ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2365/2015 от 08.09.2015 Лазаревского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес> 08 сентября 2015 года

Суд <адрес>, в составе:

председательствующего: Мороза А.П.

секретаря: ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО5 о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления при рассмотрении обращения гражданина, заинтересованное лицо: Департамент имущественных отношений администрации <адрес>.

У С Т А Н О В И Л:

ФИО5 обратился в суд с заявлением, в котором просит: признать незаконным бездействие Департамента имущественных отношений администрации <адрес>, выразившееся в непредоставлении в установленный срок муниципальной услуги «Заключение договора приватизации жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности» по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Департамента имущественных отношений администрации <адрес> в установленный срок оказать муниципальную услугу «Заключение договора приватизации жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности» по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.

В обосновании требований указал, что он является членом семьи нанимателя <адрес> жилом <адрес>. Указанная квартира была выделена его семье в 1981 году и на момент ее выделения имела почтовый адрес: <адрес>.

Вместе с ФИО5 в указанной квартире зарегистрированы и проживают: ФИО2 (главный наниматель, бабушка заявителя), ФИО3 и ФИО4.

ФИО5 и члены его семьи, кроме ФИО2 (отказалась от приватизации), в целях реализации своего права на приватизацию указанного жилого помещения, обратились 28.05.2015г. в Департамент имущественных отношений администрации <адрес> с просьбой оказать муниципальную услугу «Заключение договора приватизации жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности».

Заявление от 28.05.2015г. в адрес Департамента имущественных отношений администрации <адрес> было подано от имени главного нанимателя жилого помещения - ФИО2, однако подписано оно было ФИО3, ФИО5 и ФИО4

Из указанного заявления видно, что ФИО2 отказалась от участия в приватизации квартиры, составив нотариально заверенное согласие, поэтому само заявление на приватизацию она не подписывала. Вместе с тем заявление на приватизацию жилого помещения, согласно установленному порядку, составляется от имени главного нанимателя, которым является ФИО2

Таким образом, ФИО3, ФИО5 и ФИО4, изъявившие желание участвовать в приватизации жилого помещения и подписавшие соответствующее заявление, вправе защищать в судебном порядке свои права.

Ранее, до внесения изменений в административный регламент, заявитель и члены его семьи неоднократно обращались в адрес Департамента имущественных отношений администрации <адрес> с просьбой оказать муниципальную услугу «Заключение договора социального найма жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности», в чем им было отказано по причине непредставления правового акта переименования улицы и номера дома. Данное требование Департамента было признанно незаконным, согласно вступившему в законную силу решения Центрального районного суда <адрес> от 08.04.2015г.

В настоящее время в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Заключение договора передачи жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, в собственность граждан», утвержденным постановлением администрации <адрес> от 24.08.2012г. №. 1809 (с изменениями от 06.02.2015г.), не требуется предоставление договора социального найма жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности. Поэтому заявитель и члены его семьи 28.05.2015г. обратились в адрес Департамента имущественных отношений администрации <адрес> с просьбой оказать муниципальную услугу «Заключение договора приватизации жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности». Срок исполнения, согласно регламенту, был установлен 27.07.2015г.

10.06.2015г. (исх.) Департамент имущественных отношений администрации <адрес> очередной раз отказал заявителю и членам его семьи в оказании муниципальной слуги «Заключение договора социального найма жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности» (о которой ни заявитель ни члены его семьи не просили), снова обязав заявителя, несмотря на вышеназванное решение суда, предоставить правовой акт, подтверждающий переименование улицы и номера дома. Ответ на заявление от 28.05.2015г. с просьбой оказать муниципальную услугу «Заключение договора приватизации жилого помещения до настоящего времени в адрес заявителя и членов его семьи не поступал, договор передачи жилого помещения в собственность граждан не заключен, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

ФИО5 и его представитель по доверенности ФИО7 в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представитель ФИО7 письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 48, 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца и его представителя.

Представитель Департамента имущественных отношений администрации <адрес> по доверенности ФИО8 в судебном заседании возражал в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд полагает требования ФИО5 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 55 ГПК РФ предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из уведомления Департамента имущественных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО5 повторно отказано в оказании муниципальной услуги «Заключение договора социального найма жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности» в отношении <адрес> в связи с необходимостью предоставления правового акта, подтверждающего смену наименования улицы и номера дома.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Таким образом, срок на обращение в суд с данным заявлением не пропущен.

Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ действия Департамента имущественных отношений администрации <адрес> по возложению обязанности на ФИО5 предоставить для оформления договора приватизации жилого помещения правовой акт, подтверждающий перенумерацию жилого <адрес> на по <адрес> признаны незаконными.

Суд обязал Департамент имущественных отношений администрации <адрес> устранить допущенное нарушение закона и прав заявителя в течении 7 дней со дня вступления решения в законную силу.

Названное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, повторное требования Департамента имущественных отношений администрации <адрес> о предоставлении ФИО5 для получения муниципальной услуги «Заключение договора передачи жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, в собственность граждан" правового акта, подтверждающего смену наименования улицы и номера дома, являются незаконными, в связи с имеющимся вступившим в законную силу решением Центрального районного суда <адрес>.

В соответствии с ч.ч.2, 3 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

При рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Решением Центрального районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на основании ордера от 26.03.1981г. ФИО2 с семьей, состоящей из четырех человек, было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.

На основании Решения Исполнительного комитета от 29.06.1983г. «Об утверждении решения Лазаревского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении решения Волковского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении наименований ряда улиц, переулков, сел», улица «Кольцевая» была переименована в улицу «Надежная», о чем была выдана соответствующая справка.

Согласно выписки из решения Лазаревского райисполкома от 15.09.1982г. «Об утверждении решения Волковского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении наименований ряда улиц, переулков, сел» решением Волковского сельского Совета народных депутатов было утверждено переименовать «<адрес>» на «<адрес>».

Соответствующие изменения были внесены в поквартирную карточку.

Постановлением администрации <адрес> от 24.08.2012г. «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение договора передачи жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, в собственность граждан» утверждён Административный регламент предоставления указанной муниципальной услуги.

В соответствии с п. 1.1 регламента, административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Заключение договора передачи жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, в собственность граждан" разработан в целях повышения качества предоставления и доступности муниципальной услуги и создания комфортных условий для получателей муниципальной услуги.

Получателями муниципальной услуги являются граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в муниципальном жилищном фонде <адрес> (далее - заявители).

От имени физических лиц с заявлениями о предоставлении муниципальной услуги имеют право обратиться их законные представители, а также лица, действующие на основании доверенности, выданной в установленном законодательством порядке (п.1.2).

Согласно п. 1.3.1 органом, непосредственно предоставляющим муниципальную услугу, является департамент имущественных отношений администрации <адрес> (далее - Департамент).

Согласно п.2.6. Регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги:

заявление надлежащего лица о предоставлении муниципальной услуги "Заключение договора передачи жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, в собственность граждан (приложение N 2), подаваемое в МАУ МФЦ <адрес> или в отдел муниципального казенного учреждения <адрес> "Квартирно-правовая служба" соответствующего внутригородского района (далее - отдел МКУ) и содержащее волеизъявление о приватизации жилого помещения, поданное всеми совместно проживающими совершеннолетними лицами, имеющими право на приватизацию данного жилого помещения, а также несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, подписанное в присутствии специалиста МАУ МФЦ <адрес> или сотрудника МКУ,

документ, удостоверяющий личность,

копии документов, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации - всех граждан, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, копии свидетельств о рождении детей, не достигших возраста 14 лет, при невозможности представления оригиналов документов для сверки необходимо представить нотариально удостоверенные копии данных документов;

лицо, действующее по доверенности от имени заявителя, представляет оригинал доверенности или нотариально удостоверенную копию доверенности, а также копию своего паспорта;

копия поквартирной карточки жилого помещения, подлежащего приватизации, заверенная уполномоченным лицом;

копия договора социального найма жилого помещения, подлежащего приватизации (если договор социального найма на приватизируемое жилое помещение не заключен или утерян, представляются ордер/выписка из распоряжения органа исполнительной власти, соответствующее решение суда (при наличии у заявителя); в случае утери ордера - копия распоряжения органа исполнительной власти, выданная органами, уполномоченными на предоставление сведений архивного фонда Российской Федерации, на жилое помещение, подлежащее приватизации (оригинал));

в случае, если у нанимателя либо членов его семьи, обратившихся с заявлением о заключении договора приватизации жилого помещения, имеются малолетние и (или) несовершеннолетие дети (до 18 лет), не зарегистрированные в данном жилом помещении, необходимо представить документ, подтверждающий регистрацию малолетних и (или) несовершеннолетних (до 18 лет) по другому месту жительства;

в случае отказа от участия в приватизации одного из граждан - нотариально удостоверенное согласие совершеннолетнего гражданина об отказе от участия в приватизации занимаемого жилого помещения;

разрешение управления по вопросам семьи и детства администрации <адрес> на оформление договора приватизации жилого помещения в случаях снятия с регистрационного учета по приватизируемому жилому помещению малолетних и (или) несовершеннолетних детей, которые не имеют постоянной регистрации по месту жительства или зарегистрированы в частном либо специализированном жилищном фонде или по договору найма, а также в случае, если в жилом помещении проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет;

для граждан, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении после ДД.ММ.ГГГГ, - справки уполномоченного органа (органа, осуществляющего технический учет жилищного фонда), о том, что гражданин и члены его семьи ранее не использовали свое право на приватизацию жилого помещения (для граждан, которые после ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы за пределами территории <адрес>, представляются с места предыдущей регистрации);

выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества и о содержании правоустанавливающих документов (для граждан, которые после ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы за пределами территории <адрес>, запрашивается, в том числе, с места предыдущей регистрации);

копии свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния (при их наличии) при невозможности представления оригинала документа для сверки, необходимо представить нотариально удостоверенную копию указанного документа:

свидетельство о рождении ребенка (детей);

свидетельство о заключении (расторжении) брака;

свидетельство об усыновлении;

свидетельство об установлении отцовства;

свидетельство о перемене имени, отчества, фамилии;

свидетельство о смерти.

Согласно п. 2.6.1. Регламента, документами, необходимыми в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов и организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, являются документы, указанные в подпунктах 9, 10, 11 пункта 2.6 настоящего Административного регламента.

Пунктом 2.7. Регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Основания для отказа в приеме документов для предоставления муниципальной услуги:

отсутствие у заявителя соответствующих полномочий на получение муниципальной услуги;

отсутствие у заявителя документа, удостоверяющего личность и (или) подтверждающего полномочия как представителя физического лица;

обращение за получением муниципальной услуги ненадлежащего лица;

представление заявителем документов, оформленных не в соответствии с установленным порядком (наличие исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание, отсутствие обратного адреса, отсутствие подписи заявителя или уполномоченного лица, печати юридического лица);

отсутствие одного из документов, указанных в пункте 2.6 Административного регламента (за исключением документов, указанных в подпункте 2.6.1 пункта 2.6 Административного регламента), при условии, если заявитель не настаивает на принятии неполного пакета документов.

Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что требования заявителя о признании незаконными действий органа местного самоуправления являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст.258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 и ст. 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО5 о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления при рассмотрении обращения гражданина, заинтересованное лицо: Департамент имущественных отношений администрации <адрес> – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента имущественных отношений администрации <адрес>, выразившееся в непредоставлении в установленный срок муниципальной услуги «Заключение договора приватизации жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности» по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Департамента имущественных отношений администрации <адрес> в установленный срок оказать муниципальную услугу «Заключение договора приватизации жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности» по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Лазаревский районный суд <адрес> в течение тридцати дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Лазаревского

районного суда <адрес> Мороз А.П.

Копия верна:

Судья Лазаревского

районного суда <адрес> Мороз А.П.