ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-235/21 от 02.02.2021 Московского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2-235/21

УИД 21RS0025-01-2020-004033-85

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары

Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Кулагиной З.Г., при секретаре Халимовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Мирный 1» о признании тарифов незаконными,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Мирный 1» (далее ООО Мирный 1») о признании незаконным тариф установленный в размере 21,35 руб. за 1 кв.м. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; тариф 16,70 руб. за 1 кв.м. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования мотивированы тем, что между ней и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор на обслуживание многоквартирного дома <адрес>, в котором находится принадлежащая ей на праве собственности квартира . В соответствии с п. договора управляющая компания ООО «Мирный 1» обязалась вывозить твердые бытовые отходы по цене, установленном общим собранием собственников помещений дома. Общий тариф по статье «Содержание жилья» составил 22,05 руб. за 1 кв.м. С ДД.ММ.ГГГГ стоимость тарифа по обращению с твердыми бытовыми отходами составила 3,05 руб. за 1 кв.м. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она оплачивала услугу по вывозу бытовых отходов, согласно платёжному документу управляющей компании. Общая стоимость услуги по содержанию жилья за месяц составила 961,39 руб., в том числе за вывоз мусора -132,98 руб.

С ДД.ММ.ГГГГ услуга по вывозу твердых бытовых отходов была передана в ООО «МВК «Экоцентр». С передачей работ по вывозу отходов третьему лицу должен был уменьшиться тариф по статье «Содержание жилья» на сумму 3,05 руб. за 1 кв.м. и тариф за содержание жилья должен был составлять 19 руб. Однако управляющая компания не произвела должного снижения тарифа, тариф был уменьшен на 70 коп. за 1 кв.м. и составил 21,35 руб. за 1 кв.м. Разницу в сумме 2,35 руб. за 1 кв.м. управляющая компания перевела на статью «Расходы по управлению домом», то есть на увеличение зарплаты управленческого персонала.

Считает, что с ДД.ММ.ГГГГ ей ежемесячно выставляется ответчиком завышенная сумма платежа по статье «Содержание жилья» на сумму 2,35 руб. за 1 кв.м. Общая незаконно взысканная сумма за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 5 262,63 руб., в том числе 1 844,28 руб. – за вывоз мусора по завышенному тарифу. Ответчик в добровольном порядке сделать перерасчёт отказывается. Решение Совета дома об утверждении расшифровки размера платы за содержание общего имущества является незаконным, поскольку Совет дома не наделён полномочиями по установлению тарифа, а исполняет лишь решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Также управляющая компания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконно применяет тариф на содержание общего имущества многоквартирного дома в размере 16,70 руб. Данный тариф принят в нарушение требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 401 и постановления Правительства РФ от 03 апреля 2013 года «О минимальном перечне работ и услуг…». Ответчик исключив существенные условия договора управления многоквартирным домом текущий ремонт, обнулил все требуемые работы, входящие в калькуляцию по данному виду услуги, и в данный момент осуществляет сбор денег на содержание аппарата управления. По платежным документам с ДД.ММ.ГГГГ тариф на содержание жилья составляет 16,70 руб., хотя фактически текущий ремонт по тарифу составлял 6,19 руб. Таким образом, тариф за содержание жилья с ДД.ММ.ГГГГ за содержание жилья должен составлять 12,81 руб. (22,05 тариф за содержание жилья – 6,19 руб. текущий ремонт – 3,05 руб. вывоз твердых бытовых отходов). По её расчётам с жильцов дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконно удержано 192 016,66 руб. Действиями управляющей компании нарушаются её имущественные права.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика ООО «Мирный 1» ФИО2 исковые требования не признал, пояснив суду, что решение об утверждении размера платы за содержание жилого помещения относится к компетенции общего собрания собственников помещений. Поскольку истцом оспариваются решения собственников помещений, управляющая компания ООО «Мирный 1» является ненадлежащим ответчиком. Инициатором общего собрания управляющая компания не является. Истцом шестимесячный срок для оспаривания решения общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ, решения совета многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ и решения собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ пропущен.

Решением собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ установлен тариф на содержание общего имущества в размере 15,86 руб. с 1 кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ и на текущий ремонт – 6,19 руб. Согласно требованиям, установленным п. 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 458-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 с ДД.ММ.ГГГГ стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов в размере 70 коп. исключили из платы за содержание жилого помещения, поскольку с указанного времени услуги по обращению с ТКО начал оказывать региональный оператор ООО «МВК «Экоцентр». Решением заседания совета многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена новая расшифровка размера платы на содержание общего имущества. При этом размер платы на содержание общего имущества остался в прежнем размере - 22,05 руб. с 1 кв.м., но были перераспределены виды работ и услуг. Вывоз твердых бытовых расходов составил с ДД.ММ.ГГГГ 70 коп. с 1 кв.м. в месяц. Данное решение было представлено в управляющую компанию для исполнения, не исполнить решение они не могли.

Решением собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ установлен размер платы на содержание общего имущества 16,70 руб. с 1 кв.м. Поскольку определенный объем работ по текущему ремонты в доме был выполнен, тариф на текущий ремонт временно определили 0 руб. В статью расходов на содержание общего имущества входят услуги и работы, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, минимальный перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 290 от 03 апреля 2013 года. Решение собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ собственниками не оспорен, и оно является обязательным для всех собственников.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Судом установлено, что управление многоквартирным домом <адрес> осуществляется ООО «Мирный 1» на основании договора управления многоквартирным домом ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 является собственником квартиры в указанном доме.

Обращаясь в суд с иском на незаконность применения тарифа на содержание общего имущества многоквартирного дома в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 21,35 руб. с 1 кв.м. истец ФИО1 указывает, что в соответствии с требованиями ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, п. 8.1 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» необходимо было уменьшить плату за содержание жилья на 3,05 руб./кв.м., того как управляющей компанией размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома с ДД.ММ.ГГГГ изменён только на 0,70 руб./кв.м.

В соответствии с п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416 на управляющую организацию возлагается начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ) управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01 января 2019 года.

В соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее Закон № 458-ФЗ) заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 8.1 ст. 23 Закона № 458-ФЗ (введена Федеральным законом от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ) при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.

Таким образом, до даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

В соответствии с ч.1 ст. 156 ЖК РФ (в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 № 176-ФЗ) плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Как следует из материалов дела, решением внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлена плата на содержание общего имущества многоквартирного дома в размере 15,86 руб. с 1 кв.м. и на текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 6,19 руб. с 1 кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ.

Из расшифровки тарифов на содержание общего имущества многоквартирного дома <адрес> следует, что с ДД.ММ.ГГГГ стоимость услуг по вывозу твердых бытовых отходов в составе платы на содержание общего имущества составляла 3,05 руб. за 1 кв.м. общей площади помещения.

Решением заседания совета многоквартирного дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена новая расшифровка размера платы за содержание общего имущества, согласно которой с ДД.ММ.ГГГГ расходы на вывоз твердых бытовых отходов в месяц составляет 2 437,47 руб., то есть 0,70 руб. за 1 кв.м.

Данные решения общего собрания собственниками помещений многоквартирного дома и заседания совета многоквартирного дома в установленном порядке не оспорены.

В соответствии с ч. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Доводы истца о том, что совет многоквартирного дома не вправе перераспределять установленные в составе платы на содержание общего имущества многоквартирного дома расходы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом являются несостоятельными, поскольку тариф на содержание общего имущества многоквартирного дома установлен решением общего собрания собственников помещения от ДД.ММ.ГГГГ и принятый тариф остался неизменным. В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ совет многоквартирного дома должен обеспечить выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В платежных документах для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, из платы за содержание жилого помещения была исключена, заложенная в тариф стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов в размере 0,70 руб. за 1 кв.м. общей площади помещения.

Таким образом, размер платы за содержание жилого помещения в доме <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ составил 21,35 руб. руб. за 1 кв.м., в том числе: содержание общего имущества – 15,16 руб. (15,86 руб. – 0,70 руб.), текущий ремонт – 6,19 руб.

В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Таким образом, нарушений в формировании стоимости платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, не имеется. Начисление платы за содержание жилья ООО «Мирный 1» по указанному многоквартирному дому с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производилась в соответствии с требованиями действующего законодательства в размере 21,35 руб. руб. за 1 кв.м.

Не подлежат удовлетворению и требования истца о признании незаконным установленный в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тариф на содержание общего имущества многоквартирного дома в размере 16,70 руб. за 1 кв.м.

Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен размер платы на содержание общего имущества 16,70 руб. с 1 кв.м. и текущий ремонт общего имущества 0 руб.

Согласно ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

Данное решение истцом ФИО3 и другими собственниками помещений в установленном порядке не оспорено и является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В иске ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Мирный 1» о признании тарифов незаконными отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий З.Г. Кулагина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.