Дело № 2-235/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Анадырь 25 сентября 2017 года
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Кодеса А.В.,
при секретаре Алексеенко А.В.,
с участием ФИО1, прокурора Пономарева А.В. и представителя Департамента социальной политики Чукотского автономного округа по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чукотского автономного округа в интересах ФИО1 к Департаменту социальной политики Чукотского автономного округа о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Чукотского автономного округа в интересах ФИО1 обратился в суд с указанным иском, сославшись на следующие обстоятельства.
В ходе проверки, проведенной по жалобе ФИО1, прокуратурой Чукотского автономного округа было установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: его мать ФИО умерла ДД.ММ.ГГГГ; отца он не имеет. На момент смерти матери истцу было 14 лет (24.08.1982г.р.).
После окончания школы ФИО1 проходил обучение в профессиональном училище №3 г. Анадыря в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а затем проходил военную служу по призыву в период с 29.06.2001 по 02.07.2003.
Распоряжением Главы администрации с. Ваеги от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 был поставлен на регистрационный учет на внеочередное получение жилой площади по достижении совершеннолетия, как ребенок-сирота, оставшийся без попечения родителей и не имеющий жилья.
При этом в установленном законом порядке ФИО1 жильем обеспечен не был; жилое помещение за ним не закреплялось. В настоящее время он проживает в г. Анадыре, собственником или нанимателем жилого помещения не является.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Департамент социальной политики Чукотского автономного округа с заявлением о включении его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Однако в этом ФИО1 было отказано со ссылками на утрату им права на однократное обеспечение жилым помещением ввиду достижения 23-летнего возраста до обращения к ответчику с указанным заявлением.
Полагая такой отказ незаконным, прокурор Чукотского автономного округа просил суд возложить на Департамент социальной политики Чукотского автономного округа обязанность включить ФИО1 в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В отзыве на этот иск Департамент социальной политики Чукотского автономного округа просил суд отказать в его удовлетворении в полном объеме, указав, что на момент обращения к ответчику с заявлением о включении в упомянутый выше Список истец утратил статус лица из числа детей-сирот, предусмотренный Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ, поскольку достиг 34-летнего возраста. При этом действующим законодательством право состоять в указанном Списке ограничено 23-летним возрастом и должно быть реализовано лицом путем обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением после достижения совершеннолетия в течение оставшихся 5 лет. До достижения 23-летнего возраста ФИО1 указанное право не реализовал, в установленном порядке в органы опеки и попечительства с заявлением о включении в его в названный выше Список не обращался, на наличие у него объективных препятствий к этому не ссылался и доказательств в их подтверждение суду не представил (л.д. 48-52).
В судебном заседании прокурор Пономарев А.В. и ФИО1 поддержали заявленные прокурором Чукотского автономного округа исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Департамента социальной политики Чукотского автономного округа по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований прокурора Чукотского автономного округа по основаниям, изложенным в отзыве ее доверителя на этот иск.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч. 1 и 3 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Правовое регулирование, общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, установлены Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в ред. от 25.12.2012), предусматривающего, что такой жилой площадью указанные категории детей подлежали обеспечению вне очереди по договорам социального найма.
Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ приведенная норма ЖК РФ была признана утратившей в силу, а в ст. 8 названного выше Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ были внесены изменения.
При этом статьей 4 указанного Федерального закона действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ и Жилищного кодекса РФ в новой редакции распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу этого Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ в его новой редакции детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Указанным лицам данные жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу положений п. 9 этой же нормы закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 1 названного выше Федерального закона детьми-сиротами признаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 20.11.2013, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ в его редакции до 01.01.2013, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
При этом далее по тексту названного выше Обзора Верховным Судом РФ отмечено, что достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которое было принято на учет нуждающихся в жилом помещении до 23-летнего возраста, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет. Эта точка зрения согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2007 год, №, вопрос №).
В заключительных положениях данного Обзора Верховным Судом РФ указано, что несмотря на то, что с 1 января 2013 года установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено следующее.
Согласно свидетельству о рождении серии I-ПА № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ. Его матерью в свидетельстве указана ФИО, а отцом ФИО3 (л.д. 15).
При этом, согласно объяснениям ФИО1 и прокурора Пономарев А.В. в судебном заседании, сведения об отце были включены в свидетельство о рождении истца со слов матери.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в судебном заседании записью акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ и ответом Отдела ЗАГС Администрации городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 86-88).
Как следует из свидетельства о смерти серии I-ПА № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
Постановлением главы Администрации Анадырского района от ДД.ММ.ГГГГ№ в связи со смертью матери и отсутствием отца над ФИО1 была установлена опека с назначением ему в качестве опекуна ФИО4 (л.д. 23).
В последующем постановлением главы Администрации Анадырского района от ДД.ММ.ГГГГ№ над ФИО1 было установлено попечительство с назначением ему в качестве попечителя ФИО5 (л.д. 25).
Как следует из материалов дела, после окончания школы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 проходил обучение в профессиональном училище №3 г. Анадыря, что подтверждается приказами указанного образовательного учреждения № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно (л.д. 17-19).
Согласно ответу Военного комиссариата Магаданской области Чукотского автономного округа (Анадырского района) от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 проходил военную служу по призыву в вооруженных силах Российской Федерации (л.д. 20).
Распоряжением Администрации села Ваеги от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 был поставлен на регистрационный учет на внеочередное получение жилой площади по достижении совершеннолетия, как ребенок-сирота, оставшийся без попечения родителей и не имеющий жилья (л.д. 26).
Согласно ответу Администрации сельского поселения Ваеги от ДД.ММ.ГГГГ, жилые помещения за ФИО1 на территории указанного села не закреплялись, жилое помещение ему в пользование не предоставлялось, он продолжает состоять в списке нуждающихся в жилых помещениях под № (л.д. 12).
Последнее обстоятельство подтверждается также постановлением Администрации сельского поселения Ваеги от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении списка очередности, состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на 2017 год» (л.д. 32-38).
Как следует из уведомления об отсутствии запрашиваемых сведений в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и ответа ГАУ ЧАО «Чукотский центр государственного технического архива» от ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения прокурора в суд ФИО1 не имел в собственности жилых помещений на территории Чукотского автономного округа и Российской Федерации (л.д. 36-41).
Таким образом, судом установлено, что по достижении совершеннолетия ФИО1 относился к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и до достижения им 23-летнего возраста на законных основаниях был принят на учет нуждающихся в жилом помещении в порядке, предусмотренном действующим на тот момент законодательством.
Судом также установлено, что ни до, ни после достижения им 23-летнего возраста ФИО1 жилым помещением уполномоченными органами обеспечен не был. Ко дню рассмотрения настоящего дела судом жилых помещений в собственности или в пользовании по договору социального найма истец не имеет.
При таких обстоятельствах, не оспариваемых ответчиком, руководствуясь положениями п. 1 и 9 ст. 8 названного выше Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ в его действующей редакции, принимая во внимание правовые позиции, содержащиеся в упомянутом выше Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 20.11.2013, суд приходит к выводу о сохранении за ФИО1 в силу закона его права на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 указанной статьи.
В целях реализации указанных полномочий органов государственной власти Чукотского автономного округа Думой названного субъекта Российской Федерации был принят Закон от 27.12.2012 №119-ОЗ «О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Чукотском автономном округе».
В соответствии со ст. 1 названного Закона формирование указанного списка осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Чукотского автономного округа, на который в соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 05.06.2014 №81-ОЗ «Об отдельных вопросах организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, патронажу в Чукотском автономном округе» возложены полномочия по опеке и попечительству.
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона Чукотского автономного округа от 05.06.2014 №81-ОЗ, таким органом является Департамент социальной политики Чукотского автономного округа.
В силу положений ч. 1 ст. 2 упомянутого выше Закона Чукотского автономного округа от 27.12.2012 №119-ОЗ заявление о включении в названный выше Список могут представить в территориальный орган уполномоченного органа по месту их жительства дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в Список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение благоустроенными жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обращался к ответчику с таким заявлением в установленном законом порядке, однако в его удовлетворении ему было отказано. (л.д. 29).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
удовлетворить в полном объеме исковые требования прокурора Чукотского автономного округа в интересах ФИО1 к Департаменту социальной политики Чукотского автономного округа.
Возложить на Департамент социальной политики Чукотского автономного округа обязанность включить ФИО1 в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Настоящее решение суда может быть обжаловано путем подачи на него апелляционной жалобы в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме мотивированное решение составлено 2 октября 2017 года.
Судья (подпись) А.В. Кодес
Копия верна
Судья А.В. Кодес