ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-236 от 30.04.2010 Ковдорского районного суда (Мурманская область)

                                                                                    Ковдорский районный суд Мурманской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ковдорский районный суд Мурманской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-236/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковдор 30 апреля 2010 года

Ковдорский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Горбатюк А.А.,

при секретаре Федоровой Е.В.,

с участием помощника прокурора Ковдорского района Клименко О.Н.,

представителей администрации Ковдорского района ФИО1 и ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ковдорского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Ковдорский район по неосуществлению информационного обеспечения градостроительной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ковдорского района обратился с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Ковдорский район по неосуществлению информационного обеспечения градостроительной деятельности, просил обязать администрацию осуществить информационное обеспечение градостроительной деятельности в соответствии со статьями 56 и 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации в срок до 1 января 2011 года.

Свои требования мотивировал тем, что по результатам проверки исполнения законодательства и соблюдения прав хозяйствующих субъектов органами местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности установлено, что информационное обеспечение градостроительной деятельности администрацией Ковдорского района представлено Схемой территориального планирования муниципального образования Ковдорский район, утвержденной решением Совета Депутатов муниципального образования Ковдорский район от 24 декабря 2009 года //номер//, геодезическими и картографическими материалами. В соответствии с Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 года № 363, информационная система состоит из 9 основных разделов, однако, администрацией Ковдорского района создание единой информационной системы возможно только после разработки и принятия Генерального плана муниципального образования, а также Правил землепользования и застройки в муниципальном образовании. Следовательно, администрацией муниципального образования информационное обеспечение градостроительной деятельности в соответствии с Постановлением правительства РФ от 9 июня 2006 года № 363, статьями 56,57 ГрК РФ, ст. 16 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 6 Устава муниципального образования Ковдорский район, не осуществляется. Таким образом, бездействие администрации муниципального образования Ковдорский район по принятию мер для информационного обеспечения градостроительной деятельности, нарушает и препятствует осуществлению права неопределенного круга лиц на получение актуальных и достоверных сведений необходимых для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

Определением суда от 28 апреля 2010 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство строительства и территориального развития Мурманской области.

Помощник прокурора Ковдорского района Клименко О.Н. требования уточнила, просит обязать администрацию Ковдорского района осуществить информационное обеспечение градостроительной деятельности в соответствии со статьями 56 и 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации в срок до 1 января 2012 года.

Представитель администрации муниципального образования Ковдорский района ФИО1 с заявлением прокурора согласен.

Представитель администрации муниципального образования Ковдорский район, начальник отдела градостроительства ФИО2 с заявлением согласен. Пояснил, что с 1973 и до начала 90-х годов на территории Ковдорского района действовал один официальный градостроительный документ о территориальном планировании - Генеральный план города Ковдора, который был полностью реализован. Правила землепользования и застройки разрабатываются впервые. В данный момент на разработку Генерального плана и Правил заключены муниципальные контракты, которые, по его предположению, будут утверждены Советом депутатов до конца 2010 года. Затем им необходимо будет заключать муниципальные контракты на разработку Генерального плана и Правил по н.п. Енский и совхозу Ена. Считает, что срок, предложенный прокурором является реальным, более того, он не противоречит Градостроительному кодексу.

Министерство строительства и территориального развития Мурманской области уведомлено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя и отказать в удовлетворении заявления. В отзыве указывают, что поскольку разработка градостроительной документации администрацией муниципального образования проводится поэтапно в соответствии с ч. 2 ст. 23 ГрК РФ, сроки завершения разработки такой документации как областного, так и муниципального уровня установлены Федеральным законом от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до 2012 года, на текущий момент законодательством не урегулирован вопрос ответственности различных органов государственной власти и органов местного самоуправления за нарушение сроков передачи и размещения документов, а предпринимаемые администрацией муниципального образования Ковдорский район действия по созданию информационной системы по обеспечению градостроительной документации подтверждаются и не содержат признаков бездействия, доказательств обратного прокурором не представлено.

Заслушав помощника прокурора Ковдорского района Клименко О.Н., представителей администрации Ковдорского района ФИО1 и ФИО2, изучив доводы заинтересованного лица Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом (пункт 1 Постановления от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

Согласно статей 2 и 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности, состоящее из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах в том числе обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному Кодексу.

В соответствии со ст. 56 ГрК РФ под информационной системой обеспечения градостроительной деятельности понимается организованный в соответствии с требованиями указанного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).

Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; о документах территориального планирования субъектов Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию; о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений; о документации по планировке территории; об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий; о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; о геодезических и картографических материалах; дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках; иные документы и материалы, документы, подтверждающие соответствие проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий; заключение государственной экспертизы проектной документации; разрешение на строительство; и иные, предусмотренные ст. 56 ГрК РФ.

Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности систематизируются в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации и являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа (ч.ч. 7 и 8 ст. 56 ГрК РФ).

Статьей 57 ГрК РФ предусмотрен порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставления сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Так, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

Органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещают их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Документы, принятые, утвержденные или выданные органом местного самоуправления городского округа, органом местного самоуправления муниципального района и подлежащие в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, размещаются в указанных системах в течение четырнадцати дней со дня их принятия, утверждения или выдачи.

Документирование сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе.

Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 57 ГрК).

Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2006 года N 363 утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности, которое введено в действие с 1 июля 2006 года.

Данное Положение определяет структуру, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

Информационную систему ведут органы местного самоуправления городского округа или муниципального района (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 3 Положения информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в подпунктах "а" - "з" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района.

Статьей 4.1 Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

При наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 1 января 2012 года может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что информационное обеспечение градостроительной деятельности администрацией Ковдорского района представлено Схемой территориального планирования муниципального образования Ковдорский район, утвержденной решением Совета Депутатов муниципального образования Ковдорский район от 24 декабря 2009 года //номер//, геодезическими и картографическими материалами. В муниципальном образовании Ковдорский район отсутствует Генеральный план с начала 90-х годов. Правил землепользования и застройки вообще нет.

Однако, решением Совета депутатов Ковдорского района //номер// от 10 декабря 2007 года утверждена муниципальная целевая программа «Разработка градостроительной документации о территориальном планировании муниципального образования Ковдорский район на 2008-2010 годы».

В рамках данной программы Комитетом по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района 16 ноября 2009 года заключен муниципальный контракт //номер// на выполнение работ по разработке проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки города Ковдор.

15 января 2010 года КУМИ Ковдорского района заключило два муниципальных контракта //номер////номер// и //номер// на выполнение работ по разработке проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки н.п. Лейпи и н.п. Куропта.

Только после выполнения данных муниципальных контрактов, после согласования и утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки администрация Ковдорского района сможет выполнить требования статей 56 и 57 Градостроительного кодекса РФ в части информационного обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Ковдорский район.

Учитывая, что срок до 1 января 2012 года является реальным для того, чтобы администрация Ковдорского района могла систематизировать свод документированных сведений о развитии территории муниципального образования, о его застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений, данный срок не противоречит положениям Федерального закона №191-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 и 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Ковдорского района в защиту интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Обязать администрацию Ковдорского района осуществить информационное обеспечение градостроительной деятельности в соответствии со статьями 56 и 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации в срок до 1 января 2012 года.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Мурманский областной суд в течение 10 дней через Ковдорский районный суд.

Председательствующий