ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2364/2015» от 16.12.2015 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

«К делу № 2-2364/2015»

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 декабря 2015 года г. Геленджик

Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего: Тарасенко И.А.,

с участием представителя истца ГКУ КК «Комитет по лесу» - ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

представителя ответчика ФИО2 – ФИО3, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности серии 23 АА от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной в реестре за ;

при секретаре судебного заседания: Сузановской Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Комитет по лесу» к ФИО2 о признании объекта капитального строительства – самовольным, возложении обязанности осуществить снос, восстановлении территории строительства, взыскании ущерба,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Комитет по лесу» (далее по тексту ГКУ КК «Комитет по лесу», Комитет) в лице заместителя руководителя ФИО4, обратились в суд с иском к ФИО2 о признании постройки с использованием монолитных, железобетонных конструкций, расположенную на лесном участке, площадью 0,5 га с местоположением<адрес> номер учетной записи в государственном лесном реестре , - самовольной, возложении обязанности осуществить снос, и восстановить (рекультивировать) территорию строительства, и взыскании ущерба в размере 12 071,3 рублей.

Требования мотивированы тем, что 12.12.2008 года между Комитетом и ООО «Надежда и К» заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности , сроком на 49 лет, с видом разрешенного использования – осуществление рекреационной деятельности, который зарегистрирован в установленном порядке. Приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 24.02.2015 года согласована переуступка прав от ООО «Надежда и К» по договору аренды к ФИО2 По условиям договора Ответчик имеет право возводить в установленном порядке на срок лесопользования временные строения и сооружения, связанные с осуществлением данного вида лесопользования, осуществлять благоустройство участка, а также использовать его по назначению. Однако, ответчик взятые на себя обязательства исполняет не надлежащим образом, поскольку проводит строительные работы по возведению постройки с использованием монолитных, железобетонных конструкций, что подтверждается заключением архитектуры и градостроительства администрации МО город – курорт Геленджик, что свидетельствует о нарушении проекта освоения лесов, а также требований градостроительного законодательства, лесного законодательства РФ, и поскольку постройка является самовольной, подлежит сносу. Кроме того, в ходе проверки установлено, что ответчик самовольно снял почву, площадью 1200 кв.м., в связи с чем, произведен расчет причиненных убытков, который составляет 12 071,3 тыс. рублей, и подлежит взысканию с ответчика в порядке ст. 15 ГК РФ. Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.

В судебном заседании представитель истца ГКУ КК «Комитет по лесу» ФИО1, действующий на основании доверенности, доводы искового заявления поддержал в полном объеме, ссылаясь на те же обстоятельства, просил требования удовлетворить.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, воспользовался правом на ведение дела в суде через представителя.

Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, требования Комитета не признал, сославшись на заключение экспертизы ООО «НовоТех», согласно которой возведенные на лесном участке объекты не являются капитальными. Возведение металлических конструкций предусмотрено проектом освоения лесов. Соответственно со стороны его доверителя нарушений условий договора аренды не имеется, в связи с чем, отсутствуют законные основания для удовлетворения требований.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, представленные доказательства, считает, что исковые требования ГКУ КК «Комитет по лесу» не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что 12.12.2008 года между Комитетом и ООО «Надежда и К» заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности , расположенного по адресу: <адрес> номер учетной записи в государственном лесном реестре , сроком на 49 лет, видом разрешенного использования – осуществление рекреационной деятельности, который зарегистрирован в установленном порядке.

Приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 24.02.2015 года согласована переуступка прав по договору аренды от ООО «Надежда и К» к ФИО2. и 06.03.2015 года между ними заключено соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору аренды лесного участка, зарегистрированное в установленном порядке.

Таким образом, между сторонами по делу заключен договор аренды лесного участка, расположенного в Краснодарском крае лесничество Геленджикское, участковое лесничество Кабардинское, квартал 49Б, часть выдела 4, по условиям которого арендодатель принял на себя обязательства предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок в составе земель лесного фонда, находящегося в государственной собственности, в целях осуществления рекреационной деятельности.

В соответствии с п. 3.3.2 договора ответчик имеет право осуществлять на лесном участке возведение временных построек (беседок, пунктов хранения инвентаря) и осуществлять благоустройство лесного участка (размещение дорожно – тропичной сети, информационных стендов, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.) в соответствии с целевым назначением лесного участка и его разрешенным использованием (указанные мероприятия осуществляются арендатором на основании правил использования лесов для данного вида лесопользования и проектом освоения лесов).

Пунктом 3.4.1 договора предусмотрена обязанность арендатора использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ и заключенным договором.

Одним из существенных условий договора, в силу пункта 8.6, является соответствие фактического использования лесного участка Проекту освоения лесов.

03.07.2015 года Государственным лесным инспектором Кабардинского участкового лесничества проведено обследование вышеуказанного арендованного лесного участка на предмет соблюдения требований лесного законодательства.

Согласно акту обследования лесного участка от 03.07.2015 года в ходе проверки установлено, что на арендованном участке производятся строительные работы по возведению объекта попутно бытового обслуживания и питания, согласно проекту освоения лесов, а также произведены земляные работы с нарушением напочвенного покрова с выемкой грунта глубиной от 0,1 – 1,5 метров на общей площади 1200 кв.м.

04.08.2015 года на основании приказа министерства природных ресурсов Краснодарского края от 22.07.2015 года проведена проверка выполнения ФИО2 условий договора аренды, о чем составлен акт -ФЛ, из которого следует, что комиссия в составе старшего государственного инспектора по охране леса отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в леса охраны и защиты леса, государственного инспектора ГКУ КК «Комитет по лесу», заместителя директора Геленджикского лесничества, лесничего Кабардинского лесничества, участкового лесничего Кабардинского лесничества, в присутствии ФИО2, установила: на момент проверки на территории арендованного участка ведется возведение объекта попутного бытового обслуживания и питания с признаками капитального строительства (бетонные опоры размером 40Х40 см., высотой от 0,5 до 3 метров, на которых установлена опалубка с армированной конструкцией); к юго – западной части на месте возведения остановочного павильона пробурены и залиты армированные бетонные сваи; произведены земельные работы с нарушением почвенного покрова, о чем составлена справка о размере ущерба, и акт, которые направлены в правоохранительные органы; по периметру участка возведено ограждение сеткой «рабица» на металлических столбах, не запланированного проектом освоения; имеются места захламления строительным мусором; минерализованная полоса находится за пределами арендованного лесного участка и не соответствует ОСТу 56-103-98.

Так, ГКУ КК «Комитет по лесу» считает, что ФИО2 самовольно возвел объект, который обладает признаками капитального строительства, который подлежит сносу, т.к. установлен факт нарушения лесного законодательства РФ, и возведенное сооружение не соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе имеет место причинение ущерба в виде самовольного снятия почвы, в связи с чем, обратилось в суд с соответствующими требованиями.

Однако, суд находит данные утверждения Комитета необоснованными, и не достаточными для удовлетворения исковых требований о сносе строения.

Согласно ст. 41 Лесного кодекса РФ, леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

Пунктом 6 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Рослесхоза от 21.02.2012 N 62, леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право: осуществлять использование лесов в соответствии с документами о предоставлении лесного участка, в том числе договором аренды лесного участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; создавать согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое); возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство; возводить физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения на соответствующих лесных участках, если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности; пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

Размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии - на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов.

Пунктом 4 представленного в материалах дела проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 07.11.2014 года , установлено, что на вышеуказанном земельном участке предусмотрена зона интенсивного рекреационного использования и строительства объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры: объект попутного бытового обслуживания и питания, площадью 0,0876 га, остановочный павильон – 2 шт., площадью 0,0962 га.

Указанные в проекте объекты являются отдельно стоящими, быстро возводимыми зданиями разной этажности с каркасом из металлических балок, наружными ограждающими конструкциями из сэндвич-панелей, у которых отсутствует подземная часть: заглубленный фундамент, подвал и подземные помещения.

Исходя из системного толкования ст. 222 ГК РФ и ст. 47 ЗК РФ арендаторы, как и лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, наследуемого владения, постоянного пользования, имеют право возводить на предоставленном им в аренду земельном участке постройки, здания и сооружения в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.

В соответствии с п.п. 1,2 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

При этом, по смыслу указанной нормы права, самовольной постройкой могут быть признаны объекты недвижимого имущества.

Частью 1 ст. 222 ГК РФ определены признаки, по которым строение может быть признано самовольным. К ним относятся: создание строения на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами; создание строения без получения на это необходимых разрешений; создание строения с существенным нарушением градостроительных норм и правил.

Положениями ст. 130 ГК РФ закреплено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Техническими критериями отнесения имущества к недвижимому являются монтаж имущества на специально возведенном для него фундаменте, подведение к нему стационарных коммуникаций, принадлежность строения к капитальным, характер работ по привязке фундамента к местности.

В целях разрешения заявленных требований по существу, судом в порядке ст. 79 ГПК РФ назначено проведение судебной строительно-технической экспертизы, производство которой поручено ООО «НовоТех», расположенному в г. Новороссийске.

Согласно выводам судебной строительно-технической экспертизы , исследуемое строение не является объектом капитального строительства, установлен на бетонной площадке и не имеет фундамента прочно связанного с землей, т.е. перемещение строения без несоразмерного ущерба назначению возможно.

Так, в ходе осмотра экспертом установлено, что на земельном участке организованы монолитные незаглубленные железобетонные блоки (башмаки), переменной высотой, размером 0,4Х0,4 метра, общее количество которых составляет 61 единицу, которые организованы на существующем естественном уплотненном основании.

Кроме этого, экспертом установлено, что в границах земельного участка организовано 30 углублений, заполненных непучинистым материалом, которые представляют собой уплотненные основания для установки дополнительных незаглубленных железобетонных блоков и являются основой временных (некапитальных) нежилых быстровозводимых объектов из сборно-разборных металлических конструкций, которые не обладают прочной связью с землей, демонтаж и перемещение которых возможны без причинения несоразмерного ущерба назначению.

В результате визуального исследования, выполненных натурных замеров, экспертами установлено, что объект исследования не имеет надземную и подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно – технического обеспечения и системы инженерно – технического обеспечения и предназначенные помещения для деятельности людей, хранения продукции или содержания животных.

С учетом изложенного эксперт указал, что спорный объект не является объектом капитального строительства.

Вместе с этим, на разрешение эксперта поставлен вопрос о том, имело ли место снятие почвенного слоя на земельном участке, и если да, то определить размер ущерба.

В соответствии с кадастровой выпиской земельного участка от 09.10.2014 года, участок имеет категорию - земли лесного фонда. Разрешенное использование – осуществление рекреационной деятельности.

В соответствии с заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов указанный участок отнесен к лесным, не покрытым лесной растительностью землям, на котором редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды деревьев, кустарников, лиан и иных лестных растений отсутствуют.

Покров земельного участка с кадастровым представляет совокупность окаменелостей и горных пород.

Понятие «почва» раскрывает ГОСТ 27593-88 «Почвы. Термины и определения», согласно которым это самостоятельное естественно-историческое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия.

Нарушенные земли - земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности, что утверждено Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

На дату проведения осмотра экспертами установлено, что на земельном участке устроены монолитные железобетонные блоки в количестве 61 единицы и 30 углублений, которые заполнены непучинистым материалом, на существующем естественном уплотненном основании, планировочное решение для выравнивания земельного участка не производилось, существующий поверхностный слой грунта остался без изменения. Нижняя часть почвенного профиля земельного участка, обладающая благоприятными для роста растений физическими, химическими и органическими свойствами, не была затронута.

Таким образом, снятия почвенного слоя на вышеуказанном земельном участке, осуществлено не было. Рельеф исследуемого земельного участка по отношению к прилегающим к нему землям лесного фонда не имеет никаких явных заглублений, рытвин, ям, свидетельствующих о возможном снятии почвенного слоя, структура исследуемого земельного участка та же, что у прилегающих к нему участков.

Кроме того, в судебном заседании допрошен эксперт ФИО5, которая подтвердила правильность выводов, изложенных в представленном письменном экспертном заключении, и указала, что расположенные на земельном участке отдельно организованные монолитные незаглубленные железобетонные блоки (башмаки) в количестве 61 единицы и заполненные непучинистым материалом углубления в количестве 30 штук, не являются объектами капитального строительства.

У суда нет сомнений в достоверности выводов данного экспертного заключения, а также пояснений эксперта. Экспертиза проведена с соблюдением установленного законодательством порядка, лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ним вопросов, исследованию подвергнут необходимый и достаточный материал, с учетом осмотра объекта. Не противоречат выводы заключения и другим собранным по делу доказательствам, достоверность которых также установлена судом.

В силу положений ст. 67 ГПК РФ, при вынесении решения, суд принимает во внимание заключение экспертизы с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Заключение эксперта не оспорено. Выводы, указанные в акте -ФЛ от 04.08.2015 года, о том, что сооружение имеет признаки капитальности, судом не принимаются во внимание, поскольку опровергается вышеуказанным заключением эксперта, а также данные выводы сделаны на основании субъективного мнения лицами, не обладающими специальными познаниями в рассматриваемой области.

Подпункт 10 п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ определяет понятие объекта капитального строительства, как здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Строения и сооружения вспомогательного использования – это любые постройки, за исключением основного здания, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер (сараи, бани, летние кухни, надворные постройки, теплицы, парники, навесы и т.д.), что предусмотрено Градостроительным кодексом Краснодарского края.

Поскольку вспомогательный (временный) объект не является объектом недвижимости, то на него не могут распространятся правила ст. 222 ГК РФ, регулирующей отношения, возникающие в связи с самовольной постройкой.

С учетом вышеизложенного, судом установлено, что спорный объект является объектом вспомогательного значения, не является объектом капитального строительства; установлен для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с проектом освоения лесов, и в пределах границ правомерного участка. Доказательств обратного, в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, со стороны истца суду не представлено.

Таким образом, оценивая доводы истца, с учетом положений ст. 222 ГК РФ, суд приходит к выводу, что спорный объект не отвечает признакам самовольной постройки, нарушений этим объектом прав и законных интересов истца, условий договора аренды лесного участка, проекта освоения лесов, не установлено, так же как и отсутствуют доказательства причинения истцу ущерба в виде самовольного снятия почвы со стороны ФИО6, в связи с чем, доводы и требования истца удовлетворению не подлежат.

Все представленные в материалах дела доказательства, а также иные юридически значимые обстоятельства, исследованы в судебном заседании, и получили свою оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. При рассмотрении данного гражданского дела суд руководствовался положениями Постановления Пленума верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Комитет по лесу» к ФИО2 о признании объекта капитального строительства – самовольным, возложении обязанности осуществить снос, восстановлении территории строительства, взыскании ущерба отказать.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Геленджикский городской суд.

Председательствующий:

Резолютивная часть решения оглашена 16.12.2015 года.

Решение в окончательной форме изготовлено 18.12.2015 года.