ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-235/2022 от 21.01.2022 Вяземского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-235/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 января 2022 г. г. Вязьма Смоленской области

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Воронкова Р.Е.,

при секретаре Григорьевой О.О.,

с участием представителя истца – Вяземского межрайонного прокурора Шульгина Д.Н.,

представителя ответчика - администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области Гуляева Д.С.,

представителя третьего лица - Главного управления Смоленской области по культурному наследию Пеканова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вяземского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о возложении обязанности предоставить проект охранной зоны на объект культурного наследия и заключение государственной историко-культурной экспертизы по проекту,

У С Т А Н О В И Л:

Вяземский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным иском, указав, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия установлено, что в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ зарегистрирован объект культурного наследия регионального значения – Дом жилой, расположенный по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, ул. Покровского, д. 2, находящийся в собственности муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.

Между тем, в нарушением норм действующего законодательства зона охраны вышеуказанного объекта культурного наследия не установлена, проект зоны охраны и акт государственной историко-культурной экспертизы, содержащий вывод о его соответствии (положительное заключение) требованиям законодательства РФ, в Главное управление Смоленской области по культурному наследию не предоставлялись.

Полагает, что бездействие органа местного самоуправление при реализации полномочий в отношении объекта культуры может привести к его повреждению или утрате.

Просит суд обязать ответчика в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта представить в Главное управление Смоленской области по культурному наследию проект охранной зоны и положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы по проекту в отношении вышеприведенного объекта культурного наследия.

В судебном заседании представитель истца – Вяземский межрайонный прокурор Шульгин Д.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее по тексту также – администрация) Гуляев Д.С. в судебном заседании заявленные требования не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, указав, что проект охранной зоны на объект культурного наследия по собственной инициативе и самостоятельному решению органа местного самоуправления может быть разработан, однако нормами действующего законодательства такая обязанность не предусмотрена. Администрация осуществляет только сохранение, использование и популяризацию таких объектов местного (муниципального) значения. Так как полномочия по государственной охране объектов культурного наследия возложены на орган исполнительной власти Смоленской области, то орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком по делу.

Из письменных возражений представителя ответчика (л.д. 30-31) следует, что согласно информации, размещенной на официальном сайте Главного управления Смоленской области по культурному наследию (далее по тексту – Главное управление), как на территории Смоленской области в целом, так и в частности на территории Вяземского района Смоленской области объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации местного (муниципального) значения, включенные в соответствующий единый государственный реестр, отсутствуют.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Главном управлении Смоленской области по культурному наследию, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области № 812 от 25 декабря 2019 г., Главное управление Смоленской области по культурному наследию является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ на территории Смоленской области.

В целях реализации возложенных на него задач Главное управление осуществляет мероприятия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в государственной собственности Смоленской области, и мероприятия по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

В рамках инициативы администрацией в адрес Главного управления было направлено обращение о разработке за счет средств областного бюджета в рамках реализации соответствующей региональной целевой программы проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Вяземского района Смоленской области. Изыскать в муниципальном бюджете средства на реализацию мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия, отнесенных к полномочиям органов исполнительной власти субъекта РФ, в силу крайнего дефицита не представляется возможным.

В судебном заседании представитель третьего лица - Главного управления Смоленской области по культурному наследию Пеканов В.А. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, пояснив, что именно на собственника возложена обязанность по сохранению объекта культурного наследия, в целях обеспечения которой устанавливаются зоны охраны такого объекта. Главное управление организует разработку проектов зоны охраны объектов культурного наследия, проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия на основании предоставленных проектов охранных зон с заключениями государственной историко-культурной экспертизы, изготавливая последующий правовой акт – постановление Администрации Смоленской области об утверждении охранных зон.

19 января 2022 г. от представителя третьего лица в адрес суда поступили письменные объяснения относительно заявленных требований (л.д. 24-25), согласно которым приказом Министерства культуры РФ от 9 сентября 2015 г. № 1316-р объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ под номером 671410109280005.

Согласно постановлению Правительства РФ от 12 сентября 2015 г. № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации» разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований, а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии.

Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

По информации, имеющейся в распоряжении Главного управления, объект культурного наследия находится в собственности муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области. Таким образом, обязанность предоставить на согласование в Главное управление проект зон охраны объекта культурного наследия с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы должна быть возложена на администрацию.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Пунктом «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится охрана памятников истории и культуры.

В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.

Специальным законом, регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно преамбуле вышеуказанного Закона государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с абз. 1 ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (ст. 6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ).

Пунктами 1-2 и 4 ст. 9.2 вышеуказанного Закона определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится: принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением; разработка и реализация региональных программ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

Вместе с тем, в пунктах 1, 2 ст. 9.3 Закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Как следует из п. 3 ст. 10 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ, меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы.

На основании п. 19.3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района.

Из п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» следует, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Пунктом 2 ст. 33 вышеназванного Федерального закона предусмотрен перечень государственной охраны объектов культурного наследия, включающий в себя, в том числе, разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия (пп. 6).

В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Из п. 1 ст. 48 Закона следует, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (п. 3 ст. 64 Закона).

Судом установлено и следует из списка объектов культурного наследия регионального значения, что здание дома детского творчества, расположенное по адресу: Смоленская область, г. Вязьма, ул. Покровского, д. 2, относится к объекту культурного наследия (памятник истории и культуры), поименованному как жилой дом начала XX века, включено в реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области и, соответственно, принадлежит последнему на праве собственности (л.д. 10).

Перечнем объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации федерального и регионального значения, расположенных на территории Вяземского района Смоленской области, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации также подтверждено, что вышеуказанный объект культурного наследия находится в муниципальной собственности муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (л.д. 18-19).

Приказом Минкультуры России от 9 сентября 2015 г. № 1316-р объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой», нач. XX в., расположенный по адресу (местонахождение): Смоленская область, Вяземский район, город Вязьма, ул. Покровского, д. 2, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением ему регистрационного номера 671410109280005.

Зона охраны данного объекта культурного наследия не установлена, проект охранной зоны и положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы по проекту в Главное управление Смоленской области по культурному наследию не предоставлялись.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Отношения на территории Смоленской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в пределах полномочий Смоленской области как субъекта Российской Федерации урегулированы Законом Смоленской области от 31 марта 2009 г. № 10-з «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Смоленской области».

Статьей 10 Закона Смоленской области от 31 марта 2009 г. № 10-з «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Смоленской области» определено, что решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются нормативными правовыми актами Администрации Смоленской области по представлению уполномоченного органа на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы.

Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения либо проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия согласовывается с органом местного самоуправления муниципального образования Смоленской области в соответствии с компетенцией, определенной уставом муниципального образования Смоленской области, на территории которого находится данный объект культурного наследия, в срок не более тридцати дней с даты поступления указанного проекта в орган местного самоуправления муниципального образования Смоленской области.

Постановлением Администрации Смоленской области от 25 декабря 2019 г. № 812 «О создании Главного управления Смоленской области по культурному наследию» утверждено Положение о Главном управлении Смоленской области по культурному наследию (далее по тексту – Положение).

В соответствии с п. 1.1 Положения Главное управление является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Смоленской области.

В целях реализации возложенных на него задач Главное управление осуществляет следующие основные функции: мероприятия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в государственной собственности Смоленской области, и мероприятия по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (п. 2.2.11 Положения); разрабатывает и реализует областные государственные программы в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (п. 2.2.16 Положения).

В силу п. 4 ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации приведенной нормы постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 г. № 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, устанавливающее порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.

Согласно п. 4 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объектов культурного наследия, разрабатываемым исходя из материалов историко-культурных исследований, в которых обосновывается необходимость разработки проекта зон охраны в отношении одного объекта культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

Пунктом 7 приведенного Положения установлено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.

Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

На основании п. 12 Положения проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения.

Проект зон охраны объекта культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия. Положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон (пункт 13 Положения).

Как следует из п. 15 Положения, на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон утверждаются правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия.

Из системного толкования положений Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 12 сентября 2015 г. № 972 следует, что с учетом законодательного распределения полномочий федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов культурного наследия регионального значения вопрос о представлении проекта зон охраны и заключения государственной историко-культурной экспертизы разрешается в порядке, установленном законами субъектов РФ, то есть в данном случае Смоленской области.

Исходя из регионального законодательства на основании представляемых проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы по представлению Главного управления Смоленской области по культурному наследию Администрацией Смоленской области принимается постановление об установлении границ зон охраны объекта культурного наследия.

Вместе с тем, Положением о Главном управлении Смоленской области по культурному наследию, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 25 декабря 2019 г. № 812, на Главное управление не возложены полномочия по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, поскольку оно наделено исполнительно-распорядительными функциями и осуществляет региональный государственный надзор в отношении объектов контроля - объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

Во взаимосвязи приведенных норм действующего законодательства суд приходит к выводу, что обязанность по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия и получению заключений государственной историко-культурной экспертизы и последующему их представлению на согласование в Главное управление Смоленской области по культурному наследию возложена на собственника.

Поскольку в соответствии с Уставом муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, то именно орган местного самоуправления является надлежащим ответчиком по делу.

При этом суд находит несостоятельным довод представителя ответчика относительно отсутствия на территории Смоленской области и Вяземского района спорного объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации местного (муниципального) значения, включенного в единый государственный реестр, так как данный объект культурного наследия отнесен к категории регионального значения и зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера.

Также суд полагает необходимым отметить, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, в связи с чем довод представителя ответчика об отсутствии возможности изыскать в муниципальном бюджете, являющимся дефицитным, денежные средства на реализацию мероприятий, суд отклоняет. Законодателем предусмотрена именно возможность, а не обязанность проведения таких мероприятий по собственной инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия.

Кроме того, постановлением Администрации Смоленской области от 12 июля 2011 г. № 396 утверждено Положение о порядке определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы, касающейся расположенных на территории Смоленской области объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, согласно п. 2.3 которого, в случае, если заказчиком экспертизы является орган исполнительной власти Смоленской области, уполномоченный в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, оплата услуг по проведению экспертизы производится за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных этому органу исполнительной власти Смоленской области в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на обеспечение его деятельности.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обязанность по разработке проекта зон охраны объекта культурного наследия, находящегося в собственности муниципального образования, возложена на орган местного самоуправления, однако администрацией данная обязанность не исполнена, в связи с чем затрагиваются правоотношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, которые нарушают интересы неопределенного круга лиц, суд находит заявленные истцом требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом обстоятельств дела, необходимостью проведения определенного комплекса работ, суд определяет срок исполнения для ответчика - двенадцать месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Вяземского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о возложении обязанности предоставить проект охранной зоны на объект культурного наследия и заключение государственной историко-культурной экспертизы по проекту удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения представить на согласование в Главное управление Смоленской области по культурному наследию проект зон охраны на объект культурного наследия – Дом жилой, расположенный по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, ул. Покровского, д. 2, а также положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы по проекту.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, а прокурором принесено апелляционное представление в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Р.Е. Воронков

Мотивированное решение суда изготовлено 27 января 2022 г.

Вступает в законную силу 1 марта 2022 г.