копия
УИД 03RS0005-01-2020-010746-80
дело № 2-2365/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2021 года город Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Шаймиева А.Х.,
при секретаре Султановой Ф.И.,
с участием представителя истца Ширгазиной Э.Р., по доверенности от 16.09.2020 года № 02-07/3784, по удостоверению от 09.09.2020 года, представителя ответчика муниципального предприятия «Служба заказчика и технического надзора» ГО г. Уфы Багаутдиновой А.М., по доверенности от 12.07.2021 года, представителя ответчика Администрации ГО г. Уфы и третьего лица Управление земельных и имущественных отношений ГО г. Уфы – Калмацкая Е.В., по доверенности от 10.12.2020 года № 01-05-2960/13, по удостоверению от 20.08.2019 года № 890
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Муниципальному унитарному предприятию «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа Республики Башкортостан о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в интересах Республики Башкортостан),
установил:
Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан обратились в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Муниципальному унитарному предприятию «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа Республики Башкортостан о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в интересах Республики Башкортостан).
В обоснование исковых требований истец указал, что объект культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание), расположенный по <адрес> в соответствии с распоряжением Совета Министров Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ№, поставлен на государственную охрану. На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный №. На Объект оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, утвержденное приказом Министерством культуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№. Приказом Министерством культуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден предмет охраны Объекта. Приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены границы и режим использования территории Объекта.
Собственником (правообладателем) помещений в указанном Объекте является муниципальное образование городской округ город Уфа Республики Башкортостан.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, Объект зарегистрирован под кадастровым №
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ установлено: жилое помещение с кадастровым №, площадью 18,4 кв.м., расположенное на цокольном этаже по <адрес> предоставлено на праве хозяйственного ведения Муниципальному унитарному предприятию «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – МУП СЗ и ТН); жилое помещение с кадастровым номером 02:55:010207:487, площадью 68 кв.м., расположенное на первом этаже по <адрес>, предоставлено на праве хозяйственного ведения МУП СЗ и ТН.
В соответствии со ст. 1 Устава ГО г. Уфа РБ (далее – Устав), утв. Решением Совета ГО г. Уфа РБ 15 декабря 2005 года № 3/6 ГО г. Уфа РБ – один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан.
Согласно ч. 1 ст. 19 Устава, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган местного самоуправления, именуемый Советом; глава ГО, именуемый председателем Совета; администрация ГО (исполнительно-распорядительный орган ГО), именуемая Администрация; контрольно-счетный орган ГО, именуемый Контрольно-счетная палата ГО.
Пунктом 2.2 Положения об Администрации ГО г. Уфа РБ, утв. Решением Совета ГО г. Уфа РБ 26 декабря 2006 года № 20/21 Администрация ГО г. Уфа РБ в области управления муниципальной собственностью, отношений с организациями на территории округа принимает имущество в муниципальную собственность, осуществляет права собственника муниципального имущества, управляет и распоряжается муниципальной собственностью ГО в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Совета.
30 июля 2020 года истцом на основании ст. 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» выдано задание № на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание), расположенного по <адрес>, по результатам которых установлено следующее.
Объект является памятником истории и культуры, представляет собой двухэтажный кирпичный дом, в плане прямоугольной формы. Ранее имелась арка полукруглой формы, опирающаяся по бокам на прямоугольные колонны. В настоящее время сохранилась лишь прямоугольная колонна.
По результатам внешнего визуального осмотра установлено, что в настоящее время в здании никто не проживает, дом находится в заброшенном состоянии. Крыша здания разрушена, обвалилась. На крыше имеется растительность. Южный (главный) фасад здания сохранил свой исторический облик и декоративные украшения. Сохранились деревянные оконные рамы. У нескольких окон первого и второго этажей южного фасада здания отсутствует оконное остекление и данные окна заколочены (прикрыты) металлическими листами и досками. Нижняя часть рустованной пилястры, расположенной на южном фасаде с правого бока здания разрушена.
Местами на отдельных участках с западной стороны здания разрушена (повреждена) кирпичная кладка, вследствие чего местами декоративные элементы многопрофильных тяг и окон имеют участки разрушений. На западном фасаде здания имеются трещины больших размеров, которые требуют срочного принятия мер по их ремонту и реставрации. Существует угроза разрушения части стены западного фасада здания. Окна первого (цокольного) этажа заколочены досками (фанерой). Часть стекол окон второго этажа разбиты. На окнах второго этажа здания сохранились деревянные рамы, некоторые из них повреждены.
На восточном фасаде здания имеется трещин. Также трещины больших и маленьких размеров наблюдаются на северном фасаде здания, имеются разрушения кирпичной кладки. Существует угроза разрушения части стены северного фасада здания. Оконное остекленение у окон северного фасада отсутствует, деревянные оконные рамы повреждены. Перемычки окон имеют участки повреждения.
На южном, западном и восточном фасадах здания наблюдается обесцвечивание и осыпание окрасочного слоя. Также, на южном (главном), западном и восточном фасадах здания имеются надписи и рисунки, нанесенные красящими веществами.
Таким образом, истец указывает, что объект находится в ненадлежащем техническом состоянии, декоративные элементы украшений фасадов местами частично разрушены. Крыша здания деформирована и находится в аварийном состоянии. Существует угроза дальнейшего разрушения части стен здания. Общее состояние объекта культурного наследия (памятника) – аварийное, требуется принятие срочных противоаварийных мер, направленных на предотвращение дальнейшего разрушения здания, а затем проведение ремонтно-реставрационных работ.
07 августа 2020 года истцом в адрес МУП СЗ и ТН направлено предостережение от 06 августа 2020 года № 32 с требованием организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно: провести первоочередные противоаварийные работы, а затем ремонтно-реставрационные работы по восстановлению историко-архитектурного облика фасадов здания с предоставлением срока их выполнения в срок до 09 октября 2020 года.
По состоянию на 09 октября 2020 года и в настоящее время собственником и пользователем здания какие-либо меры по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание) не приняты. С заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению Объекта собственники (правообладатели) к истцу не обращались. Проектная документация на проведение работ по сохранению Объекта в Управление (истцу) не предоставлялась и не согласовывалась.
На основании изложенного, истец просит суд обязать Администрацию ГО г. Уфа РБ и МУП СЗ и ТН в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание), расположенного по <адрес>; в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание), расположенного по <адрес>; в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание), расположенного по <адрес>
В порядке ст. 39 ГПК РФ истец уточнил исковые требования, указав, что согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости Объект зарегистрирован под кадастровым №
Из выписки на здание под кадастровым № следует, что жилое помещение с кадастровым №, площадью 18,4 кв.м., расположенное на цокольном этаже по адресу: <адрес>, предоставлено на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию «Служба заказчика и технического надзора» городского округа <адрес> Республики Башкортостан; жилое помещение с кадастровым № площадью 68 кв.м., расположенное на первом этаже по адресу: <адрес>, предоставлено на праве хозяйственного ведения - муниципальному унитарному предприятию «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Жилое помещение с кадастровым № площадью 13,2, расположенное на цокольном этаже по адресу: <адрес>, предоставленное на праве собственности Асяновой Р. Э., Изиляевой С. С., Ахмадеевой Р. Р., Кожепоровой В. Р., Сыркиной И. Д., Гиндуллину Ф. Г., Алимбековой В. В., Муниципальному образованию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, решением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от З января 2019 г. № изъято для государственных или муниципальных нужд.
С учетом уточнений в части указания жилого помещения с кадастровым №, площадью 13.2 кв.м., расположенное на цокольном этаже по адресу: <адрес>, изъятое для государственных или муниципальных нужд решением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№, истец просит суд обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Муниципальное унитарное предприятие «Служба заказчика и технического надзора» городского округа <адрес> Республики Башкортостан в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание), расположенного по адресу: <адрес> подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание), расположенного по адресу: <адрес>; в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание), расположенного по адресу: РБ, <адрес>; в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание), расположенного по <адрес>.
Представитель истца Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан Ширгазина Э.Р., в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить по доводам изложенным в иске и с учетом дополнения и уточнения. В удовлетворении ходатайства о применени срока исковой давности просит отказать.
Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и третьего лица Управления земельных и имущественных отношений Калмацкая Е.В. в судебном заседании, просила в удовлетворении исковых требований к Администрации отказать, поскольку ДД.ММ.ГГГГ Министерством культуры РФ принят приказ № «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова», кон. XIХ — нач. ХХ в. (Республика Башкортостан) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан принят приказ № 172 «Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Дом Ахтямова», расположенного по адресу: <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ был заключен контракт № — ХВ между Управлением муниципальной собственности Администрации городского округа город Уфа РБ и МУП «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа РБ о передаче недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, Литера А, Литера Б. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением. Кроме того, <адрес>№ принадлежат на праве собственности АО «Интеграл», <адрес> - долевая собственность (10 собственников согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№). Таким образом, требование истца к Администрации городского округа город Уфа РБ о принятии мер по сохранению объекта культурного наследия - здания, расположенного по <адрес> является не обоснованным.
Представитель ответчика Муниципального унитарного предприятия «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа Республики Башкортостан Багаутдинова А.М. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении требований отказать. Представила письменные возражения, в которых указала, что охранные обязательства, содержащие требования в отношении жилых помещений в многоквартирном доме, подлежат выполнению собственниками таких жилых помещений. Выполнение указанных обязанностей входит в полномочие Администрации. Также просили вернуть исковое заявление истцу в связи с неподсудностью указанного иска суду общей юрисдикции. Также истцом пропущен трехлетний срок исковой давности.
Представители третьих лиц АО «Интеграл» в лице конкурсного управляющего Седова В.Ю., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Третьи лица Асянова Р.Э., Изиляева С.С., Ахмадеева Р.Р., Кожепорова В.Р., Сыркина И.Д., Гиндуллина Ф.Г., Алимбекова В.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, дав им оценку, приходит к следующему.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее также - Закон № 73-ФЗ).
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Подпунктами 1 и 3, пунктом 3 статьи 47.2 Закона № 73-ФЗ установлено, что собственник, иной законный владелец объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия обязан: обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Законом № 73-ФЗ; организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Закона № 73-ФЗ.
Согласно статье 47.3 Закона № 73-ФЗ собственник, иной законный владелец объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, обязан в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 9 статьи 48 Закона № 73-ФЗ в случае, если не оформлены охранные документы, лицо, у которого возникают права владения и (или) пользования объектом культурного наследия, в любом случае обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ.
В соответствии со ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):
под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;
под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Согласно ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
Охранным обязательством устанавливаются следующие требования:
1) к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона;
2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона;
3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 настоящего Федерального закона;
4) к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона и в сроки, указанные в акте технического состояния объекта культурного наследия, предусмотренном пунктом 2 статьи 47.2 настоящего Федерального закона.Неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия, предусмотренный статьей 21 настоящего Федерального закона.
Охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи:
1) по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона;
2) по соблюдению требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 48 названного федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что объект культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание), расположенный по <адрес>, в соответствии с распоряжением Совета Министров Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ№, поставлен на государственную охрану.
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный №. На Объект оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, утвержденное приказом Министерством культуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№.
Приказом Министерством культуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден предмет охраны Объекта. Приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены границы и режим использования территории Объекта.
Собственником (правообладателем) помещений в указанном Объекте является муниципальное образование городской округ город Уфа Республики Башкортостан.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, Объект зарегистрирован под кадастровым №
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ установлено: жилое помещение с кадастровым № площадью 18,4 кв.м., расположенное на цокольном этаже по <адрес> предоставлено на праве хозяйственного ведения Муниципальному унитарному предприятию «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – МУП СЗ и ТН); жилое помещение с кадастровым номером 02:55:010207:487, площадью 68 кв.м., расположенное на первом этаже по адресу: РБ, <адрес>, предоставлено на праве хозяйственного ведения МУП СЗ и ТН.
В соответствии со ст. 1 Устава ГО г. Уфа РБ, утв. Решением Совета ГО г. Уфа РБ 15 декабря 2005 года № 3/6 ГО г. Уфа РБ – один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан.
Согласно ч. 1 ст. 19 Устава, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган местного самоуправления, именуемый Советом; глава ГО, именуемый председателем Совета; администрация ГО (исполнительно-распорядительный орган ГО), именуемая Администрация; контрольно-счетный орган ГО, именуемый Контрольно-счетная палата ГО.
Пунктом 2.2 Положения об Администрации ГО г. Уфа РБ, утв. Решением Совета ГО г. Уфа РБ 26 декабря 2006 года № 20/21 Администрация ГО г. Уфа РБ в области управления муниципальной собственностью, отношений с организациями на территории округа принимает имущество в муниципальную собственность, осуществляет права собственника муниципального имущества, управляет и распоряжается муниципальной собственностью ГО в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Совета.
30 июля 2020 года истцом на основании ст. 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» выдано задание № на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание), расположенного по <адрес>, по результатам которых установлено следующее.
Объект является памятником истории и культуры, представляет собой двухэтажный кирпичный дом, в плане прямоугольной формы. Ранее имелась арка полукруглой формы, опирающаяся по бокам на прямоугольные колонны. В настоящее время сохранилась лишь прямоугольная колонна.
Из Акта осмотра объекта культурного наследия от 04 августа 2020 года следует, что по результатам внешнего визуального осмотра установлено, что в настоящее время в здании никто не проживает, дом находится в заброшенном состоянии. Крыша здания разрушена, обвалилась. На крыше имеется растительность. Южный (главный) фасад здания сохранил свой исторический облик и декоративные украшения. Сохранились деревянные оконные рамы. У нескольких окон первого и второго этажей южного фасада здания отсутствует оконное остекление и данные окна заколочены (прикрыты) металлическими листами и досками. Нижняя часть рустованной пилястры, расположенной на южном фасаде с правого бока здания разрушена.
Местами на отдельных участках с западной стороны здания разрушена (повреждена) кирпичная кладка, вследствие чего местами декоративные элементы многопрофильных тяг и окон имеют участки разрушений. На западном фасаде здания имеются трещины больших размеров, которые требуют срочного принятия мер по их ремонту и реставрации. Существует угроза разрушения части стены западного фасада здания. Окна первого (цокольного) этажа заколочены досками (фанерой). Часть стекол окон второго этажа разбиты. На окнах второго этажа здания сохранились деревянные рамы, некоторые из них повреждены.
На восточном фасаде здания имеется трещин. Также трещины больших и маленьких размеров наблюдаются на северном фасаде здания, имеются разрушения кирпичной кладки. Существует угроза разрушения части стены северного фасада здания. Оконное остекленение у окон северного фасада отсутствует, деревянные оконные рамы повреждены. Перемычки окон имеют участки повреждения.
На южном, западном и восточном фасадах здания наблюдается обесцвечивание и осыпание окрасочного слоя. Также, на южном (главном), западном и восточном фасадах здания имеются надписи и рисунки, нанесенные красящими веществами.
Таким образом, объект находится в ненадлежащем техническом состоянии, декоративные элементы украшений фасадов местами частично разрушены. Крыша здания деформирована и находится в аварийном состоянии. Существует угроза дальнейшего разрушения части стен здания. Общее состояние объекта культурного наследия (памятника) – аварийное, требуется принятие срочных противоаварийных мер, направленных на предотвращение дальнейшего разрушения здания, а затем проведение ремонтно-реставрационных работ.
07 августа 2020 года истцом в адрес МУП СЗ и ТН направлено предостережение от 06 августа 2020 года № 32 с требованием организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно: провести первоочередные противоаварийные работы, а затем ремонтно-реставрационные работы по восстановлению историко-архитектурного облика фасадов здания с предоставлением срока их выполнения в срок до 09 октября 2020 года.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Согласно части 1 и части 4 статьи 40 Закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьей 45 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.
В целях определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия проводится государственная историко-культурная экспертиза (статья 28 Федерального закона N 73-ФЗ).
Таким образом, работы по сохранению объекта культурного наследия предусматривают подготовку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, организацию проведения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации, организацию проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Однако, из представленных материалов дела следует, что по состоянию на 09 октября 2020 года и по настоящее время какие-либо меры по сохранению объекта культурного наследия «Дом Ахтямова» (восточное здание) собственниками (пользователями) объектов культурного наследия не приняты. Доказательств обратного в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представленным и материалы дела не содержат.
Данный факт подтверждается актом осмотра объектов культурного наследия «Дом Ахтямова» (восточное здание). Согласно акту осмотра, здания находятся в неудовлетворительном состоянии, имеется угроза обрушения отдельных частей сохранившихся конструкций зданий; требуется проведение реставрационных работ.
Неудовлетворительное состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр - такое состояние объекта культурного наследия, являющегося зданием, строением или сооружением, которое создает угрозу его физической утраты (часть 4 статьи 50.1 Закона № 73-ФЗ).
Таким образом, ответчиками в установленном законом порядке не приняты меры по сохранению объекта культурного наследия в надлежащем состоянии.
Из выписки на здание под кадастровым № следует, что жилое помещение с кадастровым №, площадью 18,4 кв.м., расположенное на цокольном этаже по адресу: <адрес>, предоставлено на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию «Служба заказчика и технического надзора» городского округа <адрес> Республики Башкортостан; жилое помещение с кадастровым № площадью 68 кв.м., расположенное на первом этаже по адресу: <адрес>, предоставлено на праве хозяйственного ведения - муниципальному унитарному предприятию «Служба заказчика и технического надзора» городского округа <адрес> Республики Башкортостан.
Жилое помещение с кадастровым №, площадью 13,2, расположенное на цокольном этаже по адресу: <адрес>, предоставленное на праве собственности Асяновой Р. Э., Изиляевой С. С., Ахмадеевой Р. Р., Кожепоровой В. Р., Сыркиной И. Д., Гиндуллину Ф. Г., Алимбековой В. В., Муниципальному образованию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, решением Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан от З января 2019 г. № изъято для государственных или муниципальных нужд.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ установлено: жилое помещение с кадастровым номером 02:55:010207:493, площадью 18,4 кв.м., расположенное на цокольном этаже по <адрес>, предоставлено на праве хозяйственного ведения Муниципальному унитарному предприятию «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа Республики Башкортостан; жилое помещение с кадастровым №, площадью 68 кв.м., расположенное на первом этаже по адресу: РБ, <адрес>, предоставлено на праве хозяйственного ведения МУП СЗ и ТН, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца об обязании Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Муниципального унитарного предприятия «Служба заказчика и технического надзора» городского округа <адрес> Республики Башкортостан в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова», расположенного по адресу: <адрес> подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова»; в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова»; в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова», с кадастровыми номерами №
Определяя ответственное за состояние объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание) лицо, суд исходит из того, что согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости с кадастровым № ответственным правообладателем является Администрация ГО г. Уфа РБ, спорный Объект не передан в хозяйственное ведение Муниципальному унитарному предприятию «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в связи с чем оснований для удовлетворения иска в части возложения обязанностей на МУП «СЗ и ТН» судом не усматривается.
Таким образом, суд находит требования истца в части возложения обязанности по сохранению культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание) с кадастровым номером 02:55:010207:68, подлежащими частичному удовлетворению и приходит к выводу об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание), расположенного по адресу: <адрес> подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание); в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание); в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание).
Доводы ответчика МУП «СЗ и ТН» о возращении искового заявления истцу в связи с неподсудностью указанного спора суду общей юрисдикции, судом отклоняются, поскольку как следует из апелляционного определения Верховного Суда Республики Башкортостан от 09 марта 2021 года данная категория дел подсудна судам общей юрисдикции.
Доводы ответчика МУП «СЗ и ТН» о пропуске срока исковой давности суд также находит несостоятельными ввиду следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство не применяется к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, если иное не предусмотрено законодательством.
Учитывая, что отношения в области охраны объектов культурного наследия не попадают в область регулирования гражданского законодательства и вытекают из административных и публичных правоотношений, к ним в силу прямого указания закона (ч. 3 ст. 2 ГК РФ) не могут быть применены нормы гражданского законодательства, в том числе положения об исковой давности.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, чье право нарушено.
Предъявление иска о приведении объекта культурного наследия в первоначальное состояние связано не с нарушением права конкретного лица, а с сохранением охраняемой части всемирного культурного наследия, в связи с чем установленные Гражданским Кодексом Российской Федерации сроки исковой давности не подлежат применению.
Кроме того, данные правоотношения сторон являются длящимися. На Объект оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, утвержденное приказом Министерством культуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№. Из Акта осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Объект находится в неудовлетворительном состоянии. Срок для устранения нарушения по предостережению о недопустимости нарушения обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Так же суд считает не состоятельными доводы относительно не подсудности данного иска суду общей юрисдикции, так как данный вопрос разрешен Апелляционным определением Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 - ГПК РФ суд:
решил:
Исковые требования Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Муниципальному унитарному предприятию «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа Республики Башкортостан о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в интересах Республики Башкортостан) – удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Муниципальное унитарное предприятие «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа Республики Башкортостан:
- в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова», расположенного по <адрес> подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова»;
- в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова»; в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова», с кадастровыми номерами №
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание), расположенного по <адрес> подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание); в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание); в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ахтямова» (восточное здание) «Дом Ахтямова» (восточное здание) с кадастровым №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца с момента составления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья подпись А.Х. Шаймиев