Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Кочубеевское 29 февраля 2016 года
Судья Кочубеевского районного суда Ставропольского края Щербаков С.А.,
при секретаре судебного заседания Гура В.В.,
с участием:
истца Ляховой Л.И.,
представителя истца Ляховой Л.И. - адвоката Кравцовой О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика – ПАО «Сбербанк России» Бескоровайной О.Ю., действующей на основании доверенности № СКБ-09\2410 от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Ляховой Л.И. к ПАО «Сбербанк России» о признании незаконными операций по перемещению денежных средств, о взыскании убытков и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Ляхова Л.И. обратилась в суд с иском кПАО «Сбербанк России» о признании незаконными операций по перемещению денежных средств, о взыскании убытков и компенсации морального вреда, указав в исковом заявлении следующее.
Между Ляховой Л.И. и ответчиком заключены договоры, в соответствии с которыми на ее имя оформлены: счет №.8ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ по вкладу «Maestro Социальная»; счет №.8ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ по вкладу «Сохраняй»; счет №.8ДД.ММ.ГГГГ по вкладу «Сохраняй».
С указанных счетов без ее соответствующего распоряжения и надлежащего уведомления ответчиком ДД.ММ.ГГГГ были списаны денежные средства в общем размере <данные изъяты>. При этом она не совершала действий, направленных на перечисление, уплату и иное списание денежных средств, которые ответчик произвел без ее ведома.
ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 16 минут ей пришло SMS уведомление от ответчика о том, что в целях сохранности ее денежных средств карта была заблокирована по подозрению в компрометации.
ДД.ММ.ГГГГ с целью информирования ответчика о возможных противоправных действий с ее денежными средствами в 20 часов 19 минут ею осуществлен звонок на №(800)555-55-50, однако, оператор не ответил (длительность соединения 1 минута); в 20 часов 21 минута ею осуществлен повторный звонок на №(800)555-55-50, однако, оператор не ответил (длительность соединения 1 минута). Затем с номера телефона № ею повторно совершен звонок на №(800)555-55-50, она попросила оператора заблокировать услугу «Сбербанк-онлайн» и ее счета. При этом оператор заверила ее, что деньги с ее счетов находятся на вкладе.
О факте списания денежных средств со счета №.№ по вкладу «Сохраняй» и счета №.№ по вкладу «Сохраняй» она узнала ДД.ММ.ГГГГ непосредственно когда явилась в банк для снятия денежных средств.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ она подала ответчику заявление о несогласии с данными операциями.
В ответ на указанное заявление, ответчик рекомендовал обратиться в правоохранительные органы, которые могут получить у банка по оформленному в соответствии с действующим законодательством запросу всю необходимую информацию.
В соответствии с п.1 ст.845 Гражданского кодекса РФ, по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
В силу положений ст.854 Гражданского кодекса РФ, списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.
В соответствии с п.2 ст.847 Гражданского кодекса РФ, клиент может дать распоряжение банку о списании денежных средств со счета по требованию третьих лиц, в том числе, связанному с исполнением клиентом своих обязательств перед этими лицами. Банк принимает эти распоряжения при условии указания в них в письменной форме необходимых данных, позволяющих при предъявлении соответствующего требования идентифицировать лицо, имеющее право на его предъявление.
Согласно п. п.1.23, 1.24 "Положения о правилах осуществления перевода денежных средств", утвержденных Банком России ДД.ММ.ГГГГ N 383-П, банк обеспечивает возможность воспроизведения, в том числе, по запросу, в электронном виде и на бумажных носителях (в формах, установленных для соответствующих распоряжений) принятых к исполнению и исполненных распоряжений в электронном виде. Распоряжение плательщика в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами).
При воспроизведении распоряжений в электронном виде в соответствии с пунктом 1.23 настоящего Положения должна обеспечиваться возможность установления лица (лиц), указанного (указанных) в настоящем пункте.
В соответствии с главой 2 указанного Положения процедуры приема к исполнению распоряжения плательщика, требующего в соответствии с федеральным законом согласия третьего лица на распоряжение денежными средствами плательщика, включают контроль наличия такого согласия третьего лица.
Удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде подписано и (или) удостоверено в соответствии с пунктом 1.24 настоящего Положения (п. 2.3).
В соответствии со ст.9 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", п.1 ст.1 закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение заказать или приобрести товары (работы, услуги), возникающие правоотношения регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как указал Верховный Суд РФ в пп. "д" п.3 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при отнесении споров к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей следует учитывать, что под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).
Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденным Центральным Банком Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 266-П предусматривается, что отношения с использованием кредитных карт регулируются договором банковского счета, внутренними правилами (условиями) кредитной организации по предоставлению и использованию банковских карт (пункты 1.10, 1.12).
Банк, как организация, осуществляющая согласно ст.1 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 395-1 "О банках и банковской деятельности", деятельность, связанную с извлечением прибыли, несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей перед держателем карты независимо от своей вины, в том числе, за осуществление платежа по распоряжению неуполномоченного лица. Принцип ответственности банка как субъекта предпринимательской деятельности на началах риска закреплен также в п.3 ст.401 Гражданского кодекса РФ, в силу положений, которого лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Владелец карты - физическое лицо несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства только при наличии своей вины по основаниям, установленным ч.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ.
Аналогичные основания ответственности и условия освобождения от ответственности предусмотрены ст.ст.13, 14 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Исходя из указанных положений следует, что банк в силу своего положения является специалистом на рынке финансовых услуг, занимается предпринимательской деятельностью, в связи с чем, несет риски, определяемые характером такой деятельности.
Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами", необоснованным списанием денежных средств с расчетного счета клиента является списание, произведенное в сумме, большей, чем предусмотрено платежным документом, а также списание без соответствующего платежного документа либо с нарушением требований законодательства.
В соответствии с ч.15 ст.9 федерального закона N 161-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О национальной платежной системе", в случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент - физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица.
К возникшим правоотношениями подлежит применению законодательство о защите прав потребителей, а потому истец, в соответствии с положениями статьи 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" вправе требовать с лица, оказавшего финансовую услугу с нарушением установленного порядка, то есть, не надлежащим образом, возмещения убытков в виде утраченных денежных средств.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно разъяснениям, данным в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
На основании изложенного, с учетом уточнения в судебном заседании исковых требований, просит суд: признать незаконными операции ПАО «Сбербанк России» по списанию денежных средств со счета №.№, счета №.№, счета № в общей сумме <данные изъяты>, открытию обезличенного металлического счета и покупки/продажи металла; взыскать с ответчика ПАО «Сбербанк России» в пользу Ляховой Л.И. сумму убытков в размере <данные изъяты>; взыскать с ответчика ПАО «Сбербанк России» в пользу Ляховой Л.И. штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя; взыскать с ответчика ПАО «Сбербанк России» в пользу Ляховой Л.И. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>.
В судебном заседании истец Ляхова Л.И. и ее представитель Кравцова О.В. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме и настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика – ПАО «Сбербанк России» Бескоровайной О.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что ПАО «Сбербанк России» считает доводы истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. На основании заявления на получение дебетовой карты Сбербанка России Ляхова Л.А. была выдана дебетовая карта «Maestro Социальная». Согласно заявления на получение карты держателем карты указан номер мобильного телефона №, а также согласие на подключение услуги «Мобильный банк». При первоначальном получении карты держатель карты был ознакомлен с Условиями использования банковских карт ОАО «Сбербанк России» и тарифами банка и уведомлен о том, что Условия использования банковских карт, Тарифы Сбербанка России и Памятка Держателя размещены на web-сайте Сбербанка России. В соответствии с п.1.1. «Условий использования банковских карт ОАО «Сбербанк России» (далее Условия), Условия использования банковских карт ОАО «Сбербанк России в совокупности с памяткой Держателя карт, Памяткой по безопасности при использовании карт, Заявлением на получение карты, Тарифами банка являются заключенным между клиентом и ОАО «Сбербанк России» договор о выпуске и обслуживании банковских карт». Главой 11 Условий «Предоставление услуг через систему «Сбербанк ОНЛ@ЙН» и проведение операций в сети интернет» определен порядок использования указанной услуги. Согласно п.11.8. Условий, Клиент соглашается с тем, что постоянный и одноразовый пароли являются аналогами собственноручной подписи, электронные документы, подтвержденные постоянным и/или одноразовым паролем признаются банком и Клиентом равнозначными документами на бумажном носителе и могут служить доказательством в суде. Клиент соглашается с тем, что документальным подтверждением факта совершения им операции является протокол проведения операций в автоматизированной системе банка, подтверждающий корректную идентификацию и аутентификацию Держателя в совершении операции в такой системе. Клиент соглашается с получением услуг посредством системы «Сбербанк ОнЛ@йн» через сеть Интернет, осознавая, что сеть Интернет не является безопасным каналом связи и соглашается нести все риски, связанные с возможным нарушением конфиденциальности и целостности информации при её передаче через сеть Интернет (п.11.9. Условий). Банк информирует Клиента о мерах безопасности, рисках Клиента и возможных последствиях для Клиента в случае не соблюдения мер информационной безопасности, рекомендованных банком. Информирование осуществляется на вебсайте банка, в подразделениях банка, путем отправки СМС-сообщений на номер мобильного телефона, подключенного Клиентом к услуге «Мобильный банк» (п.11.11 Условий). В соответствии с п.11.17.2 Условий, банк не несет ответственности за последствия компрометации идентификатора пользователя, постоянного и/или одноразовых паролей Клиента, а также за убытки, понесенные Клиентом в связи с неправомерными действиями третьих лиц. Держатель обязуется хранить в недоступном для третьих лиц месте и не передавать другим лицам свой идентификатор пользователя, постоянный и одноразовые пароли (п. 11.18.1 Условий). При получении банковской карты клиента банка также получает памятку держателя карт ОАО «Сбербанк России», в которой отражены условия использования карты, меры предотвращения повреждения карты, меры безопасности и защиты от мошенничества, условия использования услуг банка с помощью карты, правила работы с устройствами самообслуживания (банкоматы, терминалы), правила оплаты товаров и услуг при помощи карты, способы контроля операций по карте, необходимые мероприятия при утрате карты, информация о службе помощи банка. Кроме того, данная информация размещена на официальном сайте банка www.sberbank.ru, также существует специальный электронный ящик help@sbrf.ru и контактные телефоны службы помощи банка, указанные на сайте, во всех структурных подразделениях банка, на всех устройствах самообслуживания, рекламных продуктах, а также в указанной памятке держателя карт и в условиях использования дебетовых карт, с помощью которых банк предупреждает клиента о возможных противоправных действиях в отношении его денежных средств, а также в случае ошибочных операций, совершенных самим клиентом. ОАО «Сбербанк России» и Ляхова Л.И. заключили договор банковского обслуживания (далее ДБО), который состоит из подписанного клиентом (истцом) заявления на банковское обслуживание, Условий банковского обслуживания физических лиц ОАО «Сбербанк России» (далее Условия-2) и тарифов банка. Данный договор является договором присоединения. В рамках ДБО одним из видов услуг, предоставляемых клиенту в рамках комплексного обслуживания является проведение операций и/или получение информации по счетам, вкладам клиента и другим в банке через удаленные каналы обслуживания (через устройства самообслуживания банка, систему «Сбербанк ОнЛ@йн» «Мобильный банк», контактный центр банка) (п. 1.5. Условий-2). В соответствии с п.1.10 Условий 2, действие ДБО распространяется на счета карт, открытые как до, так и после заключения ДБО, а также на вклады, счета и иные продукты, предусмотренные ДБО, открываемые/предоставляемые клиенту в рамках ДБО. Положения Раздела 3 «Предоставление услуг через систему Сбербанк ОнЛ@йн и проведение операций в сети интернет» Приложения № Условий-2 дублируют положения, содержащие в Условиях. В соответствии с п. 3.20, 3.20.1 Приложения № Условий-2, клиент обязуется хранить в недоступном для третьих лиц месте и не передавать другим лицам свои идентификаторы пользователя, постоянный пароль и одноразовые пароли. В соответствии со ст.847 ГК РФ, предусмотрена возможность удостоверения прав лица на распоряжение средствами на счете, путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета. Также договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (п.2 ст.160 ГК), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом. В рамках ДБО Ляхова Л.И. получила доступ к сервису Сбербанк Онлайн, своего рода личный кабинет, в который можно войти через официальный сайт Сбербанка имея логин и пароль. Логин и пароль клиент может получить самостоятельно, используя любую банковскую карту, открытую на его имя. В Сбербанк Онлайн Клиенту доступна информация по всем кредитам, вкладам и картам, а также доступны любые операции по вкладам и картам. Логин и пароль для входа в Сбербанк Онлайн (личный кабинет) Клиент может получить двумя способами и в обоих случаях необходима банковская карта, любая открытая на имя Клиента. Клиент заходит на официальный сайт Сбербанка России www.sbrf.ru «Регистрируется». Далее Клиент вводит полный номер карты, который указан на самой карте, эта информация доступна только Клиенту. Далее Клиенту на номер телефона, который подключен к данной карте и к которому подключена услуга Мобильный банк от номера 900 (номер Сбербанка) приходит дополнительный пароль для регистрации и получения доступа в личный кабинет. Этот пароль необходимо внести в указанное поле. Далее Клиент придумывает свой логин и пароль для входа в Сбербанк Онлайн (личный кабинет) и подтверждает дважды путем ввода информации в необходимые поля. Клиенту на его номер телефона приходят сообщения от номера 900 о получении доступа в Сбербанк Онлайн (личный кабинет). В случае с Ляховой Л.И. логин и пароль для входа Сбербанк Онлайн (личный кабинет) были получены на ранее подключенный номер телефона к мобильному банку +№. В соответствии с п. 6.2. «Условий», банк осуществляет отправку СМС-сообщений по каждой совершенной операции для Держателей, подключенных к полному пакету услуги «Мобильный банк». Каждый вход в Сбербанк Онлайн (личный кабинет) помимо основного логина и пароля сопровождается еще и дополнительным паролем, который приходит в виде СМС-сообщения и только на номер телефона клиента. Без него невозможно войти в личный кабинет и распоряжаться своими вкладами и картами.
Сообщения поступившие на номер телефона Ляховой Л.И. с номера 900:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | Сообщение доставлено. | Услуга Мобильный банк успешно изменена. Если Вы не совершали данную операцию, обратитесь в контактный центр Сбербанка. Список подключенных карт: VISA3106(ON); |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | Сообщение доставлено. | MAES2133 *****42133 Уважаемый клиент, в целях сохранности ваших средств карта была заблокирована по подозрению в компрометации. Для бесплатного перевыпуска карты обратитесь в Контактный центр по телефону, указанному на обратной стороне карты. Ваш Сбербанк |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | Сообщение доставлено. | MAES2133 ДД.ММ.ГГГГ 19:58 зачисление <данные изъяты> SBERBANK ONL@IN VKLAD-KARTA Баланс: <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | Сообщение доставлено. | MAES2133 ДД.ММ.ГГГГ 19:56 зачисление <данные изъяты> SBERBANK ONL@IN VKLAD-KARTA Баланс: <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | Сообщение доставлено. | MAES2133 ДД.ММ.ГГГГ 19:56 списание <данные изъяты> SBERBANK ONL@IN KARTA-VKLAD Баланс: <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | Сообщение доставлено. | EUROPAY42133; Otkaz; Summa:<данные изъяты>; CARD2CARD-MAIL.RU; RUS, ДД.ММ.ГГГГ 19:55 Pozvonite v Bank+74955000005 ili <данные изъяты>dvazhdy nazhmite "2"") |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | Сообщение доставлено. | MAES2133 ДД.ММ.ГГГГ 19:55 зачисление <данные изъяты> SBERBANK ONL@IN VKLAD-KARTA Баланс: <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | Сообщение доставлено. | Tinkoff Bank (RUB <данные изъяты> пароль: №. He сообщайте этот пароль никому, в том числе сотруднику Банка. |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | Сообщение доставлено. | CARD2CARD-MAIL.RU (RUB <данные изъяты>); пароль: № Не сообщайте этот пароль никому, в том числе сотруднику Банка. |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | Сообщение доставлено. | Сбербанк Онлайн. Пароль для подтверждения изменения логина - <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | Сообщение доставлено. | CARD2CARD-MAIL.RU (RUB <данные изъяты>); пароль: №. Не сообщайте этот пароль никому, в том числе сотруднику Банка. |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | Сообщение доставлено. | CARD2CARD-MAIL.ru (RUB <данные изъяты>); пароль: № Не сообщайте этот пароль никому, в том числе сотруднику Банка. |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | Сообщение доставлено. | Tinkoff Bank (RUB <данные изъяты>); пароль: № Не сообщайте этот пароль никому, в том числе сотруднику Банка. |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | Сообщение доставлено. | CARD2CARD-MAIL.RU (RUB <данные изъяты>); пароль: №. Не сообщайте этот пароль никому, в том числе сотруднику Банка. |
<данные изъяты> | Сообщение | MAES2133 ДД.ММ.ГГГГ 18:50 зачисление <данные изъяты> SBERBANK ONL(2)IN VKLAD-KARTA |
доставлено. | Баланс: <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | Сообщение доставлено. | Регистрация в приложении Сбербанк Онлайн для iPhone. Внимание! Не сообщайте пароль регистрации никому, даже сотрудникам банка: зная пароль, злоумышленник может получить доступ к вашим деньгам. Пароль регистрации: № |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | Сообщение доставлено. | Сбербанк Онлайн. Пароль для подтверждения изменения логина - № |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | Сообщение доставлено. | Регистрация в Сбербанк Онлайн. Внимание! Не сообщайте пароль регистрации никому, даже сотрудникам банка: зная пароль, злоумышленник может получить доступ к вашим деньгам. Пароль регистрации: № |
Доводы истца о ненадлежащим уведомлении со стороны банка о списании денежных средств со счетов не соответствует действительности, так как, при сравнении представленной выписки оказанных услуг связи и выписки смс сообщений поступивших с номера 900, видно, что смс сообщения о совершаемых операциях на номер телефона клиента приходили, также это подтверждается записью разговора Ляховой Л.И. с оператором контактного центра, в ходе которого истец подтвердила, что пароли приходили на её номер телефона, а также сообщила, что удалила их из памяти телефона. Так, вход в Сбербанк Онлайн (личный кабинет) Ляховой Л.И. совершен ДД.ММ.ГГГГ, о чем ей на номер телефона доставлено СМС-сообщение в 18:10, после регистрации в Сбербанк Онлайн (личный кабинет) в 18:45 происходит регистрация мобильной версии приложения Сбербанк Онлайн (личный кабинет) на iPhone (личный кабинет на смартфоне), которое возможно только после основной регистрации, произведенной Клиентом. Регистрация мобильного приложения Сбербанк Онлайн (личный кабинет) также сопровождается дополнительным СМС-паролем, без которого нельзя подключить приложение. Дополнительный пароль доставлен СМС-сообщением с номера 900 Ляховой Л.И.ДД.ММ.ГГГГ в 18:45. С 19:08 по 19:35 приходили дополнительные пароли на совершение операций, в 19:38 поступило сообщение с паролем для подтверждения изменения логина, в 19:53 и в 19:54 поступили дополнительные пароли, после чего с 19:54 до 19:57 сообщения о списании и зачислении денежных средств с карты. И последним сообщением было о блокировке банком карты по подозрению в компрометации. После чего, Ляхова позвонила на горячую линию Банка, первый разговор состоялся в 20:44 с оператором Долмат Натальей Ивановной, второй в 20:45 с оператором Походеевым Виталием Александровичем, в ходе которого стало известно, что истец в нарушение п. 2.14 «Условий» сообщила третьим лицам контрольную информацию, а именно номер карты, срок действия и CVV код находящийся на оборотной стороне карты. Также Ляхова Л.И. сообщала пароли для входа в Сбербанк Онлайн. На вопрос оператора:«Вы видели, что в каждом смс сообщении есть предупреждение о том, что нельзя никому сообщать пароли?», истец ответила: - «Ну конечно я знаю об этом». Во время разговора, по требованию клиента оператором КЦ была установлена блокировка услуги Сбербанк Онлайн. Не соответствует действительности довод о том, что оператор КЦ заверил Ляхову Л.И. о нахождении денежных средств со всех ее счетов на вкладе. Согласно записи разговора клиента с оператором КЦ, истец спросила про депозит в размере <данные изъяты>, эту информацию оператор подтвердил, данная сумма находилась на карте и это подтверждается выпиской по счету № карты Maestro «Социальная». Данная информация подтверждается записью разговора Ляховой Л.И. с оператором контактного центра. Распечатка СМС сообщений подтверждает корректное введение одноразовых паролей и своевременное направление Банком СМС-уведомлений. Банком в ходе проверки претензии истца установлено, что одноразовые пароли были введены правильно, что свидетельствует о том, что операция по списанию денежных средств была санкционирована пользователем карты и Банк обязан был исполнить данную операцию. Банк не имел возможности установить, что распоряжения по счету были даны не уполномоченным лицом и не несет ответственности за совершение операций по счету. Банк действовал в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и договором, заключенным между Банком и истцом. С целью предотвращения финансовых потерь клиентов Банка вследствие действий третьих лиц, ОАО «Сбербанк России» информирует своих клиентов о различных видах мошенничества путем размещения информации на официальном сайте Банка, отправки информационных СМС-сообщений на мобильные телефоны, а также через средства массовой информации. В соответствии с п. 8.1. «Условий», Банк не несет ответственности в случаях невыполнения Держателем условий Договора. В силу положений ст. 854 ГК РФ, списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Согласно ст. 845 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента. Согласно ст. 856 ГК РФ, в случаях несвоевременного зачисления на счет поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком со счета, а также невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных статьей 395 настоящего Кодекса. В соответствии с п. 3.3 Положения Центрального Банка Российской Федерации "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" от 24 декабря 14 ronaN 266-П, документ по операциям с использованием платежной карты должен содержать следующие обязательные реквизиты: идентификатор банкомата, электронного терминала или того технического средства, предназначенного для совершения операций с использованием платежных карт; вид операции; дата совершения операции; сумма операции; валюта операции; сумма комиссии (если имеет место); код авторизации; реквизиты платежной карты. Согласно п. 3.6 данного Положения, указанные в пункте 3.3 Положения обязательные реквизиты документа по операциям с пользованием платежной карты должны содержать признаки, позволяющие достоверно установить соответствие между реквизитами платежной карты и соответствующим счетом физического лица, юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также между идентификаторами организаций торговли (услуг), ПВН, банкоматов и банковскими счетами организаций торговли (услуг), ПВН, банкоматов. Согласно п. 1.4 указанного Положения, банковские карты, являются видом платежных карт как инструмент безналичных расчетов, предназначенный для совершения физическими лицами, в том числе, уполномоченными юридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором с эмитентом; в соответствии с п. 1.8 вышеназванного Положения конкретные условия предоставления денежных средств для расчетов по операциям, совершаемым с использованием расчетных карт, кредитных карт, порядок возврата предоставленных денежных средств, порядок документального подтверждения предоставления и возврата денежных средств могут определяться в договоре с клиентом. При указанных обстоятельствах, собственная неосмотрительность Клиента дала возможность третьим лицам провести операции по счетам Клиента, при том, что ПАО Сбербанк со своей стороны предпринимает все возможные меры для того, чтобы информировать клиентов о том, как избежать мошенничества и не стать жертвой злоумышленников. Истцом не предоставлены доказательства нарушения ответчиком условий договора, предоставления услуги Сбербанк ОнЛ@йн, исполнения обязательств ненадлежащим образом. Из п. 5 ст. 14 Закона РФ "О защите прав потребителей" следует, что изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).
Поскольку потребитель нарушил установленные правила использования предоставляемой услуги, то банк в данном случае не может нести ответственность как исполнитель услуги. Списание денежных средств со счета Истца произошло по распоряжению лица путем использования паролей. Убытки истца наступили не по вине банка, а по вине лиц, которым стали известны идентификатор и пароли в результате, проведенных истцом действий. Просят отказать Ляховой Л.И. в иске по всем заявленным требованиям.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Часть 13 статьи 9 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №161-ФЗ "О национальной платежной системе" предусматривает, что в случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента.
Часть 4 этой статьи устанавливает, что оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ, обязательства, возникшие из договоров, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от обязательств не допускается.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 393 ГК РФ, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Для взыскания убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, лицо, требующее их возмещения, в силу статьи 393 ГК РФ должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также размер убытков.
Согласно статье 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Отношения, вытекающие из договора банковского счета, урегулированы главой 45 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 845 ГК РФ, по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
В силу статьи 854 ГК РФ, списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 847 ГК РФ, права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных не только договором банковского счета, но установленными в соответствии с законом банковскими правилами. Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.
Требования к процедуре принятия распоряжений о переводе денежных средств к исполнению установлены федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №161-ФЗ "О национальной платежной системе".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 закона №161-ФЗ, операторами по переводу денежных средств являются кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств.
Согласно части 4 статьи 8 закона №161-ФЗ, при приеме к исполнению распоряжения клиента оператор по переводу денежных средств обязан удостовериться в праве клиента распоряжаться денежными средствами, проверить реквизиты перевода, достаточность денежных средств для исполнения распоряжения клиента, а также выполнить иные процедуры приема к исполнению распоряжений клиентов, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
При этом в силу пунктов 1.1, 1.2 Положения Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", к распоряжениям о переводе денежных средств относятся, в том числе, распоряжения, составляемые плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков, банками.
Плательщиками, получателями средств являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, физические лица, банки.
В силу пункта 1.24 Положения №-П, распоряжение плательщика в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами).
При воспроизведении распоряжений в электронном виде в соответствии с пунктом 1.23 Положения №-П должна обеспечиваться возможность установления лица (лиц), указанного (указанных) в настоящем пункте.
Пунктом 2.3 Положения №-П предусмотрено, что удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде подписано и (или) удостоверено в соответствии с пунктом 1.24 настоящего Положения.
Согласно пунктам 8 и 11 статьи 8 закона №161-ФЗ, прием распоряжения клиента к исполнению подтверждается оператором по переводу денежных средств клиенту в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации или договором. Исполнение распоряжения клиента подтверждается оператором по переводу денежных средств клиенту в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с частью 4 статьи 9 закона №161-ФЗ, оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.
В силу пунктов 2.13 и 4.6 Положения №-П, при положительном результате процедур приема к исполнению распоряжения в электронном виде банк принимает распоряжение к исполнению и направляет отправителю распоряжения уведомление в электронном виде о приеме распоряжения к исполнению с указанием информации, позволяющей отправителю распоряжения идентифицировать распоряжение и дату приема его к исполнению.
Из представленной суду ПАО «Сбербанк России» выписки оказанных услуг следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 18 часов 50 минут до 20 часов 40 минут всего с денежными средствами Ляховой Л.И. было проведено 54 операции, в результате которых были переведены денежные средства между своими счетами и картами, закрыто три счета №.№ по вкладу «Maestro Социальная»; счета №.8ДД.ММ.ГГГГ.4772112 по вкладу «Сохраняй»; счета №.№ открыто четыре счета №, №, №, №, произведена покупка/продажа золота.
Из представленной суду выписки смс сообщений, поступивших Ляховой Л.И. на номер телефона +<данные изъяты> с номера 900, следует, что ДД.ММ.ГГГГ клиент был уведомлен только о 4 проведенных операциях:
19:54:54 – ДД.ММ.ГГГГ 19:55 зачисление <данные изъяты> SBERBANK ONL@IN VKLAD-KARTA Баланс: <данные изъяты>
19:55:51 – ДД.ММ.ГГГГ 19:56 списание <данные изъяты> SBERBANK ONL@IN VKLAD-KARTA Баланс: <данные изъяты>
19:56:24 – ДД.ММ.ГГГГ 19:56 зачисление <данные изъяты> SBERBANK ONL@IN VKLAD-KARTA Баланс: <данные изъяты>
19:57:53 – ДД.ММ.ГГГГ 19:58 зачисление <данные изъяты> SBERBANK ONL@IN VKLAD-KARTA Баланс: <данные изъяты>.
Как следует из искового заявления, а также пояснений Ляховой Л.И. и ее представителя в судебном заседании, указанные банковские операции истцом не оспариваются.
Согласно п.11.1 условий, система "Сбербанк ОнЛ@йн" – это услуга дистанционного доступа держателя к своим счетам карт и другим продуктам в банке, предоставляемая банком держателю через глобальную информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
Предоставление держателю услуг "Сбербанк ОнЛ@йн" осуществляется в соответствии с договором, а также в соответствии с руководством по использованию "Сбербанк ОнЛ@йн", размещаемым на веб-сайте Банка (п.11.4 условий).
Доступ держателя к услугам системы "Сбербанк ОнЛ@йн" осуществляется при условии его успешной идентификации и аутентификации на основании идентификатора пользователя и постоянного пароля, которые держатель может получить одним из следующих способов (п.11.6 условий):
- идентификатор пользователя и постоянный пароль - через устройство самообслуживания с использованием своей основной карты. Операция получения идентификатора пользователя и постоянного пароля подтверждается пин-кодом;
- идентификатор пользователя - через удаленную регистрацию на сайте банка с использованием своей основной карты;
- постоянный пароль - с использованием номера мобильного телефона, подключенного держателем к услуге "мобильный банк";
- идентификатор пользователя - через контактный центр банка (при условии сообщения держателем номера своей карты банка и корректной контрольной информации держателя).
Операции в системе "Сбербанк ОнЛ@йн" держатель подтверждает одноразовыми паролями, которые вводятся при совершении операции в системе "Сбербанк ОнЛ@йн". Одноразовые пароли держатель может получить (п.11.7 условий):
- через устройство самообслуживания банка с использованием своей основной карты банка. Операция получения одноразовых паролей подтверждается пин-кодом;
- в смс-сообщении, отправленном на номер мобильного телефона, подключенного держателем к услуге "мобильный банк" (при выборе данного способа получения одноразового пароля в системе "Сбербанк ОнЛ@йн").
Держатель соглашается с тем, что постоянный и одноразовый пароли являются аналогом собственноручной подписи. Электронные документы, подтвержденные постоянным и/или одноразовым паролем, признаются банком и держателем равнозначными документам на бумажном носителе и могут служить доказательством в суде. Держатель соглашается с тем, что документальным подтверждением факта совершения им операции является протокол проведения операций в автоматизированной системе банка, подтверждающий корректную идентификацию и аутентификацию держателя и совершение операции в такой системе (п.11.8 условий).
Для отправки держателем одноразовых паролей и подтверждений об операциях в системе "Сбербанк ОнЛ@йн" используется номер мобильного телефона клиента, зарегистрированный в "мобильном банке". Отправка банком клиенту смс-сообщений, содержащих одноразовые пароли, осуществляется в рамках услуги "мобильный банк"(п.11.14 условий).
Согласно п.3.1 условий предоставления услуги «Сбербанк ОНЛ@ЙН» банк обязуется:
3.1.1 Обеспечить регистрацию клиента в системе «Сбербанк ОНЛ@ЙН» и предоставить клиенту идентификатор пользователя, постоянный пароль и одноразовые пароли для доступа в систему «Сбербанк ОНЛ@ЙН» и получения услуг «Сбербанк ОНЛ@ЙН».
3.1.2 Принимать к исполнению поступившие от клиента электронные документы, оформленные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, требованиями нормативных документов банка России, настоящих условий и договоров между клиентом и банком, подтвержденные паролями клиента.
Таким образом, из представленных суду доказательств следует, что оспариваемые истцом операции были проведены без соответствующего подтверждения, о чем имеется отметка в графе «подтверждение» в информации об операциях клиента Ляховой Л.И. проведенные посредством безналичных переводов по системе «Сбербанк Онлайн», приложенной ответчиком к возражению на иск.
Более того, только по четырем проведенным операциям (которые истцом не оспариваются) было направлено уведомление в соответствии с ч.4 ст.9 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №161-ФЗ "О национальной платежной системе" о совершенных операциях. Доказательств направления уведомления по остальным 49 операциям по закрытию трех счетов истца, открытию четырех счетов, покупке и продаже золота, суду ответчиком не представлено.
В случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента (часть 13 статьи 9 Закон №161-ФЗ).
С учетом изложенного, а также пояснений сторон в судебном заседании, суд пришел к выводу о доказанности факта распоряжения ответчиком денежными средствами Ляховой Л.И. без соответствующих распоряжений последней, помимо ее воли и невыполнении ответчиком обязанности по информированию клиента о совершенных операциях.
Судом принят во внимание тот факт, что Ляхова Л.А. действительно в нарушение условий, передала пин-коды третьим (неустановленным) лицам, однако, наравне с этим, судом приняты во внимание и следующие обстоятельства (которые как раз и опровергают доводы ответчика о том, что деньги со счетов Ляховой Л.И. списаны по ее вине):
В 20:15:32 ПАО «Сбербанком России» на номер телефона +№Ляховой Л.И. с номера 900 направлено сообщение: MAES2133*****42133 «Уважаемый клиент, в целях сохранности ваших средств карта была заблокирована по подозрению в компрометации.»
Согласно п.2.14 условий банковского обслуживания физических лиц ОАО «Сбербанк России», п. 1.5 условий предоставления услуги «Сбербанк ОНЛ@ЙН», компрометация – это факт доступа постороннего лица к защищаемой информации.
Согласно приложения 3 к условиям банковского обслуживания физических лиц ОАО «Сбербанк России», памятки по безопасности при использовании удаленных каналов обслуживания банка (устройств самообслуживания, услуги «Сбербанк Онлайн» (в том числе мобильных приложений для смартфонов и планшетных устройств), «мобильный банк», контактный центр банка) банковская карта в рамках ДБО является ключом доступа к Вашим счетам через УКО.
Из изложенного, суд приходит к выводу, что при блокировке карты отсутствует доступ к счетам клиента банка.
Банк имеет право блокировать доступ к системе "Сбербанк ОнЛ@йн" в случае некорректного ввода постоянного пароля, а также при выявлении фактов и признаков нарушения информационной безопасности (пункты 1.10, 1.11, 2.12, 2.14, 2.15, 3.9, 3.13, 3.14, 3.16, 4.15 условий).
Суд обязал ответчика предоставить доказательства возможности проведения операций со счетами клиента при наличии у банка информации о компрометации и действий по блокировке банковской карты, являющейся доступом к счетам клиента, для чего отложил судебное заседание, предоставив ответчику достаточное количество времени для предоставления указанного доказательства.
Представителем ответчика на данный запрос была представлена временная технологическая схема взаимодействия подразделений банка при выявлении фактов мошенничества и подозрительных операций в системах дистанционного банковского обслуживания юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ№. Суд лишен возможности принять указанный документ в качестве доказательства, так как последний регламентирует банковское обслуживание юридических лиц, а Ляхова Л.И. является физическим лицом. Каких-либо иных доказательств, опровергающих вывод о том, что при блокировке карты отсутствует доступ к счетам клиента через УКО ответчиком не представлено.
Таким образом, суд находит не состоятельным довод ПАО «Сбербанк России», что закрытие трех счетов №.8ДД.ММ.ГГГГ.№ по вкладу «Maestro Социальная»; счета №.8ДД.ММ.ГГГГ№ по вкладу «Сохраняй»; счета №.№, открытие четырех счетов №, №, №, № было совершено в результате каких-либо действий Ляховой Л.И., в том числе, в связи с предоставлением пин-кода третьим лицам.
Согласно ответов банка, а также пояснениям представителя ответчика в судебном заседании, все операции по переводу и списанию денежных средств в сумме <данные изъяты> происходили уже после блокирования карты по подозрению в компрометации.
Более того, в судебном заседании представитель ответчика пояснила, что ни одна копейка из денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей за пределы банка не вышла и вся указанная сумма является чистой прибылью банка, полученной в результате проведенных операций с данной картой после 20 часов 15 минут.
Таким образом, представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал факт того, что в отношении Ляховой Л.И. действительно не установленными лицами совершались мошеннические действия с ее картой и именно, в результате этих действий, со счетов Ляховой Л.И. были списаны денежные средства в суме <данные изъяты>, которые остались в ПАО «Сбербанк России». Однако, представителем ответчика, так и не был дан какой-либо вразумительный ответ на вопрос, где же конкретно в ПАО «Сбербанк России» остались данные денежные средства. В то же время на вопрос истца Ляховой Л.И. к представителю ответчика: «почему Вы отказываетесь вернуть мне данную сумму денежных средств, ведь, они за пределы ПАО «Сбербанк России» не выходили», последняя отвечала: Ляховой Л.И. путем передачи пин-кода третьим лицам были нарушены условия, в связи с чем, банк не несет никакой ответственности за списание денежных средств со счетов клиента.
На основании п.4 ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
В нарушение требований ст.56 ГПК РФ, ответчиком не представлено доказательств в опровержение доводов истицы.
В силу ст.36 федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О банках и банковской деятельности", банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками.
В соответствии со ст.24 федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О банках и банковской деятельности", кредитная организация обязана организовать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций.
Согласно положению об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, утвержденного Банком России ДД.ММ.ГГГГ№-П, внутренний контроль осуществляется в целях обеспечения эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками.
Вопреки вышеизложенному, надлежащий контроль за операциями в системе Сбербанк Онлайн банком не обеспечен, что привело к причинению ущерба истице путем несанкционированного списания денежных средств со счета, открытого ответчиком.
В соответствии со ст.14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О защите прав потребителей", вред, причиненный имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.
Поскольку обязательства банка в договорных отношениях с истицей связаны с осуществлением банком предпринимательской деятельности, то в силу п.3 ст.401 ГК РФ он отвечает за ненадлежащее исполнение своих обязательств независимо от вины.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" установлено, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По делу о взыскании убытков истец должен доказать, что ответчик не исполнил (ненадлежащее исполнил) обязательство, наличие причинно-следственной связи между причиненными истцу убытками и нарушением обязательств со стороны ответчика, размер понесенных убытков.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Несоблюдение банком названных условий дает основание для вывода суда об отсутствии у банка распоряжения клиента на списание денежных средств со счетов. Таким образом, денежные средства были списаны банком со счетов истца незаконно, в связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить требования истца в части признания незаконными операций по списанию со счетов денежных средств и открытию обезличенного металлического счета, а также о взыскании с ответчика в пользу истца убытков в размере <данные изъяты>.
В связи с удовлетворением указанных требований, суд полагает необходимым применить к ответчику ответственность в виде штрафа, установленного п.6 ст.13 Закона "О защите прав потребителей" за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
В то же время, суд не находит оснований к удовлетворению требований истца в части взыскания морального вреда, так как ею не доказано причинение ей ответчиком какого-либо морального вреда, а также, что ею были понесены какие-либо нравственные или физические страдания.
В соответствии со ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно п.3 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п.п.4 п.2 ст.333.36 НК РФ, потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ…государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ПАО «Сбербанк России» подлежит взысканию в доход бюджета Кочубеевского муниципального района государственная пошлина в сумме <данные изъяты>.
Руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ляховой Л.И. к ПАО «Сбербанк России» о признании незаконными операций ПАО «Сбербанк России» по списанию денежных средств со счета <данные изъяты><данные изъяты>, открытию обезличенного металлического счета и покупки/продажи металла; взыскании с ответчика ПАО «Сбербанк России» в пользу Ляховой Л.И. суммы убытков в размере <данные изъяты>; взыскании с ответчика ПАО «Сбербанк России» в пользу Ляховой Л.И. штрафа в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя; взыскании с ответчика ПАО «Сбербанк России» в пользу Ляховой Л.И. компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> - удовлетворить частично.
Признать незаконными операции ПАО «Сбербанк России» по списанию денежных средств со счета №.№, счета №, счета № в общей сумме <данные изъяты>, открытию обезличенного металлического счета и покупки/продажи металла.
Взыскать с ПАО «Сбербанк России» в пользу Ляховой Л.И. сумму убытков в размере <данные изъяты>.
Взыскать с ПАО «Сбербанк России» в пользу Ляховой Л.И. штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части исковых требований, а именно о взыскании с ПАО «Сбербанк России» в пользу Ляховой Л.И. компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> – отказать.
Взыскать с ПАО «Сбербанк России» в пользу бюджета Кочубеевского муниципального района Ставропольского края государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено судом в 09 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Кочубеевского районного суда С.А. Щербаков