ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-236 от 24.02.2014 Усть-лабинского районного суда (Краснодарский край)

                                                                                                               Дело № 2 - 236 - 14

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 «24» февраля 2014г.                                                    г. Усть - Лабинск                               Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:

 Председательствующего: Осипенко В.А. с участием,

 Прокурора Степановой Р.Е.

 Представителя ответчика администрации МО Усть-Лабинский район Лубешко А.С.

 Третьего лица на стороне ответчика Бондаренко А.Э.

 При секретаре Трудик С.А.

           Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Усть - Лабинского района в интересах Российской Федерации, муниципального образования Усть-Лабинский район к администрации муниципального образования Усть-Лабинский район о признании неправомерными действий по заключению трудового договора,

 У С Т А Н О В И Л:

 В суд обратился прокурор Усть -Лабинского района в интересах Российской Федерации, муниципального образования Усть-Лабинский район с иском к администрации муниципального образования Усть-Лабинский район о признании неправомерными действий по заключению трудового договора.

 В исковом заявлении указано, что в соответствии с распоряжением администрации МО Усть-Лабинский район от 07.08,2013 года №299 рл, Бондаренко А.Э. назначен на должность начальника отдела торговли управления экономики администрации муниципального образования Усть-Лабинский район. На основании указанного распоряжения между администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район и Бондаренко А.Э. заключен трудовой договор от 07.08.2013 г.

 Вместе с тем, данный трудовой договор заключен неправомерно, по следующим основаниям.

 В соответствии со ст.9 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» №25-ФЗ для замещения должностей муниципальной службы предъявляется такое основное квалификационное требование, как уровень профессионального образования, необходимое для исполнения должностных обязанностей.

 При этом квалификационные требования к уровню профессионального образования, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

 В соответствии со ст. 6 Закона Краснодарского края «О муниципальной службе в Краснодарском крае» от 08.06.2007№1244-КЗ должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: высшие должности муниципальной службы; главные должности муниципальной службы, ведущие должности муниципальной службы, старшие должности муниципальной службы, младшие должности муниципальной службы.

 Как следует из ст.7 Закона Краснодарского края «О муниципальной службе в Краснодарском крае» от 08.06.2007 N 1244-КЗ (в ред. от 26.03.2012г.) для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом Краснодарского края в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

 В силу п. «в» ч.3 ст.3 Закона Краснодарского края «О реестре муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в Краснодарском крае» №1243-КЗ должность начальника отдела торговли управления экономики администрации муниципального образования Усть-Лабинский район относится к ведущим должностям муниципальной службы.

 Так, согласно с ч.1 ст.2 Закона Краснодарского края от 03.05.2012 N 2490-КЗ "О типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Краснодарском крае" для замещения должностей муниципальной службы определяются следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования:

 по высшим, главным и ведущим должностям муниципальной службы -высшее профессиональное образование по профилю деятельности органа или по профилю замещаемой должности.

 Аналогичная норма закреплена и в постановлении главы МО Усть- Лабинский район от 03.07.2013г. №948, согласно которому начальник отдела торговли должен иметь высшее профессиональное образование по одному из направлений «Экономика и управление» (все квалификации), «Гуманитарные науки» (все квалификации).

 Вместе с тем, в нарушение указанных норм федерального и регионального законодательства, а также муниципального нормативного акта, Бондаренко А.Э. назначен на ведущую должность муниципальной службы при отсутствии высшего профессионального образования по профилю замещаемой должности.

 Как показала проверка Бондаренко А.Э. имеет высшее образование по специальности «физическое воспитание».

 В обоснование назначения Бондаренко А.Э. на указанную должность кадровой службой администрации района был представлен диплом о профессиональной переподготовки указанного выше лица по программе «Государственное и муниципальное управление».

 Однако, в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 №610, целью профессиональной переподготовки- специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

 По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.

 Следовательно, освоение обучающимися подобного рода программ не является получением второго (нового) высшего образования.

 Указанное выше нарушение влечет нарушение норм пунктов 3, 4 ст. 4 Федерального закона №25-03, в соответствии с которыми к основным принципам муниципальной службы отнесены профессионализм и компетентность служащих, а также стабильность муниципальной службы. Указанные принципы основаны на положениях п. 2 ст. 6 Европейской хартии местного самоуправления, являющейся частью правовой системы Российской Федерации, согласно которой статус персонала органов местного самоуправления должен обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета личных достоинств и компетентности, для чего необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки.

 Статьей 77 Трудового кодекса РФ определены общие основания прекращения трудового договора. При этом согласно п. 11ч. 1 ст. 77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора являются нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).

 В результате указанных выше неправомерных действий администрации муниципального образования Усть-Лабинский район нарушены требования законодательства о муниципальной службе, основы правопорядка Российской Федерации и муниципального образования Усть-Лабинский район, которые вправе требовать восстановления законности. Тем самым затрагиваются неперсонифицированные интересы Российской Федерации и муниципального образования Усть-Лабинский район, как субъектов гражданских правоотношений, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ наделяет прокурора полномочиями по обращению в суд с соответствующим заявлением.

 На основании изложенного просит признать неправомерным действие администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, в части заключения трудового договора с Бондаренко А.Э. от 07.08.2013г.

 Возложить на администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район обязанность по расторжению трудового договора, заключенного с Бондаренко А.Э. от 07.08.2013г. в связи с нарушением требований законодательства о муниципальной службе.

 В судебном заседании прокурор поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявление. Считает, что диплом о прохождении переподготовки не является вторым высшим образованием по профилю замещаемой должности.

 Представитель администрации МО Усть-Лабинский район возражал против удовлетворения иска. До заключения трудового договора с Бондаренко А.Э. на должность начальника отдела торговли управления экономики Усть-Лабинского района, последний прошёл профессиональную переподготовку в установленном порядке.

 Третье лицо Бондаренко А.Э. возражал против     удовлетворения иска. Он прошёл профессиональную переподготовку, получил диплом государственного образца.

 Выслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, суд установил следующее:

 Распоряжением главы администрации МО Усть-Лабинский район от 07.08.2013г. № 299 рл, Бондаренко А.Э. назначен на должность начальника отдела торговли управления экономики администрации муниципального образования Усть-Лабинский район.

 07.08.2013г. между представителем нанимателя (работодателя) в лице главы МО Усть-Лабинский район и Бондаренко А.Э. заключен трудовой договор.

 Прокурор считает, что действия администрации Усть-Лабинского района по заключению вышеуказанного трудового договора являются неправомерными.

 Занимаемая Бондаренко А.Э. должность относится к ведущим должностям муниципальной службы. Одним из требований к замещению такой должности является наличие высшее профессиональное образование по профилю деятельности органа или по профилю замещаемой должности. Начальник отдела торговли должен иметь высшее профессиональное образование по одному из направлений «Экономика и управление» (все квалификации), «Гуманитарные науки» (все квалификации).

 Однако Бондаренко А.Э. назначен на ведущую должность муниципальной службы при отсутствии высшего профессионального образования по профилю замещаемой должности, имеет высшее образование по специальности «физическое воспитание».

 Переподготовка лица по программе «Государственное и муниципальное управление» не может замещать наличие высшего профессионального образования, поскольку целью переподготовки является получение обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

 Суд не может согласиться с доводами прокурора, по следующим основаниям:

 Согласно п.8 ст. 60 ФЗ РФ от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ», уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.

 В соответствии с Законом Краснодарского края от 03.05.2012г. № 2490-КЗ «О типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Краснодарском крае»,    

 1. Для замещения должностей муниципальной службы определяются следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования:

 1) по высшим, главным и ведущим должностям муниципальной службы - высшее профессиональное образование по профилю деятельности органа или по профилю замещаемой должности.

 Квалификационные требования к специальным профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами по каждому муниципальному органу с учетом его задач и функций и включаются в должностную инструкцию муниципального служащего.( ст.6 Закона)

 Специальные профессиональные знания подтверждаются документом государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим направлениям деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования. В случае если специальные профессиональные знания, подтвержденные документом государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании, не соответствуют направлениям деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, учитывается документ государственного образца о профессиональной переподготовке по соответствующим направлениям деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования.( ст.7 Закона)

 Порядок и формы учета и контроля соблюдения муниципальными служащими квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, а также порядок и сроки переподготовки и повышение квалификации муниципальных служащих определяется представителем нанимателя. ( ст.8 Закона).

 Согласно должностной инструкции начальника отдела торговли управления экономики администрации МО Усть-Лабинский район от 2012г., для замещения должности начальника отдела назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, как правило, по профилю деятельности органа или профилю замещаемой должности.

 Бондаренко А.Э. имеет диплом, выданный 12.07.1989 года Адыгейским государственным педагогическим институтом по специальности «физическое воспитание».

             В 2013 году Бондаренко А.Э. прошел профессиональную переподготовку и ему выдан документ государственного образца - диплом ПП № <данные изъяты> о профессиональной переподготовке КРИА ДПО ФГБУ ВПО Кубанский ГАУ по программе «Государственное и     муниципальное управление» (обучался с 15.10.2012г. по 25.07.2013г. - 504 аудиторных часа). Государственная аттестационная комиссия решением от 25.07.2013 года удостоверило право (соответствие квалификации) Бондаренко А.Э. на ведение профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления.

 Согласно Приложения утвержденного постановлением администрации МО Усть-Лабинский район от 03.07.2013 года « О требованиях к направлению и квалификации профессионального образования по должностям муниципальной службы в администрации муниципального образования Усть-Лабинский район» - утверждено требования к должности начальника отдела торговли управления экономики - высшее профессиональное образование по одному из направлений «Экономика и управление» ( все квалификации), «Гуманитарные науки» ( все квалификации)

 Приказом Минобрнауки РФ от 12.01.2005г. №4 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования», утвержден прилагаемый перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования. В раздел «Экономика и управление» входит квалификация - «Государственное и муниципальное управление».    

 В силу п. 19 Приказа Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

 Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что распоряжение Администрации МО Усть-Лабинский район о назначении Бондаренко А,Э. на должность начальника отдела торговли управления экономики администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, заключение с ним трудового договора, соответствует требованиям законодательства о муниципальной службе.

           Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Иск прокурора Усть - Лабинского района к администрации муниципального образования Усть-Лабинский район о признании неправомерными действий по заключению трудового договора, оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в крайсуд через Усть-Лабинский райсуд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий:                                  Осипенко В.А.

 Решение в окончательной форме изготовлено 03.03.2014 года