Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2019 года г.Ростов-на-Дону
Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Донцовой М.А.,
при секретаре Зайцевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала «РЖД» об обязании устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Лиховской транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился с настоящим иском в суд, указав в обоснование, что Лиховской транспортной прокуратурой во исполнение п. 6 плана работы прокуратуры на 1 полугодие 2019 г. и задания Южной транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении проверки исполнения требований законодательства о транспортной безопасности» в марте 2019 г. проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов инфраструктуры.
В ходе проверки железнодорожного вокзала на станции Зверево Северо- Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала «РЖД» (далее - объект транспортной инфраструктуры, ОТИ, вокзал) выявлены нарушения указанного законодательства.
Одними из основных задач обеспечения транспортной безопасности являются разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности далее - ОТБ), подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.
Собственником железнодорожного вокзала на станции Зверево является ОАО «РЖД». Согласно уведомлению Управления транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта № УТБ-7/4/00132-ис от ДД.ММ.ГГГГ вокзалу присвоена третья категория по транспортной безопасности.
Результаты оценки уязвимости вокзала утверждены компетентным органом ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 9 Закона установлено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости ОТИ, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы ОТБ ОТИ, которые предусматривают систему мер по ОТБ. Сведения, содержащиеся в планах ОТБ ОТИ, являются информацией ограниченного доступа.
В связи со вступлением с ДД.ММ.ГГГГ в законную силу постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» (далее - Требования) владельцам ОТИ потребовалось провести дополнительную оценку уязвимости.
Результаты дополнительной оценки уязвимости вокзалов утверждены ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, план ОТБ вокзала до настоящего времени надлежащим образом не разработан и не утвержден соответственно.
Кроме того, ОАО «РЖД» не сформированы и не привлечены подразделения транспортной безопасности для защиты вокзала, чем нарушены положения подп. 3 п. 5 Требований.
В силу ч. 8 ст. 12.2 Закона технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации.
Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
В ходе проверки установлено, что вокзал оборудован 44 видеокамерами, не сертифицированными в соответствии с положениями вышеназванного постановления Правительства РФ.
В силу приведенных норм ОАО «РЖД», являясь собственником объектов транспортной инфраструктуры, обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса, то есть реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Несоблюдение требований транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц - пассажиров и грузоперевозчиков, пользующихся услугами ОАО «РЖД», а также безопасности государства. Соблюдение требований закона в данной области позволит предотвратить указанные угрозы, снизить уровень уязвимости объекта, поэтому меры по обеспечению безопасности должны быть реализованы.
Истец просит суд обяхать ОАО «РЖД» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, а именно: обеспечить защиту железнодорожного вокзала на станции Зверево Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала «РЖД» силами подразделения транспортной безопасности; обеспечить сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности, эксплуатируемых на железнодорожном вокзале на станции Зверево Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала «РЖД», в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности утверждены»; - разработать и направить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала на станции Зверево Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала «РЖД», соответствующий требованиям постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» и приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» ФИО2, действующая на основании доверенности от 24.0.2019 г., в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в иске отказать, пояснив суду, в настоящее время выполнить заявленные требования не представляется возможным.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Лиховской транспортной прокуратурой во исполнение п. 6 плана работы прокуратуры на 1 полугодие 2019 г. и задания Южной транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении проверки исполнения требований законодательства о транспортной безопасности» в марте 2019 г. проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов инфраструктуры.
В ходе проверки железнодорожного вокзала на станции Зверево Северо- Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала «РЖД» (далее - объект транспортной инфраструктуры, ОТИ, вокзал) выявлены нарушения указанного законодательства.
Одними из основных задач обеспечения транспортной безопасности являются разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности далее - ОТБ), подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности ОТИ возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Субъектами транспортной инфраструктуры в соответствии с ч. 9 ст. 1 Закона являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ или использующие их на ином законном основании.
Субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
Собственником железнодорожного вокзала на станции Зверево является ОАО «РЖД».
Согласно уведомлению Управления транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта № УТБ-7/4/00132-ис от ДД.ММ.ГГГГ вокзалу присвоена третья категория по транспортной безопасности.
Результаты оценки уязвимости вокзала утверждены компетентным органом ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 9 Закона установлено, что на основании результатов поведенной оценки уязвимости ОТИ, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы ОТБ ОТИ, которые предусматривают систему мер по ОТБ. сведения, содержащиеся в планах ОТБ ОТИ, являются информацией ограниченного доступа.
В связи со вступлением с ДД.ММ.ГГГГ в законную силу постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» владельцам ОТИ потребовалось провести дополнительную оценку уязвимости.
Результаты дополнительной оценки уязвимости вокзалов утверждены ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, план ОТБ вокзала до настоящего времени надлежащим образом не разработан и не утвержден соответственно.
Кроме того, ОАО «РЖД» не сформированы и не привлечены подразделения транспортной безопасности для защиты вокзала, чем нарушены положения подп. 3 п. 5 Требований.
В силу ч. 8 ст. 12.2 Закона технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации.
Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
В ходе проверки установлено, что вокзал оборудован 44 видеокамерами, не сертифицированными в соответствии с положениями вышеназванного постановления Правительства РФ.
В силу приведенных норм ОАО «РЖД», являясь собственником объектов транспортной инфраструктуры, обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса, то есть реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Изложенные обстоятельства являются нарушением положений Закона и вышеперечисленных нормативных правовых актов в области транспортной безопасности, без устранения которых будет присутствовать угроза устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Несоблюдение требований транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц - пассажиров и грузоперевозчиков, пользующихся услугами ОАО «РЖД», а также безопасности государства. Соблюдение требований закона в данной области позволит предотвратить указанные угрозы, снизить уровень уязвимости объекта, поэтому меры по обеспечению безопасности должны быть реализованы.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, а именно, что ответчиком допущены нарушения норм действующего законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, не устранение которых может создать угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц, то что ответчиком до настоящего времени нарушения не были устранены, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Кроме того, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей, поскольку в соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице структурного подразделения Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала «РЖД» об обязании устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности – удовлетворить.
Обязать ОАО «РЖД» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, а именно:
- обеспечить защиту железнодорожного вокзала на станции Зверево Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала «РЖД» силами подразделения транспортной безопасности;
- обеспечить сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности, эксплуатируемых на железнодорожном вокзале на станции Зверево Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала «РЖД», в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств транспортной безопасности»;
- разработать и направить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала на станции Зверево Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала «РЖД», соответствующий требованиям постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» и приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
Взыскать с ОАО «РЖД» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий подпись
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.