Дело № 2-236/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Томари 16 августа 2017 года
Томаринский районный суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Сасаровой Н.И., при секретаре Липко Т.П., рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Областному казенному учреждению «Томаринский центр занятости населения» о признании решения об отказе в сохранении среднего месячного заработка незаконным,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь, что ДД.ММ.ГГГГ была уволена с МУП «Водоканал» в связи с сокращением штатов. Своевременно стала на учет в Областном казенном учреждении «Томаринский центр занятости населения» (далее по тексту - ОКУ «Томаринский ЦЗН». При обращении в ОКУ «Томаринский ЦЗН» за решением о сохранении за ней среднего месячного заработка за 6-й месяц, получила отказ. Считает, решение об отказе в сохранении среднего месячного заработка незаконным, по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 318 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Исключительными случаями считает тот факт, что у нее на иждивении находится несовершеннолетний ребенок, дочь – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также то, что единственным источником дохода ее семьи является пенсия ее супруга ФИО1, в размере <данные изъяты> рублей. Просит признать решение ОКУ «Томаринский ЦЗН» об отказе в сохранении среднего месячного заработка от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
В письменном возражении на исковое заявление директор ОКУ «Томаринский ЦЗН» ФИО6 выражает несогласие с поданным заявлением по следующим основаниям. В соответствии со ст. 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). |
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Как следует из п.15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017, основанием для сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его не трудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, не трудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с:
его социальной незащищенностью,
отсутствием у него средств к существованию,
наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи
и тому подобного.
Как следует из искового заявления, ФИО3 имеет на иждивении нетрудоспособного члена семьи несовершеннолетнюю дочь ФИО2. Между тем, сам по себе факт нахождения на иждивении несовершеннолетнего ребенка не свидетельствует о том, что имеется исключительный случай для сохранения среднего заработка за 6-й месяц со дня увольнения.
При принятии оспариваемого решения центр занятости принял во внимание, что ФИО3 состоит в браке с ФИО1, который в силу ст.89 СК РФ обязан материально поддерживать истца.
Как следует из иска и подтверждается представленной справкой из ПФР, ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости, размер которой составляет <данные изъяты> руб. в месяц, следовательно, ФИО3 имеет средства к существованию и исключительный случай для сохранения ей среднего заработка отсутствует.
Таким образом, ФИО3 обладает большей социальной защищенностью по сравнению с иными гражданами, в отношении которых устанавливается гарантия, предусмотренная ст.318 ТК РФ, и которые в отличие от ФИО3 вообще не имеют никаких средств к существованию (определение ВС РФ от 29.05.2017 № 89-КГ 17-1).
Иное толкование норм закона ставит ФИО3 в более привилегированное положение по отношению к иным уволенным по сокращению гражданам, не имеющим доходов и действительно нуждающихся в сохранении среднего заработка, в связи с чем умоляются принципы равенства всех перед законом.
Нельзя согласиться с тем, что ФИО3 в силу низкого семейного дохода пребывает за чертой бедности по следующим основаниям.
Действительно, в соответствии с абзацем 5 ст.1 Закона Сахалинской области от 24.06.1998 N 67 "О прожиточном минимуме в Сахалинской области” бедность - это материальное состояние семьи (одиноко проживающего гражданина), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже прожиточного минимума, установленного в Сахалинской области.
Согласно ст.7 Закона Сахалинской области от 24.06.1998 N 67 "О прожиточном минимуме в Сахалинской области" семья (одиноко; проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в Сахалинской области, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством Сахалинской области. Исчисление среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) производится в порядке, установленном федеральным законом.
В силу ст.2 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственно^ социальной помощи.
Согласно ст.4 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
По состоянию на июнь 2017 года семья ФИО3 не могла быть отнесена к малоимущей, поскольку с учетом получения истцом среднего заработка и ее супругом пенсии в марте, апреле и мае 2017 года, их совокупный семейный доход составлял величину, превышающую прожиточный минимум. Следовательно, довод истца о ее социальной незащищенности не нашел своего подтверждения, наличия исключительного случая для сохранения среднего заработка центр занятости не усматривает.
На основании изложенного, просит суд отказать ФИО3 в удовлетворении иска.
В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила иск удовлетворить. С возражением не согласна.
Представитель ответчика – директор ОКУ «Томаринский ЦЗН» ФИО6 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме. Считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям указанным в возражении.
Выслушав истца ФИО3, представителя ответчика ФИО6, изучив представленные документы в их совокупности, суд приходит к следующему.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 ТК РФ (статьи 313 - 327).
Согласно ч. 1 ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены статьей 318 ТК РФ.
Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 318 ТК РФ).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 ТК РФ).
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй названной выше статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 ТК РФ).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Согласно определения Конституционного суда Российской федерации от 29.11.2012 № 2214-О, отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
Из материалов дела следует, что согласно трудовой книжке ФИО3, последняя ДД.ММ.ГГГГ уволена из МУП «Водоканал» в связи с сокращением штата работников организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Приказом ОКУ «Томаринский ЦЗН» № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке МУП «Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ, средний заработок ФИО3 за последние три месяца составил <данные изъяты> руб.
Справкой ОКУ «Томаринский ЦЗН» № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО3 в месячный срок со дня увольнения обратилась в Центр занятости населения и не была трудоустроена в течении 6-го месяца со дня увольнения. Данный факт также подтверждается решением об отказе в сохранении среднего месячного заработка № от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что ФИО3 в месячный срок после увольнения обратилась в Центр занятости населения и не была им трудоустроена, она имеет право на сохранение среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения, по решению органа службы занятости населения, при наличии исключительных случаев.
Согласно свидетельству о рождении №, ФИО2, родилась ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО1, мать – ФИО3.
В копии паспорта ФИО3 имеется запись о том, что она с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с ФИО1.
Согласно трудовой книжке ФИО1, последний уволен с работы ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки УПФР по Холмскому району Сахалинской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 установлена страховая пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ФИО3 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ.
Из справок формы 2-НДФЛ следует, что общий доход ФИО3 за № год в МУП «Водоканал» составил <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Общий доход ФИО1 за ДД.ММ.ГГГГ год в <данные изъяты> составил <данные изъяты> рублей, в МУП «Водоканал» - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Согласно выписке из лицевого счета по вкладу №, оформленному на ФИО2, доход в виде процентов, начисленных на сумму размещенных денежных средств на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Согласно выпискам из лицевых счетов по вкладам оформленным на ФИО3 и ФИО1, остатки по счетам нулевые.
В соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 05.05.2017 № 200, величина прожиточного минимума на душу населения в Сахалинской области на 1 квартал 2017 года составила 13 927 рублей, для трудоспособных – 14 637 рублей, для пенсионеров - 11 018 рублей, для детей – 14 772 рубля, то есть для соблюдения величины прожиточного минимума доход семьи ФИО3 должен составлять <данные изъяты> рублей. Между тем, ежемесячный доход семьи ФИО3 составляет <данные изъяты> рублей.
Довод представителя ответчикам ФИО6 о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года семья ФИО3 не могла быть отнесена к малоимущей, поскольку с учетом получения истцом среднего заработка и ее супругом пенсии в ДД.ММ.ГГГГ года, их совокупный семейный доход составлял величину, превышающую прожиточный минимум, суд находит несостоятельным в силу следующего.
Из материалов дела следует, что доход семьи ФИО3 на ДД.ММ.ГГГГ года, складывается из пенсии мужа в сумме <данные изъяты> руб. и дохода дочери в виде процентов, начисленных на сумму размещенных денежных средств, в размере <данные изъяты> руб., что в сумме составляет <данные изъяты> руб., в результате чего доход на каждого члена семьи составляет <данные изъяты> руб., что ниже величины прожиточного минимума.
Суд не берет в учет доходы семьи за ДД.ММ.ГГГГ год и последующие месяцы ДД.ММ.ГГГГ года, так как оценивает уровень жизни семьи на спорный период времени, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии исключительных обстоятельств для сохранения за ФИО3 среднего месячного заработка за 6-й месяц, а именно: нахождение на иждивении несовершеннолетнего ребенка, доход на каждого члена семьи в размере <данные изъяты> руб., что подтверждает социальную незащищенностью ФИО3 и фактическое отсутствием у нее достаточных средств к существованию.
При подаче искового заявления в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, истцом уплачена государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей, которая, в силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО3 к Областному казенному учреждению «Томаринский центр занятости населения» о признании решения об отказе в сохранении среднего месячного заработка незаконным от ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворить.
Признать решение Областного казенного учреждения «Томаринский центр занятости населения» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в сохранении среднего месячного заработка на период трудоустройства в течении 6-го месяца со дня увольнения, – незаконным.
Взыскать с Областного казенного учреждения «Томаринский центр занятости населения» в пользу ФИО3 расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Томаринский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Н.И. Сасарова
Решение (не) вступило в законную силу
С подлинным верно:
Судья
Томаринского районного суда Н.И. Сасарова