ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2360-2021 от 20.05.2021 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

УИД61RS0022-01-2021-003648-27

№2-2360-2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20.05.2021 г. г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Семеняченко А.В., при секретаре судебного заседания Латышевой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Лядова Константина Евгеньевича к КУИ г. Таганрога о приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Лядов К.Е. обратился в суд с исковым заявлением к КУИ г. Таганрога о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, установлении вида разрешенного использования земельного участка, общей площадью 1161 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: «магазины», расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указал на следующие обстоятельства:

Лядову К.Е. на праве собственности принадлежит нежилое помещение-магазин, расположенное по адресу: <адрес>. Указанный объект расположен на земельном участке, общей площадью 1161 кв.м., с кадастровым номером , с видом разрешенного использования –для эксплуатации производственного здания.

На указанный земельный участок был заключен договор аренды от 18.02.2016 г. №16-70, сроком с 18.01.2016 г. по 17.01.2041 г., с видом разрешенного использования: для эксплуатации производственного здания.

Как стало известно истцу, согласно Правил землепользования и застройки г. Таганрога указанный земельный участок расположен в зоне действия градостроительного регламента Т4 - зона размещения объектов железнодорожного транспорта, что не соответствует фактическому использованию данного земельного участка, так как на нем расположен магазин по реализации печатной продукции «Ростпечать».

Лядов К.Е. обратился с заявлением в КУИ с просьбой привести в соответствие вид разрешенного использования назначению здания, однако, в соответствии с ответом КУИ г. Таганрога от 19.03.2021г. исх. №60.04.5/2487 ему было в этом отказано со ссылкой на то обстоятельство, что такой вид разрешенного использования, как «магазины» отсутствует в основных видах разрешенного использования. Истец считает данный отказ от 19.03.2021г. №60.04.5/2487 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы, поскольку он противоречит основному принципу земельного законодательства, которым является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

При этом, Правила землепользования и застройки должны были учитывать фактическое использование вышеуказанного земельного участка с расположенным на магазином «Ростпечать».

Считая отказ в изменении вида разрешенного использования не соответствующим закону истец обратился в суд с настоящим иском.

В судебное заседание Лядов К.Е. не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом, просил удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Комитета по управлению имуществом г. Таганрога в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Исходя из указанного, суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение – магазин по реализации печатной продукции «Ростпечать», расположенное по адресу: <адрес>. Указанное помещение расположено на земельном участке, общей площадью 1161 кв.м., с кадастровым номером , с видом разрешенного использования –для эксплуатации производственного здания. Таким образом, вид разрешенного использования не соответствует фактическому использованию, поскольку здание «Ростпечати» было возведено в 1975 году, тогда как ПЗЗ были приняты в 2012 году без учета фактического использования земельного участка.

На указанный земельный участок был заключен договор аренды от 18.02.2016г. №16-70, сроком с 18.01.2016г. по 17.01.2041г. с видом разрешенного использования: для эксплуатации производственного здания.

В соответствии с Правилами землепользования и землеустройства, утвержденными Решением Городской Думы г. Таганрога от 25.12.2012 №506 (далее-ПЗЗ) указанный земельный участок расположен в зоне размещения объектов железнодорожного транспорта Т4, в котором одним из видов разрешенного использования земельного участка является размещение магазинов.

В соответствии со п.8 ст. 1 ЗК РФ одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте для каждой территориальной зоны (пункт 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).

В силу пункта 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ установлено, что до 01.01.2021 орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны были внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N171-ФЗ), в соответствии с которой по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о разрешенном использовании земельного участка.

Согласно положениям Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

То обстоятельство, что на момент принятия Решения Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012г. №506, которым были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог», не было учтено нахождение на указанном земельном участке нежилого помещения производственного назначения с размещенным магазином по реализации печатной продукции «Ростпечать», нарушает принципы земельного законодательства, а именно: принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, а также принципу деления земель по целевому назначения на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, а также нарушает права и охраняемые законом интересы истца.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" установлено, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 25.11.2014 №778 «Об утверждении средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов по кадастровым кварталам, населенным пунктам, муниципальным районам (городским округам) Ростовской области и групп видов разрешенного использования земельных участков» (далее-постановление) были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков по населенным пунктам, муниципальным районам (городским округам) (приложение №2 к постановлению), а также группы видов разрешенного использования земельных участков населенных пунктов согласно приложению № 3.

При этом, в соответствии с приложением №3 к указанному выше постановлению, земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, относятся к 5-й группе, с удельным показателем кадастровой стоимости земли равным 4888,47 руб. за кв.м. (приложение №2), тогда как земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, относятся к 9-й группе, с удельным показателем кадастровой стоимости земли равным 1888,82 руб. за кв.м. (приложение №2).

Таким образом, приведение в соответствие с фактическим использованием земельного участка направлено, в том числе, на защиту публичных интересов, поскольку арендная плата рассчитывается исходя из вида разрешенного использования земельного участка, его кадастровой стоимости, которая, в свою очередь, устанавливается исходя их кадастровой стоимости.

Кроме того, истец указал в иске на тот факт, что приведение в соответствие с классификатором видов разрешенного использования земельных участков и ПЗЗ спорного земельного участка необходимо ему для осуществления реконструкции магазина, расположенного на данном земельном участке, поскольку несоответствие вида разрешенного использования, указанного в договоре аренды, его фактическому использованию, является нарушением действующих градостроительных регламентов и влечет отказ в получении разрешительной документации на такую реконструкцию.

В соответствии с п. 8. ст. 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

При этом, п.9 вышеуказанной статьи установлено, что реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

Таким образом, для осуществления реконструкции необходимо приведение вида разрешенного использования указанного земельного участка в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом и предусмотренными ПЗЗ.

Согласно ч. 7 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

Таким образом, оценив по делу имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу, что КУИ г. Таганрога, отказывая в изменении вида разрешенного использования земельного участка, нарушил законные права и интересы истца, поскольку, как указано выше, в соответствии с п.2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

При этом, рассматривая настоящий спор в исковом производстве, суд оценивает отказ КУИ, выраженный в письме от 19.03.2021г. исх. №60.04.5/2487 на предмет соответствия его требованиями закона, давая ему правовую оценку как несоответствующему требованиям действующего законодательства, а также Правилам землепользования и застройки г. Таганрога.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 11.7, 39.28, 39.29 Земельного кодекса РФ, ст.ст.194-199, 234-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лядова Константина Евгеньевича к КУИ г. Таганрога о приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным решение Комитета по управлению имуществом г. Таганрога, выраженное в письме от 19.03.2021г. исх. .04.5/2487 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, общей площадью 1161 кв.м., с кадастровым номером

Установить вид разрешенного использования земельного участка, общей площадью 1161 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: «магазины», расположенного по адресу: <адрес>.

Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Председательствующий Семеняченко А.В.