ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-235/2017 от 12.09.2017 Сухобузимского районного суда (Красноярский край)

Гражданское дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 сентября 2017 года <адрес>

Сухобузимский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Созыкиной Е.А.,

при секретаре Конопленко Е.Н.,

с участием истца ФИО4,

представителей ответчиков ФИО1, ФИО2 (доверенности в деле),

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Акционерному обществу «Красноярская региональная энергетическая компания» о признании незаконными действий ответчика по составлению акта от ДД.ММ.ГГГГ о неучтенном потреблении электроэнергии и признании незаконным указанного акта и к Публичному акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт» о признании незаконным действий ответчика по начислению задолженности за неучтенное потребление электроэнергии по акту от ДД.ММ.ГГГГ и списании задолженности,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО4 обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Красноярская региональная энергетическая компания» (далее - АО «КрасЭКо») о признании незаконными действий ответчика по составлению акта от ДД.ММ.ГГГГ о неучтенном потреблении электроэнергии и признании незаконным указанного акта, и к Публичному акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт» (далее - ПАО «Красноярскэнергосбыт») о признании незаконным действий ответчика по начислению задолженности за неучтенное потребление электроэнергии по акту от ДД.ММ.ГГГГ и списании указанной задолженности, указав, что между ним и энергоснабжающей организацией заключен договор на энергоснабжение, он своевременно и в полном размере оплачивает потребленную электроэнергию.

Истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ ему принесли предупреждение (уведомление) о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у него появилась задолженность по оплате электроэнергии в размере 54817,04 рублей, и в случае неоплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ ему будет прекращена подача электрической энергии. С действиями ответчика истец не согласен, так как у него отсутствует задолженность, полагает, что в соответствии со ст. 546 ГК РФ прекращение или ограничение электроэнергии в связи с задолженностью не допускается, а ответчик ПАО «Красноярскэнергосбыт» имеет право обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности. Впоследствии истец уточнил и дополнил исковые требования, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании ему была вручена копия акта от ДД.ММ.ГГГГ о неучтенном потреблении электроэнергии, с которым он категорически не согласен. Согласно выполненным требованиям технических условий от ДД.ММ.ГГГГ, выданных сетевой организацией ООО «ЖКХ <адрес>» на подключение жилого дома, и технических условий на установку прибора учета -П-370 от ДД.ММ.ГГГГ, выданных ОАО «Красноярскэнергосбыт», был заключен договор на электроснабжение без номера от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, у него установлен прибор учета марки СА4-И678 10-40А . В п. 8.2 договора от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что все изменения договора энергоснабжения совершаются в форме дополнительного соглашения, подписанного представителями сторон. До настоящего времени в адрес истца не поступало ни одного дополнительного соглашения. Из акта о неучтенном потреблении электроэнергии следует, что нарушения обнаружены на счетчике типа SM301 , истцу указанный счетчик не принадлежит. На опоре у дороги возле дома истца по адресу: <адрес>, на высоте 6-7 метров установлен прибор учета, к которому доступ имеет только ответчик, который самостоятельно, без ведома истца, вскрывает щиток, в котором находится прибор учета, производит непонятные действия. Акт о неучтенном потреблении электроэнергии составлялся в отсутствие истца, никто от него не требовал объяснений и подписи, в акте в качестве свидетелей указаны только сотрудники сетевой организации, что является грубым нарушением. На основании акта от ДД.ММ.ГГГГ о неучтенном потреблении электроэнергии истцу была начислена задолженность в размере 50425,20 рублей, которую истец просит списать.

В судебном заседании истец ФИО4 исковые требования поддержал, пояснил, что прибор учета на опоре был установлен в 2016 году, электромонтеры регулярно лазили на опору и снимали показания. Никакие акты о введении в эксплуатацию указанного прибора учета ему не вручали, о проверках не предупреждали. Он не оспаривает ввод в эксплуатацию этого прибора учета, так как он сверял показания прибора учета, установленного на опоре, с показаниями счетчика, установленного в его квартире, и они совпадали. ДД.ММ.ГГГГ приехали электромонтеры, залазили на опору, сказали, что провод, ведущий к счетчику, перекручен, произвели какие-то работы и уехали. На следующий день монтеры опять приехали, сорвали пломбы со счетчика, попросили у него токоизмерительные клещи, которые у него имелись в хозяйстве, поверки на них нет, что-то ими измеряли. В его (ФИО4) присутствии никаких актов не составляли и никаких претензий не предъявляли. Он (ФИО4) примерно лет 10 назад работал электромонтером, но потом сломал ногу, на опору залезть не может.

Представитель ответчика АО «КрасЭКо» ФИО1 исковые требования не признала, поддержала письменные возражения, согласно которым ответчик полагает, что истцом выбран ненадлежащий и преждевременный способ защиты, так как акты допуска приборов учета в эксплуатацию, акты проверки расчетных приборов учета, действия по составлению указанных актов не направлены на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей истца, эти акты выявляют факт безучетного потребления, поскольку это напрямую предусмотрено действующим законодательством. Действия по составлению акта не являются публично-властными действиями, которые могут быть оспорены в рамках гражданских процессуальных и материальных правоотношений. Такие акты лишь фиксируют факт правомерного (неправомерного) поведения потребителей электрической энергии, составляются в целях доказательств при рассмотрении дел о взыскании стоимости потребленной электроэнергии. Полагает, что истец вправе предъявлять возражения при предъявлении к нему иска о взыскании стоимости потребленной электроэнергии, но не вправе требовать в превентивном порядке признания акта и расчета недействительными в отдельном производстве, поэтому просит в исковых требованиях отказать. Пояснила, что установка прибора учета электроэнергии на опоре, а не в помещении потребителя, предусмотрена п. 144 Правил (раздел Х) – на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики. Прибор учета, принадлежащий истцу, установленный в его квартире, не может являться расчетным, так как он установлен не на границе балансовой принадлежности. В силу требований п.п. 137, 150 Правил , п. 12 ст. 13 Федерального закона «Об энергоэффективности», если до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых частных домов не обеспечат надлежащий учет электроэнергии, то обязанность по установке приборов учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности возложена на сетевую организацию. Ответчиком АО «КрасЭКо» была выполнена обязанность по установке прибора учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности – на опоре, в адрес потребителя сетевой организацией было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указывалась дата установки и допуска прибора учета в эксплуатацию – ДД.ММ.ГГГГ, истец получил данное уведомление ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо возражений в адрес сетевой организации потребитель не направил. Установка прибора учета на столбе на высоте более 1,7 м, то есть в месте не доступном для посторонних лиц, связана с исключением возможности повреждений счетчика или несанкционированного вмешательства в его работу, поскольку обязанность по сохранности прибора учета в силу п. 145 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» возложена на АО «КрасЭКо». Права потребителя на снятие показаний прибора учета не нарушены, поскольку ответчиком запущен новый сервис «Снятие показаний Online», узнать показания прибора учета электроэнергии можно с помощью смс-сообщений, отправив номер своего лицевого счета (12-значное число) на номер +, в ответном сообщении абонент получит сведения о показаниях, указанный сервис является бесплатным для абонента. Сведения о показаниях прибора учета можно узнать также на сайте ПАО «Красноярскэнергосбыт» в личном кабинете потребителя, а также потребитель может обратиться с заявлением в компанию о предоставлении ему информации о потребленной электроэнергии путем официального письма. Полагает, что акт о неучтенном потреблении электроэнергии составлен в соответствии с требованиями п. 26 Основных положений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а расчет стоимости неучтенной электроэнергии производится гарантирующим поставщиком в силу п. 84 Основных положений . Считает, что действия ответчиков предусмотрены действующим законодательством и договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и АО «КрасЭКо».

Представитель ответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт» ФИО2 исковые требования не признал, пояснил, что в случае выявления факта неучтенного потребления электроэнергии, сетевая организация на основании акта рассчитывает объем потребленной электроэнергии, а гарантирующий поставщик рассчитывает размер платы за потребленную электроэнергию и предъявляет её потребителю. Оснований для непринятия акта о неучтенном потреблении электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в отношении ФИО4, не было, так как он был составлен сотрудниками сетевой организации в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещения в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Объем потребленной электроэнергии в акте был определен 18750 кВт/ч за 3 месяца (92 дня), так как информации о последней проверке в пределах трехмесячного срока не было, было начислено 50425 рублей 25 копеек. В случае, если судом акт о неучтенном потреблении электроэнергии будет признан недействительным, то ПАО «Красноярскэнергосбыт» и без решения суда сделает перерасчет, так как оснований для начисления суммы задолженности не будет.

Свидетель Свидетель №2 пояснил, что он работает инспектором службы коммерческого учета электроэнергии в Центральном филиале АО «КрасЭКо» и проводит проверки состояния технических средств измерений, приборов учета в отношении физических и юридических лиц. Он составил акт от ДД.ММ.ГГГГ о неучтенном потреблении электроэнергии по результатам проверки прибора учета электроэнергии, установленного на опоре, на границе балансовой принадлежности в точке поставки электроэнергии ФИО4 Прибор учета установлен на опоре ВЛ-0,4, высотой примерно 9 метров, собственником прибора учета является сетевая организация АО «КрасЭКо». В ходе проверки кто-то из электромонтеров ФИО14 или ФИО3 залезли на опору и установили, что пломба на приборе учета отсутствует, от прибора учета отключена фаза А и подключена к вводному автомату, минуя прибор учета, то есть прибор не учитывал всю потребленную электроэнергию. Указанный прибор учета был введен в эксплуатацию в 2015 году и ни разу не проверялся, показания с прибора учета снимаются при помощи интеллектуальной системы учета (ИСУ). Нарушение было зафиксировано электромонтером на фотоаппарат, о нарушении по телефону сообщили ФИО4, чтобы он поучаствовал в проверке, он подъехал, но акт подписывать не стал. Фотографии нарушения ФИО4 не показывали. Действительно, электромонтеры брали у ФИО4 токоизмерительные клещи, измеряли нагрузку. Опломбирование прибора учета производилось на следующий день, так как у электромонтеров не было пломб. Доказательств того, что именно ФИО4 вмешался в работу прибора учета, отключил провод от счетчика, не имеется. Акт был составлен в отношении ФИО4, так как указанным прибором учета учитывалась потребляемая им электроэнергия. ДД.ММ.ГГГГ проводилась техническая проверка приборов учета на всей <адрес>, так как от трансформаторной подстанции (ТП) были обнаружены большие потери – 30%. Контролировать показания прибора учета, установленного на опоре, абонент может при помощи СМС-сервиса.

Допрошенный в качестве свидетеля Свидетель №1 пояснил, что он работает инспектором службы коммерческого учета АО «КрасЭКО» с начала 2016 года. ДД.ММ.ГГГГ проводилась техническая проверка приборов учета на линии, идущей от ТП-53-4-7, на которой были зафиксированы большие потери электроэнергии. В проверке участвовали он, инспектор службы учета Свидетель №2 и электромонтеры ФИО3 и ФИО14. При проверке прибора учета, установленного на опоре на высоте примерно 5-6 метров возле дома ФИО4, электромонтер ФИО14 обнаружил, что пломба на приборе учета отсутствует, фазный провод подключен к автомату, минуя прибор учета, ФИО14 измерил нагрузку, которая составила примерно 5 кВт/ч, нарушение зафиксировал фото-съемкой. ФИО4 пригласили после того, как нарушение было обнаружено. ФИО4 утверждал, что работы на опоре проводили электромонтеры. Акт о неучтенном потреблении электроэнергии был составлен в отношении ФИО4, так как провод от этого прибора учета идет на его квартиру, и он потреблял неучтенную электроэнергию. ФИО4 от подписания акта отказался.

Свидетель Свидетель №4 пояснил, что он работает электромонтером в АО «КрасЭКо», ДД.ММ.ГГГГ вместе с инспекторами службы учета участвовал в проведении проверки приборов учета от ТП по <адрес> в <адрес>. У прибора учета электроэнергии по <адрес> было обнаружено отсутствие пломбы сетевой организации и неправильное подключение – один провод от трехфазного счетчика был подключен помимо прибора учета, то есть электроэнергия, подаваемая по этому проводу, не учитывалась. Он зафиксировал нарушение фотоаппаратом, сделал правильное подключение. Затем позвонили ФИО4 и сообщили ему о том, что нашли нарушение.

Допрошенный в качестве свидетеля начальник Сухобузимского энергоучастка АО «КрасЭКо» Свидетель №3 пояснил, что о нарушении, обнаруженном в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ у ФИО4, ему стало известно от электромонтера ФИО7, который обнаружил, что одна фаза была отключена от прибора учета, расположенного на опоре. Ранее к нему по телефону обращался ФИО4 о том, что у него в доме «моргает» свет, он (Свидетель №3) разъяснил ФИО4, чтобы он позвонил и оставил заявку диспетчеру.

Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ч. 1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно ст. 543 ГК РФ, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Основные положения) определяют «безучетное потребление» как нарушение, установленное договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии и основными положениями порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившееся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности) (абз. 10 п. 2).

Согласно п. 69 Основных положений, потребители коммунальной услуги по электроснабжению - собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов в порядке и в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, заключают договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

В силу ст. 137 Основных положений, приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).

В соответствии с п. 144 Основных положений, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

Согласно п. 145 Основных положений, обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

Установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.

Согласно требованиям ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 5).

С ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (ч. 9).

До ДД.ММ.ГГГГ организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее ДД.ММ.ГГГГ она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов (ч. 10).

До ДД.ММ.ГГГГ (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

В силу п. 150 Основных положений , в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).

В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.

При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).

Согласно п. 152 Основных положений, установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.

Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:

сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;

гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям;

лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;

собственника прибора учета;

собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.

Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В соответствии с п. 154 Основных положений, в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик.

По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.

Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.

Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: дата, время и адрес проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию; фамилия, имя и отчество уполномоченных представителей лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию и явились для участия в указанной процедуре; лица, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, но не принявшие в ней участие; характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), заводской номер и состояние прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), допуск которого в эксплуатацию осуществляется, его показания на момент завершения процедуры допуска; решение о допуске прибора учета в эксплуатацию или об отказе в допуске прибора учета в эксплуатацию с указанием причин такого отказа. В случае отказа в таком допуске в акте указываются необходимые мероприятия (перечень работ), выполнение которых является обязательным условием для допуска прибора учета в эксплуатацию; наименование организации, представитель которой осуществил установку контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, его фамилия, имя и отчество, а также описание мест на приборе учета и измерительных трансформаторах, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), в которых установлены контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля, их индивидуальные номера - в случае принятия решения о допуске прибора учета в эксплуатацию; лица, отказавшиеся от подписания акта допуска прибора учета в эксплуатацию либо несогласные с указанными в акте результатами процедуры допуска, и причины такого отказа либо несогласия; результаты проведения измерений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию (при наличии); дата следующей поверки.

Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, указанных в абзацах пятом, седьмом - девятом пункта 152 настоящего документа, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.

В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.

Лицо, не явившееся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, вправе осуществить проверку правильности допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае выявления нарушений, допущенных при допуске прибора учета в эксплуатацию, инициировать повторную процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию с компенсацией собственнику прибора учета понесенных им расходов, вызванных повторным допуском прибора учета в эксплуатацию.

В силу п. 167 Основных положений, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

Согласно п. 172 Основных положений , проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.

Проверки расчетных приборов учета, используемых для определения объемов потребления электрической энергии в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, осуществляются в порядке и сроки, которые установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов для проверки состояния приборов учета исполнителем коммунальных услуг, кроме случаев, когда в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном в отношении такого многоквартирного дома, определено, что сетевая организация проводит проверки приборов учета в присутствии исполнителя коммунальных услуг.

В соответствии с п. 173 Основных положений , проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

В соответствии с п. 176 Основных положений , результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.

Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления.

Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

В акте проверки приборов учета должны быть указаны: дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки; лица, принявшие участие в проверке; лица, приглашенные в соответствии с пунктом 171 настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие; характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительного трансформатора, в случае если прибор учета входит в состав измерительного комплекса или систему учета), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения межповерочного интервала прибора учета (измерительного трансформатора); характеристики и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки); результат проверки; характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка; лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.

Согласно п. 177 Основных положений, в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности)), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета.

В соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила ), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Порядок ввода прибора учета в эксплуатацию предусмотрен п.п. 81(1) - 81(9) Правил .

В соответствии с п. 192 Основных положений , по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.

Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.

Согласно п. 193 Основных положений, в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться: данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.

На основании п. 194 Основных положений , расчет объема безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктами 195 или 196 настоящего документа соответственно в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета), а также на основании документов, представленных потребителем, осуществляющим безучетное потребление (обслуживающим его гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией)), или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии. Расчет объема безучетного потребления электрической энергии (мощности) направляется сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, осуществляющего безучетное потребление, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 настоящего документа.

Согласно п. 195 Основных положений, объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом «а» пункта 1 приложения к настоящему документу.

Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме безучетного потребления включается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в выставляемый потребителю (покупателю) счет на оплату стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), за тот расчетный период, в котором был выявлен факт безучетного потребления и составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии. Указанный счет также должен содержать расчет объема и стоимости безучетного потребления. Потребитель (покупатель) обязан оплатить указанный счет в срок, определенный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности).

В соответствии с требованиями п. 62 Правил , при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами.

На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Судом установлено, что между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и истцом ФИО4ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор энергоснабжения потребителей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 4).

Истцом представлены технические условия на установку прибора учета электрической энергии, выданные ДД.ММ.ГГГГФИО4 ОАО «Красноярскэнергосбыт» (л.д. 4), акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО «ЖКХ <адрес>» на основании вышеуказанных технических условий установило ФИО4 прибор учета электроэнергии типа СА4-И678 с классом точности 2, прибор установлен в прихожей квартиры (л.д. 45), ДД.ММ.ГГГГ составлен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей между РЭС-3 ЦЭС филиала ОАО «Красноярскэнерго» и ООО «ЖКХ <адрес>» по потребителю ФИО4 по адресу: <адрес>, и однолинейная схема электроснабжения указанного жилого дома (л.д. 46-47), ДД.ММ.ГГГГ выдано заключение об исполнении технических условий (л.д. 48), актом от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным ЕМТУ Ростехнадзора, электроустановки квартиры жилого дома по адресу: <адрес>2, допущены в эксплуатацию (л.д. 49).

Отношения между ответчиками ПАО «Красноярскэнергосбыт» (гарантирующим поставщиком) и АО «Красноярская региональная энергетическая компания» (сетевой организацией) регулируются договором оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставке) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, заключенным ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 106-118).

Согласно п. 3.3.5 указанного Договора, Сетевая организация обязуется в целях проверки порядка учета передаваемой электрической энергии, допускать по предварительному уведомлению за 3 рабочих дня до обхода уполномоченных представителей Гарантирующего поставщика или совместно произвести осмотр приборов коммерческого учета электроэнергии и приборов контроля качества электроэнергии, расположенных на объекте электросетевого хозяйства Сетевой организации в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В соответствии с п. 3.3.6 названного Договора, Сетевая организация при получении заявления о необходимости внеплановой проверки приборов учета, если такое заявление содержит описание причин, обусловивших проведение такой проверки, обязана не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявления организовать проведение внеплановой проверки приборов учета с приглашением гарантирующего поставщика и заинтересованных сторон.

Из акта о неучтенном потреблении электроэнергии, составленным 14.03.20017 года представителями сетевой организации АО «Красноярская региональная энергетическая компания» ФИО9 и Свидетель №1 в присутствии потребителя ФИО4 и свидетелей ФИО3 и Свидетель №4, следует, что в результате проверки прибора учета типа SM301 , класс точности 1.0, установлено, что отсутствует опломбировка клеммной крышки, отходящий провод тип СИП-25 мм2 фазы А запитан минуя расчетный прибор учета с верхних клеммных соединений вводного разъединителя типа ВН-32 100А. Также на приборе учета отсутствует ранее установленная пломба сетевой организации. Нарушение устранено на месте в ходе технической проверки. Приведен расчет объема неучтенного потребления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 18750 кВт/ч. В акте указано, что потребитель от подписи отказался (л.д. 25).

Из акта проверки измерительного комплекса электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он составлен представителями сетевой организации АО «Красноярская региональная энергетическая компания» ФИО9 и Свидетель №1 в присутствии потребителя ФИО4, прибор учета типа SM301 установлен на опоре ВЛ-0,4 кВ, оттиск пломбы на клеммной крышке отсутствует, отходящий провод типа СИП-25 мм2 запитан минуя расчетный прибор учета по фазе А с верхних клеммных соединений разъединителя ВН-32 100А, а также отсутствует ранее установленная пломба на клеммной крышке. В акте указано, что ответственным за сохранность элементов измерительного комплекса, а также знаком визуального контроля (пломб) является сетевая организация, в акте в качестве незаинтересованных лиц указаны ФИО3 и Свидетель №4 В строке «подпись потребителя» стоит прочерк.

Ответчиком ПАО «Красноярскэнергосбыт» суду предоставлена копия письма АО «КрасЭКо» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому произведен перерасчет объема электроэнергии по акту о неучтенном потреблении электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО4 для случая, когда невозможно определить мощность несанкционированно подключенного оборудования исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в объеме 20010 кВт/ч (л.д. 26).

На основании уточненного объема безучетного потребления электроэнергии ПАО «Красноярскэнергосбыт» произвело начисление в сумме 50425,20 рублей (20010 х 2,52 руб/кВт/ч (тариф) – л.д. 27.

Ответчиком АО «КрасЭКо» предоставлены суду следующие документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию прибор учета типа SM301 :

- Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ абоненту ФИО4 о вводе в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ прибора учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики по адресу: <адрес> (л.д. 121),

- Список отправки заказной корреспонденции АО «Красноярская региональная энергетическая компания» от ДД.ММ.ГГГГ, в числе корреспондентов указан ФИО4 (л.д. 125-130);

- Распечатка с сайта «Почта России» о вручении ФИО4 указанного Уведомления ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 122);

- Акт от ДД.ММ.ГГГГ, составленным представителем АО «Красноярская региональная энергетическая компания» ФИО8, приемки в эксплуатацию прибора коммерческого учета потребителей (граждан), в отсутствие потребителя ФИО4, указанным актом введен в эксплуатацию прибор учета SM301 , клеммная крышка опломбирована пломбой сетевой организации. В п. 8 акта указано, что сохранность и целостность прибора учета и иных элементов измерительных комплексов, в том числе пломб, установленных представителем сетевой организации возлагается на сетевую организацию (л.д. 123-124).

Из ответа АО «КрасЭКо» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, в период с декабря 2016 года по январь 2017 года ремонтные работы на линии возле опоры, установленной по адресу: <адрес>2, не проводились. Журналы и наряды по факту проведенных ремонтных работ хранятся в АО «КрасЭКо» 1 месяц со дня заполнения, в связи с чем не могут быть предоставлены суду. После ввода в эксплуатацию прибора учета типа SM301 его проверки не проводились до ДД.ММ.ГГГГ.

Из выписки из финансово-лицевого счета истца ФИО4 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4 ежемесячно производит оплату за потребленную электроэнергию (л.д. 28-29).

Оценив все представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Прибор учета типа SM301 был установлен и введен в эксплуатацию как расчетный ответчиком АО «КрасЭКо» по его инициативе и без участия абонента ФИО4

В судебном заседании истец ФИО4 не оспаривал акт от ДД.ММ.ГГГГ приемки в эксплуатацию прибора учета электроэнергии типа SM301 .

Указанный прибор учета является собственностью ответчика АО «КрасЭКо», был установлен и введен в эксплуатацию по инициативе ответчика АО «КрасЭКо», и в силу ч. 2 ст. 543 ГК РФ и п. 145 Основных положений обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, его сохранности и целостности, а также сохранности пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета, то есть на АО «КрасЭКо», о чем указано, в том числе, в акте проверки прибора учета от ДД.ММ.ГГГГ и в акте от ДД.ММ.ГГГГ приемки прибора учета в эксплуатацию. Потребителю ФИО4 указанный прибор учета и ответственность за его сохранность не передавались.

Учитывая, что прибор учета типа SM301 установлен на опоре на высоте, исключающей доступ к нему истца и посторонних лиц, доказательств, что нарушение пломбы, вмешательство в работу прибора учета и схему подключения электросети было произведено истцом или иными лицами по указанию истца, ответчиками суду не представлено, суд считает, что возложение сетевой организацией своих обязанностей по обеспечению сохранности пломбы на приборе учета и правильной эксплуатации прибора учета на потребителя является неправомерным, и в силу указанных обстоятельств действия ответчика по составлению в отношении истца ФИО4 акта о неучтенном потреблении электроэнергии являются незаконными, поскольку вины истца в неучтенном потреблении электроэнергии не установлено.

Кроме того, из показаний сотрудников АО «КрасЭКо» ФИО9, Свидетель №1, Свидетель №4 следует, что истец ФИО4 о проведении проверки не извещался, о нарушении ему сообщили по телефону после обнаружения нарушения, фотографии нарушения ему не предъявляли, ФИО4 отказался от подписания акта о неучетном потреблении электроэнергии, при этом в качестве незаинтересованных лиц в акте указаны сотрудники АО «КрасЭКо», которые в силу своего должностного положения не могут являться незаинтересованными лицами, то есть акт о неучтенном потреблении электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ был составлен с грубыми нарушениями требований п. 145 и п. 193 Основных положений, в связи с чем подлежит признанию незаконным.

Действия ответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт» по начислению истцу задолженности по оплате безучетного потребления электроэнергии на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в нарушение требований п. 145, п. 193 Основных положений , и предъявлению к оплате начисленной задолженности также являются незаконными, начисленная задолженность подлежит списанию с абонентского счета истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку в силу ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты государственной пошлины, с ответчика АО «КрасЭКо» в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, исчисленная в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ (по требованию неимущественного характера), поскольку именно в результате незаконных действий сотрудников указанного ответчика, составивших в нарушение п. 145 и п. 193 Основных положений , оспариваемый истцом акт от ДД.ММ.ГГГГ, были нарушены права истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать действия сотрудников Акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» по составлению акта от ДД.ММ.ГГГГ о неучтенном потреблении электроэнергии в отношении ФИО4 незаконными.

Признать акт от ДД.ММ.ГГГГ о неучтенном потреблении электроэнергии в отношении ФИО4 незаконным.

Признать незаконными действия Публичного акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» по начислению задолженности за неучтенное потребление электроэнергии на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика Публичное акционерное общество «Красноярскэнергосбыт» списать указанную задолженность с абонентского счета ФИО4

Взыскать с Акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» в доход муниципального бюджета <адрес> государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Сухобузимский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья ____________________

Копия верна:

Судья

Сухобузимского районного суда Е.А. Созыкина