ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2360/2022 от 11.05.2022 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-2360/2022

УИН 39RS0001-01-2022-001531-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2022 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Сосновской М.Л.,

при секретаре Шубиной Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Калининградской областной таможни о признании имущества бесхозяйным по истечении срока его временного хранения,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель обратился в суд с заявлением, в котором просил признать имущество: пиво «ZUBR» ёмкостью 0,55 л. алк. 6% в количестве 6 жестяных банок; пиво «Tyskie» ёмкостью 0,55 л. алк. 5,2% в количестве 4 жестяных банок;пиво «Zywiec» ёмкостью 0,55 л. алк. 5,6% в количестве 4 жестяных банок, бесхозяйным и обратить его в собственность Российской Федерации, указав, что длительный срок хранения товара на складе временного хранения увеличивает издержки за хранение, уменьшает потребительские свойства товара и его стоимость, что ведет к неполучению государством денежных средств.

Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя Кондрацкая Ю.Г., действующая на основании доверенности, заявление поддержала, просил его удовлетворить.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 29.05.2003 №311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» и от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом исключительно наделено функциями по реализации имущества, в том числе, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом при невозможности реализации обращенного в собственность государства имущества в силу утраты потребительских свойств организует его утилизацию (уничтожение).

В силу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» полномочиями по распоряжению обращенной в собственность Российской Федерации алкогольной продукцией возложены на Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка и его территориальные органы.

Согласно приказу Росалкогольрегулирования от 18 декабря 2020 г. № 409 «Об утверждении Ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2021 год», указанными полномочиями наделено Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу.

Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной признается вещь, которая имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. По истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет органа, уполномоченный управлять имуществом может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии со ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном законом.

В соответствии со ст. 236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

В соответствии с п. 10 Порядка действий должностных лиц таможенных органов при совершении операций с товарами, предельные сроки хранения (востребования) которых истекли, утвержденного приказом ФТС России от 20 июля 2012 г. № 1471, возврат товаров, являвшихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, на которые наложен арест, или изъятых в качестве вещественных доказательств, в отношении которых принято вступившее в законную силу решение об их возврате, осуществляется исключительно после таможенного декларирования.

Согласно п. 1 ст. 101 ТК ЕАЭС срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и составляет 4 месяца.

В соответствии с п. 3 ст. 101 ТК ЕАЭС по истечении срока временного хранения товаров товары, выпуск которых не произведен либо в отношении которых не получено разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, задерживаются таможенным органом в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС.

На основании ст. 380 ТК ЕАЭС срок хранения задержанных товаров и документов на них установлен в течение 30 календарных дней.

В силу ст. 382 ТК ЕАЭС товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в ст. 381 ТК ЕАЭС, в срок, предусмотренный п. п. 1 и 2 ст. 380 ТК ЕАЭС, подлежат реализации, если иное не установлено настоящей статьей.

В случае если расходы по перевозке (транспортировке), перегрузке (погрузке, выгрузке), хранению, иные расходы, связанные с подготовкой к реализации и реализацией задержанных товаров, указанных в п. 1 ст. 382 ТК ЕАЭС, превышают их стоимость, а также в других случаях, предусмотренных законодательством государства-члена, таможенным органом которого задержаны товары, такие товары подлежат использованию или уничтожению в соответствии с законодательством государства-члена, таможенным органом которого задержаны эти товары.

В ходе проведенной проверки установлено, что на таможенном посту МАПП Мамоново-2 Калининградской областной протоколом изъятия вещей и документов 30 января 2019 года изъят и помещен в камеру хранения вещественных доказательств таможенного поста МАПП Мамоново-2 Калининградской областной таможни товар по акту приема-передачи вещественных доказательств от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 13 мая 2019 г. по делу Седов А.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1/2 от стоимости предметов административного правонарушения. Товар, изъятый протоколом изъятия вещей и документов от 30 января 2019 г., постановлено вернуть Седову А.В. для дальнейшего таможенного оформления. Постановление вступило в законную силу 27 августа 2019 г.

4 декабря 2019 г. в адрес Седова А.А. письмом было направлено уведомление о предстоящем истечении сроков хранения задержанных товаров. 14 января 2020 г. указанное уведомление возвращено Почтой России на таможенный пост МАПП Мамоново-2 Калининградской областной таможни по истечении срока хранения.

09 января 2020 г. в адрес Седова А.А. письмом был направлен акт об истечении сроков хранения задержанных товаров, которое ему вручено 11 февраля 2020 г.

Таким образом, имущество по настоящее время находится на складе временного хранения.

До настоящего времени законный владелец имущества мер по его получению и надлежащему таможенному оформлению имущества не предпринял, о своих намерениях в отношении имущества не сообщал, чем допустил бездействие, определенно свидетельствующее об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Неопределенность до настоящего времени правового статуса имущества влечет причинение расходов, связанных с его хранением, при этом расходы на хранение имущества могут превышать его стоимость.

Доказательств в той части, что владелец указанного имущества обратился с заявлением о возврате данного имущества, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования подлежат удовлетворению и считает возможным признать указанное имущество, бесхозяйным, обратив его в доход государства.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Калининградской областной таможни о признании имущества бесхозяйным по истечении срока его временного хранения, - удовлетворить.

Признать имущество: пиво «ZUBR» - 6 жестяных банок емкостью 0,55 л., пиво «Tyskie» - 4 жестяных банки емкостью 0,55 л., пиво «Zywiec» - 4 жестяных банки емкостью 0,55 л., бесхозяйным, обратить его в доход государства.

Передать данное имущество Федеральному агентству по управлению государственным имуществом для распоряжения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда.

Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2022 года.

Судья Сосновская М.Л.