Дело № РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 10 июня 2019 года г. Ханты - Мансийск Ханты – Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи Вахрушева С.В., при секретаре Кошкаровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Седунова Анатолия Семеновича к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда», установил: истец Седунов Анатолий Семенович обратился в суд с иском к ответчику - Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее по тексту Депсоцразвития ХМАО-Югры) о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда». Исковые требования мотивированы тем, что истец Седунов А.С., имея трудовой стаж более 25 лет, обратился в Депсоцразвития ХМАО-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Депсоцразвития ХМАО-Югры в письме от ДД.ММ.ГГГГ№-№ года отказал в присвоении звания, указав, что нагрудный знак «За работу без аварий» 2 степени Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не является ведомственной наградой. Не соглашаясь с принятым решением, истец просит суд признать незаконным решение ответчика об отказе учесть награждение нагрудным знаком «За работу без аварий» 2 степени как ведомственного знака отличия в труде и обязать ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда». Истец Седунов А.С. надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие (л.д. 23). Ответчик Депсоцразвития ХМАО-Югры, надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, участие своего представителя на рассмотрении дела не обеспечил, о причинах его неявки суд не известил, возражений на иск не представил (л.д. 22). При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.ч.4, 5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон. Суд, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам. Как установлено судом и не оспаривается сторонами, истец Седунов А.С. обратился в Депсоцразвития ХМАО-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Истец Седунов А.С. имеет трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет, что подтверждается его трудовой книжкой (л.д.13-17), с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости (л.д.18). Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-П Седунов А.С. награждён нагрудным знаком «За работу без аварий» 2 степени (л.д.18). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№-№ Депсоцразвития ХМАО-Югры в присвоении истцу Седунову А.С. звания «Ветеран труда» было отказано, поскольку нагрудный знак «За работу без аварий» 2 степени не является ведомственной наградой в соответствии с постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п (л.д.8-10). Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд. Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями. В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. За гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (Федеральный закон от 29.12.2015 года № 388-ФЗ). Таким образом, федеральным законодателем определён круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда. В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Приведённая норма согласуется с положениями Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации. Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Закон «О ветеранах», устанавливающий общие основания присвоения звания «Ветеран труда», относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учёт трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки. Между тем, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 года №103-п «Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почётных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда» Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сужен перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», определив исчерпывающий перечень наград, почётных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как нагрудный знак «За работу без аварий» 2 степени. В случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»). Таким образом, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», несмотря на то, что субъект Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации несёт расходные обязательства по отношению к ветеранам труда. Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим. Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству. Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 02.03.1994 года № 442. Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учёту и ведомственные знаки отличия в труде. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.1998 года № 98 «Об утверждении Примерного положения о нагрудном значке «За работу без аварий» определена категория и условия подлежащих награждению водителей, а сам нагрудный значок и удостоверение к нему по заявкам органов исполнительной власти подлежали изготовлению Департаментом автомобильного транспорта. Как следует из текста Примерного положения о нагрудном значке «За работу без аварий», им награждались водители автотранспортных средств и организаций независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, работающие без нарушений дорожно - транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и производственной дисциплины, при непрерывном стаже водителя в данном предприятии (организации) не менее 3 лет. Нагрудный значок имел 3 степени, которые определялись по продолжительности проезда без аварий и нарушений: 3 степени - 200 тыс. км, 2 степени- 300 тыс. км. и 1степени- 500 тыс. км. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.12.2001 года № 181 была утверждена Инструкция о порядке награждения ведомственными нагрудными значками «За работу без аварий», также 3-х степеней, где указано, что такой значок является ведомственным знаком (значком) отличия. В силу пункта 5 названного Примерного положения о нагрудном значке «За работу без аварий», утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.1998 года № 98, решение о награждении принималось органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном правовыми актами субъекта РФ, то есть решение о награждении ведомственной наградой Российской Федерации было делегировано компетентным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Во исполнение Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.1998 года № 98 постановлением Президиума Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 01.03.2000 года № 5-пп было утверждено Положение о нагрудном значке «За работу без аварий». Решение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа, которыми ряд водителей, включая истца, были награждены наградными знаками «За работу без аварий» 2 степени, было принято во исполнение Постановления Президиума Правительства Ханты- Мансийского автономного округа от 01.03.2000 года №5-пп. Таким образом, нагрудный знак «За работу без аварий» 2 степени является ведомственной наградой за отличия в труде. Правовой смысл пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными наградами за отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке. Приказом Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ДД.ММ.ГГГГ№-П Седунов А.С. награждён нагрудным знаком «За работу без аварий» 2 степени, имеет трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет. При таких обстоятельствах суд исходит из того, что законодатель субъекта Российской Федерации, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, а также то, что нагрудный знак «За работу без аварий» 2 степени Правительства ХМАО-Югры является ведомственной наградой за отличия в труде, истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», как лицо, награждённое ведомственной наградой за отличия в труде. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», а действия ответчика, выразившиеся в отказе в присвоении звания «Ветеран труда», противоречат требованиям закона. В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, которые согласно ст.88 ГПК РФ, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. При этом специального заявления стороны о распределении судебных расходов не требуется. Поскольку истцом при обращении с иском в суд оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, исчисленная в соответствии со ст.333.19 Налогового кодекса РФ, она подлежит взысканию ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: удовлетворить полностью иск Седунова Анатолия Семеновича к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда». Признать незаконным решение Департамента социального развития ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№) об отказе учесть награждение Седунова Анатолия Семеновича нагрудным знаком «За работу без аварий» 2 степени как ведомственного знака отличия в труде. Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры присвоить Седунову Анатолию Семеновичу звание «Ветеран труда». Взыскать в порядке распределения судебных расходов с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Седунова Анатолия Семеновича сумму оплаченной при обращении в суд государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей. Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд. Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий подпись С.В. Вахрушев Копия верна: Судья Ханты-Мансийского районного суда С.В.Вахрушев |