Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 19 июля 2021 года Сызранский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Зининой А.Ю. с участием помощника прокурора Антоновой В.М., при секретаре Вобленко Л.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2353/2021 по иску прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к Королеву А. В. об устранении нарушений требований пожарной безопасности, у с т а н о в и л: Прокурор г. Сызрани обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Королеву А.В. с иском об обязании Королева А.В. устранить нарушения требований пожарной безопасности в отношении объекта торговли по адресу: <адрес> г. Сызрани, а именно: - в соответствии с п. 17 Правил № *** организовать не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре; - в соответствии с п. 48 Правил № *** обеспечить проведение проверок внутренних трубопроводов в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; - в соответствии с п. 103 Правил № *** на объекте торговли на путях эвакуации исключить размещение торговых аппаратов, банкоматов и иных предметов, ограничивающих пути эвакуации, в том числе убрать ранее установленные торговые аппараты, банкоматы и иные предметы; - в соответствии с п. 27 Правил № *** обеспечить беспрепятственный проход через эвакуационный выход с первого этажа у магазина «Клякса»; - в соответствии с п. 27 Правил № *** установить и обеспечить работу системы ручного открывания изнутри и блокировки в открытом состоянии автоматических дверей центрального входа в здание по вышеуказанному адресу. В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой города Сызрани в связи с исполнением задания прокуратуры Самарской области от <дата> № ИсРАЙнд-07/3-12970-18/07-45-2018 «О проведении проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности» проведена проверка соблюдения Королевым А.В. противопожарного законодательства. В ходе проверки установлено, что Королев А.В. является собственником торгового центра по адресу: <адрес> г. Сызрани на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от <дата> за № ***. Также установлено, что Королевым А.В. до настоящего времени не исполнено предписание ОНД и ПО по г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский ГУ МЧС России по Самарской области № *** от <дата>. Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования: сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара; ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара; нераспространение пожара на соседние здания и сооружения; эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения; возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара; возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений. Согласно п. п. 1,2 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. В силу ч. 1 ст. 24 указанного Федерального закона работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. Статьей 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» (далее - Требования о пожарной безопасности) указанные требования принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Частью 1 ст. 88 Требований о пожарной безопасности установлены требования к ограничению распространения пожара в зданиях, сооружениях, пожарных отсеках, а именно: части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила). В ходе проверки соблюдения вышеуказанных норм законодательства Королевым А.В. выявлены следующие нарушения в здании по адресу: Самарская обл, г. Сызрань, <адрес>: - в нарушение п. 17 Правил № *** не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре; - в нарушение п. 48 Правил № *** не обеспечено проведение проверок внутренних трубопроводов в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; - в нарушение п. 103 Правил № *** на объекте торговли на путях эвакуации допускается размещение торговых аппаратов, банкоматов и иных предметов, ограничивающих пути эвакуации; - в нарушение п. 27 Правил № *** эвакуационный выход с первого этажа у магазина «Клякса» заблокирован (забит железом), а также основной вход в здание не обеспечен системой ручного открывания изнутри и блокировки в открытом состоянии. Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Недостаточная противопожарная защищенность объекта с массовым пребыванием людей может привести к негативным последствиям в случае возникновения ситуации, опасной для жизни и здоровья граждан. Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к запрещению деятельности, создающей такую опасность. Отношения, связанные с причинением вреда составляют предмет гражданского законодательства. Возможность предъявления исков, направленных на предотвращение причинение вреда в будущем, прямо предусмотрена ст. 1065 ГК РФ. Однако, данная норма предусматривает и способ защиты прав и законных интересов лиц, которым может быть причинен вред в данном случае - неопределенному кругу лиц, запрещение деятельности, создающей такую опасность (п. 1 ст. 1065 ГК РФ). В случае нарушении собственником здании требований пожарной безопасности, если при этом создается угроза причинения вреда неопределенному кругу лиц, прокурор имеет возможность реагировать на данное нарушение путем предъявления иска в интересах неопределенного круга лиц о запрещении эксплуатации здания в порядке гражданского судопроизводства (спор вытекает из деликтных правоотношений, носящих частноправовой характер). При этом несоблюдение требований пожарной безопасности в указанных местах массового пребывания может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и создать угрозу жизни и здоровью граждан. Исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку в торговом центре может находиться значительное количество посетителей, в том числе детей и подростков, и определить их круг, не представляется возможным. При этом несоблюдение требований пожарной безопасности в указанных местах массового пребывания может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и создать угрозу жизни и здоровью граждан. Таким образом, осуществляя закрепленную законодательством Российской Федерации защиту интересов общества и государства, органы прокуратуры Российской Федерации реализуют свое право на обращение в суд. В судебном заседании представитель прокуратуры г. Сызрани в лице Антоновой В.М. исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении. В судебное заседание представитель ответчика Королева А.В. по доверенности Мякишева В.В. не явилась, представила заявление о рассмотрении дела по существу без ее участия, против исковых требований не возражает, обязуется устранить нарушения в ближайшее время. Проверив дело, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Королев А.В. является собственником торгового центра по адресу: <адрес> г. Сызрани на основании договора купли-продажи от <дата>, что так же подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от <дата>. Во исполнение распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору № *** от <дата>, ст. 6.6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в период с 13-00 часов <дата> по 17-30 часов <дата> проведена проверка старшим инспектором ОНД и ПР по г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области – государственным инспектором г.о. Сызрань Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Аржановым В.С. в отношении Королева А.В., являющегося собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: Самарская область г.о. Сызрань <адрес>. В ходе проведения проверки были установлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в том числе: - в нарушение п. 17 Правил № *** не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре; - в нарушение п. 48 Правил № *** не обеспечено проведение проверок внутренних трубопроводов в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; - в нарушение п. 103 Правил № *** на объекте торговли на путях эвакуации допускается размещение торговых аппаратов, банкоматов и иных предметов, ограничивающих пути эвакуации; - в нарушение п. 27 Правил № *** эвакуационный выход с первого этажа у магазина «Клякса» заблокирован (забит железом), а также основной вход в здание не обеспечен системой ручного открывания изнутри и блокировки в открытом состоянии. <дата> старшим инспектором г.о. Сызрань Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Аржановым В.С.Королеву А.В. было выдано предписание № *** об устранении выявленных нарушений в срок до <дата>. Согласно акта проверки, проведенного <дата> помощником прокурора г. Сызрани Шониным И.Г., в отношении Королева А.В. выявлены нарушения в здании по адресу: Самарская область г. Сызрань <адрес>: - в нарушение п. 103 Правил № *** на объекте торговли на путях эвакуации допускается размещение торговых аппаратов, банкоматов и иных предметов, ограничивающих пути эвакуации; - в нарушение п. 27 Правил № *** эвакуационный выход с первого этажа у магазина «Клякса» заблокирован (забит железом), а также основной вход в здание не обеспечен системой ручного открывания изнутри и блокировки в открытом состоянии. Факт данных нарушений и факт его неисполнения по настоящее время Королевым А.В. не оспаривался. Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования: сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара; ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара; нераспространение пожара на соседние здания и сооружения; эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения; возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара; возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений. Согласно п. п. 1,2 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. В силу ч. 1 ст. 24 указанного Федерального закона работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» (далее - Требования о пожарной безопасности) указанные требования принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. На основании ч. 1 ст. 88 Требований о пожарной безопасности установлены требования к ограничению распространения пожара в зданиях, сооружениях, пожарных отсеках, а именно: части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила). Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Недостаточная противопожарная защищенность объекта с массовым пребыванием людей может привести к негативным последствиям в случае возникновения ситуации, опасной для жизни и здоровья граждан. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Согласно ст. 1 ФЗ РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора г. Сызрани, направленные в защиту неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению, Королева А.В. следует обязать устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании по адресу: Самарская область г. Сызрань <адрес>, а именно: организовать не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре; обеспечить проведение проверок внутренних трубопроводов в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; на объекте торговли на путях эвакуации исключить размещение торговых аппаратов, банкоматов и иных предметов, ограничивающих пути эвакуации, в том числе убрать ранее установленные торговые аппараты, банкоматы и иные предметы; обеспечить беспрепятственный проход через эвакуационный выход с первого этажа у магазина «Клякса»; установить и обеспечить работу системы ручного открывания изнутри и блокировки в открытом состоянии автоматических дверей центрального входа в здание по вышеуказанному адресу. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к Королеву А. В. об устранении нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить. Обязать Королева А. В. устранить нарушения требований пожарной безопасности в отношении объекта торговли по адресу: <адрес> г. Сызрани, а именно: - в соответствии с п. 17 Правил № *** организовать не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре; - в соответствии с п. 48 Правил № *** обеспечить проведение проверок внутренних трубопроводов в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; - в соответствии с п. 103 Правил № *** на объекте торговли на путях эвакуации исключить размещение торговых аппаратов, банкоматов и иных предметов, ограничивающих пути эвакуации, в том числе убрать ранее установленные торговые аппараты, банкоматы и иные предметы; - в соответствии с п. 27 Правил № *** обеспечить беспрепятственный проход через эвакуационный выход с первого этажа у магазина «Клякса»; - в соответствии с п. 27 Правил № *** установить и обеспечить работу системы ручного открывания изнутри и блокировки в открытом состоянии автоматических дверей центрального входа в здание по вышеуказанному адресу. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2021 года. Судья: Зинина А.Ю. |