ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2367/10 от 06.10.2010 Волгодонской районного суда (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ

Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Терентьевой ТА. при секретаре Семеновой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Волгодонска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации г. Волгодонска и обязании разработать паспорт и зарегистрировать право собственности на объект недвижимости -земельный участок на котором расположено воинское захоронение, расположенное по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, Аллея воинской Славы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Волгодонска обратился в суд с заявлением к Администрации г. Волгодонска о признании незаконным бездействия Администрации г. Волгодонска и обязании разработать паспорт и зарегистрировать право собственности на объект недвижимости -земельный участок на котором расположено воинское захоронение, расположенное по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, Аллея воинской Славы, указав, что прокуратурой города в преддверии 65-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной Войне проведена проверка исполнения законодательства в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества.

Статьи 5,6 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» предусматривают, что воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 №4292-1 органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, создают резерв площадей для новых воинских захоронений.

Так согласно ст. 16 ФЗ РФ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится содержание мест захоронения, расположенных на территории округа.

Согласно постановлению Главы Администрации Ростовской области №74 от 04.04.1995 «О мерах по обеспечению в Ростовской области реализации закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» главам администраций городов и районов было поручено обеспечить реализацию мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества. При этом, городским и районным администрациям на постоянной основе было поручено: оборудование и оформление могил погибших воинов, установление мемориальных

знаков, составление паспортов воинских захоронений; завершение паспортизации и обследование мест воинских захоронений, мемориалов и памятников погибших при защите Родины и жертв Великой Отечественной войны на территории области, определение их технического состояния; обеспечение сохранности, благоустройство во­инских захоронений, установка надгробий, памятников, обелисков, других мемориальных объектов увековечивающих память погибших воинов.

Согласно информации представленной КУИ г. Волгодонска, паспорт объекта отсутствует, право собственности на земельный участок не оформлено.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположено воинское захоронение, может явиться препятствием для реализации мер по сохранности данного воинского захоронения, а также мемориального комплекса расположенного на нем.

При дальнейшем бездействии Администрации г. Волгодонска, выражающемся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на принадлежащее городскому округу недвижимое имущества -земельный участок, на котором расположено воинское захоронение Аллея воинской Славы, г. Волгодонск, нарушаются не только права и законные интересы неопределенного круга лиц, но и самого городского округа, поскольку отсутствие свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество не позволяет принимать надлежащие меры по обеспечению сохранности данного имущества, что отрицательно сказывается на техническом состоянии воинского захоронения.

В связи с чем, прокурор г. Волгодонска просит:

3.обязать Администрацию г. Волгодонска принять меры к разработке паспорта воинского захоронения, расположенное по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, Аллея воинской Славы.

Представитель прокуратуры г. Волгодонска Лаврешина М.А. в судебном заседании поддержала требования прокурора г. Волгодонска.

Представитель Администрации г. Волгодонска требования не признал, указав, что к бездействию относится не исполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативно правовыми и иными актами.

При заявленных требованиях прокурор города Волгодонска не указывает, какой нормативный акт не исполняется Администрацией города Волгодонска.

Воинское захоронение, расположенное по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, Аллея воинской Славы не является объектом недвижимого имущества, что подтверждается ответом начальника отделения по г. Волгодонску и Волгодонскому району Ростовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация»-Федеральное БТИ от 24.08,2009г. в котором указано, что данный объект является движимым имуществом.

Прокурор города Волгодонска не указал в своих требованиях, какой конкретный земельный участок должен быть зарегистрирован на праве собственности муниципальным образованием его площадь, кадастровый номер, месторасположение и на основании какого нормативно правовой акта.

Основаниями для государственной регистрации права собственности на земельный участок за муниципальным образованием может служить: сформированный в соответствии с действующим законодательством земельный участок и нахождение на нем объектов недвижимости.

Паспортизацию воинских захоронений осуществляет Министерство обороны РФ в силу своих полномочий, а органы местного самоуправления осуществляют лишь мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества и создают резерв площадей для новых воинских захоронений.

Представитель Комитета по управлению имуществом города Волгодонска, привлеченного к участию в деле в качестве 3-го лица, требования не признал, указав, что к бездействию относится не исполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативно правовыми и иными актами.

При заявленных требованиях прокурор города Волгодонска не указывает, какой нормативный акт не исполняется Администрацией города Волгодонска.

Воинское захоронение, расположенное по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, Аллея воинской Славы не является объектом недвижимого имущества.

Паспортизацию воинских захоронений осуществляет Министерство обороны РФ в силу своих полномочий, а органы местного самоуправления осуществляют лишь мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества и создают резерв площадей для новых воинских захоронений.

Представитель Муниципального автономного учреждения муниципального образования «Город Волгодонск» «Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства», привлеченного к участию в деле в качестве 3-го лица в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменный отзыв, в котором пояснил, что воинское захоронение, расположенное по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, Аллея воинской Славы Комитетом по управлению имуществом города Волгодонска передано в оперативное управление МАУ «ДСиЖКХ». Паспорт и свидетельство о государственной регистрации воинского захоронения в МАУ «ДСиЖКХ» не переданы.

Содержание воинского захоронения осуществляется МАУ «ДСиЖКХ» в пределах выделенных бюджетных средств.

Выслушав пояснение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой города в преддверии 65-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной Войне проведена проверка исполнения законодательства в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества.

Проверкой проведенной прокуратурой города установлено, что право собственности на объект культурного наследия - воинское захоронение, расположенное по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, Аллея воинской Славы не зарегистрировано, паспорт объекта отсутствует.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности, на

которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.

Согласно п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с этой статьей государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, к которому относятся: земельные участки; участки недр; обособленные водные объекты; здания; сооружения; жилые помещения; нежилые помещения; леса; многолетние насаждения; предприятия как имущественные комплексы; иные объекты, которые связанны с землей, поскольку их перемещение без соразмерного ущерба их назначению невозможно.

Комитетом по управлению имуществом города Волгодонска был направлен запрос в ФГУП «Ростехинвентаризация « Федеральное БТИ» является воинское захоронение, расположенное по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, Аллея воинской Славы объектом недвижимости. В ответе начальника отделения по г.Волгодонску и Волгодонскому району Ростовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация»-Федеральное БТИ от 24.08.2009г. указано, что данный объект является движимым имуществом. Поэтому ссылку на ст. 130 ГК РФ прокурора города Волгодонска несостоятельна.

Кроме того в соответствии в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Прокурор города Волгодонска не указал в своих требованиях, какой конкретный земельный участок должен быть зарегистрирован на праве собственности муниципальным образованием, его площадь, кадастровый номер, месторасположение и на основании какого нормативного правового акта.

В соответствии со ст. ЗОЛ Федерального закона государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

Для регистрации права собственности РФ на земельный участок согласно п. п. 1 и 2 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 необходимо представить заявление, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для

регистрации права собственности на земельный участок, правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками). Представления указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, на основании вышеизложенного, основаниями для государственной регистрации права собственности на земельный участок за муниципальным образованием может служить: сформированный в соответствии с действующим законодательством земельный участок и нахождение на нем объектов недвижимости.

В соответствии со ст.5 Закона Российской Федерации от 14.01.1993г. №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите отечества» воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов.

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите отечества» сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.

Указом Президента Российской Федерации вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества от 22.01.2006г. №37 возложены на Министерство Обороны Российской Федерации полномочия по увековечению памяти погибших при защите Отечества и считать его уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в этой сфере.

Статьей 11 Закона Российской Федерации от 14.01.1993г. №4292-1 указаны полномочия Министерства обороны Российской Федерации к которым относятся ведение учета воинских захоронений и погибших военнослужащих, координация выполнения мероприятий по обеспечению поисковой работы, а также по паспортизации воинских захоронений на территории Российской Федерации и на территориях других государств..

Вышеуказанной статьей также четко указаны полномочия органов местного самоуправления, к которым относится

-осуществление мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территории, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации; - создание резерва площадей для новых воинских захоронений.

Статьей 16 Федерального Закона Российской Федерации от 06Л 0.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится содержание мест захоронения, расположенных на территории округа.

Таким образом, паспортизацию воинских захоронений осуществляет Министерство обороны РФ в силу своих полномочий, а органы местного самоуправления осуществляют лишь мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества и создают резерв площадей для новых воинских захоронений.

К бездействию относится не исполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативно правовыми и иными актами.

При заявленных требованиях прокурор города Волгодонска не указывает, какие нормативные акты не исполняются Администрацией города Волгодонска.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора г. Волгодонска необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске прокурору г. Волгодонска о;

3.обязании Администрацию г. Волгодонска принять меры к разработке паспорта воинского захоронения, расположенное по адресу: Ростовская область, Аллея воинской Славы, г. Волгодонск отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через районный суд в течение 10 дней.