Дело № 2-2364/2022
УИД 44RS0001-01-2022-002542-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2022 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Шершневой М.А., при секретаре Кузнецовой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УФНС России по Костромской области о защите нарушенных трудовых прав,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к УФНС России по Костромской области о защите нарушенных трудовых прав. Свои требования мотивировала тем, что в период с <дата> по <дата> она являлась федеральным государственным гражданским служащим и проходила государственную гражданскую службу в ИФНС России по г. Костроме. <дата> служебный контракт был расторгнут, истец освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена по собственной инициативе в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ. При увольнении ей была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 18 дней в размере 13838 руб. 58 коп. Полагает, что указанная сумма компенсации рассчитана управлением неверно в связи с тем, что при расчете среднего заработка не были учтены суммы разовых премий (премий за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда), а также суммы материального стимулирования. Материальное стимулирование выплачено за апрель 2020 в размере 16895 руб., за июнь 2020 в размере 26491 руб., за сентябрь 2020 в размере 31905 руб., за декабрь 2020 в размере 18291 руб., за апрель 2021 в размере 19903 руб., за июль 2021 в размере 22136 руб., за сентябрь 2021 в размере 22080 руб., за декабрь 2021 в размере 25269 руб. Материальное стимулирование (сверх. фонда) выплачено за апрель 2020 в размере 6014 руб., за май 2020 в размере 5294 руб., за июнь 2020 в размере 12874 руб. 40 коп., за август 2020 в размере 9849 руб. 30 коп., за сентябрь 2020 в размере 4014 руб., за октябрь 2020 в размере 4214 руб. 45 коп., за ноябрь 2020 в размере 11748 руб. 81 коп., за декабрь 2020 в размере 21012 руб. 14 коп., за май 2021 в размере 47510 руб., за июнь 2021 в размере 15220 руб., за август 2021 в размере 26735 руб., за октябрь 2021 в размере 25417 руб., за ноябрь 2021 в размере 5721 руб., за декабрь 2021 в размере 1000 руб. Кроме того, в 2021 году истцу были предоставлены ежегодные оплачиваемые отпуска с 11.05 по 21.05 (11 дней), с 22.05 по 07.06 (17 дней), с 26.07 по 11.08 (17 дней), с 12.08 по 13.08 (2 дня), с 29.11. по 30.11 (2 дня), с 01.12 по 03.12 (3 дня), с 04.12 по 18.12 (15 дней), в связи с чем ответчиком выплачено денежное содержание за периоды нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в размере следующих сумм: 7989 руб. 96 коп., 12348 руб. 12 коп., 12064 руб. 90 коп., 1422 руб. 94 коп., 1437 руб. 90 коп., 1989 руб. 51 коп., 12038 руб. 40 коп. Денежное содержание за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в 2021 году также рассчитаны неверно и выплачены в меньшем размере по той же причине, что и компенсация при увольнении. Таким образом, истец полагает, что ответчиком неправомерно не выплачено денежное содержание за периоды её нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в общей сумме 36017 руб. 14 коп., а также не выплачена компенсация при увольнении за неиспользованный отпуск в размере 10802 руб. 15 коп. Указанные суммы получены в результате следующего расчета: за основной отпуск с <дата> по <дата> (11 дней) недоплата денежного содержания составила (26491+31905+18291+19903+5294+12874,40+9849,30+4014+4214,45+11748,81+21012,14)/12/29,3*11 дней = 5180 руб. 80 коп. (для расчета среднего заработка взят период с мая 2020 по апрель 2021). За дополнительный учебный отпуск с <дата> по <дата> (17 дней) недоплата денежного содержания составила (26491+31905+18291+19903+5294+12874,40+9849,30+4014+4214,45+11748,81+21012,14)/12/29,3*17 дней = 8006 руб. 69 коп. (для расчет среднего заработка взят период с мая 2020 по апрель 2021). За отпуск с <дата> по <дата> (17 дней основного отпуска) недоплата денежного содержания составила (31905+18291+19903+5294+12874,40+9849,30+4014+4214,45+11748,81+21012,14+47510+15229)/12/29,3*17 дней = 8880 руб. 84 коп. (для расчета среднего заработка взят период с июля 2020 по июнь 2021). За отпуск за выслугу лет на государственной службе с 1.208.2021 по <дата> (2 дня) недоплата денежного содержания составила (31905+18291+19903+5294+12874,40+9849,30+4014+4214,45+11748,81+21012,14+47510+15229)/12/29,3*17 дней = 1170 руб. 72 коп. (для расчета среднего заработка взят период с августа 2020 по июль 2021). За основной отпуск с <дата> по <дата> (2 дня) недоплата денежного содержания составила (18291+19903+5294+12874,40+9849,30+4014+4214,45+11748,81+21012,14+47510+15229+26735+25417)/12/29,3*2 дня = 1308 руб. 66 коп. (для расчет среднего заработка взят период с ноября 2020 по октябрь 2021). За отпуск за выслугу лет на государственной службе с <дата> по <дата> (3 дня) недоплата денежного содержания составила (18291+19903+5294+12874,40+9849,30+4014+4214,45+11748,81+21012,14+47510+15229+26735+25417+5723)/12/29,3*2 дня = 1911 руб. 57 коп. (для расчета среднего заработка взят период с декабря 2020 по ноябрь 2021). За дополнительный учебный отпуск с <дата> по <дата> (15 дней) недоплата денежного содержания составила (18291+19903+5294+12874,40+9849,30+4014+4214,45+11748,81+21012,14+47510+15229+26735+25417+5723)/12/29,3*15 дней = 9557 руб. 86 коп. (для расчет среднего заработка взят период с декабря 2020 по ноябрь 2021). Недоплата компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск в количестве 18 дней составила (19903+5294+12874,40+9849,30+4014+4214,45+11748,81+21012,14+47510+15229+26735+25417+5723+1000)/12/29,3*18 дней = 10802 руб. 15 коп. (для расчет среднего заработка взят период с января 2021 по декабрь 2021). На основании изложенного просила взыскать с УФНС России по Костромской области невыплаченную сумму компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск в размере 10802 руб. 15 коп., невыплаченную сумму денежного содержания за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в 2021 году в размере 36017 руб. 14 коп., проценты за нарушение работодателем установленного срока выплаты при увольнении и выплат денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 7065 руб. 75 коп., компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.
В ходе рассмотрения дела представитель истца ФИО2 исковые требования в части размера взыскиваемых процентов за нарушение работодателем установленного срока выплаты при увольнении и выплат денежного содержания за период нахождения в оплачиваемом отпуске уточнила, уменьшив их до 8673 руб. 15 коп., уточненный расчет приобщен к материалам дела, в остальной части исковые требования оставила без изменения.
Истец ФИО1 в судебном заседании не присутствует, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель УФНС России по Костромской области на основании доверенности ФИО3 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Выслушав участвовавших в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, ФИО1 в период с <дата> по <дата> замещала должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации на дату увольнения старшего специалиста 2 разряда отдела кадров.
Приказом УФНС России по Костромской области от <дата>№ ФИО1 была уволена на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (по инициативе гражданского служащего).
В связи с увольнением ФИО1 была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 18 дней.
Также установлено, что в период прохождения государственной гражданской службы истцу выплачивались премии за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда.
Так, материальное стимулирование было выплачено: в апреле 2020 – 16859 руб., июне 2020 – 26491 руб., сентябре 2020 – 31905 руб., декабре 2020 – 18291 руб., апреле 2021 – 19903 руб., июле 2021 – 22136 руб., сентябре 2021 – 22080 руб., декабре 2021 – 25269 руб. Материальное стимулирование сверх фонда было выплачено: в апреле 2020 – 6012 руб., мае 2020 – 5294 руб., июне 2020 – 12874 руб., августе 2020 – 9849 руб. 30 коп., сентябре 2020 – 4014 руб., октябре 2020 – 4214 руб. 45 коп., ноябре 2020 – 11748 руб. 81 коп., декабре 2020 – 21012 руб. 14 коп., мае 2021 – 47510 руб., июне 2021 – 15229 руб., августе 2021 – 26735 руб., октябре 2021 – 25417 руб., ноябре 2021 – 5723 руб., декабре 2021 – 1000 руб.
Согласно доводам ответчика материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания государственного служащего.
Суд полагает, что данная позиция основана на неправильном толковании норм действующего законодательства в силу следующего.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч.2 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно ч.ч. 2 и 5 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подп. «д» п. 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца.
Согласно абзацу 2 п. 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а»- «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч.ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Таким образом, суд находит обоснованными доводы истца о том, что материальное стимулирование и средства материального стимулирования должны быть включены при расчете денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и выплат компенсаций за неиспользованный отпуск.
Истцом представлен расчет, согласно которому невыплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск составляет 10802 руб. 15 коп., невыплаченная сумма денежного содержания за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в 2021 году составляет 36017 руб. 14 коп. Ответчиком арифметическая правильность расчетов не оспаривалась, судом расчеты проверены и признаны правильными.
При таких обстоятельствах исковые требования о взыскании с УФНС России по Костромской области в пользу ФИО1 невыплаченной суммы компенсации за неиспользованный отпуск в размере 10802 руб. 15 коп., невыплаченной суммы денежного содержания за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в 2021 году в размере 36017 руб. 14 коп. подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Поскольку вышеуказанные суммы компенсаций не были выплачены ФИО1 своевременно, в её пользу подлежит взысканию компенсация в установленном законом размере в соответствии с заявленными исковыми требованиями в размере одной сто пятидесятой действующей в определенный период ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной в срок суммы за каждый день задержки, сумма которой составит 8673 руб. 15 коп.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения трудовых прав ФИО1, в её пользу подлежит взысканию компенсация морального вреда.
Вместе с тем требуемый размер компенсации в сумме 30000 руб. суд находит необоснованно завышенным.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает объем и характер причиненных работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, а также требования разумности и справедливости и считает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 6 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с УФНС России по Костромской области в пользу ФИО1 невыплаченную сумму компенсации за неиспользованный отпуск в размере 10802 руб. 15 коп.; невыплаченную сумму денежного содержания за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в 2021 году в размере 36017 руб. 14 коп., компенсацию за нарушение установленного срока выплаты в размере 8673 руб. 15 коп., компенсацию морального вреда в размере 6000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья М.А. Шершнева