Первомайский районный суд г. Пензы
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Первомайский районный суд г. Пензы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-2369/10 ...
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
28 ДЕКАБРЯ 2010 ГОДА Первомайский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Казеевой Т.А.
при секретаре Валееве А.Т.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ООО «Надежда-6» о защите прав неопределенного круга потребителей,
у с т а н о в и л:
Ассоциация потребителей Пензенской области обратилась в суд с названным исковым заявлением к ООО «Надежда-6», ссылаясь на то, что в ОД «АППО» обращаются граждане - потребители коммунальных услуг в связи с перерасчетом управляющей компанией стоимости коммунальной услуги «горячее водоснабжение» в период ... года. Гражданами были получены счета-квитанции по оплате жилищных и коммунальных услуг, в которых предъявлены к оплате дополнительные суммы перерасчета стоимости коммунальной услуги «горячее водоснабжение». При этом суммы перерасчета довольно значительны, в большинстве случаев они в несколько раз превышают ежемесячную стоимость коммунальной услуги. С перерасчетом коммунальных услуг граждане не согласны, истец считает его неправомерным. Многоквартирные дома, в отношении которых производилась корректировка, не оборудованы общедомовым (коллективным) прибором учета горячей воды и частично оборудованы индивидуальными приборами учета горячей воды. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006 года, корректировка платы за горячее водоснабжение для граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме, не оборудованном общедомовым прибором учета горячей воды и частично оборудованном индивидуальными приборами учета горячей воды, не предусмотрена. Формула расчета № 4 приложения № 2 к Правилам, по которой была рассчитана корректировка, применима лишь при отсутствии любых приборов учета, в данном случае часть квартир оборудована индивидуальными приборами учета. При проведении корректировки управляющей компанией формула расчета платы и корректировки была произвольно изменена, при этом ответчик руководствовался письмом Министерства регионального развития РФ от 05.08.2009 года № 24896-ВК/14, что является недопустимым, поскольку издание нормативных актов в виде писем не допускается. Следовательно, корректировка платы за горячее водоснабжение, производимая управляющей компанией в ... году, выполнена не в соответствии с действующим законодательством. Прокуратурой Первомайского района г. Пензы также выявлено данное нарушение требований действующего законодательства. Кроме того, для граждан, которые оплачивают услуги по нормативу, в норматив уже включены расход воды на общедомовые нужды и нормативные потери ресурсов. При этом в нормативе не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Вместе с тем, каких-либо аварий во внутридомовых коммуникациях и оборудовании большинства жилых домов, обслуживаемых ООО «Надежда-6» не было зафиксировано. Следовательно, не было неучтенных расходов коммунальных ресурсов в результате нарушения требований технической эксплуатации. Таким образом, является неправомерной корректировка платы коммунальных услуг в сторону увеличения из-за дополнительных расходов воды на общедомовые нужды и потери ресурсов для лиц, оплачивающих потребление ресурсов по нормативу, в том числе проживающих в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета. В результате неправомерных действий ответчика были нарушены права потребителей на необходимую и достоверную информацию о стоимости коммунальных услуг, что является нарушением положений Закона РФ «О защите прав потребителей». Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски о признании действий продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. Неопределенный круг лиц - это количественно не установленный, но предположительно многочисленный состав потенциальных истцов, не позволяющий привлечь к участию в процессе всех пострадавших от действий и бездействия одного и того же ответчика, объединенных общностью предмета и основания иска. Законная сила решения о защите прав и интересов неопределенного круга лиц проявляется своеобразно: его преюдициальность распространяется на лиц, не участвующих в деле, поскольку они являются «потенциальными истцами», входящими в неопределенный круг лиц. Решением суда об удовлетворении иска в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц на ответчика должна быть возложена обязанность довести решение суда до широкого круга лиц через средства массовой информации. Данное обращение будет основанием для обращения в суд конкретных граждан с иском о возмещении материального ущерба и морального вреда. Иски в защиту неопределенного круга потребителей направлены на обеспечение правового, экономического, социального благополучия общества.
Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» просит признать действия ООО «Надежда-6» по предъявлению потребителям счетов на дополнительную оплату услуги «горячее водоснабжение» в форме корректировки, производимой в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, в период ... года противоправными в отношении неопределенного круга потребителей;
- обязать ответчика прекратить предъявление потребителям счетов на дополнительную оплату услуги «горячее водоснабжение» в форме корректировки, производимой в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета;
- признать действия ООО «Надежда-6» по предъявлению потребителям счетов на дополнительную оплату услуги «горячее водоснабжение» в форме корректировки, оплачивающим коммунальные услуги по нормативам потребления в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, в период ... года противоправными в отношении неопределенного круга потребителей;
- обязать ООО «Надежда-6» прекратить предъявление потребителям счетов на дополнительную оплату услуги «горячее водоснабжение» в форме корректировки, оплачивающим коммунальные услуги по нормативам потребления в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета;
- обязать ООО «Надежда-6» довести до сведения потребителей через газету «Наша Пенза» резолютивную часть решения суда в 10-тидневный срок.
В судебном заседании представитель истца общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» - по доверенности Васильева Ю.С. исковое заявление и его доводы поддержала по тем же основаниям, пояснив дополнительно, что в соответствии с положениями действующего законодательства договор на предоставление потребителю коммунальных услуг надлежащего качества является публичным договором и его условия должны соответствовать издаваемым Правительством РФ правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Условия данного договора, не соответствующие установленным Правительством РФ обязательным правилам, ничтожны. К таким правилам относятся Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые не подлежат расширительному толкованию, а начисление потребителям платы за потребленный коммунальный ресурс должно производиться при точном и неукоснительном соблюдении изложенных в Правилах расчетов. В соответствии с названными Правилами, корректировка платы за коммунальные услуги производится при наличии одновременно нескольких условий: при отсутствии общедомового прибора учета, при отсутствии индивидуальных приборов учета, при наличии временно проживающих в жилом помещении, при уведомлении потребителем исполнителя о временно проживающих в жилом помещении в течение соответствующего периода. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий, корректировка платы не может производиться и будет незаконной. Многоквартирные дома, в отношении которых производилась корректировка, не оборудованы общедомовым (коллективным) прибором учета горячей воды и частично оборудованы индивидуальными приборами учета горячей воды. Следовательно, корректировка платы за горячее водоснабжение для граждан, проживающих в указанных домах, не предусмотрена. При проведении корректировки управляющей компанией применялась формула расчета № 4 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006 года. При этом, ответчиком в формулу корректировки был добавлен дополнительный показатель - ПИПУ (сумма перерасчета по всем ИПУ (индивидуальным приборам учета) в жилом доме. Указанный показатель в формуле расчета отсутствует. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядок расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений. Управляющей компании, которая не является органом государственной власти, такое право не принадлежит. Аналогичные выводы сделаны также органами прокуратуры Первомайского и Ленинского районов г. Пензы. Кроме того, корректировка размера платы за горячее водоснабжение проведена ответчиком при наличии общедомового прибора учета в многоквартирном доме и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, что вышеуказанными Правилами также не предусмотрено. В данном случае имеется указание на формулу 3 и нет указаний на другие формулы Правил. Доказательств обоснованности составляющей формулы № 4 СРСО - сумма, определенная ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством, ответчиком не представлена. Для граждан, которые оплачивают услуги по нормативу, в норматив уже включен расход воды на общедомовые нужды, а также включены нормативные потери ресурсов. Вышеназванными Правилами установлено, что коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. Следовательно, неправомерной является корректировка платы за коммунальные услуги в сторону увеличения из-за дополнительных расходов воды на общедомовые нужды и потери ресурсов для лиц, оплачивающих потребление ресурсов по нормативу, в том числе проживающих в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета. Суммы корректировки начислялись гражданам, не являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме (нанимателям).Истец считает, что у нанимателей отсутствует обязанность по оплате коммунальных услуг, предназначенных для содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе исходя из показаний общедомового прибора учета. В соответствии с Правилами общий объем потребленной горячей воды, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками помещений в многоквартирном доме. Следовательно, наниматели жилых помещений, то есть граждане, проживающие по договорам социального найма, не несут обязательства по оплате коммунальных услуг, потраченных на общедомовые нужды и исходя из показаний общедомового прибора учета. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Надежда-6» - по доверенности Лопачев И.Ю. с иском не согласен, ссылаясь на то, что ответчик является управляющей организацией уполномоченной общим собранием собственников многоквартирных домов №...., №...., №...., №...., №...., №...., №...., №...., №.... по ул. ..., дома №.... по ул. ..., №...., №...., №...., №.... по ул. ..., №...., №...., №...., №.... по ул. ..., №...., №...., №...., №...., №.... по ... проезду ..., проведенного в форме заочного голосования, на выполнение функций управления таким домом. ... года между Ю.Л.1 и ООО «Надежда-6» был заключен договор №.... на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде. В соответствии с условиями данного договора Ю.Л.1 обязуется подавать тепловую энергию на объекты, указанные в приложении к настоящему договору, а ООО «Надежда-6» обязуется принять тепловую энергию для нужд объектов ответчика и оплатить. Тепловая энергия - тепловая энергия в горячей воде (отопление) и горячая вода. В соответствии с данным договором оплата за тепловую энергию, потребленную абонентом, производится по тарифам, установленным управлением по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению заказа Пензенской области и за потребленную горячую воду по тарифам, установленным главой администрации г. Пензы. На основании постановления главы администрации г. Пензы от 27.11.2009 года № 1463 для потребителей Ю.Л.1 установлен тариф на горячее водоснабжение в размере 66,99 руб. за кв.м. (без НДС). В соответствии с приказом управления по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области для потребителей Ю.Л.1 установлен тариф на тепловую энергию в размере 851,00 руб. за 1 Гкал (без НДС). Решение вопроса об установке прибора коммерческого учета должно решаться на общем собрании жильцов данного дома, т.к. он является общей собственностью жильцов дома, бремя расходов на установку и содержание вышеуказанного прибора возложено на собственников. Учет тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения по договору от ... года между Ю.Л.1 и ООО «Надежда-6» определяется по показаниям приборов коммерческого учета. При отсутствии коммерческого прибора учета, либо выходе прибора из строя, расчеты с теплоснабжающим предприятием производятся на основании тепловых нагрузок, указанных в договоре с корректировкой по фактической температуре наружного воздуха. В адрес ООО «Надежда-6» в соответствии с условиями договора от ... года Ю.Л,1 направляют данные о потреблении ГВС с учетом норматива потребления, и количества проживающих граждан в многоквартирных жилых домах, находящихся на обслуживании у ответчика. В жилых домах, находящихся на обслуживании ООО «Надежда-6», не оборудованных общедомовыми приборами учета, учитывающими потребление тепловой энергии и расход горячего водоснабжения, количество потребленной энергии расход горячего водоснабжения определяется расчетным путем. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Нормативом потребления коммунальных услуг является месячный объём (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг установлены постановлением главы администрации г. Пензы от 17.12.2009 года № 158 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по г. Пензе». При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется для горячего водоснабжения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения № 2 вышеуказанных Правил. При отсутствии приборов коммерческого учета, установленных на границе балансовой ответственности сторон, объем отпущенного коммунального ресурса должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета воды. При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды во внимание не принимаются. Следовательно, действующее нормативное регулирование отношений по энергоснабжению допускает учет фактического потребления ресурса одним из способов: либо по показаниям приборов учета, расположенных на сетях абонента, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных норматив, без учета индивидуальных приборов учета граждан. Расчеты между ООО «Надежда-6» и Ю.Л.1 производятся на основании тепловых нагрузок, указанных в договоре. В расчетах с населением ООО «Надежда-6» принимает показания индивидуальных приборов учета, хотя имеются законные основания выставлять счета-квитанции гражданам, указывая нормативное потребление, т.к. отсутствуют общедомовые приборы учета. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица управления Роспотребнадзора по Пензенской области - по доверенности Бубнышева О.Ю. исковые требования поддержала, ссылаясь на то, что постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Буквальное толкование п. 19 названных Правил указывает на то, что корректировка размера платы за указанные коммунальные услуги, в том числе и за горячее водоснабжение, для конкретного многоквартирного дома производится при наличии нескольких условий: при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета; при наличии временно проживающих в жилом помещении; уведомлении потребителем исполнителя о временно проживающих в жилом помещении в течение соответствующего периода; и при условии, если корректировка предусмотрена договором управления многоквартирным домом (при проведении 1 раз в год), иначе - 1 раз в квартал. При проведении корректировки управляющей организацией должны быть учтены все перечисленные условия. По настоящему гражданскому делу информация о наличии временно проживающих в жилом помещении и уведомлении потребителем исполнителя о временно проживающих в жилом помещении в течение соответствующего периода, отсутствует. Многоквартирные дома, находящиеся на обслуживании ответчика, либо не оборудованы общедомовым прибором учета горячей воды и частично оборудованы индивидуальными приборами учета горячей воды, либо оборудованы общедомовым прибором учета. Иные случаи проведения корректировки платы за горячее водоснабжение законодательством, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей при оказании коммунальных услуг, не предусмотрены. Для граждан, оплачивающих услуги горячего водоснабжения по нормативу потребления, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Неучтенные расходы при рассмотрении настоящего дела не установлены. В норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды, исходя из расчета холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимый для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг. Просит исковые требования удовлетворить.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 10 и 11 ч.1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.ч. 2-4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу ч.2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Пунктом 1 ст. 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 30 от 23.05.2006 года, предусмотрено, что "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Пунктом 49 указанных Правил предусмотрено, что исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «Надежда-6» является управляющей организацией многоквартирных домов №...., №...., №...., №...., №...., №...., №...., №...., №.... по ул. ..., дома №.... по ул. ..., №...., №...., №...., №.... по ул. ..., №...., №...., №...., №.... по ул. ..., №...., №...., №...., №...., №.... по ... проезду ... в г. .... Указанная управляющая организация уполномочена на управление общими собраниями собственников помещений указанных многоквартирных домов, проведенными в форме заочного голосования.
... года между Ю.Л.1 (теплоснабжающая организация) и ООО «Надежда-6 (абонент) заключен договор №.... на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от ... года. Пунктом 1.1. договора предусмотрено, что теплоснабжающее предприятие обязуется подавать абоненту тепловую энергию, а абонент обязуется оплачивать теплоснабжающему предприятию принятую тепловую энергию в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также соблюдать договорные объемы и предусмотренный режим потребления тепловой энергии. Тепловая энергия - тепловая энергия в горячей воде (отопление) и горячая вода. Согласно пункту 5.2 договора, оплата за тепловую энергию, потребленную абонентом, производится по тарифам, утвержденным управлением по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области. Тариф на тепловую энергию может быть изменен согласно действующему законодательству.
В числе жилых домов, получаемых коммунальную услугу по тепловой энергии и ГВС от Ю.Л.1, значатся дома №...., №...., №...., №...., №...., №...., №...., №...., №.... по ул. ... в г. ..., №...., №...., №.... по ул. ..., №...., №...., №...., №...., №.... по ул. ..., №.... по ул. ..., №...., №...., №.... по ... проезду ... в г. ....
Установленные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, Уставом ООО «Наждежда-6», свидетельством о государственной регистрации юридического лица, договором №.... на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от ... года, актами разграничения эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности сторон Ю.Л.1 и ООО «Надежда-6», являющимися приложениями к договору №...., дополнительными соглашениями №...., №.... и №.... к договору №.... от ... года, протоколами собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в форме заочного голосования (л.д. 63-108), справкой Ю.Л.1 №.... от ... года, приложением к данной справке.
В соответствии с п.2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу п.1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 30 от 23.05.2006 года, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В судебном заседании установлено, что гражданами - потребителями коммунальных услуг многоквартирных жилых домов, управление которыми осуществляет ООО «Надежда-6», в ... году были получены счета-квитанции по оплате жилищных и коммунальных услуг, в которых потребителям предъявлены к оплате дополнительные суммы перерасчета стоимости услуги «горячее водоснабжение». Суммы названного перерасчета значительны и в большинстве случаев превышают ежемесячную стоимость коммунальной услуги «горячее водоснабжение». Корректировка оплаты услуги «горячее водоснабжение» произведена как для потребителей в многоквартирных жилых домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета и частично оборудованных индивидуальными приборами учета горячей воды, так и для потребителей в многоквартирных жилых домах, оборудованных общедомовым прибором учета, но оплачивающих услуги по нормативу. Данные обстоятельства не отрицаются сторонами и подтверждаются приобщенными к материалам дела счетами-квитанциями, выставленными в ... году ООО «Надежда-6» потребителям многоквартирных жомов, находящихся на управлении ООО «Надежда-6».
Как следует из анализа положений, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, корректировка платы за коммунальные услуги производится лишь при наличии одновременно нескольких условий: при отсутствии общедомового прибора учета, при отсутствии индивидуальных приборов учета, при наличии временно проживающих в жилом помещении, при уведомлении потребителем исполнителя о временно проживающих в жилом помещении в течение соответствующего периода.
Указанные основания при рассмотрении настоящего дела не установлены. Напротив, в ходе рассмотрения дела установлено, что в домах, находящихся на управлении у ответчика, общедомовые счетчики отсутствуют, часть квартир оборудована индивидуальными приборами учета, а часть квартир таких приборов не имеет. Следовательно, корректировка платы за горячее водоснабжение для потребителей коммунальных услуг, проживающих в указанных многоквартирных жилых домов законом не предусмотрена формулой расчета № 4 приложения № 2 к Правилам, поскольку пунктом 19 Правил формула № 4 применима только при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что при подсчете сумм корректировки ООО «Надежда-6» формула расчета корректировки, утвержденная постановлением Правительства в вышеназванных Правилах, была произвольно изменена ответчиком, в формулу № 4 управляющей организацией был добавлен дополнительный показатель - ПИПУ (сумма перерасчета по всем ИПУ (индивидуальным приборам учета) в жилом доме. Названный показатель в формуле № 4 отсутствует. Согласно п. 16 ст. 12 ЖК РФ право установления структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных правоотношений. Поскольку управляющая организация ООО «Надежда-6» не является органом государственной власти, право на установление порядка расчета за коммунальные услуги, включая оплату услуги «горячее водоснабжение», ей не принадлежит. Данные обстоятельства также свидетельствуют о незаконности действий ООО «Надежда-6» по начислению потребителям сумм корректировки на оплату услуги «горячее водоснабжение» в счетах-квитанциях за ... год.
Данные выводы подтверждаются также заключением управления федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области.
Рассматривая довод иска о признании незаконными действий ответчика по корректировке размера платы за горячее водоснабжение при наличии общедомового прибора учета в многоквартирном доме, суд также находит его обоснованным, поскольку данные действия Правилами предоставления коммунальных услуг не предусмотрены.
Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам;
Пунктом 22 названных Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Таким образом, корректировка платы за услугу «горячее водоснабжение» в многоквартирных жилых домах, оборудованных общедомовым прибором учета, частично оборудованных индивидуальными приборами учета и частично не оборудованных индивидуальными приборами учета, Правилами не предусмотрена, присутствует указание на формулу № 3 и отсутствуют указания на другие формулы Правил.
Пунктами 25 и 26 вышеуказанных Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года, предусмотрено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
Таким образом, для граждан, которые производят оплату спорной услуги по нормативу, в последний уже включен расход воды на общедомовые нужды и нормативные потери ресурсов. Следовательно, корректировка платы за «горячее водоснабжение» в сторону увеличения из-за дополнительных расходов воды на общедомовые нужды и потери ресурсов для лиц, оплачивающих потребление ресурсов по нормативу, в том числе проживающих в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, является неправомерной.
Суд также находит обоснованным довод иска о том, что суммы корректировки начислялись, в том числе, гражданам, не являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме (нанимателем). У нанимателей отсутствует обязанность по оплате коммунальных услуг, предназначенных для содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, исходя из показаний общедомового прибора учета. В силу ч.3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Таким образом, наниматели жилых помещений, проживающие по договорам социального найма, не несут обязательств по оплате коммунальных услуг, потраченных на общедомовые нужды и исходя из показаний общедомового прибора учета.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, "потребитель" - это гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; "исполнитель" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
По делу установлено, что исполнителями коммунальной услуги «горячее водоснабжение» является управляющая организация «Надежда-6», данной организации потребители производит оплату денежных средств за коммунальные услуги. Следовательно, потребители, проживающие в многоквартирных жилых домах, находящихся на управлении ООО «Надежда-6», являются неопределенным кругом потребителей. Безосновательно утверждая обратное, ответчик пытается вывести возникшую ситуацию из-под судебного разрешения. Действиями ответчика нарушены права потребителей, предусмотренные ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», на необходимую и достоверную информацию о стоимости коммунальных услуг. В соответствии со ст. 13 данного Закона исполнитель несет предусмотренную законом или договором ответственность.
Согласно ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом.
Защита жилищных прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
С учетом изложенного суд находит, что действия ООО «Надежда-6» по предъявлению потребителям счетов на дополнительную оплату услуги «горячее водоснабжение» в форме перерасчета (корректировки), производимой в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, а также потребителям, оплачивающим коммунальные услуги по нормативам потребления в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, в период ... года, являются противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Удовлетворяя исковые требования, суд находит необходимым возложить на ООО «Надежда-6» обязанность прекратить предъявление потребителям счетов на дополнительную оплату услуги «горячее водоснабжение в форме перерасчета (корректировки), производимой в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета и предъявление потребителям счетов на дополнительную оплату услуги «горячее водоснабжение» в форме перерасчета (корректировки), оплачивающим коммунальные услуги по нормативам потребления в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета; а также обязанность довести до сведения потребителей через газету «Наша Пенза» резолютивную часть решения суда в 10-тидневный срок со дня вступления решения в законную силу.
Таким образом, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ООО «Надежда-6» как проигравшей стороны по делу подлежит взысканию госпошлина в доход государства.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» удовлетворить.
Признать действия ООО «Надежда-6» по предъявлению потребителям счетов на дополнительную оплату услуги «горячее водоснабжение» в форме корректировки, производимой в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, в период ... года противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Обязать ООО «Надежда-6» прекратить предъявление потребителям счетов на дополнительную оплату услуги «горячее водоснабжение» в форме корректировки, производимой в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета.
Признать действия ООО «Надежда-6» по предъявлению потребителям счетов на дополнительную оплату услуги «горячее водоснабжение» в форме корректировки, оплачивающим коммунальные услуги по нормативам потребления в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, в период ... года противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Обязать ООО «Надежда-6» прекратить предъявление потребителям счетов на дополнительную оплату услуги «горячее водоснабжение» в форме корректировки, оплачивающим коммунальные услуги по нормативам потребления в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета.
Обязать ООО «Надежда-6» довести до сведения потребителей через газету «Наша Пенза» резолютивную часть решения суда в 10-тидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «Надежда-6» госпошлину в доход государства в сумме одной тысячи рублей.
Мотивированное решение изготовлено 30.12.2010 года.
Решение в течение 10 дней со дня принятия судом в окончательной форме может быть обжаловано в Пензенский облсуд через Первомайский районный суд г. Пензы.
Судья: ...
...
...
...
...
...