ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2352/2021 от 15.07.2021 Северодвинского городского суда (Архангельская область)

Дело №2-2352/2021

УИД: 29RS0023-01-2021-002163-88

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2021 года

город Северодвинск

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи БарановаП.М.

при секретаре Зуевой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда гражданское дело по иску Иванова Эдуарда Владимировича к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №2» об обязании ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета тепловой энергии, производить расчет платы за потребленную тепловую энергию, исходя из показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии, произвести перерасчет платы за потребленную тепловую энергию,

установил:

Иванов Э.В. обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №2» (далее – ПАО«ТГК-2») об обязании ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета тепловой энергии, производить расчет платы за потребленную тепловую энергию, исходя из показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии, произвести перерасчет платы за потребленную тепловую энергию.

В обоснование указал, что 29.01.2019 в принадлежащей ему квартире по адресу: <адрес> были установлены 5 (по одному на каждый радиатор отопления) индивидуальных приборов учета тепловой энергии Techem модели FHKV radio 4. Он 06.02.2019 обратился к ответчику с заявкой на ввод установленных индивидуальных приборов учета в эксплуатацию. Ответчик на заявку не ответил, представителя для составления акта ввода в эксплуатацию не направил. Считает, что на основании п.81(2) Правил предоставления коммунальных услуг установленные индивидуальные приборы учета считаются введенными в эксплуатацию с 06.02.2019, и с этой даты их показания подлежат использованию при определении объема потребления коммунальных услуг, в связи с чем он ежемесячно передает их показания ответчику. Ответчик указанные показания при расчете платы за тепловую энергию не использует, производит расчет на основании нормативов. Ответчиком 03.02.2020 составлен акт, согласно которому индивидуальные приборы учета не допущены в эксплуатацию в связи с отсутствием документов, подтверждающих корректность настройки тепловычислителей. Считает отказ незаконным. Просил обязать ответчика ввести в эксплуатацию 5 индивидуальных приборов учета тепловой энергии Techem модели FHKV radio 4, установленных в принадлежащей ему квартире, производить расчет платы за потребленную тепловую энергию, исходя из показаний указанных индивидуальных приборов учета тепловой энергии, произвести перерасчет платы за потребленную тепловую энергию в квартире, исходя из показаний указанных индивидуальных приборов учета с даты заявки на их ввод в эксплуатацию с 06.02.2019 (л.д.3 – 7).

В судебном заседании истец Иванов Э.В., действующий также в качестве представителя третьего лица Иванова П.Э. (л.д.146 – 147), на иске настаивал.

Представитель ответчика ПАО«ТГК-2» в судебном заседании с иском не согласился.

Третье лицо Иванов П.Э. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.167).

Представитель третьего лица ООО«Про-системы и технологии» в судебном заседании исковые требования поддержал.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при данной явке.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истцу Иванову Э.В. и третьему лицу Иванову П.Э. на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес> распределением долей в праве общей долевой собственности 2/3 и 1/3 соответственно на основании договора купли-продажи квартиры от 04.09.2002 (л.д.144, 145).

Третьим лицом ООО«Про-системы и технологии» 10.01.2019 проведено обследование квартиры истца на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета тепловой энергии. По результатам обследования составлен акт с указанием о наличии технической возможности (л.д.173).

Ивановым Э.В. с ООО«Про-системы и технологии» 11.01.2019 заключен договор на выполнение работ по установке вычислителей тепла, по которому третье лицо приняло обязательства по поставке и установке вычислителей тепла FHKV radio 4 с радиомодулем (расходные материалы предоставляются заказчиком и являются его собственностью); работ производятся по адресу<адрес> (л.д.174).

На основании данного договора ООО«Про-системы и технологии» 29.01.2019 выполнило установку в квартире истца индивидуальных приборов учета потребления тепловой энергии (вычислителей тепла FHKV radio 4) в количестве 5 штук (л.д.175). Истцом и представителем ООО«Про-системы и технологии» 29.01.2019 составлен акт ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета потребления тепловой энергии (л.д.176).

Истец 06.02.2019 обратился в ПАО«ТГК-2» с заявкой на ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета (л.д.22).

Представителем ПАО«ТГК-2» 03.02.2020 проведен осмотр и составлен акт, согласно которому приборы учета не допущены в эксплуатацию. В качестве причины указано на отсутствие документов, подтверждающих корректность настройки тепловычислителей на данные отопительные приборы (л.д.30).

В период с 06.02.2019 по настоящее время расчет платы за потребленную тепловую энергию в квартире истца ПАО«ТГК-2» производит в соответствии с нормативами потребления (л.д.97 – 120).

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются, и суд полагает их установленными.

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖКРФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п.80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Согласно п.81 указанных Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Подпунктом «г» п.4 постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Министерству регионального развития Российской Федерации было поручено в 6-месячный срок утвердить критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения.

Во исполнение данного поручения приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 №627 были утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (приложение №1 к приказу).

В соответствии с п.3 указанных Критериев техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Пунктом 5 Критериев предусмотрено, что в отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.

Пункт 3 указанных Критериев, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 №627, являлся предметом судебной проверки, решение Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2013 №АКПИ13-540 в удовлетворении заявления о признании его недействующим было отказано.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 №627, действовали в период установки в квартире истца спорных приборов учета и обращения истца к ответчику с заявкой на ввод их в эксплуатацию.

Данный нормативный правовой акт утратил силу в связи с изданием приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2020 №485/пр, которым утверждены новые Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (приложение №1 к приказу), действующие в настоящее время.

Пунктом 3 данных Критериев также предусмотрено, что техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Пунктом 5 данных Критериев установлено исключение из указанного правила в отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, поскольку для них техническая возможность установки таких приборов учета имеется.

Таким образом, законодательно установленные критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета в данной части до настоящего времени не изменились.

В соответствии с ч.7 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки.

Многоквартирный дом 99 по ул.Ломоносова в г. Северодвинске введен в эксплуатацию до 01.01.2012, и до вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установившего требования по оснащению жилых помещений индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, при этом данный многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления с нижним розливом (л.д.149 – 156).

Данное обстоятельство в судебном заседании истцом и представителем третьего лица не оспаривалось.

При таких обстоятельствах, исходя из установленных критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, техническая возможность установки в помещении данного многоквартирного дома индивидуального прибора учета тепловой энергии отсутствует.

С учетом данного обстоятельства суд не находит оснований для удовлетворения требования истца о возложении на ответчика обязанности ввести в эксплуатацию установленные в квартире истца индивидуальные приборы учета тепловой энергии, а, следовательно, и требований производить расчет платы за потребленную тепловую энергию, исходя из показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии, и произвести перерасчет платы за потребленную тепловую энергию за период с 06.02.2019.

Суд отклоняет ссылку истца на п.81(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, согласно которому, если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления допуска прибора учета к эксплуатации и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается допущенным к эксплуатации с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил.

Данное положение Правил предоставления коммунальных услуг применимо в том случае, если отсутствуют иные объективные препятствия к допуска прибора учета к эксплуатации, и такой допуск не был осуществлен в установленном порядке исключительно в результате бездействия исполнителя.

В настоящем деле в соответствии с критериями, установленными в порядке, предусмотренном законодательством, отсутствует техническая возможность установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в квартире истца, которая не связана с действиями или бездействием ответчика.

Суд также учитывает, что нормативно установленные критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (как ранее действовавшие, так и действующие в настоящее время) связывают наличие или отсутствие такой возможности с характеристиками того объекта, который предполагается оснастить приборами учета, но не предусматривает каких-либо различий или исключений в зависимости от типа прибора учета или его отдельных характеристик.

На основании изложенного суд принимает решение об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении иска Иванова Эдуарда Владимировича к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №2» об обязании ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета тепловой энергии, производить расчет платы за потребленную тепловую энергию, исходя из показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии, произвести перерасчет платы за потребленную тепловую энергию отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

П.М. Баранов

Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2021г.