ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2367/2013 от 18.09.2013 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

Г. Краснодар                   18 сентября 2013года

Судья    Октябрьского районного суда города Краснодара Крюков В.А.,

с участием представителя прокуратуры Ц.О г. Краснодара ФИО2,

при секретаре судебного заседания Ворониной Г.В

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тихорецкого Межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ к Департаменту автомобильных дорог Краснодарского края, ФКУ УПРДОР «Кубань», ООО «ДОРСНАБ» о признании бездействий по обеспечению должного уровня содержания федеральной дороги общего пользования- незаконными.

У С Т А Н О В И Л:

Тихорецкий межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ к Департаменту автомобильных дорог Краснодарского края, ФКУ УПРДОР «Кубань», ООО «ДОРСНАБ» о признании бездействий по обеспечению должного уровня содержания федеральной дороги общего пользования- незаконными, обосновывая свои требования тем, что в результате проведенной проверки Тихорецкой межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов ОГИБДД ОМВД России по Тихорецкому району были выявлены нарушения действующего законодательства о безопасности дорожного движения на участке федеральной автодороги Р-217 (М-29) «Кавказ» от 22 км+ 300 км до 74 км. Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществлявших содержание автомобильных дорог. Состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативных документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. В результате проверки установлено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года № 928 автодорога Р-217 «Кавказ» внесена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Согласно ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, являются федеральной собственностью. Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации № 3161-р от 10.09.2002 г. за Управлением федеральных дорог по Краснодарскому краю федерального агентства ФГУ УПРДОР «Кубань» на праве оперативного управления закреплена автодорога М-29 «Кавказ». Проведенная проверка показала, что на указанном участке федеральной автодороги М-29 «Кавказ» имеются недостатки в обустройстве и содержании, а именно: на участке дороги 38км+500м-40км+350м слева, 36км+470м-37км+700м, 34км+500м-34км+610м слева, 69км+118м- 69км+552м, 47км+50м-48км+800м - ровность покрытия не отвечает требованиям нормативных документов (наплывы, гребенка, просадки); на участке дороги 36км+340м - на проезжей части нанесена дорожная разметка 1.18 не предусмотренная схемой организации дорожного движения; на участке 46км+460м - расположение наземных пешеходных переходов относительно остановок общественного транспорта не соответствует требованиям ГОСТ Р 52766-07 и не обеспечивает безопасные условия пешеходных потоков; на участке 41км+465м, 58км+185м, 46км+420м, 50км+475м, 65км+786м, 73км+550м - остановки общественного транспорта не обустроены отдельными элементами (заездной карман, остановочная площадка, посадочная площадка, автопавильон, тротуары и пешеходные дорожки на подходах, переходно-сеоростнами полосами) в полном объеме в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-07; на участке дроги 41км+469м - отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки) на подходах к автобусным остановкам и пешеходным переходам; на участке дороги 25км+644м-26км+041м, 35км+320м-36км+746м, 49км+532м-50км+925м -отсутствует искусственное освещение участков автодороги в пределах населенных пунктов. Это является нарушением требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», согласно которым содержание дорог на территории РФ должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Невыполнение ответчиками обязанностей по обеспечению должного уровня содержания федеральной автодороги общего пользования нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, а в связи с этим межрайонный Тихорецкий прокурор просит признать бездействие ФКУ УПРДОР «Кубань», ООО «ДОРСНАБ» и Департамента автомобильных дорог Краснодарского края по обеспечению должного уровня содержания федеральной автодороги М-29 «Кавказ», проходящей по территории Тихорецкого района, незаконным, обязав ФКУ УПРДОР «Кубань», ООО «ДОРСНАБ» и Департамент автомобильных дорог Краснодарского края устранить вышеуказанные нарушения требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участке федеральной автодороги М-29 «Кавказ» от 22 км+300 км до 74км, путем проведения ремонтных работ на указанном участке автодороги.

В судебном заседании представитель прокуроры ЦАО г. Краснодара ФИО2 поддержала заявленные требования Тихорецкого межрайонного прокурора и просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ФКУ УПРДОР «Кубань» ФИО3 пояснила суду, что ФКУ Упрдор «Кубань» является федеральным казенным учреждением, подведомственным Федеральному дорожному агентству. В соответствии с подпунктом 3.2.1 пункта 3.2 раздела 3 Устава ФКУ Упрдор «Кубань», Управление исполняет функции государственного заказчика (застройщика) в соответствии с законодательством Российской Федерации на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Управлением на праве оперативного управления, на выполнение проектных и изыскательских работ, а также на оказание услуг по осуществлению строительного контроля, в том числе: организация размещения государственного заказа на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и иных работ в дорожном хозяйстве, в том числе на закупку и поставку материально -технических ресурсов, необходимых для реализации проектов путем организации торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, а также без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ФКУ Упрдор «Кубань» принимает обязательства по выполнению части функций Государственного Заказчика на утвержденный объём работ по содержанию федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, находящихся на балансе, а так же выполнению работ по ремонту и капитальному ремонту федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Согласно пункту 2.5 Устава Управление обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, являясь бюджетным учреждением ФКУ Упрдор "Кубань" может выполнять функции заказчика работ, услуг для государственных нужд только при условии включения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в федеральные целевые программы в установленном законом порядке и при наличии доведенных главным распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ главным распорядителем бюджетных средств в дорожном хозяйстве является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Подъезд к городу Майкоп от М-29 «Кавказ» в соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 10.09.2002 г. № 3161-р закреплена за ФКУ Упрдор "Кубань" на праве оперативного управления. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. На основании долгосрочного государственного контракта (на оказание услуг по содержанию) от 18.12.2012г. № 4/13/САД заключенного между Федеральным казенным учреждением «Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Кубань») - является Заказчиком и Обществом с ограниченной ответственностью ООО «ДОРСНАБ» - Подрядчиком, Подрядчик принял на себя обязательства по оказанию услуг по содержанию участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой км 0+000 - км 209+400, в том числе искусственных дорожных сооружений, в соответствии с требованиями Контракта, включая услуги по обеспечению круглогодичного проезда автомобильных транспортных средств по Объекту, созданию условий для беспрепятственного и безопасного дорожного движения, а также по обеспечению сохранности имущественного комплекса Объекта, а Заказчик взял на себя обязательства оплатить вышеуказанные услуги, оказанные с надлежащим качеством, в соответствии с условиями Контракта. Данный государственный контракт подписан обеими сторонами, вступил в юридическую силу с момента подписания (ДД.ММ.ГГГГ) и действует до ДД.ММ.ГГГГ (начало работ-ДД.ММ.ГГГГ, окончание работ-ДД.ММ.ГГГГ). Поскольку работы, указанные в пунктах 1,2 и 3 Акта от ДД.ММ.ГГГГ «обследования состояния дорожного покрытия, технических средств организации дорожного движения на федеральной автодороге Р-217 (М-29) «Кавказ» от км 22+300 до км 74», приложенного к настоящему исковому заявлению Тихорецкого межрайонного прокурора, относятся к постоянно выполняемым работам по содержанию в рамках вышеуказанного долгосрочного государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №/САД, они должны выполняться непосредственно Подрядчиком ООО «ДОРСНАБ». А поэтому вышеуказанные требования прокурора должны относится непосредственно к Подрядчику ООО «ДОРСНАБ». ФКУ Упрдор «Кубань» не является распорядителем бюджетных средств и в соответствии с бюджетными полномочиями, на основании ст. № Бюджетного кодекса Российской Федерации, имеет право осуществлять расходы бюджетных средств только согласно утвержденного Федеральным дорожным агентством бюджетного задания на объекты находящиеся в федеральной собственности. В рамках реализации всех вышеперечисленных объектов будут выполнены работы по приведению в нормативное состояние участков автомобильной дороги "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала -граница с Азербайджанской Республикой. А в связи с этим она считает, что ФКУ Упрдор «Кубань» не бездействует и проводит всю необходимую работу по устранению всех нарушений, указанных в Акте от ДД.ММ.ГГГГ «обследования состояния дорожного покрытия, технических средств организации дорожного движения на федеральной автодороге Р-217 (М-29) «Кавказ» от км 22+300 до км 74», а поэтому просит суд в удовлетворении исковых требованиях Тихорецкого межрайонного прокурора отказать в полном объеме.

Представитель ООО «ДОРСНАБ» в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания.

    Заслушав пояснения представителя прокуроры ЦАО г. Краснодара, мнение представителя ФКУ УПРДОР «Кубань», исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования Тихорецкого межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

    Как установлено в судебном заседании в результате проведенной проверки Тихорецкой межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов ОГИБДД ОМВД России по Тихорецкому району были выявлены нарушения действующего законодательства о безопасности дорожного движения на участке федеральной автодороги Р-217 (М-29) «Кавказ» от 22 км+ 300 км до 74км. Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществлявших содержание автомобильных дорог. Состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативных документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. Госстандартом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» устанавливается перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Согласно п. 3.1 указанного Госстандарта покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения. В результате проверки установлено, что постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № автодорога Р-217 «Кавказ» внесена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Согласно ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, являются федеральной собственностью. Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации №-р от ДД.ММ.ГГГГ за Управлением федеральных дорог по <адрес> федерального агентства ФГУ УПРДОР «Кубань» на праве оперативного управления закреплена автодорога М-29 «Кавказ». Проведенная проверка показала, что на указанном участке федеральной автодороги М-29 «Кавказ» имеются недостатки в обустройстве и содержании, а именно: на участке дороги 38км+500м-40км+350м слева, 36км+470м-37км+700м, 34км+500м-34км+610м слева, 69км+118м- 69км+552м, 47км+50м-48км+800м - ровность покрытия не отвечает требованиям нормативных документов (наплывы, гребенка, просадки); на участке дороги 36км+340м - на проезжей части нанесена дорожная разметка 1.18 не предусмотренная схемой организации дорожного движения; на участке 46км+460м - расположение наземных пешеходных переходов относительно остановок общественного транспорта не соответствует требованиям ФИО6 52766-07 и не обеспечивает безопасные условия пешеходных потоков; на участке 41км+465м, 58км+185м, 46км+420м, 50км+475м, 65км+786м, 73км+550м - остановки общественного транспорта не обустроены отдельными элементами (заездной карман, остановочная площадка, посадочная площадка, автопавильон, тротуары и пешеходные дорожки на подходах, переходно-сеоростнами полосами) в полном объеме в соответствии с требованиями ФИО6 52766-07; на участке дроги 41км+469м - отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки) на подходах к автобусным остановкам и пешеходным переходам; на участке дороги 25км+644м-26км+041м, 35км+320м-36км+746м, 49км+532м-50км+925м -отсутствует искусственное освещение участков автодороги в пределах населенных пунктов. Это является нарушением требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», согласно которым содержание дорог на территории РФ должно обеспечивать безопасность дорожного движения.

Суд не может согласиться с мнением представителя ФКУ УПРДОР «Кубань» о том, что вышеуказанные требования прокурора должны относится непосредственно к подрядчику ООО «ДОРСНАБ», поскольку судом установлено, что автомобильная дорога общего пользования федерального значения Подъезд к городу Майкоп от М-29 «Кавказ» в соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р закреплена за ФКУ Упрдор "Кубань" на праве оперативного управления. ФКУ Упрдор «Кубань» исполняет функции государственного заказчика и принимает обязательства по выполнению части функций Государственного Заказчика на утвержденный объём работ по содержанию федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, находящихся на балансе, а так же выполнению работ по ремонту и капитальному ремонту федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Более того, на основании долгосрочного государственного контракта (на оказание услуг по содержанию) от ДД.ММ.ГГГГ №/САД заключенного между Федеральным казенным учреждением «Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Кубань») - Заказчиком и Обществом с ограниченной ответственностью ООО «ДОРСНАБ» (ООО «ДОРСНАБ») - Подрядчиком, Подрядчик принял на себя обязательства по оказанию услуг по содержанию участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой км 0+000 - км 209+400, в том числе искусственных дорожных сооружений, в соответствии с требованиями Контракта, включая услуги по обеспечению круглогодичного проезда автомобильных транспортных средств по Объекту, созданию условий для беспрепятственного и безопасного дорожного движения, а также по обеспечению сохранности имущественного комплекса Объекта, что подтвердила в судебном заседании представитель ФКУ УПРДОР «Кубань», а поэтому заказчик взял на себя обязательства оплатить вышеуказанные услуги, оказанные с надлежащим качеством, в соответствии с условиями Контракта. Данный государственный контракт подписан обеими сторонами, вступил в юридическую силу с момента подписания (ДД.ММ.ГГГГ) и действует до ДД.ММ.ГГГГ (начало работ-ДД.ММ.ГГГГ, окончание работ-ДД.ММ.ГГГГ), а поэтому должен выполняться обеими сторонами и ФКУ Упрдор «Кубань») как заказчик должно контролировать подрядчика по выполнению всех необходимых работ и они вместе с ООО «ДОРСНАБ» и департаментом автомобильных дорог <адрес> должны устранить все нарушения, указанные в Акте от ДД.ММ.ГГГГ «обследования состояния дорожного покрытия, технических средств организации дорожного движения на федеральной автодороге Р-217 (М-29) «Кавказ» от км 22+300 до км 74»

При таких обстоятельствах, суд считает, необходимым признать бездействия ФКУ УПРДОР «Кубань», ООО «ДРСНАБ» и Департамента автомобильных дорог Краснодарского края - незаконными, выразившиеся в бездействии по исполнению требований действующего Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», нарушающие права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц и обязывает ответчиков устранить в полном объеме указанные в Акте от ДД.ММ.ГГГГ допущенные нарушения закона.

На основании вышеприведенных нормативных актов и руководствуясь ст.ст.45, 194-198, 256 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Тихорецкого Межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ к Департаменту автомобильных дорог Краснодарского края, ФКУ УПРДОР «Кубань», ООО «ДОРСНАБ» о признании бездействий по обеспечению должного уровня содержания федеральной дороги общего пользования незаконными - удовлетворить.

Признать бездействия Департамента автомобильных дорог Краснодарского края, ФКУ УПРДОР «Кубань», ООО «ДОРСНАБ», выразившиеся в бездействии по исполнению требований действующего Федерального закона № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», нарушающие права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц - незаконными.

Обязать Департамент автомобильных дорог Краснодарского края, ФКУ УПРДОР «Кубань», ООО «ДОРСНАБ», устранить в полном объеме, указанные в Акте от ДД.ММ.ГГГГ допущенные нарушения закона.

    Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в апелляционную инстанцию Краснодарского Краевого суда, через Октябрьский районный суд города Краснодара.

    Судья -

Решение изготовлено в окончательном виде 18 сентября 2013 года.