КОПИЯ
к делу № 2-236/2020 (№ 2-3331/2019)
УИД 23RS0003-01-2019-008222-64
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г-к. Анапа «27» января 2020 г.
Анапский городской суд Краснодарского края в составе судьи Волошина А.В., при помощнике судьи Носковой С.О., с участием представителя истца – помощника Анапского межрайонного прокурора Присяжнюка А.И., представителей ответчиков: директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7 муниципального образования город-курорт Анапа имени Героя Советского Союза ФИО1» ФИО2, действующей на основании приказа от 30.07.2007 г. № 138/к, представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа – ФИО3, действующего на основании доверенности от 31.12.2019 г. № 103-07-14131/19, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анапского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 7 муниципального образования город-курорт Анапа имени Героя Советского Союза ФИО1» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства, регламентирующего доступность образования,
У С Т А Н О В И Л:
Анапский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации МО г-к. Анапа, МБОУ «СОШ № 7 МО г-к. Анапа имени Героя Советского Союза ФИО1» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства, регламентирующего доступность образования для инвалидов (детей-инвалидов) и маломобильных групп населения.
В обоснование заявленных требований указано, что Анапской межрайонной прокуратурой в сентябре 2019 года с привлечением специалиста УСЗН в г-к. Анапа проведена проверка исполнения МБОУ «СОШ № 7 МО г-к. Анапа имени Героя Советского Союза ФИО1», расположенным по адресу: г-к. Анапа, <адрес>-а, законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе соблюдения прав детей-инвалидов, в части обеспечения доступа к образовательному учреждению в целях реализации права на доступность образования.
В ходе проверки установлено, что здание образовательного учреждения не соответствует требованиям СП «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», в связи с чем в МБОУ «СОШ № 7 МО г-к. Анапа имени Героя Советского Союза ФИО1» не созданы условия доступности для маломобильных граждан.
В частности, не установлена вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля, на контрастном фоне, на высоте от 1,3 до 1,5 м согласно п. п. 4.3.7.3., 5.5.1, 5.5.8 ГОСТ Р 52131-2019, СП 59.13330.2012; отсутствуют речевые информаторы (индукционные петли); при входе в здание школы не размещена информационная мнемосхема.
Истцом указано, что предусмотренные ст. 210 ГК РФ, ч. 1 ст. 21, п. 6 и 7 ст. 28, п. 8 и 10 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ч. 1 ст. 49, п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ч. 1 ст. 4, п. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 г. № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае», приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» обязанности по обеспечению доступности здания образовательного учреждения для инвалидов (детей-инвалидов) и других групп населения с ограниченными возможностями ответчиками не выполняются. Денежные средства на указанные цели образовательному учреждению из местного бюджета по муниципальному заданию не выделялись.
Допущенные нарушения создают препятствия инвалидам (детям-инвалидам) и другим маломобильным группам в доступности здания МБОУ «СОШ № 7 МО г-к. Анапа имени Героя Советского Союза ФИО1» для обучения, в связи с чем существенным образом нарушаются их права и охраняемые законом интересы.
До настоящего времени нарушения не устранены, в связи с чем прокурор просит обязать МБОУ «СОШ № 7 МО г-к. Анапа имени Героя Советского Союза ФИО1» устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в РФ в части обеспечения беспрепятственной доступности для маломобильных граждан в соответствии с требованиями Свода правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», после поступления соответствующего бюджетного финансирования.
Также прокурор просит обязать администрацию МО г-к. Анапа профинансировать образовательному учреждению вышеуказанные мероприятия.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по изложенным основаниям, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель УСЗН по г-к. Анапа в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Указал, что исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель МБОУ «СОШ № 7 МО г-к. Анапа имени Героя Советского Союза ФИО1» исковые требования по существу не оспорила, указав, что в адрес управления образования администрации МО г-к. Анапа направлена информация о необходимости выделения дополнительных денежных средств, запрошены коммерческие предложения на поставку средств обеспечения доступности для маломобильных групп населения. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель администрации МО г-к. Анапа возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на их необоснованность. Указал, что собственных средств образовательное учреждение не имеет, в орган местного самоуправления заявка на финансирование не поступала.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что МБОУ «СОШ № 7 МО г-к. Анапа имени Героя Советского Союза ФИО1» принадлежит на праве оперативного управления четырехэтажное здание школы № 7, расположенное по адресу: г-к. Анапа, <адрес>-а (л. <...>).
Согласно ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 3 ст. 298 ГК РФ установлено, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Таким образом, МБОУ «СОШ № 7 МО г-к. Анапа имени Героя Советского Союза ФИО1» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, за которым муниципальное имущество закреплено на праве оперативного управления. Учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является администрация МО г.-к. Анапа в лице управления имущественных отношений.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ) экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ определено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Подпунктом 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на охрану здоровья граждан обеспечивается, в том числе путем создания безопасных и благоприятных условий их воспитания и обучения.
В соответствии с ч. 6 и 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из положений п. 8 и 10 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также проведение профилактических мероприятий.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является в том числе содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, защиту их от фактов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, духовное, и нравственное развитие.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 г. № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, специальными приспособлениями и оборудованием. Пунктом 5 ст. 5 настоящего Закона установлено, что организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 г. «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для адаптации зданий и сооружений под нужды маломобильных граждан необходимо учитывать требования СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». (Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001).
Статьей 12 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с п. 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. № 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, условия доступности услуг в сфере образования для инвалидов.
Установлено, что здание МБОУ «СОШ № 7 МО г-к. Анапа имени Героя Советского Союза ФИО1» не соответствует требованиям СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». (Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), а именно отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля, на контрастном фоне и на высоте от 1,3 до 1,5 м. (нарушение п. п. 5.5.1, 5.5.8 (п. 4.3.7.3 ГОСТ Р 52131-2019) СП 59.13330.2012); отсутствуют речевые информаторы (индукционные петли) (нарушение п. п. 5.5.3, 5.5.4, 5.5.6 СП 59.13330.2012); отсутствует информационная мнемосхема при входе в здание школы (нарушение п. 7.1.8 СП 59.13330.2012).
Изложенное подтверждается информацией УСЗН по г-к. Анапа от ДД.ММ.ГГГГ№.№
Таким образом, в указанном образовательном учреждении не созданы условия доступности для маломобильных граждан.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ Анапским межрайонным прокурором в адрес руководителя МБОУ «СОШ № 7 МО г-к. Анапа имени Героя Советского Союза ФИО1» внесено представление об устранении допущенных нарушений, по результатам рассмотрения которого вышеуказанные нарушения не устранены (л.д. 14-19, 20-23).
МБОУ «СОШ № 7 МО г-к. Анапа имени Героя Советского Союза ФИО1» запрошены коммерческие предложения специализированных организаций на предмет поставки и установки средств обеспечения доступности для маломобильных групп населения (л.д. 99-101). 20.01.2020 г. руководителем образовательного учреждения направлена служебная записка в управление образование администрации МО г-к. Анапа о предоставлении бюджетного финансирования на указанные мероприятия в размере 173 600 рублей (л.д. 102-103).
Судом также установлено, что до настоящего времени нарушения не устранены, финансирование поставки и установки средств обеспечения доступности для маломобильных групп населения в МБОУ «СОШ № 7 МО г-к. Анапа имени Героя Советского Союза ФИО1» не произведено, оборудование не приобретено и не установлено, что ответчиками не отрицается.
Неисполнение требований действующего законодательства в части обеспечения доступности образовательного учреждения для инвалидов (детей-инвалидов) и других маломобильных групп существенным образом нарушает их права и охраняемые законом интересы, в том числе право на доступность образования.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Анапского межрайонного прокурора удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа профинансировать муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 7 муниципального образования город-курорт Анапа имени Героя Советского Союза ФИО1», расположенному по адресу: <адрес>, г-к. Анапа, <адрес>-а, мероприятия, связанные с устранением нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов (детей-инвалидов) и маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 муниципального образования город-курорт Анапа имени Героя Советского Союза ФИО1», расположенное по адресу: <адрес>, г-к. Анапа, <адрес>-а, после поступления финансирования администрации муниципального образования город-курорт Анапа устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, обеспечить беспрепятственную доступность для маломобильных граждан в соответствии с требованиями Свода правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», а именно: установить вывеску с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля, на контрастном фоне, на высоте от 1,3 до 1,5 м согласно п. п. 4.3.7.3., 5.5.1, 5.5.8 ГОСТ Р 52131-2019, СП 59.13330.2012; оборудовать речевые информаторы (индукционные петли); разместить информационную мнемосхему при входе в здание школы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца.
Судья /подпись/ А.В. Волошин
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья Анапского городского суда
Краснодарского края А.В. Волошин
Решение не вступило в законную силу
27.01.2020 г.
Помощник судьи С.О. Носкова
Подлинник решения суда находится в материалах гражданского дела № 2-236/2020, УИД 23RS0003-01-2019-008222-64 Анапского городского суда Краснодарского края.
Помощник судьи С.О. Носкова