ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-235/2013 от 04.02.2013 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Болдохоновой С.С.,

при секретаре Ж.,

с участием:

помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Алиев Р.С.о., действует по доверенности,

ответчик Федеральное Агентство лесного хозяйства – не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия,

представители ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО1, ФИО2, действуют по доверенностям,

представитель ответчика ГБУ РБ "Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов" ФИО3, действует по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-235/2013 по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Федеральному Агентству лесного хозяйства, Республиканскому агентству лесного хозяйства, Государственному бюджетному учреждению Республики Бурятия "Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов", об обязании обеспечить финансированием ежегодные работы по лесоустройству в лесничествах Республики Бурятия, выполнения авиамониторинга, обязании провести лесоустройство,

УСТАНОВИЛ:

Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор, обращаясь в суд с иском в интересах Российской Федерации, просит обязать ответчика Федеральное агентство лесного хозяйства обеспечить финансированием ежегодные работы по лесоустройству в лесничествах Республики Бурятия, где срок таксации составляет более десяти лет, на момент проведения лесоустроительных работ, согласно представленным Республиканским агентством лесного хозяйства Республики Бурятия расчетным потребностям; обязать ответчика Федеральное агентство лесного хозяйства обеспечить финансирование выполнения авиамониторинга в лесном фонде Республики Бурятия в объеме, достаточном для осуществления Республиканским агентством лесного хозяйства Республики Бурятия и ГБУ РБ «Авиационная и наземная охрана лесов» авиапатрулирования в соответствии с требованиями федерального законодательства, в том числе с п.4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997 г., Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 г., с кратностью авиапатрулирования не менее 1,19. Также просит обязать ответчика Республиканское агентство лесного хозяйства Республики Бурятия в течение пяти лет, начиная с 2013 года, провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса по лесничествам, расположенным на территории Республики Бурятия, где сроки проведенной таксации превысили десять лет на момент проведения лесоустроительных работ; и просит обязать ответчиков Республиканское агентство лесного хозяйства Республики Бурятия и ГБУ РБ «Авиационная и наземная охрана лесов» на постоянной основе обеспечить выполнение авиамониторинга (в части авиапатрулирования) с соблюдением требований, установленных п.4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997 г., Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 г., с кратностью авиапатрулирования не менее 1,19.

Исковые требования мотивированы тем, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в октябре - ноябре 2012 г. проведена проверка Республиканского агентства лесного хозяйства по вопросу исполнения переданных Российской Федерации полномочий в области лесных отношений. Результаты проверки показали, в пожароопасном сезоне 2012 года на территории Республики Бурятия сложилась сложная пожароопасная ситуация. Установлено, что охрана лесов от пожаров на территории Республики Бурятия не соответствует принципам и требованиям Лесного кодекса РФ и иным нормативно-правовым актам в области Охраны лесов. Не соблюдается кратность авиапатрулирования, в большинстве лесничеств охрана, защита, использование лесов осуществляется на основе устаревших материалов лесоустройства с давностью таксации более чем 10 лет. В соответствии с п.4 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов осуществление организации использования лесов, их охраны (в т.ч. осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в т.ч. создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях. Меры пожарной безопасности в лесах, согласно ст. 53 ЛК РФ, включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. В соответствии со ст. 53.2 ЛК РФ мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя также организацию патрулирования лесов. На территории Республики Бурятия Республиканское агентство лесного хозяйства является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим нормативно - регулятивные, исполнительно - распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007 г. № 314 создано Государственное бюджетное учреждение Республики Бурятия «Авиационная и наземная охрана, воспроизводство, защита, использование лесов», которое является специализированным бюджетным учреждением, выполняющим функции по организации и обеспечению работ по тушению лесных пожаров и осуществлению мер пожарной безопасности в лесах на землях лесного фонда республики, финансирование которых осуществляется на основании государственного задания. Указанное ГБУ РБ входит в структуру Республиканского агентства и создано в целях осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, организации системы обнаружения и тушения лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств, авиационное патрулирование. ДД.ММ.ГГГГ утверждено Государственное задание ГБУ РБ на выполнение работ по предупреждению лесных пожаров, мониторингу пожарной опасности в лесах, тушению пожаров в лесах, выполнению работ по содержанию материально-технической базы в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. Госзаданием предусмотрено проведение мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, в т.ч. организация системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием авиационных средств на сумму 89 815 300 руб. В лесоавиационные работы входит проведение авиационного патрулирования лесов, тушения лесных пожаров. В зоне авиационного мониторинга Республики Бурятия должно проводиться патрулирование лесов с применением авиации. Патрулирование должно проводиться по маршрутам, заранее запланированным с учетом оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров (согласно приложению к рекомендациям), периодов пожароопасного сезона, а также времени наибольшего притока в леса населения; в первую очередь, патрулирование лесов обеспечивается на участках, отнесенных к первым двум классам пожарной опасности; по мере роста комплексного показателя пожарной опасности по условиям погоды патрулированием последовательно охватывают участки, отнесенные к последующим классам. С наступлением пожарной опасности в лесу по условиям погоды и по мере ее усиления увеличивается интенсивность авиапатрулирования. Средняя продолжительность пожароопасного сезона на территории Республике Бурятия 195 дней. Среднее значение классов пожарной опасности (КПО) за последние 5 лет (2007-2011гг.) в днях: I класс КПО - 65; II класс - 52; III класс - 41; IV класс - 23; V класс - 14. С учетом данных средних значение КПО за последние 5 лет средняя кратность авиапатрулирования должна составлять не менее - 1,19. Протяженность патрульных маршрутов по Республике Бурятия - 4 432 км. Средняя стоимость лётного часа в 2012 г. составила <данные изъяты> рублей. Поэтому, по мнению прокурора, с целью обеспечения требований по охране лесов от пожаров с учетом расчета данных за 5 лет и показателя кратности авиапатрулирования - 1,19, выделяемые для этой цели денежные средства должны coставлять не менее <данные изъяты> тыс. руб. Однако назначенная кратность авиапатрулирования при установленном финансировании на 2012 г. - <данные изъяты> тыс. руб. составила только 0,20, то есть 16,8 % от расчетной -1,19. Прокурор полагает, что Республиканским агентством и ГБУ РБ обязанность по охране лесов от пожаров в части соблюдения кратности авиапатрулирования не соблюдается, в том числе по причине недофинансирования из федерального бюджета, что не позволяет организовать своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, влечет за собой дополнительные расходы на тушение лесных пожаров, дополнительное привлечение людских и технических ресурсов, средств пожаротушения.

Кроме того, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор в исковом заявлении ссылается на положения ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса РФ, устанавливающих, что проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и таксация лесов осуществляются в ходе лесоустройства, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, на которых расположены леса. Лесоустройство включает в себя, в том числе таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 г. N 516 утверждена Лесоустроительная инструкция. В соответствии с п. 150 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов. Буквальное толкование п. 150 Лесоустроительной инструкции означает, что обозначение законодателем 10-летней давности таксации связано с однозначными динамическими изменениями за указанный срок таксационных характеристик леса, что в свою очередь обуславливает необходимость систематического проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов с учетом произошедших изменений. Законодателем определена необходимость постоянного проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов каждый раз при истечении сроках таксации в 10 лет с одновременным проведением повторной таксации. Вместе с тем, проверкой установлено, что на землях лесного фонда Республики Бурятия из 37 лесничеств лесоустройство имеет давность более 10 лет в 30 лесничествах. Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в данных лесничествах спроектированы на основании таксации со сроком давности более 10 лет, без учета действующих в настоящий момент Правил пожарной безопасности в лесах, установивших единые требования к охране лесов от пожаров, и положений Лесного кодекса РФ. Устаревшие данные таксации в 30 лесничествах Республики Бурятия не позволяют Республиканскому агентству надлежащим образом спроектировать мероприятии по охране, защите и воспроизводства лесов на землях лесного фонда с соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах и Лесного кодекса РФ. В целях обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов Агентству необходимо заново спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременным проведением таксации по тем лесничествам, где срок таксации превышает 10 лет. Обязанность по выделению денежных средств на финансовое обеспечение переданных Республике Бурятия полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов, включая патрулирование, лесоустройство лежит на Федеральном агентстве лесного хозяйства. Бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, обусловленное недофинансированием по проектированию мероприятий по охране, защите лесов в лесничествах, где давность таксации составляет более 10 лет, несоблюдение Республиканским агентством и ГБУ РБ кратности авиационного патрулирования, недостаточное финансирование Федеральным агентством лесного хозяйства переданных полномочий по охране лесов от пожаров в части мониторинга нарушают право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, нарушает интересы Российской Федерации как собственника земель лесного фонда. В связи с чем Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с настоящим иском в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.

В судебном заседании прокурор Алиев Р.С.о., действующий по доверенности, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Просил обязать ответчика Федеральное агентство лесного хозяйства обеспечить финансированием ежегодные работы по лесоустройству в лесничествах Республики Бурятия, где срок таксации составляет более десяти лет, на момент проведения лесоустроительных работ, согласно представленным Республиканским агентством лесного хозяйства Республики Бурятия расчетным потребностям; обязать ответчика Федеральное агентство лесного хозяйства обеспечить финансирование выполнения авиамониторинга в лесном фонде Республики Бурятия в объеме, достаточном для осуществления Республиканским агентством лесного хозяйства Республики Бурятия и ГБУ РБ «Авиационная и наземная охрана лесов» авиапатрулирования в соответствии с требованиями федерального законодательства, в том числе с п.4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997 г., Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 г., с кратностью авиапатрулирования не менее 1,19; обязать ответчика Республиканское агентство лесного хозяйства Республики Бурятия в течение пяти лет, начиная с 2013 года, провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса по лесничествам, расположенным на территории Республики Бурятия, где сроки проведенной таксации превысили десять лет на момент проведения лесоустроительных работ; а также обязать ответчиков Республиканское агентство лесного хозяйства Республики Бурятия и ГБУ РБ «Авиационная и наземная охрана лесов» на постоянной основе обеспечить выполнение авиамониторинга (в части авиапатрулирования) с соблюдением требований, установленных п.4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997 г., Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 г., с кратностью авиапатрулирования не менее 1,19.

В судебном заседании представители ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО1, ФИО2, действующие по доверенностям, возражали против удовлетворения исковых требований прокурора, поддержали доводы ранее представленных письменных возражения по иску. Указали, что выделение денежных средств на проведение лесоустройства на территории Республики Бурятия в плановом периоде не предусмотрено. Переданные полномочия Российской Федерации по лесоустройству не обеспеченные субвенциями не могут быть осуществлены Республиканским агентством. Также считают требование прокурора об обязании на постоянной основе обеспечить выполнение авиамониторинга (в части авиапатрулирования) с кратностью патрулирования не менее 1,9 незаконно и необоснованно. Пунктом 4.1.10 приказа Рослесхоза от 22 сентября 1997 г. «Об утверждении Инструкции по авиационной охране лесов» предусмотрено, что кратность авиапатрулирования может увеличиваться при скорости ветра более 8 м/с, а также в выходные и праздничные дни с массовым посещением лесов населением, кратность патрулирования может быть снижена при изменении погоды и выпадении осадков как на всей обслуживаемой территории, так и на ее части. Поэтому кратность авиапатрулирования может уменьшаться (в том числе, ниже кратности 1,19) или увеличиваться в зависимости от погодных условий или иных обстоятельствах, предусмотренных законодательством. Просили в удовлетворении иска прокурора отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ГБУ РБ "Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов" ФИО3, действующая по доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, т.к. они не могут быть исполнены по причине отсутствия денежных средств.

В судебное заседание ответчик Федеральное Агентство лесного хозяйства не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. Направил в суд письменные возражения на исковое заявление, согласно которым просил в удовлетворении требований Восточно-Байкальского природоохранного межрайонного прокурора отказать в полном объеме, полагая заявленные требования необоснованными, т.к. Федеральное Агентство лесного хозяйства не осуществляет финансирование органов государственности власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений и не вправе выступать в суде от имени Российской Федерации по иску, предъявленному при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Республиканского агентства лесного хозяйства, которое не является казенным учреждением.Рослесхоз по предоставленным полномочиям не осуществляет финансирование органов государственности власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, а осуществляет лишь функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета на реализацию возложенных на Рослесхоз функций.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела и представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Согласно ст.51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ меры по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление организации использования лесов, их охраны, в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров. Меры пожарной безопасности в лесах, согласно ст. 53 ЛК РФ, включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя, в том числе организацию патрулирования лесов.

Аналогичные мероприятия предусмотрены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительством РФ от 30.06.2007 г. № 417.

Приказом Рослесхоза от 03.11.2011 г. N 470 утвержден Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, в соответствии с п. «б» ч.3 которого лесоавиационные работы исполняются: в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны и защиты лесов которых передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч.1 ст.83 ЛК РФ органами исполнительной власти субъектов РФ.

Постановлением Правительства Республики Бурятия № 13 от 25.01.2007 г. утверждено Положение о Республиканском агентстве лесного хозяйства, которое является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия по осуществлению полномочий в области лесных отношений, переданных Российской Федерацией.

В соответствии с ч. 15 вышеназванного Порядка авиационные работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными, бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов РФ.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007 г. № 314 создано Государственное бюджетное учреждение Республики Бурятия «Авиационная и наземная охрана, воспроизводство, защита, использование лесов», которое является специализированным бюджетным учреждением, выполняющим функции по организации и обеспечению работ по тушению лесных пожаров и осуществлению мер пожарной безопасности в лесах на землях лесного фонда республики, финансирование которых осуществляется на основании государственного задания.

Судом установлено, что указанное ГБУ РБ входит в структуру Республиканского агентства лесного хозяйства и создано в целях осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, организации системы обнаружения и тушения лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств, авиационное патрулирование.

Согласно п. 2.3 Устава ГБУ РБ «Авиационная и наземная охрана, воспроизводство, защита, использование лесов» к основным видам деятельности ГБУ РБ отнесены в том числе: мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, организация системы обнаружения и тушения лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств, авиационное патрулирование, мероприятия по тушению лесных пожаров, мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, защита и воспроизводство лесов, таксация.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ утверждено Государственное задание ГБУ РБ на выполнение работ по предупреждению лесных пожаров, мониторингу пожарной опасности в лесах, тушению пожаров в лесах, выполнению работ по содержанию материально-технической базы в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. Государственным заданием предусмотрено проведение мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, в т.ч. организация системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием авиационных средств на сумму <данные изъяты> руб.

В соответствии с ч.1 ст.7 ЛК РФ, ч.7 названного Порядка в лесоавиационные работы входит проведение авиационного патрулирования лесов, тушения лесных пожаров. Авиационные работы по охране лесов от пожаров осуществляются на территориях, где обнаружение и тушение лесных пожаров наземными средствами затруднено либо невозможно (ч.4 Порядка).

В соответствии с ч.6 Порядка зона авиационного мониторинга разделяется на районы, в которых тушение пожаров производится с применением авиационных средств, и районы с применением наземных средств. К районам применения наземных средств зоны авиационного мониторинга относятся территории земель лесного фонда, к которым наземные средства пожаротушения могут быть доставлены за время не более трех часов с момента поступления информации о лесном пожаре.

В соответствии с ч.16. Порядка органы государственной власти проводят разделение охраняемой территории в пределах зон авиационного мониторинга на районы авиационной и наземной охраны и защиты лесов

Согласно постановлению Правительства Республики Бурятия от 19.12.2011 г. № 674 зона авиационного мониторинга пожарной опасности лесничеств на территории Республики Бурятия составляет <данные изъяты> тыс. га. В зоне авиационного мониторинга Республики Бурятия должно проводиться патрулирование лесов с применением авиации.

Согласно п. 3.1.3 Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 г., патрулирование должно проводиться по маршрутам, заранее запланированным с учетом оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров (согласно приложению к рекомендациям), периодов пожароопасного сезона, а также времени наибольшего притока в леса населения; в первую очередь, патрулирование лесов обеспечивается на участках, отнесенных к первым двум классам пожарной опасности; по мере роста комплексного показателя пожарной опасности по условиям погоды патрулированием последовательно охватывают участки, отнесенные к последующим классам.

В соответствии с п. 4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997 г., в зависимости от класса пожарной опасности рекомендуются следующие режимы авиапатрулирования: при I классе пожарной опасности авиапатрулирование, как правило, не проводится. Могут назначаться эпизодические полеты для контроля за состоянием действующих пожаров и оказания помощи командам, работающим на тушении пожаров. С наступлением пожарной опасности в лесу по условиям погоды и по мере ее усиления увеличивается интенсивность авиапатрулирования:

- при малой пожарной опасности (II класс) до начала горимости
патрулирование проводится через 1 - 2 дня;

- основанием для назначения ежедневного однократного патрулирования является наступление периода средней пожарной опасности (III класс) или наличие пожаров в дни со II классом;

- основанием для назначения 2-х кратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (IV класс) или наличие пожаров в дни с III классом;

- основанием для назначения трехкратного патрулирования является
наступление периода высокой пожарной опасности (V класс) или наличие
пожаров в дни с IV классом.

В связи с изложенным суд считает необходимым согласиться с позицией прокурора о том, что буквальное толкование п.4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов свидетельствует о том, что обозначение законодателем рекомендуемой частоты патрулирования связано с ее зависимостью от лесопирологических условий региона и числа лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории, классов пожарной опасности не может толковаться как рекомендательная норма, исключающая ее общеобязательность.

Аналогичные требования к кратности патрулирования содержатся в Рекомендациях по противопожарной профилактике в лесах.

Как следует из материалов дела, средняя продолжительность пожароопасного сезона на территории Республике Бурятия составляет 195 дней. Среднее значение классов пожарной опасности (КПО) в Республике Бурятия за последние 5 лет (2007 - 2011 гг.) в днях составляет: I класс - 65; II класс - 52; III класс - 41; IV класс - 23; V класс - 14. С учетом данных средних значение КПО за последние 5 лет средняя кратность авиапатрулирования должна составлять не менее - 1,19. Протяженность патрульных маршрутов по Республике Бурятия составляет 4 432 км. Средняя стоимость лётного часа в 2012 г. составила <данные изъяты> рублей. С учетом расчета данных за 5 лет и показателя кратности авиапатрулирования - 1,19, выделяемые для этой цели денежные средства должны coставлять не менее <данные изъяты> тыс. руб. Однако как установлено в ходе судебного разбирательства и что не оспаривалось ответчиками, назначенная кратность авиапатрулирования при установленном финансировании на 2012 г. - <данные изъяты> тыс. руб. составила только 0,20, то есть 16,8 % от расчетной -1,19.

Указанные обстоятельства подтверждены сообщением Забайкальской авиабазы авиационной охраны – филиала ГБУ РБ "Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов" от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, несоблюдение требований к кратности авиапатрулирования, подтверждается материалами проверки Рослесхоза исполнения Республиканским агентством переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (акт от ДД.ММ.ГГГГ). Данные расчеты сторонами в судебном заседании не опровергались и не оспаривались.

При таких обстоятельствах суд находит установленным, что ответчиками обязанность по охране лесов от пожаров в части соблюдения кратности авиапатрулирования не соблюдается, в том числе по причине недофинансирования из федерального бюджета, что не позволяет организовать своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, влечет за собой дополнительные расходы на тушение лесных пожаров, дополнительное привлечение людских и технических ресурсов, средств пожаротушения.

Таким образом, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования прокурора обязать Республиканское агентство лесного хозяйства Республики Бурятия и ГБУ РБ «Авиационная и наземная охрана лесов» на постоянной основе обеспечить выполнение авиамониторинга (в части авиапатрулирования) с соблюдением требований, установленных Инструкцией по авиационной охране лесов, и Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, и с кратностью авиапатрулирования не менее 1,19.

Статьи ст.ст. 67, 68 Лесного кодекса РФ устанавливают, что проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и таксация лесов осуществляются в ходе лесоустройства, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, на которых расположены леса. Лесоустройство включает в себя, в том числе таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

Правила проведения лесоустройства устанавливаются Лесоустроительной инструкцией, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 г. N 516 утверждена Лесоустроительная инструкция.

В соответствии с п. 150 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.

Суд также находит обоснованными доводы прокурора о том, что буквальное толкование п. 150 Лесоустроительной инструкции означает, что обозначение законодателем 10-летней давности таксации связано с однозначными динамическими изменениями за указанный срок таксационных характеристик леса, что в свою очередь обуславливает необходимость систематического проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов с учетом произошедших изменений. Законодателем определена необходимость постоянного проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов каждый раз при истечении сроках таксации в 10 лет с одновременным проведением повторной таксации.

Как усматривается из исследованных судом письменных доказательств, на землях лесного фонда Республики Бурятия из 37 лесничеств лесоустройство имеет давность более 10 лет в 30 лесничествах. В ряде лесничеств (<данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты>, <данные изъяты> и пр.) сроки превысили 20 лет, что подтверждается приложенными документами. В связи с чем суд приходит к выводу, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в данных лесничествах спроектированы на основании таксации со сроком давности более 10 лет, без учета действующих в настоящий момент Правил пожарной безопасности в лесах, установивших единые требования к охране лесов от пожаров, и норм лесного законодательства РФ.

Таким образом, в целях обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов Республиканскому агентству необходимо заново спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременным проведением таксации по тем лесничествам, где срок таксации превышает 10 лет.

Следовательно, подлежат удовлетворению в полном объеме исковые требования прокурора в части обязания Республиканского агентства лесного хозяйства провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектировании мероприятий по охране, защите леса по лесничествам Республики Бурятия, где сроки проведенной таксации превысили 10 лет лесоустроительных работ, в течение 5-летнего периода, начиная с 2013 года.

Суд, разрешая заявленные требования прокурора, принимает во внимание, что Российская Федерация передала проведение на землях лесного фонда лесоустройства органам государственной власти субъектов РФ. Средства на осуществление переданных полномочий согласно ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса РФ предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Обязанность по выделению денежных средств на финансовое обеспечение переданных Республике Бурятия полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов, включая патрулирование, лесоустройство лежит на ответчике Федеральном агентстве лесного хозяйства.

Согласно п.11 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 г. N 837 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

В силу п.2 названных Правил субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год.

В п. 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» сказано, что агентство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и возложенных на него функций.

Из совокупности данных норм следует, что Федеральное агентство лесного хозяйства как распорядитель несет ответственность за выделение Республике Бурятия финансовых средств на охрану и защиту лесов. В связи с изложенным, обязанность по планированию и выделению денежных средств на финансовое обеспечение переданных Республике Бурятия полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов, включая авиапатрулирование, лесоустройство лежит на Федеральном агентстве лесного хозяйства Российской Федерации. Поэтому в этой части требования прокурора суд также находит обоснованными.

Доводы представителя ответчика Федерального агентства лесного хозяйства, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, о необходимости привлечения к участию в деле Федерального казначейства суд находит несостоятельными, так как Федеральное агентство лесного хозяйства является главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций, а также поскольку бездействие Федерального казначейства в данном случае не оспаривается.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также принуждение к исполнению обязанности в натуре. На основании чего, возможно пресечь незаконное бездействие ответчика путем судебного признания его незаконным, и возложении обязанности устранить нарушения.

В этой связи суд находит заявленные исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора законными и обоснованными и считает возможным удовлетворить их в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать ответчика Федеральное агентство лесного хозяйства обеспечить финансированием ежегодные работы по лесоустройству в лесничествах Республики Бурятия, где срок таксации составляет более десяти лет, на момент проведения лесоустроительных работ, согласно представленным Республиканским агентством лесного хозяйства Республики Бурятия расчетным потребностям.

Обязать ответчика Федеральное агентство лесного хозяйства обеспечить финансирование выполнения авиамониторинга в лесном фонде Республики Бурятия в объеме, достаточном для осуществления Республиканским агентством лесного хозяйства Республики Бурятия и ГБУ РБ «Авиационная и наземная охрана лесов» авиапатрулирования в соответствии с требованиями федерального законодательства, в том числе с п.4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997 г., Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 г., с кратностью авиапатрулирования не менее 1,19.

Обязать ответчика Республиканское агентство лесного хозяйства Республики Бурятия в течение пяти лет, начиная с 2013 года, провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса по лесничествам, расположенным на территории Республики Бурятия, где сроки проведенной таксации превысили десять лет на момент проведения лесоустроительных работ.

Обязать ответчиков Республиканское агентство лесного хозяйства Республики Бурятия и ГБУ РБ «Авиационная и наземная охрана лесов» на постоянной основе обеспечить выполнение авиамониторинга (в части авиапатрулирования) с соблюдением требований, установленных п.4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997 г., Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 г., с кратностью авиапатрулирования не менее 1,19.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, т.е. путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись Болдохонова С.С.

верно, судья Болдохонова С.С.

секретарь Ж.