ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2357/19 от 15.10.2019 Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 октября 2019 года г.Ростов-на-Дону

Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Донцовой М.А.,

при секретаре Зайцевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала «РЖД» об обязании устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Лиховской транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился с настоящим иском в суд, указав в обоснование, что Лиховской транспортной прокуратурой во исполнение п. 6 плана работы прокуратуры на 1 полугодие 2019 г. и задания Южной транспортной прокурату­ры от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверки исполнения тре­бований законодательства о транспортной безопасности» в марте 2019 г. прове­дена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов инфраструктуры.

В ходе проверки железнодорожного вокзала на станции Зверево Северо- Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции же­лезнодорожных вокзалов - филиала «РЖД» (далее - объект транспортной ин­фраструктуры, ОТИ, вокзал) выявлены нарушения указанного законодательства.

Одними из основных задач обеспечения транспортной безопасности явля­ются разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности далее - ОТБ), подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопас­ности.

Собственником железнодорожного вокзала на станции Зверево является ОАО «РЖД». Согласно уведомлению Управления транспортной безопасности Феде­рального агентства железнодорожного транспорта № УТБ-7/4/00132-ис от ДД.ММ.ГГГГ вокзалу присвоена третья категория по транспортной безопасности.

Результаты оценки уязвимости вокзала утверждены компетентным орга­ном ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 9 Закона установлено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости ОТИ, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатыва­ют планы ОТБ ОТИ, которые предусматривают систему мер по ОТБ. Сведения, содержащиеся в планах ОТБ ОТИ, являются информацией ограниченного дос­тупа.

В связи со вступлением с ДД.ММ.ГГГГ в законную силу постановления Пра­вительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований по обеспече­нию транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористиче­ской защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспорт­ных средств железнодорожного транспорта» (далее - Требования) владельцам ОТИ потребовалось провести дополнительную оценку уязвимости.

Результаты дополнительной оценки уязвимости вокзалов утверждены ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, план ОТБ вокзала до настоящего времени надлежащим образом не разработан и не утвержден соответственно.

Кроме того, ОАО «РЖД» не сформированы и не привлечены подразделе­ния транспортной безопасности для защиты вокзала, чем нарушены положения подп. 3 п. 5 Требований.

В силу ч. 8 ст. 12.2 Закона технические средства обеспечения транспорт­ной безопасности (системы и средства контроля доступа, видеонаблюдения, ау­дио- и видеозаписи, предназначенные для использования на объектах транс­портной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности) под­лежат обязательной сертификации.

Требования к функциональным свойствам технических средств обеспече­ния транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации техниче­ских средств обеспечения транспортной безопасности утверждены постановле­нием Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки установлено, что вокзал оборудован 44 видеокамерами, не сертифицированными в соответствии с положениями вышеназванного поста­новления Правительства РФ.

В силу приведенных норм ОАО «РЖД», являясь собственником объектов транспортной инфраструктуры, обязано обеспечивать транспортную безопас­ность в сфере транспортного комплекса, то есть реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Несоблюдение требований транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц - пассажиров и грузоперевозчиков, пользующихся услугами ОАО «РЖД», а также безопасности государства. Со­блюдение требований закона в данной области позволит предотвратить указан­ные угрозы, снизить уровень уязвимости объекта, поэтому меры по обеспече­нию безопасности должны быть реализованы.

Истец просит суд обяхать ОАО «РЖД» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодатель­ства о транспортной безопасности, а именно: обеспечить защиту железнодорожного вокзала на станции Зверево Севе­ро-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала «РЖД» силами подразделения транс­портной безопасности; обеспечить сертификацию технических средств обеспечения транспорт­ной безопасности, эксплуатируемых на железнодорожном вокзале на станции Зверево Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала «РЖД», в соответствии с по­становлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Требо­ваний к функциональным свойствам технических средств обеспечения транс­портной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности утверждены»; - разработать и направить на утверждение в Федеральное агентство желез­нодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности желез­нодорожного вокзала на станции Зверево Северо-Кавказской региональной ди­рекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - фи­лиала «РЖД», соответствующий требованиям постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований по обеспечению транспорт­ной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенно­сти объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств же­лезнодорожного транспорта» и приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасно­сти объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» ФИО2, действующая на основании доверенности от 24.0.2019 г., в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в иске отказать, пояснив суду, в настоящее время выполнить заявленные требования не представляется возможным.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Лиховской транспортной прокуратурой во исполнение п. 6 плана работы прокуратуры на 1 полугодие 2019 г. и задания Южной транспортной прокурату­ры от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверки исполнения тре­бований законодательства о транспортной безопасности» в марте 2019 г. прове­дена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов инфраструктуры.

В ходе проверки железнодорожного вокзала на станции Зверево Северо- Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции же­лезнодорожных вокзалов - филиала «РЖД» (далее - объект транспортной ин­фраструктуры, ОТИ, вокзал) выявлены нарушения указанного законодательства.

Одними из основных задач обеспечения транспортной безопасности явля­ются разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности далее - ОТБ), подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопас­ности.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности ОТИ возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Субъектами транспортной инфраструктуры в соответствии с ч. 9 ст. 1 Закона являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ или использующие их на ином законном основании.

Субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Собственником железнодорожного вокзала на станции Зверево является ОАО «РЖД».

Согласно уведомлению Управления транспортной безопасности Феде­рального агентства железнодорожного транспорта № УТБ-7/4/00132-ис от ДД.ММ.ГГГГ вокзалу присвоена третья категория по транспортной безопасности.

Результаты оценки уязвимости вокзала утверждены компетентным орга­ном ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 9 Закона установлено, что на основании результатов поведенной оценки уязвимости ОТИ, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы ОТБ ОТИ, которые предусматривают систему мер по ОТБ. сведения, содержащиеся в планах ОТБ ОТИ, являются информацией ограниченного доступа.

В связи со вступлением с ДД.ММ.ГГГГ в законную силу постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» владельцам ОТИ потребовалось провести дополнительную оценку уязвимости.

Результаты дополнительной оценки уязвимости вокзалов утверждены ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, план ОТБ вокзала до настоящего времени надлежащим образом не разработан и не утвержден соответственно.

Кроме того, ОАО «РЖД» не сформированы и не привлечены подразделе­ния транспортной безопасности для защиты вокзала, чем нарушены положения подп. 3 п. 5 Требований.

В силу ч. 8 ст. 12.2 Закона технические средства обеспечения транспорт­ной безопасности (системы и средства контроля доступа, видеонаблюдения, ау­дио- и видеозаписи, предназначенные для использования на объектах транс­портной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности) под­лежат обязательной сертификации.

Требования к функциональным свойствам технических средств обеспече­ния транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации техниче­ских средств обеспечения транспортной безопасности утверждены постановле­нием Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки установлено, что вокзал оборудован 44 видеокамерами, не сертифицированными в соответствии с положениями вышеназванного поста­новления Правительства РФ.

В силу приведенных норм ОАО «РЖД», являясь собственником объектов транспортной инфраструктуры, обязано обеспечивать транспортную безопас­ность в сфере транспортного комплекса, то есть реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Изложенные обстоятельства являются нарушением положений Закона и вышеперечисленных нормативных правовых актов в области транспортной безопасности, без устранения которых будет присутствовать угроза устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов не­законного вмешательства.

Несоблюдение требований транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц - пассажиров и грузоперевозчиков, пользующихся услугами ОАО «РЖД», а также безопасности государства. Со­блюдение требований закона в данной области позволит предотвратить указан­ные угрозы, снизить уровень уязвимости объекта, поэтому меры по обеспече­нию безопасности должны быть реализованы.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, а именно, что ответчиком допущены нарушения норм действующего законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, не устранение которых может создать угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц, то что ответчиком до настоящего времени нарушения не были устранены, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Кроме того, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей, поскольку в соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице структурного подразделения Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала «РЖД» об обязании устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности – удовлетворить.

Обязать ОАО «РЖД» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, а именно:

- обеспечить защиту железнодорожного вокзала на станции Зверево Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала «РЖД» силами подразделения транспортной безопасности;

- обеспечить сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности, эксплуатируемых на железнодорожном вокзале на станции Зверево Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала «РЖД», в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств транспортной безопасности»;

- разработать и направить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала на станции Зверево Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала «РЖД», соответствующий требованиям постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» и приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

Взыскать с ОАО «РЖД» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий подпись

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.