ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2358/2014 от 17.03.2014 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

  Дело № У

копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 00.00.0000 года г. Красноярск

 Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:

 председательствующего судьи Ерохиной А.Л.,

 при секретаре Ч.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Военного комиссариата Красноярского края о признании незаконным бездействия начальника Отдела полиции № 2 МУ МВД России «Красноярское»,

УСТАНОВИЛ:

 Военный комиссариат Красноярского края в своих интересах и интересах РФ обратился в суд с заявлением о признании незаконным действий должностного лица начальника ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» П.

 Требования мотивированы тем, что при организации призыва граждан на военную службу в октябре-декабре 2013 года, на граждан, подлежащих призыву на военную службу, которым не удалось вручить повестки в установленном порядке, начальнику ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» были направлены письменные обращения с приложением повесток для обеспечения прибытия указанных граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, однако, указанное обращение об установления местонахождения граждан и повестки были возвращены без исполнения.

 Возврат был мотивирован тем, что на сотрудников полиции в силу Федерального закона "О полиции" не возложена обязанность по производству розыска, задержанию граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.

 По мнению заявителя, данный отказ является незаконным.

 Просил признать бездействие начальника полиции ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» в непроведении мероприятий по розыску призывников и в непредоставлении информации о проведенных мероприятиях в военный комиссариат незаконным, возложить на начальника ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» обязанность производить действия по розыску призывников, установлению их местонахождение и предоставлению указанной информацию в отдел военного комиссариата Красноярского края по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска, а также обязанность взаимодействовать с военным комиссариатом Красноярского края при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, на основании соответствующих письменных обращений военного комиссариата осуществлять установление фактического местонахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу в случае невозможности вручения им повесток.

 В судебном заседании представитель Военного комиссариата Красноярского края Д., действующий на основании доверенности от 00.00.0000 года, требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлениях, настаивал на их удовлетворении.

 Представитель заинтересованного лица МУ МВД России «Красноярское» Ц., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях, согласно которым перечень полномочий полиции установлен ФЗ «О полиции», является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, а проведение розыска вне рамок возбужденного уголовного дела или дела об административном правонарушении связано с прямым нарушением норм УПК РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также конституционных прав граждан. Выполнение обязанности по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности относится к исключительной компетенции военных комиссариатов и органов местного самоуправления. Кроме этого, при применении ч. 3 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» необходимо наличие такого условия, как невозможность вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, а доказательств того, что в отношении граждан, указанных в списках, осуществляется производство по делам об административных правонарушениях к обращениям не приложено.

 Начальник ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» П. дело просил рассмотреть в своё отсутствие (т. 2, л.д. 82).

 Отдел полиции № 2 МУ МВД России «Красноярское» представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, о причинах неявки суду не сообщили.

 На основании ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, решения, действия (бездействие) которых оспариваются, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

 Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

 Согласно пункту "м" ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность.

 По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ).

 В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военное службе" органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.

 Пунктом 2 ст. 31 вышеуказанного Закона определено, что в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

 Согласно п. 10 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Приказом Министра обороны РФ N 366, МВД РФ N 789, ФМС РФ N 197 от 10.09.2007 утверждена Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, пунктом 5 которой установлено, что начальники городских, районных органов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.

 В соответствии с п. 2 Инструкции Военным комиссариатом Красноярского края и ГУ МВД России по Красноярскому краю создана рабочая группа для взаимодействия в работе по обеспечению прибытия граждан, на мероприятия, связанные с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу на 2013 год.

 Согласно п. 2 Приказа Военного комиссариата Красноярского края, ГУ МВД России по Красноярскому краю от 31.01.2013г. № 2/34, должно быть организовано взаимодействие муниципальных отделов военного комиссариата Красноярского края с территориальными отделениями, отделами полиции ГУ МВД России по Красноярскому краю в работе по осуществлению мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

 В силу ст.ст. 254, 255, ч. 4 ст. 258 ГПК РФ решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов. Должностных лиц (в том числе и постановления судебных приставов-исполнителей) могут быть признаны недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

 Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

 В судебном заседании установлено, что при организации призыва граждан на военную службу в октябре-декабре 2013 года Отделом военного комиссариата Красноярского края по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска начальнику ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» П. были направлены персональные письменные обращения в отношении 59 граждан (обращение от 00.00.0000 года), 111 граждан (обращение от 00.00.0000 года), 30 граждан (обращения от 00.00.0000 года и 00.00.0000 года), которым не представлялось возможным вручить повестки, о явке в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, об установлении их местонахождения данных граждан и обеспечении прибытия на указанные мероприятия. Обращения поступили в адрес ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское».

 Начальником ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» письменные обращения об установлении местонахождения граждан, письменные повестки и протоколы об административных правонарушениях были возвращены без исполнения (т. 1, л.д. 78, 106-107, 108-109, 164-165, 197-198, 203-204, 209-210). Возвращение письменных обращений без исполнения мотивировано тем, что осуществление должностными лицами ОВД действий по установлению местонахождения уклоняющихся от воинского учета лиц является, по сути, розыском, а последующее принудительное препровождение к месту проведения мероприятий, связанных с призывом – доставлением. Проведение названных процедур вне рамок возбужденного уголовного дела либо дела об административных правонарушениях связано с прямым нарушением норм УПК РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях, и, соответственно, с нарушением конституционных прав граждан. ФЗ «О полиции» не возлагает на полицию обязанность по поиску лиц, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности.

 Суд при принятии решения учитывает, что ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское», являясь территориальным органом МВД России и реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел, осуществляет в соответствии с законодательством РФ розыск лиц, таким образом, у начальника ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» не имелось правовых оснований для оставления без исполнения персональных письменных обращений военного комиссара.

 Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что выполнение мероприятий по розыску лиц, уклоняющихся от воинского учета и призыва на военную службу, не отнесено Федеральным законом "О полиции" к компетенции данного органа основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований служить не могут.

 Действительно, статья 12 Федерального закона №3-ФЗ «О полиции» прямо не закрепляет за органами полиции обязанность по обеспечению призыва граждан на военную службу. Вместе с тем, согласно части 3 статьи 1 данного Федерального закона назначение полиции состоит также и в том чтобы, в пределах своих полномочий, оказывать содействие государственным органам.

 Организация такого содействия по осуществлению мероприятий по призыву граждан на военную службу предусмотрена, помимо норм Федерального закона №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», также и в действующей и после принятия Федерального закона №3-ФЗ «О полиции» «Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности», утвержденной совместным Приказом Министра обороны РФ N 366, МВД РФ N 789, ФМС РФ N 197 от 10.09.2007 года.

 Следует также учитывать положения Указа Президента РФ №250 от 01.03.2011 года, изданного в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции». Согласно подпункту «б» пункта 1 данного Указа Президента РФ на органы полиции возлагаются обязанности не только по розыску лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами.

 Исходя из вышеуказанных нормативно-правовых актов, Указа Президента РФ от 01.03.2011 N 250 "Вопросы организации полиции" (в ред. Указа Президента РФ от 29.08.2013 N 689), принятого в развитие Закона "О полиции", и возлагающего на подразделения, организации и службы полиции розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами, а также ранее приведенных положений п. 3 ст. 4 и п. 2 ст. 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", розыск граждан и обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается именно на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

 Возражения представителей заинтересованного лица МУ МВД России «Красноярское» о том, что военным комиссариатом не было представлено доказательств невозможности вручения повесток гражданам, в связи с чем у сотрудников полиции отсутствовали правовые основания для исполнения обращений комиссариата, не обоснованы, поскольку согласно подп. «ж» п. 4 Инструкции "Об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности", утвержденная Приказом Министерства Обороны РФ N 366, МВД России N 789, ФМС России N 197 от 10 сентября 2007 г. военные комиссариаты направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения, согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции

 Указанная Инструкция "Об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности", утвержденная Приказом Министерства Обороны РФ N 366, МВД России N 789, ФМС России N 197 от 10 сентября 2007 г., является действующей, поскольку не включена в установленный в ст. 55 ФЗ "О полиции" перечень утративших силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с вступлением в силу указанного закона, и подлежит применению в части не противоречащей Федеральному закону «О полиции», что не опровергает выводов суда.

 Предоставление военным комиссариатом органам внутренних дел документов, подтверждающих невозможность вручения повесток гражданам, а также иных документов, действующим законодательством не предусмотрено.

 Довод заинтересованного лица МУ МВД России «Красноярское» о том, что розыск лиц, уклоняющихся от прохождения военной службы, возможен только после установления факта уклонения в порядке привлечения к административной ответственности либо предварительного расследования по возбужденным уголовным делам не принимается судом во внимание как основанный на ошибочном толковании норм материального права, поскольку привлечение к ответственности граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, возможно только после того, как военным комиссариатом были исчерпаны все иные предоставленные действующим законодательством возможности понуждения гражданина к исполнению возложенной на него воинской обязанности.

 В случае уклонения гражданина от мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, председатель призывной комиссии или военный комиссар района в установленном порядке направляет в соответствующий орган внутренних дел персональные письменные обращения для принятия мер по обеспечению прибытия уклоняющегося гражданина на указанные мероприятия, а данные мероприятия проводятся не только в интересах военных комиссариатов, но и во исполнение Конституции РФ прежде всего, равно как поддержания обороны и безопасности РФ.

 На основании изложенного, суд приходит к выводам о том, что сотрудники полиции обязаны выполнять требования п. 2 ст. 31 Закона «О воинской обязанности и военной службе», в связи с чем бездействия начальника ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское», выразившееся в непроведении мероприятий по розыску в отношении призывников и в непредоставлении информации о проведенных мероприятиях в военный комиссариат является незаконным.

 Руководствуясь ст.ст. 194 –199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 Заявление Военного комиссариата Красноярского края о признании незаконным бездействия начальника Отдела полиции № 2 МУ МВД России «Красноярское» удовлетворить.

 Признать бездействие начальника Отдела полиции № 2 МУ МВД России «Красноярское» П., выразившееся в непроведении мероприятий по розыску в отношении призывников и в непредоставлении информации о проведенных мероприятиях в военный комиссариат незаконным.

 Возложить на начальника Отдела полиции № 2 МУ МВД России «Красноярское» обязанность произвести действия, предусмотренные ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» и ФЗ от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» по розыску призывников, установлению их местонахождения и предоставлению указанной информации в отдел военного комиссариата Красноярского края по Октябрьскому и Железнодорожному районам города Красноярска.

 Возложить на начальника Отдела полиции № 2 МУ МВД России «Красноярское» обязанность взаимодействовать с военным комиссариатом Красноярского края при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, на основании соответствующих письменных обращений военного комиссариата осуществлять установление фактического местонахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу в случае невозможности вручения им повесток.

 Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Подписано председательствующим.

Копия верна.

Судья А.Л. Ерохина