Дело №/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала РД 20 ноября 2013 года
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего – судьи Малачилаева Г.М.,
при секретаре – Гаджиевой М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора г. Махачкалы Республики Дагестан к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация-9» об обязании ввести в эксплуатацию коллективные (общедомовые) приборы учета в многоквартирных домах <адрес> Махачкалы Республики Дагестан,
УСТАНОВИЛ:
прокурор г. Махачкалы Республики Дагестан обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация-9» (далее по тексту ООО «УО-9») об обязании ввести в эксплуатацию коллективные (общедомовые) приборы учета в многоквартирных домах № «А» и № по пр. И.Шамиля г. Махачкалы РД, указывая, что в ходе проведенной прокуратурой города проверки исполнения федерального законодательства при реализации адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов выявлены следующие нарушения. Собственниками помещений многоквартирных домов № «А» и № <адрес> г. Махачкалы РД в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление управляющей организацией, в связи с чем ООО «УО-9» заключены договора управления указанными многоквартирными домами. В рамках реализации на территории г. Махачкалы РД республиканской адресной программы «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Дагестан», утвержденной Постановлением Правительства РД от 16.03.2012 № ООО «УО-9» с привлечением подрядной организации организовало проведение капитального ремонта в обслуживаемых данным Обществом многоквартирных домах № «А» и № по пр. И.Шамиля г. Махачкалы РД. ООО «УО-9» должно было обеспечить проведение мероприятий по вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета. Однако проверкой установлено, что данные мероприятия ООО «УО-9» не проведены, начисление платежей за поставляемые в эти многоквартирные дома коммунальные ресурсы (электричество, вода, газ, тепловая энергия) производится без учета показаний коллективных (общедомовых) приборов. Просит признать не соответствующим закону бездействие ООО «УО-9» в части не принятия мер по вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных жилых домах № «А» и № по пр. И.Шамиля г. Махачкалы РД и обязать ООО «УО-9» в лице директора ФИО3 ввести в течение 30 дней в эксплуатацию коллективные (общедомовые) приборы учета в указанных домах.
Старший помощник прокурора города Рагимов Р.Т. в судебном заседании поддержал исковые требования и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика ООО «УО-9» в лице директора ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал, пояснив, что установленные общедомовые приборы учета в обслуживаемых ими многоквартирных домах № «А» и № <адрес> <адрес> РД действительно не введены в эксплуатацию по настоящее время. Обязуется устранить допущенное нарушение в течение двух месяцев.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из договоров № от 13.08.2013; № от 06.03.2013; № от 05.08.2013; № от 06.08.2013; № от 03.09.2013; № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что собственниками помещений многоквартирных домов № «А» и № <адрес> <адрес> РД в качестве способа управления многоквартирных домов выбрано управление управляющей организацией – ООО «УО-9».
ООО «УО-9», являясь управляющей компанией, должно обеспечить эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета.
Судом установлено, что в многоквартирных домах № «А» и № <адрес> г. Махачкалы РД был проведен капитальный ремонт, проведение которого организовало ООО «УО-9» с привлечением подрядной организации, что не отрицал и представитель ответчика в судебном заседании.
Согласно справке от 04.09.2013 в результате проведенной прокуратурой г. Махачкалы РД проверки исполнения федерального законодательства при реализации адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов установлено, что ООО «УО-9» не проведены мероприятия по вводу в эксплуатацию установленных при капитальном ремонте в указанных выше многоквартирных домах коллективных (общедомовых) приборов учета, начисление платежей за поставляемые в эти дома коммунальные ресурсы производится без учета показаний коллективных (общедомовых) приборов.
Факт не проведения указанных выше мероприятий подтвердил в суде и директор Управляющей организации.
В соответствии с п. 3.2 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 №-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» капитальный ремонт многоквартирных домов обязательно должен включать в себя выполнение работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), и узлов управления и регулирования потребления указанных коммунальных ресурсов в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 №ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и других нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
С целью осуществления такого учета согласно ч. 5 ст. 13 указанного Федерального закона до 1 января 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. №, к общему имуществу отнесены внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (п. 5 Правил).
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № от 23.05.2006 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие указанных Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
Таким образом, предусмотренное законодательством обеспечение учета объема поставленных коммунальных услуг предполагает использование соответствующих приборов учета.
О том, что коллективные (общедомовые) приборы учета являются общим имуществом, сказано в Правилах содержания общего имущества. В частности, такие счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (холодного и горячего водоснабжения - п. 5, отопления - п. 6, электроснабжения - п. 7). Место установки общедомового прибора учета определяет границу эксплуатационной ответственности сторон договора ресурсоснабжения, если иное не установлено соглашением с собственниками помещений (п. 8). При этом внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Начиная с 09.06.2011 (соответствующие изменения в п. 11 Правил содержания общего имущества внесены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №) содержание общего имущества включает в себя, в частности, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). В силу пп. "а" п. 16 Правил содержания общего имущества надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления с управляющей компанией (если выбран соответствующий способ управления). Содержание общего имущества является предметом договора управления и оплачивается за счет средств собственников помещений (пп. "а" п. 30).
Для целей применения Федерального закона от 21.07.2007 №-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды, газа) относится к работам по капитальному ремонту многоквартирных домов (пп. 6 п. 3 ст. 15). Аналогичным образом осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления производится при капитальном ремонте жилфонда (п. 2.4.2 Правил эксплуатации жилфонда и Приложение 8 к ним). В свою очередь, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах возможен только на основании решения общего собрания собственников помещений, принятого квалифицированным большинством голосов (пп. 1 п. 2 ст. 44, п. 1 ст. 46 ЖК РФ). Вообще, если исходить из того, что общедомовые приборы учета входят в состав общего имущества собственников помещений, очевидно, что их монтаж и демонтаж возможны только по согласованию с собственниками.
Таким образом, ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета как часть отношений, возникающих при обеспечении граждан коммунальными услугами, входит в число обязанностей домоуправляющей компании на основании заключенного договора управления многоквартирным домом. Плата за все функции, выполняемые управляющей организацией в силу и в рамках договора управления, следует также по этому договору. То есть действия управляющей компании по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета вытекает из функций этой компании по управлению оплачиваются потребителями управляющей организации в составе платы, предусмотренной договором управления.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Принимая во внимание, что непринятие в течение длительного времени ООО «УО-9» мер по вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета нарушает гарантированное законодательством жилищные права неопределенного круга проживающих в указанных домах лиц, суд находит требования прокурора города обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора г. Махачкалы Республики Дагестан удовлетворить.
Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация-9» в части не принятия мер по вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных жилых домах № «А» и № по <адрес> г. Махачкалы Республики Дагестан не соответствующим закону.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация-9» в лице его директора ввести в эксплуатацию коллективные (общедомовые) приборы учета в жилых многоквартирных домах № «А» и № <адрес> г. Махачкалы Республики Дагестан в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий подпись Малачилаев Г.М.
Копия верна: