ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2365/2021 от 19.08.2021 Орехово-зуевского городского суда (Московская область)

Дело № 2-2365/2021

50RS0033-01-2021-003459-92

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 августа 2021 года

Орехово-Зуевский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Доброва Г.Г.

при секретаре судебного заседания Шадровой Ю.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства Имущественных отношений Московской области к ФИО1 о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Министерство Имущественных отношений Московской области обратилось с иском к ФИО1 о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.

Свои требования мотивируют тем, что Минмособлимущество наделено полномочиями представлять и защищать интересы Московской области в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, в исполнительном производстве, в органах прокуратуры и иных правоохранительных органах по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, в том числе обращаться с требованием об изъятии земельного участка сельскохозяйственного назначения у собственников ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 09.10.2019 изменен ВРИ земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности ФИО1 с ВРИ «Приусадебный участок личного подсобного хозяйства» на ВРИ «Для ведения личного подсобного хозяйства».

Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило соответствующее уведомление от 15.11.2019 на общую сумму 65 386,20 руб., в адрес ФИО1, указанный в предоставленных Управлением Росреестра по Московской области документах.

Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России Уведомление вернулось в Минмособлимущество 30.12.2019 года.

В соответствии с ч. 15 ст. 5.1 Закона № 23/96-03 собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение ВРИ земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу (Минмособлимуществу) заказного письма.

До настоящего времени плата за изменение ВРИ земельного участка в бюджет Московской области не поступила.

Просит суд взыскать с ФИО1 в пользу Министерства Имущественных отношений Московской области плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:24:0070110:251 площадью 550 кв.м. в размере 65 386 рублей 20 копеек.

Представитель истца в заседание не явилась, направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. Исковые требования поддерживает.

Ответчик ФИО1, представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признал, в возражении на иск пояснили, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 550 кв.м, и расположенный на нем жилой дом на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от 31.05.2017 г.

Когда она приобретала земельный участок, у него был определен разрешенный вид использования "Приусадебный участок личного подсобного хозяйства".

Указанный вид разрешенного использования земельного участка был определен Постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 10.08.2015 года №1513 «Об утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории площадью 550 кв.м., под жилым домом, местоположением МО, <адрес>, по заявлению бывшего собственника земельного участка - ФИО3

На момент утверждения схемы расположения земельного участка разрешенный вид использования земельного участка «Приусадебный участок личного подсобного хозяйства» был установлен на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (в действующей на то время редакции) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков"

30 сентября 2015 года Приказом № 709 Минэкономразвития России, были внесены изменения в Классификатор видов разрешенного использования земельных участков и вид разрешенного использования «Приусадебный участок личного подсобного хозяйства» был изменен на «Для ведения личного подсобного хозяйства».

В связи с вышеуказанными изменениями, ФИО1 решила привести в соответствие разрешенный вид использования своего земельного участка в соответствии с действующим классификатором.

19.06.2018 года года ФИО1 обратилась в Администрацию Орехово-Зуевского муниципального района Московской области с заявлением об установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка Классификатору земельных участков.

20.06.2018 года Администрацией на ее обращение был дан отказ о приведение в соответствие земельного участка, в связи с тем, что ее земельный участок был образован после дня утверждения вышеуказанного классификатора (24.12.2014 г.) и было рекомендовано обратиться с заявлением о подтверждение изменения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки территории городского поселения Куровское.

29.06.2018 года ответчица обратилась с заявлением в Администрацию города Куровское об установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка Классификатору земельных участков, данное заявление было перенаправлено в администрацию городского округа Ликино-Дулево Московской области, где ей был дан аналогичный отказ и рекомендовано было обратиться в орган регистрации с заявлением об изменении характеристик объекта недвижимости.

28.01.2019 года она обратилась с заявлением в Россреестр о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, на основании которого в Реестр были внесены изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с "Приусадебный участок личного подсобного хозяйства» на «Для ведения личного подсобного хозяйства»

Считает, что в соответствии с действующим законодательством плата не взимается как в случае приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии Классификатору, так и в случае изменения ВРИ на любой из видов, предусмотренный градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны.

Определением Орехово-Зуевского городского суда от 21.06.2021 года к участию в деле привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Московской области, представитель которого в заседание не явился, о слушании дела извещен, возражений по иску не представил.

Суд, изучив материалы дела, объяснения ответчицы и её представителя, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ приходит к следующему.

Установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от 31.05.2017 года л/д 51, 52 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 550 кв.м. с кадастровым номером и размещенный на нем жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, размещенный на землях населенных пунктов, разрешенное использование : приусадебный участок личного подсобного хозяйства.

Указанный земельный участок ранее принадлежал ФИО3 на основании постановления Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 30.06.2016 года л/д 104 «О предоставлении в собственность за плату гр. ФИО3 земельного участка площадью 550 кв.м….»

Как следует из указанного Постановления вид разрешенного использования земельного участка был определен Постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 10.08.2015 года №1513 «Об утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории площадью 550 кв.м, под жилым домом, местоположением МО, <адрес>, по заявлению ФИО3

Постановлением от 30.06.2016 года ФИО3 предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 550 кв.м. с кадастровым номером с указанным видом разрешенного использования «Приусадебный участок личного подсобного хозяйства».

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.06.2016 года л/д 97 видом разрешенного использования указанного земельного участка является «Приусадебный участок личного подсобного хозяйства».

Кроме того ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка от 31.05.2017 года л/д 86,87 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 550 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, размещенный на землях населенных пунктов, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства.

Как пояснила ответчица на местности два земельных участка с кадастровым номером и образуют единый земельный участок огорожены одним забором, но продавались прежним собственником как два участка. Поскольку участки формировались в разное время земельный участок с кадастровым номером имел вид разрешенного использования «Приусадебный участок личного подсобного хозяйства», а участок с кадастровым номером «Для ведения личного подсобного хозяйства».

С целью объединения указанных земельных участков в один ФИО1 необходимо было чтобы у них совпадал вид разрешенного использования в соответствии с изменениями, внесенными в Классификатор видов разрешенного использования Приказом Минэкономразвития России 39.09.2015 года № 709.

19.06.2018 года года ФИО1 обратилась в Администрацию Орехово-Зуевского муниципального района Московской области с заявлением об установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка Классификатору земельных участков л/д 128.

Из заявления следовало, что ФИО1 просила установить соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым на «Для ведения личного подсобного хозяйства» с целью приведения к единому классификатору для объединения двух участков.

В ответ на её обращение 20.06.2018 года Администрацией Орехово-Зуевского муниципального района был дан ответ за № 1861 л/д 129 из которого следовало, что земельный участок с кадастровым был образован после дня утверждения классификатора видов разрешенного использования земельных участков (24.12.2014 г.) и было рекомендовано обратиться с заявлением о подтверждение изменения вида разрешенного использования с «приусадебный участок личного подсобного хозяйства» на «для ведения личного подсобного хозяйства».

В ответ на обращение 29.06.2018 года с заявлением в Администрацию города Куровское об установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка Классификатору земельных участков, был дан аналогичный отказ от 21.12.2018 года № 4076 л/д 131, и рекомендовано обратиться в орган регистрации с заявлением об изменении характеристик объекта недвижимости.

28.01.2019 года ФИО1 обратилась с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Московской области л/д 118 в котором просила внести в ЕГРН изменения разрешенного использования земельного участка «Для ведения личного подсобного хозяйства».

На основании поданного ФИО1 заявления вид разрешенного использования земельного участка «приусадебный участок личного подсобного хозяйства» приведен в соответствие с требованиями Классификатора «для ведения личного подсобного хозяйства», что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на 24.01.2021 года.

В соответствии с перечнем земельных участков, в отношении которых было осуществлено изменение ВРИ на первое полугодие 2019 года л/д 16 указан земельный участок ФИО1 с кадастровым номером .

По состоянию на 18.07.2019 года и 24.01.2021 года кадастровая стоимость земельного участка составляла 653 862 рублей, что подтверждается выписками из ЕГРН л/д 12, 13.

Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен статьей 5.1 Закона Московской области № 23/96-03 «О регулировании земельных отношений в Московской области» (далее-Закон № 23/96-03), а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 № 1190/57 «Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается».

В соответствии с постановлением Правительства МО от 31.12.2013 № 1190/57 «Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и Перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается» размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.

Уведомлением от 15.11.2019 года № 15ИСХ-32769 л/д 17 Министерство Имущественных отношений Московской области сообщило ФИО1 о её обязанности внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с представленным расчетом в размере 65 386 рублей 20 копеек.

Поскольку оплата, в срок указанный в уведомлении не поступила, Министерство Имущественных отношений Московской области обратилось в суд с указанным иском.

Истец основывает свои требования тем, что на основании заявления ФИО1 был изменен вид разрешенного использования земельного участка в связи с чем, в соответствии с ч. 19 ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ взимается плата в размере 100 %.

Суд не может согласиться с данными доводами.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, при этом правовой режим земель определяется исходя из их разрешенного использования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В силу пунктов 11, 12 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон N 171-ФЗ) разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

До 01.01.2020 орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

Пунктом 13 статьи 34 закона N 171-ФЗ предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменении видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".

В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно статье 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Допустимые параметры жилого дома - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, разрешенное использование всех земельных участков должно устанавливаться на основании его положений.

На момент утверждения схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 50:24:0070110:251 разрешенный вид использования земельного участка «Приусадебный участок личного подсобного хозяйства» был установлен на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (в действующей на то время редакции) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".

Согласно кода 2.2. указанного Классификатора на земельных участках с разрешенным видом использования «Приусадебный участок личного подсобного хозяйства» допускается размещение жилого дома не предназначенного для раздела на квартиры (дома пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей ); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение гаражей и подсобных сооружений.

30 сентября 2015 года Приказом № 709 Минэкономразвития России, были внесены изменения в Классификатор видов разрешенного использования земельных участков и вид разрешенного использования «Приусадебный участок личного подсобного хозяйства» был изменен на «Для ведения личного подсобного хозяйства».

Согласно кода 2.2. указанного Классификатора с внесенными изменениями на земельных участках с разрешенным видом использования для ведения личного подсобного хозяйства допускается размещение жилого дома не предназначенного для раздела на квартиры (дома пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей ); производство сельскохозяйственной продукции: размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.

Таким образом, функциональное назначение земельного участка, после установления вида разрешенного использования - ведения личного подсобного хозяйства аналогично предшествовавшему.

Действующее законодательство устанавливает возможность взыскания платы за изменение вида разрешенного использования участка.

Между тем, анализ представленных доказательств в их совокупности приводит суд к убеждению, что в данном случае имело место приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями Классификатора, а не изменение одного вида разрешенного использования на другой, что не может служить основанием для возложения на гражданина обязанности нести расходы по установлению соответствия вида разрешенного использования федеральному классификатору.

При принятии решения об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка Классификатору, не изменяется вид разрешенного использования земельного участка, а из классификатора выбирается вид разрешенного использования земельного участка, соответствующий «исходному» ВРИ.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Министерства Имущественных отношений Московской области о взыскании с ФИО1 платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым площадью 550 кв.м. в размере 65 386 рублей 20 копеек отказать.

Мотивированное решение изготовлено 23.08.2021 года.

На решение суда может быть подана апелляционные жалоба в Московский Областной Суд через Орехово-Зуевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Добров Г.Г.