ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2359/2015 от 10.03.2016 Ингодинского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-31/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 марта 2016 года г. Чита

Ингодинский районный суд г. Читы в составе

председательствующего судьи Калгиной Л.Ю.

при секретаре Цыбенжаповой С.Б.,

с участием: помощника прокурора Ингодинского района г. Читы Багдасаровой К.А., представителя администрации городского округа «Город Чита» ФИО1, действующей по доверенности от 25.01.2016, представителя ООО «Лидер» ФИО2, действующей по доверенности лот 30.03.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ингодинского района г. Читы Ленченко Н.М. в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности; третьи лица Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края, общество с ограниченной ответственностью «Лидер», Забайкальское краевое общественное учреждение «Общественный экологический центр «Даурия», индивидуальный предприниматель ФИО3, индивидуальный предприниматель ФИО4,

у с т а н о в и л :

Заместитель прокурора Ингодинского района г. Читы Ленченко Н.М. в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту интересов неопределённого круга лиц обратилась в суд с указанным иском к администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности в части обеспечения прав людей с ограниченными возможностями на доступную инфраструктуру, ссылаясь на нарушение ответчиком прав инвалидов по обеспечению им доступного пользования помещением паспортной службы ООО «Лидер», расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. Истец с учётом уточнения исковых требований просит обязать ответчика произвести обустройство пешеходной дорожки на пути к зданию паспортной службы ООО «Лидер» по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями раздела 4 СНиП 35-01-2001; при входе в здание установить пандус в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 с углом наклона не более 5 градусов с двусторонним ограждением поручнями на высоте 90 см и 70 см (расстояние между поручнями пандуса 90-100 см), длиннее марша лестницы на 30 см с завершающими не травмирующими горизонтальными частями, с обозначением крыльца контрастными (жёлтыми) полосами; при входе в здание установить двустворчатые двери в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 с шириной рабочего полотна двери не менее 90 см, ликвидировать или уменьшить высоту порогов входной дверей. Указанные работы выполнить в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Прокурор в судебном заседании представила заявление о частичном отказе от исковых требований, согласно которому просила прекратить производство по делу в части требования о понуждении ООО «Лидер» понизить уровень окна выдачи документов в соответствии с пунктом 4.15 СНиП 35-01-2001 в помещении паспортной службы, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с добровольным исполнением.

Частичный отказ от иска принят судом, о чём вынесено определение от 10.03.2016.

В части требований к администрации городского округа «Город Чита» прокурор иск поддержала по основаниям, указанным в заявлении, просила удовлетворить с учётом уточнения, в дополнение пояснила, что исковые требования основаны на нормах законодательства об инвалидах и предъявлены к администрации городского округа как собственнику нежилых помещений, переданных в аренду третьим лицам под объекты социальной инфраструктуры.

Представитель ответчика исковые требования не признала, представила отзыв на исковое заявление, в дополнение пояснила, что принадлежащие администрации городского округа «Город Чита» помещения, предоставленные во временное владение и пользование на праве аренды третьим лицам, сами по себе не являются социально значимыми объектами, следовательно, надо исходить не из правоотношений собственности, а учитывать обязательства того, кто предоставляет социально значимые услуги. Полагает, что в данном случае надлежащим ответчиком по делу является ООО «Лидер».

Представитель ООО «Лидер» в разрешении спора полагалась на усмотрение суда, надлежащим ответчиком по делу считает администрацию городского округа «Город Чита», ссылаясь на обязанность арендодателя предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества. В дополнение пояснила, что собственники многоквартирного дома возражают против установки пандуса за счёт собственных средств.

Третьи лица Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края, Забайкальское краевое общественное учреждение «Общественный экологический центр «Даурия», индивидуальный предприниматель ФИО3, индивидуальный предприниматель ФИО4 в судебное заседание не явились, представителей не направили, ходатайств не заявляли, возражений не представили.

При личном участии в ранее состоявшихся судебных заседаниях индивидуальные предприниматели ФИО3, ФИО4 требования считали обоснованными, в разрешении спора полагались на усмотрение суда.

Выслушав участвующих в деле лиц, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.

Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части доступности объектов инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями выявлено, что пешеходный путь ко входу в паспортную службу ООО «Лидер» по адресу: <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии и не отвечает требованиям раздела 4 СНиП 35-01-2001, сам вход в здание, имеющее крыльцо из 8 ступеней, общей высотой ступеней 110 см, не оборудован специальным пандусом, ширина рабочего полотна двери не отвечает требованиям СНиП (не менее 90 см), порог высотой 10 см превышает допустимую норму (не более 1.4 см). Указанные обстоятельства препятствуют доступу инвалидов, использующих кресла-коляски, в паспортную службу (л.д. ).

Нежилые помещения, расположенные на первом этаже пятиэтажного жилого дома по вышеуказанному адресу, принадлежат на праве собственности администрации городского округа г. Чита и значатся в реестре муниципального имущества.

Данные помещения предоставлены в пользование на праве аренды третьим лицам: ООО «Лидер» – для осуществления деятельности управляющих организаций, созданных в целях управления многоквартирными домами (паспортный стол, абонентский отдел и т.п.); индивидуальному предпринимателю ФИО4 – для осуществления деятельности по обеспечению воспитания, обучения, присмотру, уходу и оздоровлению детей в возрасте до 7 лет; индивидуальному предпринимателю ФИО3 – для использования под парикмахерскую; ЗКОУ «Общественный экологический центр «Даурия» – для осуществления некоммерческой деятельности. Указанные нежилые помещения имеют один общий вход, оборудованный крыльцом (л.д. ).

Паспортная служба ООО «Лидер» относится к объектам социальной инфраструктуры, поскольку осуществляет деятельность по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства. Кроме того, детский сад и парикмахерская, организованные индивидуальными предпринимателями ФИО4 и ФИО3, также являются объектами социальной инфраструктуры.

Доказательств иного суду не представлено.

Согласно положениям статьи 7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты. В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как установлено статьёй 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В силу части 1 статьи 15 указанного Федерального закона, организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.Согласно пункту 41 Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), установлен Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которому СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» обязателен для исполнения.

Свод правил 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН)» является актуализированной редакцией СНиП 35-01-2001.

Согласно пунктам 5.1.1, 5.1.2 Свода правил 59.13330.2012 в здании должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединённого с этим зданием.

Пунктами 4.1.14, 4.1.15, 5.1.2 указанного Свода правил предусмотрено, что наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.

В соответствии с пунктом 5.1.4 СП 13330.2012 входные двери должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. Высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м.

Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на всё время (в течение суток) эксплуатации учреждения или предприятия в соответствии с ГОСТ Р 51256 и ГОСТ Р 52875 (пункт 4.1.3).

Ширина пешеходного пути с учётом встречного движения инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 2,0 м. В условиях сложившейся застройки допускается в пределах прямой видимости снижать ширину пути движения до 1,2 м. При этом следует устраивать не более чем через каждые 25 м горизонтальные площадки (карманы) размером не менее 2.0 м х 1,8 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках. Продольный уклон путей движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, не должен превышать 5 %, поперечный – 2 % (4.1.7).

Покрытие пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов должно быть из твёрдых материалов, ровным, шероховатым, без зазоров, не создающим вибрацию при движении, а также предотвращающим скольжение, т. Е. сохраняющим крепкое сцепление подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колёс кресла-коляски при сырости и снеге. Покрытие из бетонных плит должно иметь толщину швов между плитами не более 0,015 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия не допускается (пункт 4.1.11).

Публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Указанная правовая позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 № 689-О-О.

Довод ответчика об обязанности ООО «Лидер» обеспечить беспрепятственный доступ к объекту социальной структуры неосновательный, поскольку согласно пункту 2.3.2. договора аренды нежилого помещения, являющегося муниципальной собственностью, от 25.07.2008, заключённого с ООО «Лидер», именно на арендодателя – администрацию городского округа г. Чита возложена обязанность предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

Статьёй 36 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путём его реконструкции.

В силу подпункта 6 пункта 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Ссылка на протокол общего собрания собственников жилых помещений по адресу: <адрес>, от 09.03.2016, которым собрание решило не выдавать разрешение на строительство пандуса у дома № <данные изъяты>, не может быть принята во внимание, поскольку нежилые помещения, переданные собственником – администрацией городского округа г. Чита в аренду третьим лицам, имеют самостоятельное назначение, вход в указные помещения расположен с противоположной стороны и не является местом общего пользования собственников жилых помещений многоквартирного дома.

При этом суд учитывает, что стороной ответчика не представлено отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательств того, что ремонт пешеходной дорожки, оборудование пандуса, увеличение ширины рабочего полотна двери, ликвидация или уменьшение высоты порога входной двери повлекут уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу.

Доказательств отсутствия технической возможности устранить выявленные нарушения и оборудовать действующий объект социальной инфраструктуры для нужд инвалидов в материалы дела также не представлено, ответчик на них не ссылается.

Таким образом, оснований для освобождения администрации городского округа г. Чита от исполнения требований действующего закона по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры не имеется.

Учитывая требования статьи 210 Гражданского кодекса РФ, положения договора аренды нежилого помещения для осуществления деятельности управляющих организаций, а также принимая во внимание, что неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа в паспортную службу, являющуюся объектом социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, суд приходит к выводу о законности, обоснованности требований прокурора и удовлетворении заявленных требований.

Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая социальную значимость заявленных прокурором требований, обстоятельства дела, а также объём, характер и сложность предстоящих работ, требующих определённых финансовых и временных затрат, суд находит указанный прокурором для исполнения данных работ срок – шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу, обоснованным.

Руководствуясь статьями 194, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования заместителя прокурора Ингодинского района г. Читы Ленченко Н.М. в защиту интересов неопределённого круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» выполнить следующие действия, обеспечивающие беспрепятственный доступ инвалидов в здание паспортной службы ООО «Лидер», расположенное по адресу: <адрес>:

- произвести обустройство пешеходной дорожки на пути к зданию в соответствии с требованиями раздела 4 СНиП 35-01-2001;

- при входе в здание установить пандус в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 с углом наклона не более 5 градусов, с двусторонним ограждением поручнями на высоте 90 см и 70 см (расстояние между поручнями пандуса 90-100 см), длиннее марша лестницы на 30 см с завершающими не травмирующими горизонтальными частями, с обозначением крыльца контрастными (жёлтыми) полосами;

- при входе в здание установить двустворчатые двери в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 с шириной рабочего полотна двери не менее 90 см, ликвидировать или уменьшить высоту порогов входной дверей.

Указанные работы выполнить в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г. Читы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 15 марта 2016 года.

Судья Л.Ю. Калгина