Дело № 2-236/2019 «19» марта 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе
Председательствующего судьи Хабик И.В.
При секретаре Булавцевой А.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда в Невском районе Санкт-Петербурга о включении периодов работы в трудовой стаж для назначения пенсии, перерасчете размера пенсии,
Установил:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что является получателем пенсии, однако при её назначении ответчик необоснованно исключил из трудового стажа истицы следующие периоды работы, осуществлявшиеся на территории Украины: с 13.03.1992 по 01.04.1993 г. в Штаб-квартире Информационного сыскного Агентства «Алекс», с 01.04.1993 по 29.10.1995 г. в Фирме «Ставоконсул» (г. Кривой Рог) и с 01.11.1995 г. по 31.12.2001 г. в СП «Компания Коло Франко» (г. Кривой Рог). Истец полагает это незаконным, просит обязать ответчика включить данные периоды в общий трудовой стаж и, соответственно, сделать перерасчет размера пенсии с момента обращения за её назначением.
Истец, а также представляющая её интересы ФИО2 явились в судебное заседание, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, явился в судебное заседание, исковые требования не признал.
Представитель 3-го лица ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела третье лицо извещено надлежащим образом, представило отзыв на исковое заявление.
Изучив материалы дела, пенсионное дело ФИО1, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г. До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и государством Украина, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Государстве Украина) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из материалов дела следует, что Чоп Л.Н. с 17.09.2017 г. является получателем страховой пенсии по старости, установленной в соответствии со ст. 8 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при этом общий страховой стаж по состоянию на 01.02.2002 г. определен ответчиком 10 лет 11 мес. 14 дней.
Из трудовой книжки истца следует, что истица осуществляла трудовую деятельность, в том числе работая у работодателей на территории Украины: с 13.03.1992 по 01.04.1993 г. в Штаб-квартире Информационного сыскного Агентства «Алекс», с 01.04.1993 по 29.10.1995 г. в Фирме «Ставоконсул» (г. Кривой Рог) и с 01.11.1995 г. по 01.11.2002 г. в СП «Компания Коло Франко» (л.д. 8-16).
Указанные периоды работы истицы действительно не включены в трудовой стаж истца, поскольку, по пояснениям ответчика, они документально не подтверждены.
Факт работы истца с 01.04.1993 по 29.10.1995 г. в Фирме «Ставоконсул» (г. Кривой Рог) подтверждается записями за № № 13, 14 в трудовой книжке истца (л.д. 12-13), а также Архивной справкой от 17.09.2001 г./521-01, подписанной директором фирмы «Ставоконсул» (л.д. 82).
Факт работы истца в период с 01.11.1995 г. по 01.11.2002 г. в СП «Компания Коло Франко» в г. Кривой Рог в должности референта подтверждается записями под № 15,16 в трудовой книжке (л.д. 13), а также копией Приказа о приеме на работу Чоп (добрачная фамилия Герасько – свидетельство о браке на л.д. 83) Л.Н., копией договора № 014/97 от 24.09.1997 (л.д. 72) и приказа № 12 от 01.11.2002 г. об увольнении по собственному желанию (л.д. 73). Кроме того, согласно ответу Главного Управления Пенсионного Фонда Украины в Днепропетровской области согласно индивидуальным данным о застрахованном лице на предприятии СП «Компания Коло Франко» работала ФИО4 Индивидуальные данные содержатся в Государственном реестре застрахованных лиц с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г.
Решением УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга от 27.02.2019 г. документы, подтверждающие факт работы истца в СП «Компания Коло Франко» к принятию и зачету для перерасчета размера пенсии по старости, получаемой истцом, отказано (л.д. 88-89), поскольку при перерасчете пенсий в рамках Соглашения от 13.03.1992 г. необходимо документальное подтверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств-участников Соглашения, путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов).
Управлением действительно были направлены запросы в компетентные органы Украины 28.08.2017 г. и 17.10.2017 г., но ответа в адрес Управления не поступило.
Изучив представленные документы, суд считает доказанным факт работы истца в период с 01.04.1993 по 29.10.1995 г. в Фирме «Ставоконсул» (г. Кривой Рог) и в период с 01.11.1995 г. по 31.12.2001 г. в СП «Компания Коло Франко» в г. Кривой Рог, Украина (с учетом подтверждения данных в Государственном реестре застрахованных лиц по 31.12.2001 – л.д. 86), при этом суд учитывает, что отсутствие ответов компетентных органов государства Украины на запросы Пенсионного Фонда РФ не должно лишать истца права на гарантированное законом пенсионное обеспечение.
Учитывая изложенное, суд считает, что требования истца о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по 29.10.1995 г. в должности заведующего технического отдела в Фирме «Ставоконсул» (г. Кривой Рог) и периода работы с 01.11.1995 г. по 31.12.2001 г. в должности референта в СП «Компания Коло Франко» (г. Кривой Рог) в трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии, подлежащим удовлетворению; указанный стаж составил 8 лет 08 мес. 28 дней.
В части включения периода работы с 13.03.1992 по 01.04.1993 г. в Штаб-квартире информационного Сыскного Агентства «Алекс» в г. Кривой Рог суд приходит к выводу о невозможности удовлетворить заявленные требования, поскольку какими-либо документами, кроме записи в трудовой книжке, указанный период работы истца не подтвержден, установить местонахождение данного предприятия согласно ответу Пенсионного фонда Украины на запрос суда, не представляется возможным (л.д. 86).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда в Невском районе Санкт-Петербурга включить в трудовой (страховой) стаж работы ФИО1 периоды:
- с 01.04.1993 по 29.10.1995 г. в должности заведующего технического отдела в Фирме «Ставоконсул» (г. Кривой Рог, Украина),
- с 01.11.1995 г. по 31.12.2001 г. в должности референта в СП «Компания Коло Франко» (г. Кривой Рог, Украина).
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Невском районе Санкт-Петербурга произвести перерасчет пенсии ФИО1 с даты назначения пенсии, то есть с 17.09.2017 г.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда в Невском районе Санкт-Петербурга госпошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт- Петербургский городской суд посредством подачи апелляционной жалобы через Невский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме изготовлено 05.04.2019 г.