Мотивированное решение составлено 05 октября 2020 года
Дело № 2-465/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.
при секретаре Никулиной Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
29 сентября 2020 года
гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным бездействия, понуждении выполнить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Истцы ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, с учетом уточнения требований просили:
1. Признать незаконным бездействие Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, выразившееся в непринятии мер:
- по ремонту автомобильной дороги, ведущей от <адрес>;
- по устройству подъезда к дому <адрес>.
2. Обязать Администрацию Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области:
- произвести ремонт автодороги, ведущей от <адрес>, а именно:
- привести проезжую часть участка автомобильной дороги (проезда) <адрес> в состояние, отвечающее безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» и СП 34.13330.2012 «Свод травил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*» с устройством твёрдого дорожного покрытия;
- устроить (организовать) подъезд к дому <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» и СП 34.13330.2012 «Свод травил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*».
Истцы в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще, ранее в судебном заседании иск поддержали в объеме заявленных требований.
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО3 (л.д. 162) в суде уточненный иск поддержала в объеме заявленных требований.
Представитель ответчика в лице Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО4 в суде иск не признала, просила отказать в удовлетворении требований истцов. Пояснила, что проезд от <адрес> является грунтовой дорогой, относится к 5-й категории. Ежегодно в весенний и осенний периоды производится грейдирование этого проезда. Последний раз грейдирование произведено в апреле 2020 года, в октябре месяце также будет произведено грейдирование проезда. Учитывая, что раньше на месте подъезда к дому истцов был овраг, который частично завален песком, засыпка подъезда щебенью или гравием является нецелесообразным. В сентябре 2020 г. Администрацией поселения завезено 2 грузовых автомобиля битого кирпича на дорогу, ведущую к дому истцов, будет завезено еще 3 грузовых автомобиля битого кирпича, после чего битый кирпич будет раскатан на этом участке дороги. Полагает, что бездействие со стороны органа местного самоуправление отсутствует.
Остальные участники судебного разбирательства в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
На основании пункта 5 части 1 статьи 1.4 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно, что предусмотрено пунктом 3 статьи 17 Закона № 131-ФЗ.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно статьи 5 названного Закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
Таким образом, дороги, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, являются дорогами местного значения. При этом, перечни автодорог федерального, регионального и межмуниципального значения утверждаются Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, соответственно, эти перечни и являются документами, определяющими статус этих дорог. Документом, подтверждающим отнесение дороги к частной, является свидетельство о праве собственности на данную дорогу физического или юридического лица. Дороги же, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, в силу закона подлежат признанию дорогами местного значения.
Составления специального перечня как документа, порождающего отнесение тех или иных дорог к дорогам местного значения, не предусмотрено. Такой перечень может составляться органами местного самоуправления, однако при его составлении органы местного самоуправления все равно должны включить в него все автодороги, не отнесенные к федеральным, региональным, межмуниципальным или частным. Следовательно, они несут ответственность за состояние таких дорог, независимо от включения их в перечень автодорог местного значения.
Согласно ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу пункта 6 статьи 13 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Закона № 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
В силу п. 6 ст. 3 указанного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Как следует из положений ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Из материалов дела и установлено судом, что 01.02.2018 истцами приобретен в собственность жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из реестра объектов недвижимости. Жилой дом по указанному адресу надлежащим образом введен в эксплуатацию в 2017 году. Постановлением Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 16.11.2017 №529 жилому дому присвоен адрес: <адрес>.
В доме постоянно проживают истцы и их несовершеннолетний ребёнок, ДД.ММ.ГГГГ рождения, истцы ФИО1 и ФИО2 зарегистрированы по месту жительства по адресу нахождения жилого дома.
Дорога, ведущая к дому истцов от <адрес>, содержится в ненадлежащем состоянии: на всем протяжении дороги имеются многочисленные ямы и выбоины.
Истцы неоднократно обращались в адрес главы сельского поселения и прокурора с жалобами на ненадлежащее состояние дороги. Администрацией Карабихского сельского поселения был направлен ответ, в котором сообщалось, что ликвидированы неровности, колеи, устранены отдельные ямы на песчано-гравийной проезжей части автодороги ведущей от <адрес> путем профилирования экскаватором. По мнению истцов, данных мер недостаточно, поскольку после выпадения осадков выбоины и неровности появляются вновь. Для устранения данных дефектов необходимо устройство твердого дорожного покрытия.
В ходе проверки, проведенной 11.11.2019 г. ОГИБДД Ярославского ОМВД, установлено, что проезжая часть улично-дорожной сети от автодороги <адрес> - грунтовая, покрыта снежным накатом, имеет неровности, просадки; подъезд к домовладению <адрес>, по дороге с грунтовым типом покрытия (л.д. 120, 122).
На момент проведения обследования ОГИБДД Ярославского ОМВД 13.02.2020 г., проезжая часть автодороги от <адрес> покрыта снежным накатом, ввиду чего установить состояние покрытия проезжей части, а также транспортно-эксплуатационные характеристики дороги, не представляется возможным (л.д. 67-68).
В ходе проведения выездного обследования ОГИБДД Ярославского ОМВД 25.09.2020 г., установлено, что в нарушение требований п. 13.2 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827, автодорога, ведущая от <адрес>, не обеспечивает безопасное и удобное движение автомобильных транспортных средств со скоростью разрешенной Правилами дорожного движения, имеет неровности, просадки на проезжей части, что затрудняет движение транспортных средств.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Ярославской области от 30.06.2014 № 36-з «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области», к вопросам местного значения сельских поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные полномочия в отношении улично-дорожной сети Карабихского сельского поселения, в т.ч. населенного пункта <адрес>, возложены на Администрацию Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района (п. 4 ст. 7 Устава Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, утвержденного решением собрания муниципального совета Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области № 15 от 15.12.2005 г.).
На протяжении 2018-2020 г.г. Администрацией сельского поселения в весенний и осенний периоды осуществляется грейдирование дороги, что истцами не оспаривалось. Так, грейдирование дороги осуществлялось 06.04.2020 г., в октябре 2020 г. запланировано грейдирование дороги и начаты подготовительные работы к обустройству подъезда к дому истцов.
В подтверждение надлежащего состояния дороги после грейдирования ответчиком предоставлен компакт-диск с записью спорной дороги. В подтверждение ненадлежащего состояния дороги 25.09.2020 г. представителем истца предоставлена флешка с соответствующей записью.
Постановлением Главы Карабихского сельского поселения от 15.11.2019 г. № 878 утверждена муниципальная целевая программа «Сохранность муниципальных дорог на территории Карабихского сельского поселения» в 2020-2022 годах, в соответствии с которой в перечень дорог, подлежащих ремонту, включены <адрес> (л.д. 43-48).
Таким образом, предпринятые меры свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны ответчика. Нарушение срока рассмотрения ответчиком обращения истцов не является основанием для признания бездействия незаконным. Вместе с тем, предпринимаемые Администрацией Карабихского сельского поселения меры не обеспечивают круглогодичный беспрепятственный проезд участников дорожного движения по указанным участкам населенного пункта.
Истцы просили привести проезжую часть участка автомобильной дороги и устроить (организовать) подъезд к дому в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» и СП 34.13330.2012 «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*».
В связи со вступлением с 01.09.2016 г. в действие Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», приятого решением Комиссии Таможенного союза 18.10.2011 г. № 827, для автомобильных улиц и дорог городов и других населенных пунктов применяется ГОСТ 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Требования ГОСТ 50597-2017 не распространяются на эксплуатируемые автомобильные дороги с грунтовым типом покрытия.
СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85 устанавливает нормы проектирования на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги (пункт 1.1). Спорная дорога к таковым не относится.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 13.2 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза, автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать, в том числе, следующим требованиям безопасности: на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.
В соответствии с проектом зон охраны государственного литературно-мемориального музея заповедника ФИО5 «Карабиха», утвержденным решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 № 362, <адрес> расположены в границах зоны охраняемого ландшафта. На территории зоны по условиям режима не допускается прокладка автодорог. Проект зон охраны размещен в открытом доступе на странице департамента на портале органов государственной власти Ярославской области.
Учитывая, что спорная дорога является грунтовой, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности организовать проезд от ул<адрес> пригодным для движения транспортных средств, а именно: отсыпать дорогу сыпучими материалами и выровнять при помощи грейдирования; а также организовать подъезд к дому <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области организовать проезд от <адрес> Ярославского района Ярославской области пригодным для движения транспортных средств, а именно: отсыпать дорогу сыпучими материалами и выровнять при помощи грейдирования.
Обязать Администрацию Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области организовать <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения в Ярославский областной суд путем подачи жалобы в Ярославский районный суд.
Судья А.Ш. Сайфулина