Дело № 2-2359/2010 17 декабря 2010 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ольский районный суд Магаданской области
в составе председательствующего судьи Стахорской О.А.
при секретаре Метляевой И.Г.
с участием:
помощника прокурора Ольского района Петухова Д.В.,
представителя собрания представителей муниципального образования «Ольский район» ФИО1, действующей на основании доверенности № 01-10/141 от 13.12.2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Ола 17 декабря 2010 года заявление прокурора Ольского района Магаданской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Ольский район» к Органу местного самоуправления: Собранию представителей муниципального образования «Ольский район» о признании противоречащим действующему законодательству и недействующими с момента принятия статьи 3 решения Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» № 375-РН от 25.12.2009 года «О бюджете муниципального образования «Ольский район» на 2010 год» (в редакции от 26.02.2010 года) в части утверждения Приложения № 2 в строке «код бюджетной классификации 1 08 07140 01 0000 110» в графе «Наименование дохода» в части, касающейся положения о поступлении в бюджет муниципального образования «Ольский район» государственной пошлины за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально прокурор Ольского района обратился с требованием к Органу местного самоуправления: Собранию представителей муниципального образования «Ольский район» о признании противоречащим действующему законодательству и недействующими Приложения № 2 решения Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» № 375-РН от 25.12.2009 года «О бюджете муниципального образования «Ольский район» на 2010 год».
В обоснование заявленных требований указал, что 25 декабря 2009 года Собранием представителей МО «Ольский район» принято решение № 375-РН «О бюджете муниципального образования «Ольский район» на 2010 год», которое вступило в силу с 01 января 2010 года. Решение опубликовано в газете «Рассвет Севера» № 1 от 08 января 2010 года. Приложением № 2 к решению предусмотрено поступление в бюджет муниципального образования «Ольский район» государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей
документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков, приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами (КБК 1 08 07140 01 0000 11). Федеральным законом от 27.12.2009 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части 1 и главу 25.3 части 2 Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» внесены изменения в абзац 10 п.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ. Данный закон вступил в силу 29.01.2010 года. На сегодняшний день БК РФ взимание государственной пошлины за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами не предусмотрено. Абзац 10 п.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ содержит иные положения. Таким образом, бюджетным законодательством из доходов бюджетов муниципальных районов исключена государственная пошлина за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами. Таким образом, перечень доходов бюджета муниципального образования «Ольский район» на 2010 год утвержден в противоречие вышеназванным требованиям бюджетного законодательства.
В судебном заседании прокурор поддержал доводы, изложенные в заявлении. Просил учесть сложившуюся в области практику удовлетворения подобных требований прокуратуры. А также уточнил требования и просил о признании противоречащим действующему законодательству и недействующими с момента принятия статьи 3 решения Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» № 375-РН от 25.12.2009 года «О бюджете муниципального образования «Ольский район» на 2010 год» (в редакции решения от 26.02.2010 года № 392-РН) в части утверждения Приложения № 2 в строке «код бюджетной классификации 1 08 07140 01 0000 110» в графе «Наименование дохода» в части, касающейся положения о поступлении в бюджет муниципального образования «Ольский район» государственной пошлины за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами.
Представитель заинтересованного лица - Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» просила в удовлетворении требований отказать, поскольку мнение прокурора является ошибочным. Обратила внимание, что проект бюджета муниципального образования «Ольский район» на 2010 год был разработан с учетом новых Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, где в наименовании кода поступлений в бюджет предусмотрена государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков, в том числе и за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами. Наименование указанного кода поступлений в бюджет полностью соответствует ныне действующей бюджетной классификации, утвержденной Минфином РФ. Кроме того, просила обратить внимание суда, что наименование данного КБК внесено в приложение № 2 на основании решения о внесении изменений и дополнений в Решение Собрания представителей МО «Ольский район» от 25.12.2009 года. Данные изменения были представлены в прокуратуру для дачи заключения, которое дано 23.02.2010 года.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 251 ГПК РФ, полномочий, предоставленных Федеральным законом Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе оспорить в суде нормативный правовой акт в порядке, предусмотренном гл.24 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Из содержания оспариваемого в части решения Собрания представителей МО «Ольский район» от 25 декабря 2009 года № 375-РН «О бюджете муниципального образования «Ольский район» на 2010 год» (в ред. решения Собрания представителей МО «Ольский район» от 26.02.2010 № 392-РН) следует, что документ отвечает вышеуказанным характерным признакам, что позволяет его отнести к нормативному правовому акту.
Как установлено судом, 25 декабря 2009 года Собранием представителей МО «Ольский район» принято решение № 375-РН «О бюджете муниципального образования «Ольский район» на 2010 год. Нормативный правовой акт опубликован в газете «Рассвет Севера» № 1 от 08 января 2010 года, и согласно акту от 31.12.2009 года обнародован 31.12.2009 года путем направления администрациям сел и поселков Ольского района, а также помещен на информационный стенд Администрации МО «Ольский район» и Собрания представителей МО «Ольский район», и принят в пределах полномочий Собрания представителей МО «Ольский район», нарушений при принятии решения не установлено.
Статьей 3 данного решения утверждено поступление доходов в бюджет согласно приложению № 2 к Решению
Приложением № 2 к решению утверждено «Поступление доходов в бюджет муниципального образования «Ольский район» на 2010 год (в редакции решения от 26.02.2010 года № 392-РН), в котором в строке «код бюджетной классификации 1 08 07140 01 0000 110» в графе «Наименование дохода» указаны, в том числе положения о поступлении в бюджет муниципального образования «Ольский район» государственной пошлины за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами.
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" указано, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В ходе судебного разбирательства установлено, что содержание графы «Наименование дохода» в Приложении № 2 к решению № 375-РН «О бюджете муниципального образования «Ольский район» на 2010 год» в строке «код бюджетной классификации 1 08 07140 01 0000 110» соответствовали действующим на момент принятия решения положениям ст.333.33 НК РФи ст. 61.1 БК РФ.
Так, согласно пп.40 ч.1 статье 333.33 НК РФ (в редакции на момент принятия решения Собранием представителей МО «Ольский район» от 25 декабря 2009 года № 375-РН «О бюджете муниципального образования «Ольский район» на 2010 год») взимается государственная пошлина за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами в следующих размерах: теоретического - 60 рублей; практического - 100 рублей.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 150н, вступившим в силу с 01 января 2010 года, утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2010 N 28н), в соответствии с которыми определена классификация доходов бюджетов, в том числе указано: «000 1 08 07140 01 0000 110 государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков, приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами».
Однако в дальнейшем принят Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, пункт 1 статьи 333.33 изложен в новой редакции, где пп.40 содержит следующие положения «за выдачу свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, - 200 рублей».
То есть, в период действия оспариваемого решения Собрания представителей МО «Ольский район» от 25 декабря 2009 года № 375-РН «О бюджете муниципального образования «Ольский район» на 2010 год» (в ред. решения от 26.02.2010 года № 392-РН) принят федеральный закон, которым фактически исключена обязанность производить уплату государственной пошлины за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами. Данный закон имеет большую юридическую силу по сравнению с действующими в настоящее время Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.
В части 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с 29 января 2010 года поступление в бюджет муниципального района государственной пошлины за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами не предусмотрено.
На основании ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить.
В приложение № 2 решения Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» от 25 декабря 2009 года № 375-РН «О бюджете муниципального образования «Ольский район» на 2010 год» в строку «код бюджетной классификации 1 08 07140 01 0000 110» в графе «Наименование дохода» в части, касающейся положения о поступлении в бюджет муниципального образования «Ольский район» государственной пошлины за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами внесены изменения решением Собрания представителей МО «Ольский район» № 392-РН, которое вступило в законную силу с момента его опубликования, то есть с 19.03.2010 года
Принимая во внимание вышеизложенное, требования прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия статьи 3 в части утверждения приложения № 2 решения Собрания представителей от 25 декабря 2009 года № 375-РН «О бюджете муниципального образования «Ольский район» на 2010 год» (в ред. решения Собрания представителей МО «Ольский район» от 26.02.2010 № 392-РН) в строке «код бюджетной классификации 1 08 07140 01 0000 110» в графе «Наименование дохода» в части, касающейся положения о поступлении в бюджет муниципального образования «Ольский район» государственной пошлины за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, подлежат удовлетворению в части.
Требования о признании недействующими указанных положенийсо дня принятия решения Собрания представителей МО «Ольский район» от 25 декабря 2009 года № 375-РН «О бюджете муниципального образования «Ольский район» на 2010 год» удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
№
(2)1">РЕШИЛ:
Требования прокурора Ольского района Магаданской области о признании противоречащим действующему законодательству и недействующими с момента принятия статьи 3 решения Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» № 375-РН от 25.12.2009 года «О бюджете муниципального образования «Ольский район» на 2010 год» (в редакции от 26.02.2010 года) в части утверждения Приложения № 2 в строке «код бюджетной классификации 1 08 07140 01 0000 110» в графе «Наименование дохода» в части, касающейся положения о поступлении в бюджет муниципального образования «Ольский район» государственной пошлины за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, - удовлетворить в части.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 19 марта 2010 года статьи 3 в части утверждения приложения № 2 решения Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» от 25 декабря 2009 года № 375-РН «О бюджете муниципального образования «Ольский район» на 2010 год» (в ред. решения Магаданской городской Думы от 26.02.2010 № 392-РН) в строке «код бюджетной классификации 1 08 07140 01 0000 110» в графе «Наименование дохода» в части, касающейся положения о поступлении в бюджет муниципального образования «Ольский район» государственной пошлины за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, отказав в удовлетворении требований в остальной части о признании недействующим со дня принятия нормативного правового акта.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ольский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья О.А. Стахорская