ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2361/18 от 28.09.2018 Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область)

2-2361/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Селиверстовой Ю.А.

при секретаре Шевченко Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 28 сентября 2018 года гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Омска о включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с названным иском, в тексте которого и в судебном заседании просила включить в ее страховой стаж периоды ее индивидуальной трудовой деятельности по патенту на вязание шерстяных изделий (за исключением носков и варежек) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить ей страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением ею возраста 55 лет, пояснила, что в указанные периоды времени она вносила уполномоченным органом лишь плату за патент из расчета по <данные изъяты>. в год и налог на бездетных и холостяков. Иные налоги и платежи она не уплачивала.

Представитель ГУ - УПФ РФ в Октябрьском административном округе города Омска ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительно пояснив, что разрешение на занятие индивидуальной трудовой деятельностью у истца было лишь в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом уплата за патент из расчета по <данные изъяты>. уплачена не за все это время. В случае включения в страховой стаж истца периодов ее индивидуальной трудовой деятельности требующийся в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» индивидуальный пенсионный коэффициент не будет достигнут.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу статей 6, 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон о страховых пенсиях) одним из видов страховых пенсий является страховая пенсия по старости, право на которую имеют, в том числе женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (части 2 и 3 статьи 8).

При этом устанавливающая переходные положения статья 35 данного Федерального закона предусматривает, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в <данные изъяты> составляет шесть лет (часть 1), а далее, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к данному Федеральному закону (часть 2). С ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже <данные изъяты> с последующим ежегодным увеличением на <данные изъяты> до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента <данные изъяты>. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (часть 3).

Таким образом, в <данные изъяты> условиями назначения женщинам страховой пенсии по старости является совокупность условий достижения возраста <данные изъяты>, наличия страхового стажа не менее <данные изъяты> и индивидуального пенсионного коэффициента не менее <данные изъяты>.

Истец ФИО1 достигла возраста <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, соответственно для назначения ей страховой пенсии по старости необходимо наличие у нее страхового стажа не менее <данные изъяты> и индивидуального пенсионного коэффициента не менее <данные изъяты>

В трудовой книжке истца имеются записи о том, что она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты>, после чего с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в качестве инженера в <данные изъяты> Иные записи в трудовой книжке истца отсутствуют (л.д. 7).

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 подала ответчику заявление о назначении страховой пенсии по старости в связи с достижением ею ДД.ММ.ГГГГ возраста 55 лет.

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении страховой пенсии по старости было отказано в связи с недостатком индивидуального пенсионного коэффициента (далее ИПК), исчисленном суммарно в размере <данные изъяты> при требующемся ИПК <данные изъяты> При этом страховой стаж истца установлен продолжительностью <данные изъяты>, что превышает установленный законом минимум в <данные изъяты> (л.д. 17).

В целях увеличения исчисленного в указанном решении ИПК истцом предъявлено требование о включении в ее страховой стаж периодов ее индивидуальной трудовой деятельности по патенту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статье 11 Закон о страховых пенсиях, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В разъяснениях, данных в абз. 3 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статья 89 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до 01.01.2002 г.) также устанавливала возможность включения в трудовой стаж только тех периодов индивидуальной трудовой деятельности в качестве предпринимателя, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. № 190, предусмотрено, что с 01.01.1991 г. время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.

Согласно абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.07.2002 г. № 407, поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов.

Из правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 950-О-О, следует, что, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного страхования, а значит на пенсию (ст. 237 КЗоТ РФ в редакции Закона рф от 25.09.1992 г. № 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.) и осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, установленное законодателем правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1), не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, главы и члены фермерских хозяйств), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя.

Согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении названных Правил приравнивается уплата страховых взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., уплата единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

В пункте 14 названного действующего Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555 также содержится указание на то, что периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке.

Таким образом, положения действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, возможность учета предпринимательской деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов именно в период осуществления этой деятельности. При этом, законодатель определил перечень документов, подтверждающих уплату таких взносов:

- взносов на государственное социальное страхование за период до ДД.ММ.ГГГГ - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до ДД.ММ.ГГГГ и после ДД.ММ.ГГГГ - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

- единого социального налога (взноса) за период с ДД.ММ.ГГГГ - документами территориальных налоговых органов.

В соответствии со статьей 1 Закона СССР от 19.11.1986 "Об индивидуальной трудовой деятельности" в СССР допускалась индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества. Индивидуальной трудовой деятельностью является общественно полезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными, другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, а также с внутриколхозными трудовыми отношениями.

На основании статьи 7 этого Закона до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью граждане должны получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Как установлено статьей 10 данного Закона, плата за патент определяется исходя из среднегодового дохода лиц, занимающихся аналогичной деятельностью в государственных, кооперативных, других общественных предприятиях, учреждениях, организациях, или лиц, выполняющих аналогичную работу в порядке индивидуальной трудовой деятельности без патентов, и соответствующих ставок подоходного налога с населения.

Статьей 12 указанного Закона в сфере кустарно-ремесленных промыслов допускается изготовление пряжи, тканых материалов, вязаных и вышитых изделий;

По данным БУОО «Исторический архив Омкой области», в архивных фондах Октябрьского райисполкома г. Омска в решениях «О выдаче разрешений гражданам на занятие индивидуальной&apos; трудовой деятельностью» за <данные изъяты> и Администрации Октябрьского района г. Омска в постановлениях «О выдаче свидетельств в государственной регистрации на занятие предпринимательской деятельностью» за ДД.ММ.ГГГГ содержатся следующие сведения о ФИО1:

в решении Октябрьского райисполкома г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ указано: «...I. Разрешить заниматься индивидуальной трудовой деятельностью с выдачей патента с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе 1. ФИО1 - машинное вязание на <данные изъяты> .; финансовому отделу исполкома выдать перечисленным гражданам патенты и регистрационные удостоверения»;

в решении Октябрьского райисполкома г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ значится: «...I. Разрешить заниматься индивидуальной трудовой деятельностью со ДД.ММ.ГГГГ с выдачей патента, в том числе ФИО1 - производство трикотажных изделий - <данные изъяты>

IV. Финансовому отделу исполкома (т. ФИО3) выдать перечисленным гражданам патенты и регистрационные удостоверения»;

в решении Октябрьского райисполкома г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ указано: «...I. Разрешить заниматься индивидуальной трудовой деятельностью с выдачей патента следующим гражданам с ДД.ММ.ГГГГ:.. . 8. ФИО1 - изготовление трикотажных изделий <данные изъяты>

Государственной налоговой инспекции (т. ФИО4) выдать патенты перечисленным гражданам»;

в постановлении Главы администрации Октябрьского района г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ указано: «...I. Разрешить заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с выдачей свидетельства о государственной регистрации следующим гражданам с ДД.ММ.ГГГГ: 3. ФИО1 - производство и реализация трикотажных изделий - <данные изъяты>

Государственной налоговой инспекции по Октябрьскому району ФИО4) налог взимать в соответствии с действующим на территории РСФСР налоговым законодательством».

Пунктом 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность каждой стороны гражданского процесса доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания заявленных требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Поскольку из указанных документов следует отсутствие разрешения заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в указанной сфере (патента) до ДД.ММ.ГГГГ, то требования о включении в страховой стаж периодов индивидуальной трудовой деятельности истца с ДД.ММ.ГГГГ подлежат оставлению без удовлетворения.

По поводу требований о включении в страховой стаж периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует отметить следующее.

В указанные периоды времени истец имела разрешение на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью по изготовлению трикотажных изделий с выдачей патента.

В силу положений Постановления Совета Министров РСФСР от 14.04.1987 № 134 размер ежегодной платы за патент на осуществление вязанных изделий был установлен в размере 270 руб. в год (л.д. 75-76).

Действующим на тот момент законодательством механизм уплаты взносов на государственное социальное страхование данной категорией предусмотрен не был.

В то же время, принятым в более позднее время Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" для индивидуальных предпринимателей предусмотрена замена уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от занятия предпринимательской деятельностью, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

В силу статей 4, 5 этого Закона патент, являющийся официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, выдается сроком на один календарный год налоговым органом по месту постановки индивидуального предпринимателя на налоговый учет. При получении патента предприниматели предъявляют для регистрации книгу учета доходов и расходов. По истечении срока действия патента по заявлению индивидуального предпринимателя налоговый орган выдает патент на очередной годичный срок действия. При этом годовая стоимость патента для предпринимателей является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период, и уплачивается ими ежеквартально с распределением платежей, устанавливаемым органом государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из перечисленных норм следует, что годовая стоимость патента для предпринимателей является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период и его стоимость для предпринимателей является неизменной и по итогам финансово - хозяйственной деятельности в соответствии с Законом не подлежит перерасчету.

Из материалов дела усматривается, что за период работы по патенту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – итого ДД.ММ.ГГГГ - истцом в счет уплаты стоимости патента уплачено <данные изъяты> то есть по <данные изъяты>, тогда как уплачено должно было быть за этот период <данные изъяты> С учетом уплаченных истцом за патент платежей исковые требования подлежат удовлетворению в части включения в страховой стаж истца периодов ее индивидуальной трудовой деятельности по патенту в период с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части доказательства уплаты обязательных платежей в нарушение части 1 статьи 56 ГПК РФ суду не представлены, в связи с чем исковые требования в данной части подлежат оставлению без удовлетворения.

Как установлено частью 1 статьи 22 Закона о страховых пенсиях, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В силу части 2 статьи 22 Закона о страховых пенсиях днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Истец ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, соответственно во всяком случае с ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия по старости ей назначена быть не может в силу вышеуказанных нормативных предписаний.

По итогам обращения истца к ответчику ей в назначении страховой пенсии по старости было отказано по причине недостаточности ИПК, который должен составлять не менее <данные изъяты> а без учета включенных в страховой стаж истца периодов составлял <данные изъяты>. При включении решением суда в страховой стаж истца периодов с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ИПК составит не более <данные изъяты>, что менее установленного федеральным законодательством минимума в <данные изъяты> в связи с чем требования истца о назначении страховой пенсии по старости подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском административном округе города Омска включить ФИО1 в страховой стаж периоды с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме.

Судья Ю.А. Селиверстова

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 28 сентября 2018 года.

Судья Ю.А. Селиверстова

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 14.11.2018 решение суда оставлено без изменения.

Копия верна.

Вступило в законную силу 14.11.2018.