ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2356/2023 от 25.07.2023 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело № 2-2356/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2023 года город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Карманова К.А.,

при секретаре судебного заседания – Корчагиной М.С.,

с участием:

представителя истца – ФИО3,

представителя ответчика – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании ответа незаконным, понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, в котором, уточнив требования, просит: признать за ней как ребенком войны право на первоочередное отведение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества; признать ответ Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать ответчика осуществить первоочередное отведение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества в пользу ФИО2 в черте <адрес> с учетом требований нормативно-правовых актов к размерам земельных участков в <адрес>; истребования у ответчика необходимые для отведения земельного участка сведения.

Заявленные требования мотивированы тем, что истец является лицом, относящимся к категории «дети войны» согласно пункту 18 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>" и имеет право на первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> с заявлением об отведении в ее пользу земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества с учетом требований нормативно-правовых актов к размерам земельных участков, предоставляемых в аренду в городе Севастополе. Ответчиком в отведении земельного участка отказано. Истец полагает, что ответчик своими действиями нарушает ее законное право на получение земельного участка, в связи с чем вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель истца уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.

Представитель ответчика против удовлетворения иска возражала, полагая заявленные требования необоснованными, представила возражения в письменном виде, указав, что Законом <адрес> «О мерах социальной поддержки граждан, проживающих на территории <адрес>» не возложена на Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> обязанность формировать перечень земельных участков, предназначенный для предоставления такой категории граждан (дети войны), ставить такой земельный участок на государственный кадастровый учет, земельный участок должен выбираться заявителем самостоятельно. При этом заявителю необходимо обратиться за представлением государственной услуги в рамках административного регламента от ДД.ММ.ГГГГ-АР «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь». В случае положительного рассмотрения заявления Департаментом выносится соответствующее распоряжение. После постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и внесения сведений о земельном участке. Заявитель вправе обратиться за государственной услугой в рамках административного регламента «Предоставление в собственность, аренду, постоянное пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной собственности <адрес>, без проведения торгов».

В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя.

В соответствии со статей 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца, надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец ФИО2 относится к категории «дети войны» и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством.

С целью реализации своего права на получение меры социальной поддержки в виде первоочередного получения земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества, истец обратилась с соответствующим заявлением в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес>.

Согласно ответу Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> за исх. от ДД.ММ.ГГГГ с целью приобретения прав на земельный участок в аренду без проведения торгов заинтересованному лицу необходимо обратиться в адрес Департамента с соответствующим заявлением и необходимыми документами, предусмотренными Административным регламентом «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь» -АР от ДД.ММ.ГГГГ. Также указано, что осуществление подбора земельных участков для дальнейшей их передачи в пользование гражданам не входит в полномочия органа исполнительной власти, поиском местоположения земельных участков заинтересованное лицо занимается самостоятельно. После образования земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет возможно будет обратиться в Департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги, предусмотренной Административным регламентом «Предоставление в собственности, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной собственности <адрес>, без проведения торгов» -АР от ДД.ММ.ГГГГ.

Подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В городе Севастополе отдельные вопросы бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности применительно к истцу регулирует Закон <адрес>-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>», которым установлены правовые, организационные и экономические основы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей <адрес>, в связи с принятием в ФИО1 и образованием в составе Российской Федерации нового субъекта - города федерального значения Севастополя (статья 1).

Согласно статье 2 данного Закона его положения распространяются на граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территории <адрес> на день принятия в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, право которых на меры социальной защиты (поддержки) возникло на ДД.ММ.ГГГГ.

Раздел IV Закона -ЗС определяет меры социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, к которым относятся: граждане из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (ДД.ММ.ГГГГ) было менее 18 лет (дети войны); граждане из числа инвалидов войны, участников боевых действий, участников войны, жертв нацистских преследований, членов семей погибших (умерших) ветеранов войны и жертв нацистских преследований, соответствующий статус которым был установлен согласно законодательству, действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ, и другие категории граждан.

Пунктом 4 статьи 18 Закона <адрес>-ЗС установлено, что граждане из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (ДД.ММ.ГГГГ) было менее 18 лет (дети войны), предоставляется, среди прочих мера социальной поддержки - первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.

На основании статей 26, 27 Закона <адрес>-ЗС порядок и условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, определяются Правительством Севастополя. Меры социальной защиты, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами города федерального значения Севастополя.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что истец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно проживает в <адрес> и имеет статус «дети войны». Таким образом, истец относится к категории «дети войны» и имеет право на первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.

С учетом изложенного подтверждение права истца на первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества в судебном порядке дополнительно не требуется, так как наличие указанного права прямо предусмотрено Законом <адрес>-ЗС и ответчиком не оспаривается.

Так же из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> с заявлением об отведении ей на основании статьи 18 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества с учетом требований нормативно-правовых актов к размерам земельных участков, предоставляемых в аренду в <адрес>. Ответчиком в отведении земельного участка отказано со ссылкой на необходимость истцу указать конкретный испрашиваемый земельный участок.

Истец с указанными действиями ответчика не согласна.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) регулируются Федеральным законом № 210-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Под государственной услугой, как указано в статье 2 этого Закона, понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В силу статьи 5 этого же Закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

В целях реализации вышеуказанных полномочий, приказом Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-АР утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя» (далее - Регламент -АР).

Согласно пункту 1.2.2 Регламента -АР государственная услуга предоставляется по заявлениям физических и юридических лиц, обладающих правом на получение земельного участка без торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ оснований, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», либо их уполномоченных представителей, а так же участников свободной экономической зоны, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Пунктом 14 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2.6 Регламента -АР предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, в число которого входит схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (подпункт 6 пункта 2.6.1 Регламента -АР).

В соответствии с пунктом 2.3.1 Регламента -АР результатом предоставления государственной услуги является распоряжение ДИЗО о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, а в случае завершения оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального Конституционного закона, осуществляющегося на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ - распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ;письменный мотивированный отказ Уполномоченного органа в предоставлении государственной услуги.

Приказом Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес>-АР от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной собственности <адрес>, без проведения торгов», который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Уполномоченного органа, осуществляемых по запросу заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и <адрес> полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона № 210-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при предоставлении указанной государственной услуги (далее - Регламент -АР).

В соответствии с пунктом 1.2.1 Регламента -АР получателями государственной услуги (далее - Заявители) являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, обладающие правом на получение земельного участка без проведения торгов, из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, пунктом 2 статьи 39.6, пунктом 2 статьи 39.9, пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а также юридические лица - хозяйственные общества, созданные некоммерческой организацией "Фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования <адрес>" в соответствии со статьей 12.3 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>".

Согласно пункту 2.3.1 Регламента -АР результатом предоставления государственной услуги является: договор купли-продажи земельного участка; договор аренды земельного участка; договор безвозмездного пользования земельным участком; распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности <адрес>, в постоянное (бессрочное) пользование; письменный мотивированный отказ Уполномоченного органа в предоставлении государственной услуги.

В соответствии с пунктом 1.6.2 Регламента -АР в исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем при подаче заявления о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в аренду без проведения торгов, предоставляемых на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ входит так же выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке).

При этом выписка из ЕГРН об объекте недвижимости может быть представлена заявителем по собственной инициативе. В случае отсутствия выписки из ЕГРН, Уполномоченный орган запрашивает и получает данные документы самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия.

Таким образом, Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «О мерах социальной поддержки граждан, проживающих на территории <адрес>» на Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> не возложена обязанность формировать перечень земельных участков, предназначенных для предоставления такой категории граждан (дети войны), ставить такой земельный участок на государственный кадастровый учет, земельный участок должен выбираться заявителем самостоятельно.

Между тем, истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> с заявлением об отведении для предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка в черте <адрес> для индивидуального жилищного строительства с учетом требований нормативно-правовых актов к размерам земельных участков, предоставляемых в аренду в городе Севастополе, без указания конкретного земельного участка, что не соответствует вышеуказанному Регламенту -АР.

Поскольку законодательно предусмотрен определенный порядок реализации права на получение меры социальной поддержки в виде первоочередного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества, истец вправе обратиться за государственной услугой в рамках административного Регламента -АР «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя», указав конкретный испрашиваемый земельный участок и предоставив необходимый перечень документов, предусмотренный пунктом 2.6 Регламента -АР.

Оспариваемый истцом ответ Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> носит разъяснительный характер, не является отказом в предоставлении государственной услуги и не влечет правовых последствий для истца, не нарушает ее право на первоочередное предоставление земельного участка в аренду бесплатно. Истец не лишена права повторно обратиться в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> с заявлением в установленном законодательством <адрес> порядке.

Кроме того, суд не вправе подменять деятельность органов исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов исполнительной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительной компетенции.

С учетом изложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

При этом доводы представителя истца о том, что понятие отведение земельного участка несет в себе иную смысловую нагрузку, нежели понятие предоставление земельного участка, а потому приведенные выше Регламенты не могут быть применены в настоящем случае, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не влияют на сделанные судом по результатам рассмотрения и разрешения настоящего гражданского дела выводы.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес> о признании ответа незаконным, понуждении к совершению определенных действий оставить без удовлетворения.

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательно форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий К.А. Карманов