Дело N 2-2354/2022
УИД: 77RS0..............-88
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 сентября 2022 года. Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Залугина С.В.
при секретаре Русановой М.С.,
с участием: помощника Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Марцоха А.И., представителя ответчика – ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодской дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело N 2-2354/2022 по иску Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодской дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" о возложении обязанности привести бетонный кювет, расположенный в полосе отвода железной дороги вдоль улицы Локомотивная города Минеральные Воды, параллельно железнодорожным путям от ПК 4 1 839 км. до ПК 8 1 839 км., протяженностью 446 м., в состояние пригодное для свободного и безопасного сбора, отвода ливневых и поверхностных вод, обеспечивающих защиту прилегающих земельных участков от размыва или переувлажнения путем осуществления ремонта и замены бетонного мощения кювета,
У С Т А Н О В И Л:
Минераловодский межрайонный транспортный прокурор, выступающий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Мещанский районный суд города Москвы с иском к ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодской дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" в обосновании которого указал, что Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой проведена проверка по вопросу исполнения законодательства при содержании объектов водоотведения железнодорожного транспорта.
В ходе проведенной проверки установлено, что в полосе отвода железной дороги вдоль улицы Локомотивная города Минеральные Воды Ставропольского края параллельно железнодорожным путям от ПК 4 1 839 км. до ПК 8 1 839 км, -протяженностью 446 м., расположено водоотводное сооружение представляющее собой бетонный кювет, предназначенный для сбора и отвода поверхностных вод.
При содержании и эксплуатации данного водоотводного сооружения выявлены нарушения требований федерального законодательства.
Так, согласно статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации", полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, предназначенные для размещения водоотводных и укрепительных устройств.
Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути, утвержденной заместителем министра путей сообщения от 30.03.1998 N ЦП-544 (далее - Инструкция) регламентирует порядок и условия содержания водоотводных, укрепительных и защитных сооружений сети железных дорог для |обеспечения бесперебойного и безопасного движения поездов.
Главной задачей содержания земляного полотна является обеспечение исправности состояния всех его элементов, предупреждение появления неисправностей, своевременное их устранение, а также ликвидация причин, вызывающих появление неисправностей.
Основой содержания земляного полотна являются надзор за его состоянием с целью своевременного выявления признаков и причин деформаций, предупреждение опасных деформаций, могущих приводить к аварийным ситуациям, проведение неотложных мер, выполнение планово-предупредительных работ в комплексе работ по верхнему строению пути, а также ремонт или усиление его в качестве самостоятельных работ по индивидуальным проектам.
Особое внимание при содержании земляного полотна должно уделяться состоянию водоотводных, укрепительных и защитных сооружений.
Пунктом 21 Инструкции установлено, что устройства для отведения поверхностных и грунтовых вод должны обеспечивать водоотведение от земляного полотна во все сезоны года. Поперечное сечение кюветов и канав должно обеспечивать пропуск паводковых и ливневых вод. Не допускается засорение кюветов и канав. Бровка канавы должна возвышаться не менее чем на 2 м над уровнем воды в периоды ливневых дождей и паводков. Откосы и дно водоотводных устройств не должны иметь трещин и промоин.
В целях обеспечения исправного состояния земляного полотна, укрепительных и водоотводных сооружений, а также защитных устройств при текущем содержании выполняются работы по предупреждению и ликвидации неисправностей, могущих привести к деформациям земляного полотна и его сооружений (пункт 44 Инструкции).
Согласно пункта 46 Инструкции для обеспечения нормальной эксплуатации земляного полотна бригадами по текущему содержанию пути (бригады Минераловодской дистанции пути) должны выполняться такие работы как: устранение мелких неисправностей в виде трещин, впадин на откосах выемок и насыпей, могущих привести к деформации откосов земляного полотна; исправление отдельных нарушений одерновок, крепления дна и откосов водоотводных сооружений; обеспечение пропуска весенних и ливневых вод гласно Инструкции по подготовке сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод; ликвидация наледей в водоотводных сооружениях; очистка кюветов, нагорных и водоотводных канав в объемах, необходимых для обеспечения беспрепятственного стока воды; вырубка кустарника и деревьев в водоотводах; чистка труб, лотков, водобойных колодцев, русел от наносов и зарослей.
В соответствии с пунктом 3.5 Свода правил 261.1325800.2016, утвержденного приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 888/пр "Об утверждении свода правил "Железнодорожный путь промышленного транспорта. Правила проектирования и строительства" (далее - СП 261), водоотводное сооружение земляного полотна железной дороги - сооружение открытого или закрытого типа, предназначенное для защиты земляного полотна от размыва или переувлажнения, сбора поверхностных вод и отвода их в ближайший водоток.
Пунктом 8.4.21 СП 261 установлено, что водоотводные сооружения необходимо укреплять от размыва при воздействии атмосферных вод, ветровой эрозии. Укреплению подлежат откосы и дно водоотводных канав и кюветов, пуски водоотводных сооружений.
В соответствии с пунктами 8.4.2 - 8.4.8 Свода правил, утвержденных приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 964/пр "Об утверждении СП 104.13330 "СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления", при проектировании дренажных систем предпочтение следует отдавать системам с отводом воды самотеком. Выполнение горизонтального дренажа открытым траншейным определяется экономической целесообразностью и условиями эффективной работы. Открытые дренажные каналы и траншеи следует устраивать в тех случаях, когда требуется осушение значительных по площадям территорий с одно-, двухэтажной застройкой небольшой плотности. Их применение также возможно и для защиты от подтопления наземных транспортных коммуникаций. При необходимости крепления откосов открытых дренажных канав и траншей необходимо использовать бетонные или железобетонные плиты. В укрепленных откосах из плит надлежит предусматривать дренажные отверстия для приема подземных вод.
Согласно пункта 5.4.24 Своду правил 37.13330.2012, утвержденному приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/7 "Об утверждении свода правил "СНиП 2.5.07-91* "Промышленный транспорт", продольный уклон водоотводных канав должен быть не менее 5%. Наибольший уклон дна и сечение канавы следует определять по расчетному расходу воды с вероятностью превышения 1:20. Глубина водоотводных канав и ширина их по дну должна быть не менее 1,6 м.
В ходе проверки установлено, что поперечное сечение вышеуказанного бетонного кювета в районе пешеходного настила не очищено от ила и мусора. На 1 839 км ПК 6-7 имеется дефекты покрытия в виде разрушений (повреждений) бетонного мощения кювета.
Наличие данных нарушений при содержании и эксплуатации кювета не обеспечивает свободный пропуск (отвод) ливневых и иных поверхностных вод по нему и способствует задерживанию этих вод в кювете, их розливу на прилегающую территорию.
Ранее по фактам выявленных нарушений 05.08.2021 прокуратурой в адрес балансодержателя в лице Минераловодской дистанции пути внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам его рассмотрения надлежащих и достаточных мер к устранению нарушений не принято, указанные нарушения фактически не устранены как на период рассмотрения акта прокурорского реагирования, так и до настоящего времени.
Отсутствие пропуска ливневых вод создает угрозу их розлива, подтопления и переувлажнения прилегающих земельных участков, в том числе в зоне жилой застройки, прилагающей к кювету, вследствие чего могут быть затронуты интересы неопределенного круга лиц, проживающих и (или) осуществляющих различные виды деятельности в зоне потенциального розлива и подтопления.
Учитывая, что спорный кювет состоит на балансе Минераловодской дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - ОАО "РЖД" рассмотрение искового заявления относится к юрисдикции Минераловодского городского суда Ставропольского края согласно территориальной принадлежности Минераловодской дистанции пути.
На основании изложенного, просил суд возложить на ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодской дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" обязанность привести бетонный кювет, расположенный в полосе отвода железной дороги вдоль улицы Локомотивная города Минеральные Воды Ставропольского края параллельно путям от ПК-4 1 834 км. до ПК-8 1 839 км., протяженностью 446 м., в состояние пригодное для свободного и безопасного сбора, отвода ливневых и поверхностных вод, обеспечивающее защиту прилегающих земельных участков от размыва или переувлажнения путем осуществления ремонта и замены бетонного
мощения кювета, очистки его от ила и мусора в поперечном сечении.
В своих письменных возражениях на иск ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодской дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" указало, что ОАО "РЖД" считает вышеуказанные требования Минераловодской межрайонной транспортной прокуратуры не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
На основании письма Минераловодской дистанции пути (ПЧ-10) от 14.03.2022 N ИСХ-344/СКДИ ПЧ-10: согласно производственно-технического комплекса Минераловодской дистанции пути и свидетельства регистрации прав на недвижимое бетонный кювет, расположенный в полосе отвода железной дороги вдоль улицы Локомотивная города Минеральные Воды Ставропольского края параллельно ж/д путям от ПК 4 1 839 км. до ПК 8 1 839 км., протяженностью 446 м состоит на балансовом учете Минераловодской дистанции пути, и предназначен для отвода ливневых и талых вод от ж/д пути.
Очистка кювета производится систематически по мере надобности на основании осмотров искусственных сооружений и пути, о чем свидетельствуют Журналы планирования и учета выполненных работ по текущему содержанию ПУ-74. В сентябре и октябре месяце 2021 года проведены работы по ремонту бетонного мощения кювета со стороны улицы Локомотивная на протяжении 150 погонных метров (подтверждено планом выполнения работ, приложенных к иску прокуратуры).
Пунктом 21 Инструкции по содержанию земляного полотна железнодорожного пути, утвержденной заместителем министра путей сообщения С.В.Т.. 30.03.1998 N ЦП-544 (Далее - инструкция ЦП-544), установлено, что устройства для отведения поверхностных вод должны обеспечивать водоотведение во все сезоны года. Поперечное сечение кюветов и канав должно обеспечивать пропуск паводковых и ливневых вод. Не допускается засорение кюветов и канав. Бровка канавы должна возвышаться не менее чем на 0,2 м. над уровнем воды в период ливневых дождей и паводков. Откосы и дно водоотводных устройств не должны иметь трещин и промоин.
Водоотводные сооружения для поверхностных вод - это устройства для сбора и отвода от поверхности земляного полотна и прилегающей к нему местности поверхностных вод; отвод воды осуществляется в низовую сторону от земляного полотна через водопропускное сооружение либо в пониженные места на местности вдали от земляного полотна.
Кювет - это устройство для отведения от земляного полотна поверхностных вод.
Во исполнении пунктов 21, 44, 45, 46 Инструкции N ЦП-544 от 30.03.1998 ОАО "РЖД" проводятся работы по текущему содержанию земляного полотна в установленный срок.
Поперечное сечение кювета на 1 839 км. ПК 4 - 8 в полном объеме и во все сезоны года обеспечивает водоотведение и пропуск ливневых и паводковых вод в сторону водопропускного сооружения (каменного моста 1 839 км. ПК 4). На протяжении десятка лет на данном участке: не происходило размыва земляного Полотна, затопление и обеспечивалось бесперебойное и безопасное движение поездов с установленной скоростью по сей день. Деформаций земляного полотна не происходило. Работы по своевременной очистке кювета производились ежемесячно в плановом порядке. О чем свидетельствует журнал планирования и учета выполненных работ по текущему содержанию пути и Сооружений формы ПУ-74, установленной формы утвержденный ОАО "РЖД" обеспечивается возвышение бровки канавы не менее чем на 0,2м над уровнем воды в период ливневых дождей и паводков. Дно и откосы кювета не имеют промоин и трещин. Указанный выше кювет, местами имеет разрушения бетонного мощения кювета, которое не влияет на пропуск ливневых и поверхностных вод.
В соответствии с пунктом 3.5 Свода правил 261.1325800.2016, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 03.12.2016 N 888/пр (Далее - Свод правил 888/пр) Кювет 1 839 км. ПК 4 - 8 полностью соответствует термину и определению -| осуществляет сбор и отвод поверхностных вод в каменный мост на 1 839 км. ПК 4, размывы и переувлажнения на данном участке земляного полотна не происходили и не происходят по настоящий период времени.
В соответствии с пунктом 8.4.21 Свода правил 888/пр Кювет 1 839 км. ПК 4 - 8, укреплен от размыва при воздействии атмосферных вод и ветровой эрозии. Кювет 1 839 км. ПК 4 - 8 имеет укрепление и дна и откосов.
ОАО "РЖД" полагает, что Прокурор безосновательно требует выполнение норм, указанных в иске, а именно пункты 8.4.2 - 8.4.8. Свода правил 104.13330.2016 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления” Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85 (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 декабря 2016 г. N 964/пр) (Далее - Свод правил 964/пр) по тем основаниям, что ОАО "РЖД" не проектная и не строительная, организация, которая должна спроектировать и построить в соответствии с вышеуказанными нормами то сооружение, которое требует прокуратура и более того, то сооружение (кювет) отвечает всем нормам и нуждам железной дороги, чтобы обязывать ОАО "РЖД" выполнять дополнительные дорогостоящие работы и без основания.
ОАО "РЖД" эксплуатирует кювет, который полностью справляется со своими функциями по отводу от земляного полотна поверхностных вод и которые самотеком уходят в водопропускное сооружение (каменный мост 1 839 км. ПК 4), что происходит во все сезоны года, обеспечивая беспрепятственное водоотведение и пропуск ливневых и паводковых вод. Дренажные системы с принудительной откачкой воды требуют дополнительного обоснования. Перекачка воды в данном кювете не требуется. Кювет полностью защищает железную дорогу от ливневых и паводковых вод (вода уходит самотёком в водопропускное сооружение (каменный мост)).
А для нужд жителей города Минеральные Воды, дома которых находятся рядом с железной дорогой, данный кювет не предполагает водоотведение и не предназначен для канализации. В случае необходимости обеспечения водоотведения от домой жителей города, а также канализации, жителям города необходимо обращаться в муниципальные органы и органы ЖКХ, для организации данной работы (ливневки, подвод или ремонт городской канализации).
Минераловодская дистанция пути осуществляет текущее содержание кювета на 1 839 км. ПК 4 - 8, согласно пункта 45 Инструкции ЦП-544 - а именно: систематически производит очистку кюветов, нагорных и водоотводных канав в объемах, необходимых беспрепятственному пропуску воды.
Кювет соответствует пункту 5.4.24 Свода правил 37.13330.2012 "СНиП 2.05.07- 91*. Промышленный транспорт", Актуализированная редакция СНиП 2;05.07-91* (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 635/7).
Поперечное сечение устройства для отведения поверхностных и. грунтовых вод назначаются из условия обеспечения водоотведения от земляного полотна во все сезоны. Минимальные размеры водоотводов определяются в соответствии с требованием, норм СП 238.1326000.2015 и для кюветов составляет: Глубина - 0,6 м.; ширина по дну - 0,4 м.; продольный уклон 2%. Бровка канавы в период) ливневых дождей должна возвышаться, над уровнем воды не менее чем на 0,2 м.
Учитывая вышеизложенное, просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В процессе рассмотрения данного дела истица Минераловодский межрайонный транспортный прокурор, выступающий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации было представлено уточненное исковое заявление, в соответствии с которым просил обязать ОАО "РЖД" в лице - Минераловодский дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", привести бетонный кювет, расположенный в полосе отвода железной дороги вдоль улицы Локомотивная, города Минеральные Воды, параллельно железнодорожным путям от ПК 4 1 839 км. до ПК 8 1 839 км., протяженностью 446 м., в состояние пригодное для свободного и безопасного сбора, отвода ливневых и поверхностных вод, обеспечивающих защиту прилегающих земельных участков от размыва или переувлажнения путем осуществления ремонта и замены бетонного мощения кювета.
В судебном заседании помощник Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Марцоха А.И. заявленные уточненные требования поддержала в полном объеме, дала суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Просит суд возложить на ОАО "РЖД" в лице - Минераловодский дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", обязанность привести бетонный кювет, расположенный в полосе отвода железной дороги вдоль улицы Локомотивная, города Минеральные Воды, параллельно железнодорожным путям от ПК 4 1 839 км. до ПК 8 1 839 км., протяженностью 446 м., в состояние пригодное для свободного и безопасного сбора, отвода ливневых и поверхностных вод, обеспечивающих защиту прилегающих земельных участков от размыва или переувлажнения путем осуществления ремонта и замены бетонного мощения кювета.
Представитель ответчика - ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодской дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" по доверенности ФИО1 требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, не признала по основаниям изложенным в письменных возражениях на иск.
Просит суд в удовлетворении заявления Минераловодского межрайонного транспортного прокурора - отказать в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценивая доказательства по делу в их совокупности пришел к выводу о том, что требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, выступающего в защиту прав интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно статьей 1 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Приказом Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" на транспортных прокуроров возложена обязанность осуществлять надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе органами таможни и внутренних дел на транспорте, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В соответствии с частью 3 статьи 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, и из материалов дела следует, что согласно свидетельству о регистрации права на недвижимое имущество бетонный кювет, расположенный в полосе отвода железной дороги вдоль улицы Локомотивная города Минеральные Воды Ставропольского края параллельно железнодорожным путям от ПК 4 1 839 км. до ПК 8 1 839 км., протяженностью 446 м., состоит на балансовом учете Минераловодской дистанции пути, и предназначен для сбора и отвода ливневых и талых вод.
Из искового заявления усматривается, что Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой проведена проверка по вопросу исполнения законодательства при содержании объектов водоотведения железнодорожного транспорта.
В ходе проведенной проверки установлено, что в полосе отвода железной дороги вдоль улицы Локомотивная города Минеральные Воды Ставропольского края параллельно железнодорожным путям от ПК 4 1 839 км. до ПК 8 1 839 км., протяженностью 446 м., расположено водоотводное сооружение представляющее собой бетонный кювет, предназначенный для сбора и отвода поверхностных вод.
При содержании и эксплуатации данного водоотводного сооружения выявлены нарушения требований федерального законодательства.
Так согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципа доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.
В силу статьи 2 названного Федерального закона к полосам отвода железных дорог, относятся земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных или укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств других объектов железнодорожного транспорта.
Таким образом, спорный земельный участок был предоставлен и предназначен для нужд железнодорожного транспорта, учитывая при этом закрепленное в статье 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" назначение полосы отвода железных дорог.
Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути, утвержденной заместителем министра путей сообщения от 30.03.1998 N ЦП-544 (далее - Инструкция) регламентирует порядок и условия содержания водоотводных, укрепительных и защитных сооружений сети железных дорог для |обеспечения бесперебойного и безопасного движения поездов.
Главной задачей содержания земляного полотна является обеспечение исправности состояния всех его элементов, предупреждение появления неисправностей, своевременное их устранение, а также ликвидация причин, вызывающих появление неисправностей.
Основой содержания земляного полотна являются надзор за его состоянием с целью своевременного выявления признаков и причин деформаций, предупреждение опасных деформаций, могущих приводить к аварийным ситуациям, проведение неотложных мер, выполнение планово-предупредительных работ в комплексе работ по верхнему строению пути, а также ремонт или усиление его в качестве самостоятельных работ по индивидуальным проектам.
Особое внимание при содержании земляного полотна должно уделяться состоянию водоотводных, укрепительных и защитных сооружений.
Пунктом 21 Инструкции установлено, что устройства для отведения поверхностных и грунтовых вод должны обеспечивать водоотведение от земляного полотна во все сезоны года. Поперечное сечение кюветов и канав должно обеспечивать пропуск паводковых и ливневых вод. Не допускается засорение кюветов и канав. Бровка канавы должна возвышаться не менее чем на 2 м. над уровнем воды в периоды ливневых дождей и паводков. Откосы и дно водоотводных устройств не должны иметь трещин и промоин.
В целях обеспечения исправного состояния земляного полотна, укрепительных и водоотводных сооружений, а также защитных устройств при текущем содержании выполняются работы по предупреждению и ликвидации неисправностей, могущих привести к деформациям земляного полотна и его сооружений (пункт 44 Инструкции).
Согласно пункта 46 Инструкции для обеспечения нормальной эксплуатации земляного полотна бригадами по текущему содержанию пути (бригады Минераловодской дистанции пути) должны выполняться такие работы как: устранение мелких неисправностей в виде трещин, впадин на откосах выемок и насыпей, могущих привести к деформации откосов земляного полотна; исправление отдельных нарушений одерновок, крепления дна и откосов водоотводных сооружений; обеспечение пропуска весенних и ливневых вод гласно Инструкции по подготовке сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод; ликвидация наледей в водоотводных сооружениях; очистка кюветов, нагорных и водоотводных канав в объемах, необходимых для обеспечения беспрепятственного стока воды; вырубка кустарника и деревьев в водоотводах; чистка труб, лотков, водобойных колодцев, русел от наносов и зарослей.
В обоснование иска прокурором указано на нарушение при содержании и эксплуатации данного водоотводного сооружения требований федерального законодательства.
Эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования возложена на ОАО "РЖД" (статья 6 Федерального закона от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта").
Из содержания статей 15 и 20 Федерального закона "О железнодорожном транспорте" следует, что на ОАО "РЖД" возложена обязанность обеспечить безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений и устройств с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических норм.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.12.2016 N 888/пр. утвержден свод правил "Железнодорожный путь промышленного транспорта. Правила проектирования и строительства" (далее - СП 261).
В соответствии с пунктом 3.5 СП 261, водоотводное сооружение земляного полотна железной дороги - сооружение открытого или закрытого типа, предназначенное для защиты земляного полотна от размыва или переувлажнения, сбора поверхностных вод и отвода их в ближайший водоток.
Пунктом 8.4.21 СП 261 установлено, что водоотводные сооружения необходимо укреплять от размыва при воздействии атмосферных вод, ветровой эрозии. Укреплению подлежат откосы и дно водоотводных канав и кюветов, пуски водоотводных сооружений.
С 17.06.2017 года введен в действие Свод правил "СП 104.13330.2016. Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления. Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85", утвержденные приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 964/пр, который распространяется на проектирование систем, объектов и сооружений инженерной защиты от затопления и подтопления территорий населенных пунктов, промышленных, транспортных, энергетических, общественно-деловых и коммунально-бытовых объектов, месторождений полезных ископаемых и горных выработок, сельскохозяйственных и лесных угодий, природных ландшафтов.
Согласно пунктам 8.4.2 - 8.4.8 СП 104.13330.2016, при проектировании дренажных систем предпочтение следует отдавать системам с отводом воды самотеком. Выполнение горизонтального дренажа открытым траншейным определяется экономической целесообразностью и условиями эффективной работы. Открытые дренажные каналы и траншеи следует устраивать в тех случаях, когда требуется осушение значительных по площадям территорий с одно-, двухэтажной застройкой небольшой плотности. Их применение также возможно и для защиты от подтопления наземных транспортных коммуникаций. При необходимости крепления откосов открытых дренажных канав и траншей необходимо использовать бетонные или железобетонные плиты. В укрепленных откосах из плит надлежит предусматривать дренажные отверстия для приема подземных вод.
В соответствии с пунктом 5.4.24 Своду правил 37.13330.2012, утвержденному приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/7 "Об утверждении свода правил "СНиП 2.5.07-91* "Промышленный транспорт", продольный уклон водоотводных канав должен быть не менее 5%. Наибольший уклон дна и сечение канавы следует определять по расчетному расходу воды с вероятностью превышения 1:20. Глубина водоотводных канав и ширина их по дну должна быть не менее 1,6 м.
Обращаясь в суд с настоящим иском Минераловодский межрайонный транспортный прокурор указал, что поперечное сечение вышеуказанного бетонного кювета в районе пешеходного настила не очищено от ила и мусора. На 1 839 км. ПК 6 - 7 имеется дефекты покрытия в виде разрушений (повреждений) бетонного мощения кювета.
Наличие данных нарушений при содержании и эксплуатации кювета не обеспечивает свободный пропуск (отвод) ливневых и иных поверхностных вод по нему и способствует задерживанию этих вод в кювете, их розливу на прилегающую территорию.
В то же время из представленного сообщения и.о. начальника Минераловодской дистанции пути ФИО2 установлено, что кювет бетонный, расположен в полосе отвода, вдоль железной дороги в районе жилых домов по улице Локомотивная на станции Минеральные Воды 1 839 км. ПК 4 по 1 839 км. ПК 8, правая сторона.
Кювет - устройство для отведения от земляного полотна железной дороги поверхностной воды. Поперечное сечение кювета на 1 839 км. ПК 4 - 8 в полном объеме и во все сезоны года обеспечивает водоотведение и пропуск ливневых и паводковых вод в сторону водопропускного сооружения (каменного моста 1 839 км. ПК 4). На протяжении десятка лет на данном участке не происходило размыва земляного полотна, затопление и обеспечивалось бесперебойное и безопасное движение поездов с установленной скоростью по сей день. Деформаций земляного полотна не происходило. Работы по своевременной очистке кювета, производились и производятся в плановом порядке ежемесячно, о чем свидетельствуют журнал планирования и учета выполненных работ по текущему содержанию пути и сооружений формы ПУ-74 установленной формы утвержденный ОАО "РЖД".
Дно и откосы кювета не имеют пробоин. Указанный выше кювет, местами имеет разрушения бетонного мощения кювета, которое не влияет на пропуск ливневых и поверхностных вод.
В сентябре и октябре месяце 2021года проведены работы по ремонту бетонного мощения кювета со стороны улицы Локомотивная на протяжении 150 погонных метров. Работы по текущему ремонту кювета со стороны железнодорожного пути запланированы на сентябрь, октябрь 2022 года.
Вышеуказанный кювет обеспечивает в полном объеме отвод ливневых и паводковых вод от железнодорожного пути, подтопление и размывов земельного полотна не происходит.
Кроме того, вышеизложенное подтверждается: актом технического осмотра канавы, находящейся вдоль железнодорожного полотна по улице Локомотивной на станции Минеральные Воды 1 839 км. ПК 4 по 1 839 км. ПК 8 (кювет бетонный), водопропускное сооружение 1 839 км. ПК 3 + 66 (каменный мост) от 01.10.2021, проведенный комиссией в составе: и.о. главного инженера Минераловодской дистанции пути З.В.П.., мостового мастера Ростовской дистанции инженерных сооружений Б.К.Г. мастера участка земельного полотна Минераловодской дистанции пути Б.О.Г.., из которого следует, что кювет бетонный, согласно производственно-технического комплекса Минераловодской дистанции пути и свидетельства регистрации права на недвижимое имущества, состоит на балансовом учете Минераловодской дистанции пути, и предназначен для отвода ливневых и талых вод от железнодорожного пути. Железобетонный кювет имеет общий уклон с ПК 8 в сторону ПК 4 каменного моста и местные уклоны направленные в приемные сетки технического коллектора проходящего под бетонным кюветом, который не состоит на балансовом учете в ОАО "РЖД", и на данный момент кювет очищен от растительности, бытового мусора, застоя воды и завалов не обнаружено. Приемные сетки технического коллектора очищены. Вышеуказанный кювет обеспечивает в полном объеме отвод ливневых и паводковых вод от железнодорожного пути, подтопление и размывов земельного полотна не выявлены. На момент осмотра силами участка земельного полотна проводятся работы по ремонту цементным раствором разрушенные участки бетонного мощения кювета, которое не влияет на пропуск ливневых и поверхностных вод; а также фотографиями из места обследования.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд, учитывая указанные обстоятельства, руководствуясь вышеуказанными нормами, исходит из того, что ответчиком проводились работы по предупреждению и ликвидации неисправностей, могущих привести к деформациям водоотводного сооружения земляного полотна железной дороги, при таких обстоятельствах суд пришел к выводу возложить на ответчика - ОАО "РЖД" в лице - Минераловодский дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" обязанность провести текущий ремонт бетонного кювета, расположенного в полосе отвода железной дороги вдоль улицы Локомотивная, города Минеральные Воды, параллельно железнодорожным путям от ПК 4 1 839 км. до ПК 8 1 839 км., протяженностью 446 м.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодской дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" о возложении обязанности привести бетонный кювет, расположенный в полосе отвода железной дороги вдоль улицы Локомотивная города Минеральные Воды, параллельно железнодорожным путям от ПК 4 1 839 км. до ПК 8 1 839 км., протяженностью 446 м., в состояние пригодное для свободного и безопасного сбора, отвода ливневых и поверхностных вод, обеспечивающих защиту прилегающих земельных участков от размыва или переувлажнения путем осуществления ремонта и замены бетонного мощения кювета, суд по изложенным выше основаниям полагает необходимым отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Из материалов дела следует, что Минераловодский межрайонный транспортный прокурор, выступающий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с требованиями в защиту неопределенного круга лиц, то есть в интересах физических лиц. Заявленные требования относятся к требованиям неимущественного характера.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300 рублей.
При указанных обстоятельствах, с ОАО "РЖД" подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 45, 103, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодской дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" удовлетворить частично. Возложить на ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодской дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" обязанность провести текущий ремонт бетонного кювета, расположенного в полосе отвода железной дороги вдоль улицы Локомотивная, города Минеральные Воды, параллельно железнодорожным путям от ПК 4 1839 км до ПК 8 1839 км, протяженностью 446 м.
В удовлетворении требований Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодской дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" о возложении обязанности привести бетонный кювет, расположенный в полосе отвода железной дороги вдоль улицы Локомотивная города Минеральные Воды, параллельно железнодорожным путям от ПК 4 1 839 км. до ПК 8 1 839 км., протяженностью 446 м., в состояние пригодное для свободного и безопасного сбора, отвода ливневых и поверхностных вод, обеспечивающих защиту прилегающих земельных участков от размыва или переувлажнения путем осуществления ремонта и замены бетонного мощения кювета, отказать.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в бюджет Минераловодского городского круга государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение суда изготовлено 23 сентября 2022 года.
Судья
Копия верна:
Судья Минераловодского городского суда Залугин С.В.