ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-236/2013 от 08.10.2013 Усть-большерецкого районного суда (Камчатский край)

                                                                                                                            Дело № 2-236/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 октября 2013 года                                                                                        с. Усть-Большерецк

Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи                                                                             Матвеева К.В.

при секретаре                                                                                                          Руденко В.А.

с участием помощника прокурора Усть-Большерецкого района Клетенковой О.В.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края, в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия администрации Усть-Большерецкого муниципального района,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки по информации поступившей из Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Дальневосточное управление Ростехнадзора), установлено, что на основании соглашений от 01.07.2013 года органами местного самоуправления Усть-Большерецкого сельского поселения, Октябрьского сельского поселения, Апачинского сельского поселения, Кавалерского сельского поселения администрации Усть-Большерецкого муниципального района в сфере жилищно-коммунального хозяйства были переданы полномочия по организации в границах вышеуказанных поселений теплоснабжения населения. Правила оценки готовности к отопительному периоду утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения. Приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 года № 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду, регламентирующие порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющих установок, которые подключены к системе теплоснабжения. В соответствии с п. 5 Правил, проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов. 05.09.2013 года заместителем руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора утверждена программа проверки готовности к отопительному периоду 2013-2014г.г. Усть-Большерецкого муниципального района. В соответствии с вышеуказанной Программой, п. 9 распоряжения № 292 от 05.09.2013 года Дальневосточного управления Ростехнадзора, в рамках осуществления полномочий по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду, у администрации Усть-Большерецкого муниципального района были запрошены необходимые для проведения проверки документы. Согласно акту проверки № 20/2013 от 18.09.2013 года, запрошенные документы, на момент проведения проверки Дальневосточным управлением Ростехнадзора получены не были. Непредставление администрацией Усть-Большерецкого муниципального района необходимых сведений Ростехнадзору создало существенные препятствия для осуществления деятельности указанного контролирующего органа в части объективной оценки готовности муниципального образования к отопительному сезону в 2013-2014г.г., а также достижения целей проверки. Несвоевременная оценка уполномоченным органом готовности муниципального образования к отопительному периоду создает реальную угрозу несвоевременного устранения всех имеющихся на объектах теплоснабжения недостатков, требующих незамедлительного приведения их в соответствии, и как следствие несвоевременного начала отопительного периода при установлении регламентированных законодательством температурных режимов наружного воздуха, что грубо нарушит конституционные права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Усть-Большерецкого муниципального района. Просил признать незаконным бездействие администрации Усть-Большерецкого муниципального района, выразившееся в непредставлении Дальневосточному управлению Ростехнадзора документов, необходимых для оценки готовности Усть-Большерецкого муниципального района к отопительному периоду 2013-2014 годов, возложить обязанность на администрацию Усть-Большерецкого муниципального района предоставить Дальневосточному управлению Ростехнадзора ранее запрошенные документы для оценки готовности Усть-Большерецкого муниципального района к отопительному периоду 2013-2014 годов, а именно: документы, подтверждающие соответствие фактического запаса топлива на всех теплоисточниках муниципального образования утвержденным нормативам; документы, подтверждающие наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения; документы, подтверждающие наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения; графики аварийного ограничения режимов потребления тепловой энергии потребителей, согласованные с органом местного самоуправления; документы регламентирующие порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии при возникновении (угрозе возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения. Также просил обратить решение к немедленному исполнению.

Представитель заявителя помощник прокурора Усть-Большерецкого района Клетенкова О.В. заявление поддержала по вышеуказанным основаниям.

Представитель заинтересованного лица администрация Усть-Большерецкого муниципального района ФИО1 против удовлетворения заявления не возражал, указанные в заявлении обстоятельства не оспаривал.

Заинтересованное лицо Дальневосточное управление Ростехнадзора, при надлежащем извещении просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, заявление прокурора поддержали в полном объеме.

Выслушав лиц участвующих в деле, дав оценку доводам заявления, исследовав материалы данного гражданского дела, суд пришел к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 256 гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

В силу ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с безопасностью электрических и тепловых установок, тепловых сетей. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

В соответствии с п. 2 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 40 Устава Усть-Большерецкого муниципального района администрация Усть-Большерецкого муниципального района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции. Администрация Усть-Большерецкого муниципального района обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением.

В судебном заседании установлено, что на основании Соглашений от 01 июля 2013 года заключенных администрациями Апачинского, Кавалерского, Усть-Большерецкого, Октябрьского сельских поселений с одной стороны и администрацией Усть-Большерецкого муниципального района с другой стороны, первыми передано последней осуществление полномочий по организации теплоснабжения населения в границах указанных сельских поселений.

Распоряжением Дальневосточного управления Ростехнадзора № 292 от 05 августа 2013 года постановлено провести проверку готовности Усть-Большерецкого муниципального района к отопительному периоду 2013-2014 годов. Пунктом 9 Распоряжения установлен перечень документов, предоставление которых муниципальным образованием, необходимо для достижения целей и задач проведения проверки. Данный перечень, в том числе, содержит следующие документы: документы, подтверждающие соответствие фактического запаса топлива на всех теплоисточниках муниципального образования утвержденным нормативам; документы, подтверждающие наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения; документы, подтверждающие наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения; графики аварийного ограничения режимов потребления тепловой энергии потребителей, согласованные с органом местного самоуправления; документы регламентирующие порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии при возникновении (угрозе возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения.

05 сентября 2013 года Главе администрации Усть-Большерецкого района Дальневосточным управлением Ростехнадзора было направлено письмо, в котором указывалось на необходимость представить вышеуказанные документы в срок до 11 сентября 2013 года. Также к письму были приложены копии распоряжения № 292 от 05.09.2013 года, программы проверки.

Из акта проверки готовности к отопительному периоду 2013-2014 годов № 20/2013 от 18 сентября 2013 года следует, что администрацией Усть-Большерецкого муниципального района на момент проверки не были представлены следующие запрошенные документы: документы, подтверждающие соответствие фактического запаса топлива на всех теплоисточниках муниципального образования утвержденным нормативам; документы, подтверждающие наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения; документы, подтверждающие наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения; графики аварийного ограничения режимов потребления тепловой энергии потребителей, согласованные с органом местного самоуправления; документы регламентирующие порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии при возникновении (угрозе возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения, в связи с чем не представилось возможным оценить готовность муниципального образования к отопительному сезону 2013-2014 годов и достичь целей проверки.

Каких-либо доказательств опровергающих установленные судом обстоятельства заявителем суду не представлено.

На основании изложенного, суд полагает, что и.о. прокурора был вправе на основании ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с настоящим заявлением. Срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, по настоящему делу не пропущен.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования Дальневосточного управления Ростехнадзора к администрации Усть-Большерецкого района о предоставлении указанных документов, основаны на законе и заявлены в рамках государственных полномочий по проведению проверки готовности муниципального образования к отопительному периоду, непредставление данных документов исключает возможность уполномоченного органа оценить готовность муниципального образования к отопительному периоду 2013-2014 годов, нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих в Усть-Большерецком районе, в связи с чем суд признает незаконным бездействие администрации Усть-Большерецкого муниципального района выразившееся в непредставлении Дальневосточному управлению Ростехнадзора документов, подтверждающих соответствие фактического запаса топлива на всех теплоисточниках муниципального образования утвержденным нормативам; документов, подтверждающих наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения; документов, подтверждающих наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения; графиков аварийного ограничения режимов потребления тепловой энергии потребителей, согласованных с органом местного самоуправления; документов регламентирующих порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии при возникновении (угрозе возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения.

Заявителем не представлено доказательств, что на момент рассмотрения дела вышеуказанные требования Дальневосточного управления Ростехнадзора администрацией Усть-Большерецкого района были надлежащим образом исполнены, не имеется таких доказательств и в материалах дела.

Таким образом, суд, с учетом положений п. 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", полагает необходимым обязать администрацию Усть-Большерецкого муниципального района в месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу представить Дальневосточному управлению Ростехнадзора следующие документы: документы, подтверждающие соответствие фактического запаса топлива на всех теплоисточниках муниципального образования утвержденным нормативам; документы, подтверждающие наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения; документы, подтверждающие наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения; графики аварийного ограничения режимов потребления тепловой энергии потребителей, согласованные с органом местного самоуправления; документы регламентирующие порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии при возникновении (угрозе возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения.

Суд, принимая во внимание, что на дату вынесения решения наступило начало отопительного периода, непродолжительный период времени до наступления отрицательных температур окружающей среды, полагает необходимым на основании ст. 212 ГПК РФ решение в части возложения обязанности обратить к немедленному исполнению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, учитывая положения п. 29 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд полагает необходимым взыскать с администрации Усть-Большерецкого муниципального района в доход бюджета Усть-Большерецкого муниципального района государственную пошлину в размере 200 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление и.о. прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края, в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия администрации Усть-Большерецкого муниципального района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Усть-Большерецкого муниципального района, выразившееся в непредставлении Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору документов, подтверждающих соответствие фактического запаса топлива на всех теплоисточниках муниципального образования утвержденным нормативам; документов, подтверждающих наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения; документов, подтверждающих наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения; графиков аварийного ограничения режимов потребления тепловой энергии потребителей, согласованных с органом местного самоуправления; документов регламентирующих порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии при возникновении (угрозе возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения.

Обязать администрацию Усть-Большерецкого муниципального района в месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу представить Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следующие документы: документы, подтверждающие соответствие фактического запаса топлива на всех теплоисточниках муниципального образования утвержденным нормативам; документы, подтверждающие наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения; документы, подтверждающие наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения; графики аварийного ограничения режимов потребления тепловой энергии потребителей, согласованные с органом местного самоуправления; документы регламентирующие порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии при возникновении (угрозе возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения.

Решение в части возложения обязанности подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с администрации Усть-Большерецкого муниципального района в доход бюджета Усть-Большерецкого муниципального района государственную пошлину в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края.

Судья                                                                                                            К.В. Матвеев