Дело № 2-2359/2014 г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Пироговой М.А., при секретаре Бейсекеевой А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске
04 июня 2014 года
дело по иску Г.М.Л. к ГУ-УПФ РФ в АО г.Омска о назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал следующее. Обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку считал, что по достижению 55-летнего возраста имеет специального стажа, достаточного для оформления пенсии. Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком зачтен в специальный стаж и страховой стаж работы в гражданской авиации, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за исключением периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности заместителя начальника цеха № (ЛИС) по наземной технологической обработке воздушных судов и периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности заместителя начальника цеха № (ЛИС) по производству, так как согласно списка должностей инженерно-технологического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459, должность заместителя начальника не поименована. Также за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены в специальный стаж и страховой стаж работы в гражданской авиации периоды нахождения в командировках 16 рабочих дней августа 1994 года, 9 рабочих дней ДД.ММ.ГГГГ, 1 рабочий день ДД.ММ.ГГГГ, 10 рабочих дней ДД.ММ.ГГГГ, а также другие периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. За период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по данным ответчика страховой стаж истца в гражданской авиации и специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии составил 12 лет 10 дней. Считает, что ответчиком неверно произведено исчисление специального и страхового стажа. Календарный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 13 лет 1 месяц 22 дня + 3 года 5 месяцев 18 дней, всего 16 лет 7 месяцев 10 дней. Также считает, что период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 1 год 10 месяцев 29 дней в должности заместителя начальника цеха № (ЛИС) по наземной технологической обработке воздушных судов исключен из специального и страхового стажа необоснованно. Служба наземной технологической обработки воздушных судов непосредственно выполняет работы по оперативному и периодическому технологическому обслуживанию воздушных судов. Заместитель начальника ЛИС по наземной технологической обработке осуществляет организацию, контроль работы подразделений и бригад авиационных техников различных специальностей, принимает непосредственное участие в работах по техническому обслуживанию. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника ЛИС <данные изъяты> ответчиком не зачтен в специальный стаж и страховой стаж работы в гражданской авиации, так как в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 15 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет. Одним из определяющих условий для назначения пенсии по указанному основанию является наличие установленного законодательством стажа на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Основанием для исключения периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ послужил тот факт, что до 1 апреля 1997 года экспериментальная авиация входила в состав гражданской авиации. После введения в действие Воздушного кодекса РФ (с 01 апреля 1997 года) суть гражданской авиации не изменилась, просто экспериментальная авиация выделена в самостоятельный вид авиации. После 01 апреля 1997 года условия работы, характер работы, должностные обязанности, профессиональные требования не изменились. Календарный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 9 лет 3 дня, из этого периода исключены периоды нахождения в командировках общей продолжительностью 200 календарных дней, другие периоды общей продолжительностью 35 календарных дней. Специальный стаж работы в гражданской авиации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 8 лет 4 месяца 8 дней. Календарный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 3 года 9 месяцев 10 дней. Из этого периода исключены период нахождения в командировках – 31 календарный день, другие периоды общей продолжительностью 44 календарных дня. Специальный стаж с период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 3 года 7 месяцев 26 дней. Просил признать продолжительность стажа работы в гражданской авиации, дающий право на досрочное назначение пенсии по выслуге лет в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 13 лет 3 месяца 5 дней, включить в страховой и специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 1 год 10 месяцев 29 дней в должности заместителя начальника цеха № (ЛИС) по наземной технологической обработке воздушных судов, включить в страховой стаж работы в гражданской авиации и в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы в должности начальника летно-испытательной станции <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с льготным стажем 12 лет 4 дня, назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения в УПФ РФ в АО г.Омска – с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – К.Е.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просил в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и пенсионного дела, суд приходит к следующему.
Согласно записей в трудовой книжке истца, он
- принят на работу ДД.ММ.ГГГГ инженером-технологом на летно-испытательной станции (ЛИС) <данные изъяты>,
ДД.ММ.ГГГГ – назначен там же начальником смены,
ДД.ММ.ГГГГ – переведен в том же цехе № на должность инженера инженерно-авиационной службы,
ДД.ММ.ГГГГ – назначен исполняющим обязанности заместителя начальника цеха № по технологической обработке,
ДД.ММ.ГГГГ – утвержден в занимаемой должности заместителя начальника по технологической обработке цеха №,
ДД.ММ.ГГГГ – освобожден от обязанностей заместителя начальника цеха № и назначен заместителем начальника сборочного производства,
ДД.ММ.ГГГГ – переведен в цех № ведущим инженером по летным испытаниям,
ДД.ММ.ГГГГ – переведен в том же цехе № ведущим инженером по вертолетам Ка-27ПС и Ка-32,
ДД.ММ.ГГГГ – переведен там же (ЛИС) ведущим инженером по летным испытаниям,
ДД.ММ.ГГГГ – уволен по собственному желанию,
ДД.ММ.ГГГГ – принят в <данные изъяты> цех № заместителем начальника ЛИС по производству,
ДД.ММ.ГГГГ – переведен начальником цеха № (ЛИС),
ДД.ММ.ГГГГ – назначен временно ведущим инженером по летным испытаниям,
ДД.ММ.ГГГГ – переведен начальником цеха № (ЛИС),
ДД.ММ.ГГГГ – уволен переводом в <данные изъяты>,
ДД.ММ.ГГГГ – принят переводом в цех № начальником цеха ЛИС,
ДД.ММ.ГГГГ – уволен переводом на <данные изъяты>,
ДД.ММ.ГГГГ – принят переводом в цех № <данные изъяты> начальником цеха ЛИС,
ДД.ММ.ГГГГ – уволен,
ДД.ММ.ГГГГ – принят начальником участка производства <данные изъяты>,
ДД.ММ.ГГГГ - уволен,
ДД.ММ.ГГГГ – назначен в цех № <данные изъяты> начальником цеха,
ДД.ММ.ГГГГ – назначен заместителем главного технолога по агрегатно-сборочному производству отдел №, работает по настоящее время.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ-УПФ РФ в АО г.Омска за досрочным назначением пенсии, так как считал, что при достижении 55-летнего возраста у него возникло право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Решением ГУ-УПФ РФ в АО г.Омска № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в установлении пенсии в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Продолжительность страхового стажа установлена 33 года 1 месяц 2 дня. В специальный стаж были включены периоды работы истца продолжительностью 12 лет 10 дней, в специальный стаж не были включены периоды нахождения истца в командировках и другие периоды, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя начальника ЛИСпо производству, так как данная должность не поименована Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459, а также периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как документально не подтверждается работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.
Истец считает отказ в назначении пенсии необоснованным.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует, что все граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение по возрасту.
Согласно пункта 1 статьи 7 Федерального закона РФ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины достигшие возраста 60 лет.
Согласно подпункта 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно пункту 2 этой же статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 статьи 27 Закона, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Обеспечивая реализацию права граждан на досрочное назначение трудовой пенсии, Правительство Российской Федерации во исполнение возложенных на него федеральным законодательством полномочий своим Постановлением от 18 июля 2002 года N 537 (подп. "и" п. 1) установило, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, осуществляется в соответствии со Списком должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459.
В соответствии со Списком должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459, к таким должностям отнесены авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований, мастера всех наименований, инженеры всех наименований, начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
Должность заместителя начальника цеха данным Списком не предусмотрена.
Таким образом, ответчиком обоснованно не включены в специальный стаж истца периоды его работы в должности заместителя начальника по технологической обработке ЛИС цеха № в ОАО «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заместителя начальника ЛИС по производству <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В то же время, отказывая истцу в зачете в специальный стаж периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника ЛИС в <данные изъяты>, ответчиком указано на отсутствие документального подтверждения непосредственной занятости по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.
Суд не может согласиться с такой позицией ответчика.
Согласно справки <данные изъяты>, уточняющей особый характер работы и условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, в указанные периоды Г.М.Л. работал начальником ЛИС полный рабочий день. Данные категории работников непосредственно занятые в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов.
В соответствии с должностной инструкцией начальника летно-испытательной станции (ЛИС) основной задачей начальника ЛИС является обеспечение безопасности при проведении летных испытаний, осуществление деятельности ЛИС в соответствии с требованиями руководящих документов, регламентирующих организацию и проведение летных испытаний.
Таким образом, в указанные периоды истец был занят на работах по обслуживанию воздушных судов экспериментальной авиации.
Данное обстоятельство не может служить основанием для исключения перечисленных периодов работы истца из специального стажа.
Статьей 12 Воздушного кодекса СССР было предусмотрено, что к гражданским воздушным судам не относятся суда Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР, Комитета государственной безопасности СССР, Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту, а также судов других министерств, государственных комитетов и ведомств, предназначенные для опытно-конструкторских, экспериментальных и научно-исследовательских работ в области авиационной и другой техники.
Статьей 3 Воздушного кодекса СССР установлено, что на все виды гражданской авиации, предназначенных для опытно-конструкторских, экспериментальных и исследовательских работ, воздушных судов авиационной промышленности, проходящих испытания, распространяется действие Воздушного кодекса.
В соответствии со статьей 4 Воздушного кодекса РФ, гражданская авиация используется в целях проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ. То есть до введения в действие Воздушного кодекса (01 апреля 1997 года) экспериментальная авиация входила в состав гражданской авиации.
Согласно статьи 20 Воздушного кодекса РФ, авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
Под экспериментальной авиацией понимается использование воздушных судов для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных и т.д. работ (статья 23 Воздушного кодекса).
Таким образом, после введения в действие Воздушного кодекса (01 апреля 1997 года) суть такой авиации не изменилась, экспериментальная авиация выделена в самостоятельный вид авиации.
Согласно преамбуле и статье 5 Воздушного кодекса РФ, он устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации. Соответствующее государственное регулирование направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности, и не регулирует отношения в области пенсионного обеспечения.
Период работы истца в должности начальника ЛИС до 01 апреля 1997 года ответчиком включены в специальный стаж истца.
Доказательств того, что с введением Воздушного кодекса изменился характер работы истца, суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования о включении в специальный стаж истца периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника цеха ЛИС подлежат удовлетворению, поскольку в этот период истец осуществлял работу в должности, инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на выслугу лет.
Из указанного периода специального стажа подлежат исключению периоды нахождения в административных отпусках: в 1999 году – 10 дней, 2001 году – 1 день, 2002 году – 1 день, 2004 году – 18 дней, 2006 году – 2 дня, 2007 году – 2 дня, 2008 году – 7 рабочих дней (всего 41 день).
При включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий на дату обращения в пенсионный орган по подсчетам ответчика 12 лет 10 дней, указанных периодов работы в <данные изъяты> (12 лет 9 месяцев 11 дней – 41 день = 12 лет 8 месяцев), специальный стаж истца составит 24 года 8 месяцев 10 дней, страховой стаж – более 25 лет.
Согласно части 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истец обратился за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ, возраста 55 лет он достиг ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом включения в специальный стаж истца спорного периода работы, на момент достижения истцом 55-летнего возраста, специальный стаж составит более необходимых 20 лет, страховой стаж – более 25 лет, следовательно, пенсия должна быть назначена с даты обращения – с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ истцу надлежит возместить с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ГУ-УПФ РФ в АО г.Омска включить Г.М.Л. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в гражданской авиацией, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением периодов нахождения в административных отпусках в 1999 году – 10 дней, 2001 году – 1 день, 2002 году – 1 день, 2004 году – 18 дней, 2006 году – 2 дня, 2007 году – 2 дня, 2008 году – 7 рабочих дней, и назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ-УПФ РФ в АО г.Омска в пользу Г.М.Л. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 09 июня 2014 года.
Судья подпись М.А.Пирогова
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна: Судья:
Секретарь: