Дело № 2-70/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тында 13 февраля 2017 года
Тындинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецова И.Г.,
при секретаре Рещук Е.А.,
с участием истцов ФИО1, ФИО2,
представителя истцов ФИО3,
представителей ответчика ФИО4, ФИО5,
представителей третьего лица МУП «Горэлектротеплосеть» ФИО6, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО8, ФИО2 к Администрации г. Тында об обязании Администрации г. Тында в течении шести месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать освещение ул. Дальняя г. Тынды, обязании Администрации г. Тында в течении шести месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать централизованное отопление, централизованное холодное водоснабжение ул. Дальняя г. Тынды,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ФИО8, ФИО2 обратились в суд с настоящим иском, ссылаясь на то. что они проживают в многоквартирных домах по адресу: <...> дома №. Этот район - один из самых отдаленных от центра города. Их улица и все дома в округе не освещены. Более того, имеющаяся система теплоснабжения в результате «реконструкции» от их улицы была отключена и демонтирована, в результате они имеют в квартирах только электроэнергию. Они неоднократно устно и письменно обращалась в органы местного самоуправления с просьбой создать благоприятные условия для жителей нашей улицы, чиновники ссылаются на отсутствие (недостаток) бюджетного финансирования и на то, что подключение других домов к отоплению привело к отключению их домов. Полагают, что Администрацией г. Тынды не исполняются обязанности, возложенные на нее ФЗ «Об общих принципах организации местного управления в РФ», поскольку на всем протяжении ул. Дальняя отсутствует система теплоснабжения и наружное освещение. Организация тепло-водо-снабжения и освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направлены на создание комфортных условий проживания граждан на территории муниципального образования, на обеспечение безопасности жителей, а также обеспечение безопасности дорожного движения и профилактике совершения правонарушений. Поскольку в нарушение требований действующего законодательства Администрация г. Тынды ненадлежащим образом осуществляет решение вопросов местного значения, что выражается в непринятии мер по благоустройству, организации тепло-водоснабжения и освещения уличной территории по ул. Дальняя, считают ее бездействие незаконным. Отсутствие тепло-водоснабжения и наружного освещения уличной территории нарушает права граждан, проживающих в домах по ул. Дальняя - право на благоприятные условия проживания, санитарно-эпидемиологическое благополучие, в том числе, их права в сфере обеспечения личной безопасности, что не позволяет достичь целей деятельности органов местного самоуправления - решение вопросов местного значения в интересах жителей ул. Дальняя. Истцы считают, что отсутствие финансовых средств для организации тепло-водоснабжения и уличного освещения по ул. Дальняя, не является основанием к нарушению Администрацией г. Тынды норм действующего законодательства и прав граждан на проживание и жизнедеятельность в благоприятных условиях. С учетом уточнений от 21 декабря 2016 года просили обязать Администрацию г. Тынды в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу организовать освещение улицы Дальняя г. Тынды; обязать Администрацию г. Тынды в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу организовать централизованное тепло-водоснабжение улицы Дальняя г. Тынды.
Определениями Тындинского районного суда от 10 ноября 2016 года, 05 декабря 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены МУП «Горэлектротеплосеть», АО «Коммунальные системы БАМа».
В судебное заседание истец ФИО8, представитель третьего лица АО «Коммунальные системы БАМа», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, истец обеспечила участие в судебном заседании своего представителя, представитель АО «КСБ» об уважительности причинах неявки суду не сообщил. Судом в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2 настаивали на удовлетворении уточненных исковых требований, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель истцов ФИО3 настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований, просила их удовлетворить в полном объеме, пояснила суду, что в силу Федерального закона "О теплоснабжении" и Федерального закона «Оводоснабжени и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; организация водоснабжения населения, согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации. Тепловые сети и котельная принадлежит на праве собственности муниципальному образованию г. Тында. Теплоснабжением и водоснабжением в спорной части города занимается МУП «ГорЭТС». Как пояснил представитель МУП «ГорЭТС» тепловые сети по ул. Дальняя пришли в негодность, указанные дефекты возникли по причине 100% износа и необходимости подключения к тепловым сетям ул. Березовой, в итоге сети были демонтированы. В силу ст. 6 ФЗ «О теплоснабжении » вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, без согласования с указанными потребителями не допускается. Согласно п. 15 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2012г. № 307, при наличии технической возможности подключения к системе теплоснабжения в соответствующей точке подключения отказ потребителю в заключении договора о подключении объекта, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается. Техническая возможность подключения существует: при наличии резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема тепловой энергии, теплоносителя; при наличии резерва тепловой мощности источников тепловой энергии (п. 16 Правил). Из пояснений представителя Администрации следует, что присоединение к системе теплоснабжения не осуществлено по причине отсутствия технической возможности. Невозможность произвести подключение квартир истцов к системе теплоснабжения не подтверждается материалами дела - отсутствуют расчеты гидравлического режима трубопровода теплосети. Таким образом, отсутствие резерва пропускной способности тепловой сети, обеспечивающего передачу необходимого объема тепловой энергии потребителям, и невозможность подключение дополнительных потребителей к данной теплосети в спорной точке не доказано. Возможно, для восстановления сетей (подключения потребителей) следует разработать и внедрить реконструктивные мероприятия на теплосети. Суду не предоставлено доказательств, что при отсутствии технической возможности подключения квартир истцов к системе теплоснабжения в соответствующей точке подключения, МУП ГЭТС обращалось в установленном порядке в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, с предложением о включении в схему теплоснабжения мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения спорных объектов. Орган местного самоуправления, не смотря на многочисленные обращения граждан, такого вопроса не рассматривал. Ссылки ответчика и третьего лица на недостаточность средств в бюджете не являются уважительной причиной нарушения законных прав граждан, так как Закон не ставит исполнение обязательств муниципального образования от наличия денежных средств.
Представитель ответчика Администрации города Тынды ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила суду, что положение п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возлагающее на городские округа организацию теплоснабжения населения в границах городского округа, имеет характер общей нормы, оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований. На это обратил внимание Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 29.03.2011 № 2-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Обеспечение надежным теплоснабжением потребителей входит в обязанности теплоснабжающих организаций. Но для этого необходимо быть «потребителем». В данной ситуации истцы потребителями не являются. Когда они приобретали своё жилье (ФИО8 - по договору купли-продажи от 22.07.1999 года, ФИО2 - по договору передачи в собственность от 17.03.2013 года, ФИО2 - по договору купли-продажи от 13.05.2002 года), к центральному отоплению эти дома не были подключены. Поскольку истцы являются собственниками своего жилья, они сами должны были позаботиться о том, быть в их домах центральному отоплению или нет и обратиться в соответствующие организации по урегулированию данного вопроса. В соответствии с п.9 ст.7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодного водоснабжение и (или) подвоз холодной питьевой воды. Что и выполняется. Кроме того, необходимо учитывать общие принципы Конституции РФ: органы местного самоуправления самостоятельны в составлении своего бюджета.
Представитель третьего лица МУП «Горэлектротеплосеть» ФИО6 считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, пояснил суду, что в настоящее время в котельной установлены насосы с повышенным давлением, котельная работает на предельных номиналах по давлению. Если улицу Дальнюю подключить к сетям сейчас, то это приведет к повышению давления и к аварийным ситуациям, так как улица Дальняя находится ниже уровня котельной на 12 м. Изначально улица дальняя строилась без инженерного оборудования, находится на расстоянии 140 м от котельной. Для ее подключения к тепловым сетям необходимо провести модернизацию котельного оборудования, заказать проект в проектной организации. Техническая возможность освещения улицы имеется. При наличии финансирования эту работу возможно провести.
Из письменного отзыва представителя АО «КСБ» на исковое заявление следует, что считает, что исковые требования о возложении обязанности по организации тепло-водоснабжению и освещению улицы Дальней подлежит удовлетворению на том основании, что в соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация в границах поселения водоснабжение населения. АО «Коммунальные системы БАМа» предоставляет услуги по водоснабжению в г.Тында с 01.01.11 года. Услуга водоснабжения по ул.Дальняя не предоставляется в связи отсутствием системы водоснабжения. Какие-либо документы о существовании ранее сетей водоснабжения по данной улице отсутствуют.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 12) местное самоуправление самостоятельно в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ст. 132).
Согласно п.4 и 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
На основании п.12, 13, 15, 17 ч.1 ст. 60 Устав города Тынды к полномочиям администрации города Тынды в сфере жилищно-коммунальной сферы относятся, в частности: разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации; организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в соответствии с федеральными законами и настоящим Уставом; осуществление контроля за надлежащей эксплуатацией объектов коммунального хозяйства, обеспечение устойчивой работы объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения; организация благоустройства территории города (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Как следует из Правил благоустройства территории города Тынды, принятых решением Тындинской городской Думы от 27 июня 2013 № 691, благоустройство территории города предусматривает комплекс предусмотренных Правилами благоустройства территории города мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории; на территории города должно применяться функциональное (ФО), архитектурное (АО) и информационное (СИ) освещение с целью решения утилитарных, светопланировочных и светокомпозиционных задач, в т.ч. при необходимости светоцветового зонирования территорий города и формирования системы светопространственных ансамблей; строительство, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения улиц следует осуществлять специализированными организациями по договорам с Администрацией города (пп.1 п.4, п.41).
Таким образом, суд приходит к выводу, что организация наружного освещения относится к вопросам местного значения городского округа, полномочия по разрешению которых возложены на Администрацию г.Тынды.
ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...> №.
ФИО8 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...> №.
ФИО2 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...> №.
Истцы утверждают, что не оспаривается стороной ответчика, что наружное освещение улицы Дальняя отсутствует.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие освещения улицы Дальняя в г.Тынде, суд приходит к выводу о том, что требования истцов об обязании Администрации г. Тында организовать наружное освещение ул. Дальняя г. Тынды законны, обоснованы.
Вместе с тем, поскольку истцами заявлено требование непосредственно в своих интересах, а не в интересах неопределенного круга лиц – жителей улицы Дальняя, суд полагает, что требования истцов подлежат удовлетворению лишь в части по наружному освещению той части улицы Дальняя, где проживают истцы, то есть домов № и №.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Из п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что организации теплоснабжения и водоснабжения относится к вопросам местного значения городского округа, полномочия по разрешению которых возложены на Администрацию г.Тынды.
Улица Дальняя находится в зоне обслуживания котельной пос.АТП, эксплуатацию которой осуществляет МУП «Горэлектротеплосеть».
Как пояснили истцы, а также представитель МУП «Горэлектротеплосеть», дома по ул.Дальняя ранее были подключены к системе теплоснабжения котельной пос.АТП. Впоследствии в результате реконструкции насосной группы в сторону увеличения давления ул.Дальняя была отключена от системы теплоснабжения, поскольку находится ниже уровня котельной. Теплотрасса была демонтирована.
Вместе с тем техническая возможность подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также подачи холодной воды в настоящее время имеется при условии модернизации котельного комплекса пос.АТП.
Принимая во внимание отсутствие тепло-, водоснабжения улицы Дальняя в г.Тынде, а также наличие технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, осуществления ранее теплоснабжения улицы Дальней, суд приходит к выводу о том, что требования истцов об обязании Администрации г. Тында организовать тепло -, водоснабжение ул. Дальняя г. Тынды законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, поскольку истцами заявлено требование непосредственно в своих интересах, а не в интересах неопределенного круга лиц – жителей улицы Дальняя, суд полагает, что требования истцов подлежат удовлетворению лишь в части по тепло -, водоснабжению той части улицы Дальняя, где проживают истцы, то есть домов № и №.
Возражения представителя Администрации города Тынды о том, что жители домов № и № по ул.Дальняя выразили согласие на переселение в связи с признанием данных домов подлежащими сносу, судом не принимаются во внимание, поскольку данных о сроках переселения, а также о наличии свободных жилых помещений, которые могут быть переданы таким гражданам по договорам социального найма, суду не представлено.
Кроме этого согласно справке начальника отдела ЖКДХ и жилищной политики Администрации города Тынды на основании постановлений истцы включены в реестр граждан, планируемых к переселению в рамках программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Амурской области». Между тем постановлений Администрации города Тынды о признании домов № и № по ул.Дальняя подлежащими сносу либо заключений о признании домов аварийными и не пригодными для проживания суду не представлено.
Разрешая вопрос о сроке исполнения настоящего решения, и руководствуясь положениями ст.258, 206 ГПК РФ, суд учитывает положения ч.2 ст.206 ГПК РФ, согласно которой в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Истцы просили обязать Администрацию г.Тынды организовать освещение, тепло-, водоснабжение улицы Дальняя в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Суд принимает во внимание сложность и большой объем мероприятий, которые необходимо произвести Администрации города Тынды; время, необходимое для соблюдения установленных процедур: подготовка и утверждение проекта, составление сметы, получение бюджетных средств, проведение соответствующих работ, а также необходимость выполнения Администрацией города Тынды процедур, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также положения ч.2 ст.206 ГПК РФ.
Учитывая изложеное, то, что Администрация города Тынды не является тем юридическим лицом, которое непосредственно будет осуществлять действия по освещению, тепло – водоснабжению ул. Дальняя, суд полагает возможным не возлагать на ответчика обязанность, связанную с установлением определенного срока на проведение действий возложенных судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1, ФИО8, ФИО2 к Администрации г. Тында об обязании Администрации г. Тында в течении шести месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать освещение ул. Дальняя г. Тынды, обязании Администрации г. Тында в течении шести месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать централизованное отопление, централизованное холодное водоснабжение ул. Дальняя г. Тынды – удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Тында организовать освещение домов №, № по ул. Дальняя г. Тында, обязать Администрацию г. Тында организовать централизованную поставку тепловой энергии, необходимую для отопления домов №, № по ул. Дальняя г. Тында, организовать централизованное холодное водоснабжение домов №, № по ул. Дальняя г. Тында.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1, ФИО8, ФИО2 к Администрации г. Тында - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.Г. Кузнецов
Решение в окончательной форме изготовлено 17 февраля 2017 года.