Дело № 2-2359/2019 06 сентября 2019 года
49RS0001-01-2019-003127-61
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Семёновой М.В.,
при секретаре Минаковой А.А.,
с участием транспортного прокурора Кравцова Д.В.,
представителя ответчика ООО «Магаданнефто» – Даричевой А.А., действующей на основании доверенности № 27 от 05 сентября 2019 г.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика Власкова И.Н., действующего на основании доверенности от 16 февраля 2017 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 сентября 2019 г. в городе Магадане, в помещении Магаданского городского суда, исковое заявление Магаданского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Магаданнефто» об обязании оснащения эксплуатируемой территории причала №, расположенного в морском порту Магадана, сооружениями, препятствующими загрязнению, засорению, заилению водного объекта, а также ограждение технологической площадки причала,
УСТАНОВИЛ:
Магаданский транспортный прокурор Дальневосточной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Магаданнефто» об обязании оснащения эксплуатируемой территории причала №, расположенного в морском порту Магадана, сооружениями, препятствующими загрязнению, засорению, заилению водного объекта, а также ограждение технологической площадки причала.
В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведения проверочных мероприятий Магаданской транспортной прокуратуру установлено, что ООО «Магаданнефто, как владельцем портового гидротехнического сооружения (объекта инфраструктуры морского транспорта), не соблюдаются требования законодательства о портовых гидротехнических сооружений.
Так в соответствии с договором субаренды недвижимого имущества от 28 марта 2019 г. № 1-13/19 ООО «Магаданнефто» является владельцем (субарендатором) гидротехнического сооружения – причала №.
Актом приема-сдачи объекта в субаренду от 28 марта 2019 г. часть причала восточнее пандуса (8 кв. м) передана в ООО «Магаданнефто»
Согласно лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте в морских портах ООО «Магаданнефто» эксплуатирует причал № для перегрузки опасных грузов (нефтепродуктов).
В период с апреля по июнь 2019 г. ООО «Магаданнефто» неоднократно осуществляло разгрузку дизельного топлива и бензина марки АИ-92.
С целью проверки соблюдения законодательства о техническом регулировании и законодательства об охране окружающей среды Магаданской транспортной прокуратурой проведен осмотр гидротехнического сооружения, в ходе которого установлено, что ООО «Магаданнефто» для перегрузки нефтепродуктов фактически эксплуатирует пандус причала, на котором установлена приемочная площадка и часть причала восточнее пандуса.
Вместе с тем, в нарушение ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ, п.п. 174, 209 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 201 г. № 620 на эксплуатируемой территории причала № 7 отсутствуют: сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорении, заиления и истощения вод, в частности система канализации и очистные сооружения, необходимые для сбора и приема производственно-дождевых стоков, специальное устройство дл отвода нефтесодержащих стоков; ограждение технологической площадки причала по контуру не менее 0,4 метра для предотвращения попадании нефтепродуктов в водный объект.
Таким образом, ООО «Магаданнефто» осуществляет хозяйственную деятельность по перегрузки нефтепродуктов на участке причала № в условиях отсутствия сооружений, препятствующих загрязнению, засорению, заилению водного объекта, ограждения технологической площадки причала по контуру высотой не менее 4 м, что негативно влияет на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения г. Магадана, способствует ухудшению экологической обстановки.
Своими действиями ООО «Магаданнефто» нарушает гарантированнее Конституцией РФ право неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье благоприятную окружающую среду, поскольку создаются предпосылки для возникновения потенциальной угрозы причинении вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, технического регулировании и лицензирования отдельных видов детальности, установленных законом, иными нормативными правовыми актами.
На основании изложенного просил суд обязать ООО «Магаданнефто» в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить эксплуатируемую территорию причала № (участок пандуса и участок причала восточнее пандуса), инвентарный номер №, кадастровый номер №, расположенного в морском порту Магадан сооружениями, препятствующими загрязнению, заилению водного объекта (акватории морского порта Магадана), а также ограждением технологической площадки причала по контуру высотой не менее 0,4 м.
Определением Магаданского городского суда от 06 сентября 2019 г. прекращено производство по гражданскому делу по иску Магаданского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Магаданнефто» в части требований о возложении обязанности оснастить эксплуатируемую территорию причала №, расположенного в морском порту Магадана, ограждением технологической площадки причала по контуру выстой не менее 0,4 м.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика ПАО «Магаданский торговый порт» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В силу положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика
Транспортный прокурор в судебном заседании на требованиях об обязании ответчика в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить эксплуатируемую территорию причала № (участок пандуса и участок причала восточнее пандуса), инвентарный номер №, кадастровый номер №, расположенного в морском порту Магадан сооружениями, препятствующими загрязнению, заилению водного объекта (акватории морского порта Магадана) настаивал по основаниям изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указал, что до настоящего времени указное требование ответчиком не исполнено.
Представитель ответчика ООО «Магаданнефто в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика ФГУП «Росморпорт» в судебном заседание полагал возможным удовлетворение исковых требований.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Частью 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов; сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно п. 1,5,6 ст. 4 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закона от 08 ноября 2007 г. № 261-ФЗ) объектами инфраструктуры морского порта являются здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг. Перечень объектов инфраструктуры морских портов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта).
Причал - портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами.
Владельцы объектов инфраструктуры морского порта - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.
Приказом Минтранса России от 07 ноября 2017г. № 475 утвержден Перечень объектов инфраструктуры морского порта, в силу п. 1 которого к объектам инфраструктуры морского порта относятся в том числе берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, искусственно образованные территории и подобные объекты, а также подходные каналы, фарватеры, акватории, внутренние рейды, якорные стоянки, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, и иные портовые гидротехнические сооружения.
Согласно п. 2 и 3 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 261-ФЗ владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны выполнять требования безопасности мореплавания, транспортной безопасности морских терминалов, акваторий морских портов; обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами.
Частью 2 ст. 16 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 261-ФЗ установлена обязанность владельцев объектов инфраструктуры морского порта осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.
Постановление Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 620, утвержден Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (далее - Технический регламент), согласно п. 1 и 2 которого настоящий технический регламент устанавливает обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта, направленные на достижение целей, предусмотренных настоящим техническим регламентом и распространяется на объекты технического регулирования и связанные с требованиями к объектам технического регулирования процессы проектирования (включая изыскания для строительства), строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт) и утилизации объектов технического регулирования.
Согласно подп. в и г п. 5 Технического регламента к объектам технического регулирования относятся объекты инфраструктуры морского транспорта, включающие причалы и рейдовые перегрузочные комплексы; процессы проектирования (включая изыскания для строительства), строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт) и утилизации, связанные с требованиями к объектам инфраструктуры морского транспорта.
Проектировщики, строители и эксплуатирующие организации объектов инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить выполнение требований их экологической безопасности, предусмотренных пунктами 171 - 178 настоящего технического регламента (п. 170 Технического регламента).
Система канализации и очистные сооружения, необходимые для сбора и приема производственно-дождевых стоков в порту, должны поддерживаться в исправном состоянии (п. 174 Технического регламента).
Организация, эксплуатирующая наливной причал, должна обеспечить выполнение требований безопасности их эксплуатации, предусмотренных пунктами 200 - 211 настоящего технического регламента (п.199 п. 5 Технического регламента).
В связи с технической эксплуатацией наливного причала, на котором осуществляется слив и налив наливных продуктов, необходимо обеспечить его исправное техническое состояние, безопасную перегрузку наливных продуктов, выполнение требований противопожарных и санитарных норм, техники безопасности и требований промышленной безопасности, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и водного законодательства Российской Федерации (п. 200 п. 5 Технического регламента).
Технологическая площадка наливного причала должна иметь твердое покрытие и ограждение по контуру высотой не менее 0,4 метра, а также специальное устройство для отвода нефтесодержащих стоков (п. 209 п. 5 Технического регламента).
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке морским транспортом пассажиров, являются в тол числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании судов, предназначенных для перевозки пассажиров, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 620 ( подп. а п. 5. Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 (ред. от 10.08.2016) «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»)..
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ПАО «Магаданский морской торговый порт» по договору субаренды №1-13/19 от 28 марта 2019 г. предоставил ООО «Магадннефто» во временное пользование и владение за плату гидротехническое сооружение: причал №, общей площадью 4920,7 кв. м с кадастровым номером: №, расположенного в Морском торговом порту г. Магадана.
Указанный объект находится в государственной собственности и передан на прав хозяйственного ведения ФГУП «Росморпорт» и был передан последним ПАО «Магаданский морской торговый порт» по договору аренды №870/ДО-11(1-04/12).
Магаданской транспортной прокуратурой в ходе проведенной 13 июня 2019 года проверки гидротехнических сооружений, находящихся в морском порту Магадан, - нефтепирс лит. Х и восточной части причала № 7 установлено, что указанные сооружения эксплуатируются для выполнения погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами (нефтепродуктами) в соответствии с лицензией от 21 ноября 2013 г. № 001141.
В нарушение ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ, п.п. 174, 209 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 201 г. № 620 на эксплуатируемой территории причал № 7 отсутствуют: сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорении, заиления и истощения вод, в частности система канализации и очистные сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, в частности система канализации и очистные сооружения, необходимые для сбора и приема производственно-дождевых стоков, специальное устройство дл отвода нефтесодержащих стоков; ограждение технологической площадки причала по контуру не менее 0,4 метра для предотвращения попадании нефтепродуктов водный объект.
Таким образом, ООО «Магаданнефто» осуществляет хозяйственную деятельность по перегрузки нефтепродуктов на участке причала № 7 в условиях отсутствия сооружений, препятствующих загрязнению, засорении, заилению водного объекта, ограждении технологической площадки причала по контуру высотой не менее 4 м, что негативно влияет на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения г. Магадана, способствует ухудшению экологической обстановки.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела актом осмотра от 13 июня 2019 г. с фототаблицей, лицензией серии МР-4 № 001141 от 21 ноября 2013 г, выданной ООО «Магаданнефто» на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте в морских портах, Уставом ООО «Магаданнефто».
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что ответчиком были допущены нарушения требований законодательства при эксплуатации портовых гидротехнических сооружений.
При этом наличие у ответчика обязанности по оснащению территории причала №, расположенного в морском порту Магадан сооружениями, препятствующими загрязнению, заилению водного объекта (акватории морского порта Магадана), установлено действующим законодательством и в судебном заседании данный факт представителем ответчика не оспаривался.
На момент рассмотрения дел судом требования транспортного прокурора не выполнены, выявленные нарушения не устранены, что подтверждается актом осмотра от 05 сентября 2019 г.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что требования транспортного прокурора, предъявленные к ООО «Магаданнефто» являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая временные затраты, необходимые на устранение выявленных нарушений, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения: в течение 9 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, который по мнению суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд по правилам ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден, взыскивает с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
На основании положений ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в бюджет в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Магаданского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Магаданнефто» об обязании оснащения эксплуатируемой территории причала №, расположенного в морском порту Магадана, сооружениями, препятствующими загрязнению, засорению, заилению водного объекта – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Магаданнефто» в срок не позднее 9 месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения оснастить эксплуатируемую территорию причала № (участок пандуса и участок причала восточнее пандуса), инвентарный номер №, кадастровый номер №, расположенного в морском порту Магадан сооружениями, препятствующими загрязнению, заилению водного объекта (акватории морского порта Магадана).
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Магаданнефто» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Установить день составления мотивированного решения суда – 11 сентября
2019 г.
Судья М.В. Семёнова