются нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (возмездное оказание услуг) и Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденные Правительством РФ 09.12.2014 №1342, разработанные в соответствии с п. 4 ст. 426 ГК РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» и Федеральным законом №126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи».
В силу п. 1 ст. 45 Федеральным законом №126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи» договор об оказании услуг связи является публичным договором.
Согласно ст. 4 ФЗ N 126-ФЗ Закона "О связи" от 07.07.2003 г. с последующими дополнениями и изменениями, Законодательство Российской Федерации в области связи основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов.
Отношения, связанные с деятельностью в области связи, регулируются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, ФЗ N 126-ФЗ Закон "О связи" от 07.07.2003 г. с последующими дополнениями и изменениями (далее-Закон,ФЗ "О связи"), "Правила оказания услуг связи", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. N 1342 с последующими дополнениями и изменениями (далее - Правила, правила оказания услуг связи), принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также "Условия о предоставлении услуг связи", утвержденные операторами связи, являются основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с деятельностью в области связи. В соответствии со ст. 3 Закона "Сфера действия настоящего Федерального закона" отношения в области связи, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи.
Частью 1. ст. 45 Закона РФ "О связи", а также п. 14 Правил, установлено, что договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Такой договор заключается в письменной форме или в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, путем осуществления конклюдентных действий (п. 21 Правил).
Согласно п. 23 Правил, в договоре должны быть указаны следующие существенные условия: а) абонентский номер (абонентские номера) или уникальный код идентификации (уникальные коды идентификации); б) оказываемые услуги телефонной связи; в) система оплаты услуг телефонной связи; г) порядок, сроки и форма расчетов.
Договор считается заключенным с даты внесения абонентом платы за предоставление оператором связи доступа к телефонной сети, то есть указанная услуга оказывается на основании заключенного публичного договора, не требующего соблюдения обязательной письменной формы, заключаемого в порядке положений об оферте, акцептом которой является дата внесения абонентом платы за предоставление оператором связи доступа к телефонной сети. Неотъемлемой частью договора являются "Условия оказания услуг связи" и тарифный план, выбранный абонентом.
В соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.
При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Как установлено судом, следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, что истец являлся абонентом ПАО «МТС» на основании заключенного договора о предоставлении услуг связи от 17.09.2007 с выделением абонентского номера с тарифным планом «Red Text», который 08.12.2017 был изменен абонентом на тарифный план «Супер МТС112017».
Из искового заявления следует, подтверждается объяснениями представителя истца, данными в ходе судебного разбирательства, что в декабре 2017 г. истец выехал на непродолжительное время за пределы Российской Федерации, а по возвращении в РФ обнаружил, что принадлежащий ему номер телефона «заблокирован» и воспользоваться им невозможно.
26.09.2018 Хлгатян С.Л. обратился в ПАО «МТС» с претензией, в которой в том числе требовал возобновить работу принадлежащего ему номера.
Согласно представленному в материалы дела ответу ПАО «МТС» от 30.09.2018 №П01-17/1-585776962711и Хлгатяну С.Л. разъяснено, что по условиям тарифного плана «Супер МТС112017», выбранного абонентом, неиспользование клиентом платных услуг в течение 150 дней означает односторонний отказ клиента от исполнения договора. Поскольку по абонентскому номеру платные услуги не потреблялись с декабря 2017, договор связи был расторгнут с 10.07.2018 в одностороннем порядке.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает на незаконность действий ответчика по одностороннему расторжению публичного договора.
Гражданский кодекс РФ не допускает односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310).
Положениями статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае правомерного одностороннего отказа от исполнения договорного обязательства полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Анализируя приведенные правовые предписания в совокупности, суд приходит к выводу, что требование о расторжении договора отлично от права на односторонний отказ от его исполнения, поскольку односторонний отказ от исполнения договора производится без обращения в суд, и соответственно, в силу самого факта его осуществления договор считается расторгнутым.
Возражая против удовлетворения исковых требований, сторона ответчика указывает, что договор оказания услуг связи расторгнут в одностороннем порядке в связи с отказом абонента от исполнения условий договора, т.к. Хлгатян С.Л. не обеспечил поступление на свой лицевой счет денежных средств в сумме, достаточной для достижения положительного остатка, после приостановления оказания услуг, а также не использовал платные услуги в течение периода, указанного в Тарифном плане абонента.
В соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ ответчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Как предусмотрено положениями ч. 1 и ч. 2 ст. 44 ФЗ РФ «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Согласно ч. 2 ст. 44 ФЗ РФ «О связи» правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и выполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок счетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
В соответствии со ст. 54 ФЗ «О связи» и п. 25 Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства от 09.12.2014 №1342 (ред. от 03.11.2018) «О порядке оказания услуг телефонной связи», абонент обязан вносить плату за оказанные ему услуги телефонной связи и иные предусмотренные в договоре услуги в полном объеме и в определенные в нем сроки.
Согласно положениям ч. 3 ст. 44 ФЗ «О связи» в случае нарушения пользователем услугами связи требований, установленных настоящим Федеральным законом, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных ему услуг связи, определенных условиями договора об оказании услуг связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг связи до устранения нарушения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
На основании п. 1.1 Правил оказания услуг связи «МТС» разработаны в соответствии с ГК РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», Федерального закона «О связи» и регулируют отношения по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи, а также иных сопряженных с ними услуг (сервисное, информационно-справочное обслуживание, телематика, передача данных, услуг местной телефонной связи с представлением Дополнительного абонентского номера и др). настоящие правила устанавливаются оператором самостоятельно. Являются публичной офертой и могут быть приняты абонентом не иначе как путем присоединения к ним в целом.
В соответствии с п. 3.1 ст. 3 Правил оказания услуг, если иное не согласовано сторонами в Договоре, последний считается заключенным на неопределенный срок. В случае заключения сторонами срочного Договора его действие продлевается каждый раз на следующий период, равный первоначальному сроку действия Договора, если абонент не заявит об обратном не позднее, чем за две недели до окончания срока его действия.
Неотъемлемой частью Договора являются настоящие Правила, а также выбранный абонентом тарифный план (п. 3.3 ст. 3 Правил).
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, с 08.12.2017 истцом самостоятельно был изменен на тарифный план «Супер МТС112017», что числе прочего подтверждается скриншотом страницы АСР (автоматизированная система расчетов), представленной ответчиком.
Перечень услуг, оказываемых абоненту, определяется выбранным абонентом тарифным планом с учетом иных услуг, заказанных абонентом дополнительно в соответствии с действующими предложениями оператора (третьих лиц) (п. 4.1. ст. 4 Правил).
Определение объема услуг, оказанных абоненту оператором, осуществляется на основании показаний АСР оператора, либо оборудования связи других операторов связи, в частности, при оказании услуг связи абоненту в Роуминге (п. 5.1. ст. 5 Правил).
Согласно п. 7.1., 7.2., 7.3. ст. 7 Правил абонент вправе получать необходимую и достоверную информацию об операторе, объеме предоставляемых услуг, выставленных счетах за оказываемые услуги, о зоне радиопокрытия сети, перечне услуг и тарифных планах, а также иную информацию, связанную с предоставлением услуг. Получать счета за оказанные услуги по окончании расчетного периода в установленном оператором порядке. Изменять используемый перечень услуг, Тарифный план, уведомив оператора в предусмотренном настоящими правилами порядке.
Пунктом 8.2. ст. 8 Правил установлено, что абонент обязан ознакомиться с условиями настоящих Правил, зоной радиопокрытия сети, перечнем возможных услуг и тарифами на услуги (в том числе тарифами на услуги при пользовании Роумингом) до начала пользования услугами.
В пункте 8.4 ст. 8 Правил закреплена обязанность абонента своевременно оплачивать услуги оператору или указанному им уполномоченному лицу в соответствии с действующим порядком, методом оплаты услуг, тарифным планом и условиями настоящих Правил.
Оператор вправе приостанавливать оказание услуг в случае нарушения абонентом условий настоящих Правил (договора). В том числе нарушения сроков оплаты услуг, а равно при несоблюдении абонентом нормативных правовых актов в области связи – вплоть до устранения нарушения (пункт. 9.2. ст. 9 Правил).
В соответствии с п. 10.1. Правил оператор обязан предоставить абоненту при заключении договора необходимую информацию об услугах, их перечне и правилах оказания, тарифных планах, порядке и условиях оплаты услуг, порядке и сроках доставки счетов, зоне радиопокрытия сети.
Оператор обязан выставить абоненту счета за оказанные услуги на основании показаний АСР в порядке, предусмотренном настоящими правилами, по реквизитам, указанным абонентом в договоре (доставка счетов осуществляется, если данная услуга предусмотрена выбранным абонентом тарифным планом, порядком оплаты услуг и заказана абонентом) (п.10.5 Правил).
Пунктом 11.3 Правил установлено, что при заключении договора в соответствии с настоящими Правилами абонент указывает выбранный им из предлагаемых оператором тарифный план, который становится неотъемлемой частью договора.
Оператор ежемесячно в течение 5 календарных дней с момента окончания расчетного периода выставляет абоненту счет в соответствии с выбранным тарифным планом, заказанным абонентом перечнем, объемом услуг на основании показаний АСР оператора. Счет является безусловным подтверждением факта и объема оказанных услуг за расчетный период (п. 13.1. ст.13 Правил).
Счет должен быть оплачен абонентом в течение указанного в нем срока (п. 13.3 ст. 13 Правил).
Неполучение или задержка в получении счета абонентом не является основанием для отказа от оплаты абонентом услуг или основанием для получения отсрочки, рассрочки по оплате (п. 13.4. ст. 13 Правил).
Расчеты между оператором и абонентом производятся в рублях (п. 14.1. ст. 14 Правил).
Моментом исполнения денежного обязательства абонента считается момент поступления соответствующих денежных средств на расчетный счет или в кассу оператора или кассу уполномоченного лица (п. 14.2. ст. 14 Правил).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств стороны по договору несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (п. 16.1 ст. 16 Правил).
В соответствии с п. 18.1 ст. 18 Правил абонент вправе отказаться от дальнейшего исполнения договора, произведя все расчеты с оператором и подав соответствующее заявление.
Односторонним отказом от исполнения договора также является:
- непоступление на лицевой счет абонента в течение указанного в тарифном плане абонента срока денежных средств в сумме, достаточной для достижения на лицевом счете положительного остатка, после приостановления оказания услуг в соответствии с условиями расчетов настоящих Правил;
- неиспользование абонентом платных услуг в течение периода, указанного в тарифном плане абонента.
Согласно п. 18.2 ст. 18 Правил с момента отказа абонента от исполнения договора или расторжения договора по другим основаниям, обязательства сторон считаются прекращенными за исключением обязательств абонента, связанных с оплатой оказанных, но не оплаченных на момент расторжения договора услуг.
Аналогичные правила, в том числе в отношении перечня оснований для прекращения договора, содержатся в пунктах 3.2, 8.2, 9.2, 11.3, 17.1 Условия оказания услуг подвижной связи «МТС» в редакции от 23.06.2017, действующих на дату прекращения со стороны ответчика оказания услуг связи истцу, а также в условиях используемого истцом тарифного плана «Супер МТС 112017».
Судом установлено, что по условиям договора о предоставлении услуг связи от 17.09.2007 оператор принял на себя обязательства по предоставлению абоненту услуг подвижной радиотелефонной связи и иных, связанных с ним услуг (сервисных, информационно-справочного обслуживания, телематики, передачи данных и т.п.), а абонент – по оплате данных услуг.
Пользуясь указанным договором, истец выразил безусловное согласие с Правилами услуг подвижной радиотелефонной связи МТС, а также тарифным планом.
Указанные обстоятельства ни истцом, ни ответчиком не оспаривались, несмотря на то, что каждая из сторон пояснила, что непосредственно сам договор в письменном виде представить возможности не имеют.
Согласно п.1, 2 ст. 54 Федерального закона «О связи» оплата услуг связи производится посредством наличных или безналичных расчетов - непосредственно после оказания таких услуг, путем внесения аванса или с отсрочкой платежа. Порядок и форма оплаты услуг связи определяются договором об оказании услуг связи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Оплата местных телефонных соединений производится по выбору абонента-гражданина с применением абонентской или повременной системы оплаты.
Основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.
Как установлено выше, и подтверждено материалами дела, с 08.12.2017 истцом путем самостоятельно был выбран тарифный план «Супер МТС 112017», по условия которого истец обслуживался до момента расторжения договора.
Указанный тарифный план предусматривает авансовый метод расчетов.
В соответствии с условиями указанного тарифного плана если баланс абонента становится равным или ниже нуля (но не ниже 300 руб.), то в течение последующих 61 дня ему будет доступны только входящие звонки, получение SMS и звонки на сервисные номера МТС. Если по истечении этого периода баланс не превысит значения 0,01 руб., возможность получения указанных услуг прекращается. Отсутствие потребления тарифицируемых услуг посредством абонентного номера в течение 183 дней с даты исчерпания положительного остатка или с даты прекращения потребления тарифицируемых услуг (в зависимости от того, что наступит ранее) будет означать односторонний отказ абонента от исполнения договора в отношении использования такого абонентского номера.
Кроме того, судом установлено и не опровергнуто ответчиком, что условия тарифного плана «Супер МТС 112017» публично размещены в соответствии с п. 11.2 Условий МТС на Интернет-сайте ПАО «МТС» www.tomsk.mts.ru в разделе Частным клиентам/Мобильная связь/Тарифы/Все тарифы/Архив тарифов/Супер МТС 112017.
При обращении истца к ответчику с претензиями по поводу блокировки номера 26.09.2018 и 01.10.2018, последним получен ответ о расторжении с 10.07.2018 договора в одностороннем порядке в соответствии с условиями тарифного плана «Супер МТС112017» в связи с тем, что по абонентскому номеру платные услуги не потреблялись с января 2018 года.
Анализируя обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания действий ПАО «МТС» по блокировке телефонного номера , оформленного ранее на Хлгатяна С.Л., незаконными, не имеется, поскольку в соответствии с показанием АСР оператора установлено, что начиная с декабря 2017 года, истец не пользовался тарифицируемыми услугами посредством указанного абонентского номера, что следует из счетов от 31.12.2017, от 31.07.2018.
В свою очередь истец, не пользуясь тарифицируемыми услугами посредством абонентного номера в течение 183 дней, фактически в одностороннем порядке отказался от исполнения договора, что привело к его расторжению в соответствии с условиями тарифного плана «Супер МТС 112017», п. 18.1 Правил оказания услуг, утв. Постановлением Правительства РФ №1342 от 09.12.2014.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что действия ПАО «МТС» по расторжению договора и прекращению предоставления истцу услуг связи по спорному абонентскому номеру совершены в соответствии с требованиями п.п. 1, 3 ст. 44 Федерального закона № 126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи».
При этом доводы представителя ответчика, что ПАО «МТС» нарушен порядок расторжения договора, а именно после направления уведомления не соблюден 6 месячный срок, предусмотренный ФЗ «О связи», суд не принимает, поскольку ПАО «МТС» правомерно руководствовалось условиями, установленнымитарифным планом «Супер МТС 112017», согласно которых отсутствие потребления тарифицируемых услуг посредством абонентного номера в течение 183 дней с даты исчерпания положительного остатка или с даты прекращения потребления тарифицируемых услуг (в зависимости от того, что наступит ранее) будет означать односторонний отказ абонента от исполнения договора в отношении использования такого абонентского номера. Кроме того является неверным толкование условий указанного тарифного плана, который предусматривает обязательное использование в установленные сроки тарифицируемых услуг, а не внесения оплаты в обеспечение действия договора связи спорного абонентского номера.
При указанных обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Хлгатяна С.Л. к публичному акционерному обществу «Мобильные ТелеСистемы» о признании неправомерными действий оператора связи.
Поскольку в удовлетворении исковых требований о признании расторжения договора в одностороннем порядке истцу отказано, его требования о взыскании компенсации морального вреда, а равно расходов на оплату услуг представителя, как производные от основных требований, удовлетворению тоже не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Хлгатяна С.Л. к публичному акционерному обществу «Мобильные ТелеСистемы» о признании расторжения договора оказания услуг связи в одностороннем порядке незаконным, обязании восстановления услуг по договору с телефонным номером , взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска.
Председательствующий Г.Ю. Моисеева