ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-236/2021 от 29.07.2021 Борского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2-236/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2021 года Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Веселовой Т.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Забелиной М.В., с участием представителя истца по доверенности ГАИ, представителя ответчика по доверенности ММВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Газпром газораспределение Нижний Новгород» об установлении платы за сервитут, об обязании заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Нижегородоблгаз» об установлении платы за сервитут. В обоснование иска указал следующее.

На основании договора купли-продажи от 14 апреля 2011 года ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30 июня 2011 года сделана запись регистрации , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права .

Назначение земельного участка – для строительства и эксплуатации многофункционального промышленно-бытового комплекса.

На момент заключения договора купли-продажи земельного участка и государственной регистрации права собственности, зарегистрированные в установленном законом порядке ограничения (обременения) права отсутствовали.

На основании обращения ОАО «Нижегородоблгаз» Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.10.2011 года «Об утверждении границ охранных зон газораспределительных сетей, расположенных в <адрес> (2 этап)» утверждены границы охранных зон газораспределительных сетей, расположенных в <адрес> и установлены ограничения (обременения) прав на пользование земельными участками, входящими в охранные зоны газораспределительных сетей на срок эксплуатации газораспределительных сетей.

При указанных обстоятельствах истец обратился в суд и просил взыскать с ОАО «Нижегородоблгаз» в пользу истца ФИО1 оплату за сервитут земельного участка с кадастровым номером в размере 30 000 рублей ежемесячно.

Определением суда произведена замена ненадлежащего ответчика Открытому акционерному обществу «Нижегородоблгаз» на надлежащего – Публичное акционерное общество «Газпром газораспределение Нижний Новгород».

В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просил суд: обязать ответчика ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» заключить с истцом соглашение об осуществлении публичного сервитута земельного участка с кадастровым номером на срок эксплуатации газопровода высокого давления, расположенного по адресу: <адрес> (условный номер ), , с выплатой 5520 рублей ежемесячно. От ранее заявленных исковых требований не отказался.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, воспользовался правом на ведение дела через представителя.

Представитель истца по доверенности ГАИ исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснил, что истец заинтересован именно в установлении платы за сервитут, бесплатный сервитут не имеет смысла.

Представитель ответчика по доверенности ММВ возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в возражениях на иск. Дополнительно пояснила, что в данной конкретной ситуации установление платы за сервитут невозможно в силу закона; публичный сервитут не устанавливался, с соответствующим ходатайством в орган местного самоуправления они не обращались.

Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.

Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В соответствии с положениями ч. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» под охранной зоной газопровода понимается зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

В соответствии с подпунктом «е» п. 3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 года № 878, «охранная зона газораспределительной сети» - территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.

В соответствии с п. 14 Правил на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается, в частности, строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, устраивать свалки и склады, огораживать и перегораживать охранные зоны и т.д.

Лесохозяйственные, сельскохозяйственные и другие работы, не подпадающие под ограничения, указанные в п. 14 настоящих Правил, и не связанные с нарушением земельного горизонта и обработкой почвы на глубину более 0,3 метра, производятся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков в охранной зоне газораспределительной сети при условии предварительного письменного уведомления эксплуатационной организации не менее чем за 3 рабочих дня до начала работ (п. 15 Правил).

Хозяйственная деятельность в охранных зонах газораспределительных сетей, не предусмотренная пунктами 14 и 15 настоящих Правил, при которой производится нарушение поверхности земельного участка и обработка почвы на глубину более 0,3 метра, осуществляется на основании письменного разрешения эксплуатационной организации газораспределительных сетей (п. 16 Правил).

В силу п. 21 Правил указанные в пунктах 14, 15 и 16 Правил ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно п. 47 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 года № 878, земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременений), устанавливаемых настоящими Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 на основании договора купли-продажи от 14 апреля 2011 года является собственником земельного участка с кадастровым номером , разрешенное использование: для строительства и эксплуатации многофункционального промышленно-бытового комплекса, общей площадью 64 887 кв.м., адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 1100 м от ориентира по направлению юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12 марта 2012 года и Выпиской из Единого государственного объекта недвижимости (т. 1 л.д. 6-9).

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 16 марта 2012 года земельный участок частично входит в Зону: «Охранная зона объекта: «сооружение газопровода высокого давления (сеть газоснабжения), площадь: общая 3 696,50 п.м., инвентарный номер: », расположенного по адресу: <адрес> (условный номер )», , сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановление Правительства Нижегородской области «Об утверждении границ охранных зон газораспределительных сетей, расположенных в <адрес> (2 этап)», от 05.10.2011 года . В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: Охранная зона объекта: «сооружение газопровода высокого давления (сеть газоснабжения), площадь: общая 3 696,50 п.м., инвентарный номер: », расположенного по адресу: <адрес> (условный номер )», , сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановление Правительства Нижегородской области «Об утверждении границ охранных зон газораспределительных сетей, расположенных в <адрес> (2 этап)», от 05.10.2011 года .

Судом установлено, что ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» является собственником сооружения газопровод высокого давления, протяженностью 3696,5 м, с кадастровым номером с 10 октября 2006 года (т. 1 л.д. 83, 89).

Указанный газопровод возведен 08 октября 1999 года, что подтверждается актом приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта (т. 1 л.д. 132-135).

13 ноября 2018 года истцом в адрес ОАО «Нижегородоблгаз» направлено заявление о заключении соглашения об установлении платы за сервитут (т. 1 л.д. 16).

В соответствии с ответом от 14.12.2018 года ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» на заявление, в рамках проведения проектно-изыскательских работ по объекту: «Газопровод высокого давления 1,2 МПа и 0,6 МПа к <адрес>» Обществом была выбрана трасса газопровода высокого давления и согласована с администрацией г. Бор. Согласно акту приемки законченного строительством объекта газопровод введен в эксплуатацию 8 октября 1999 года. На момент проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию газопровода ФИО1 не являлся собственником земельного участка. Для владельцев, включая собственников земельных участков, входящих в охранные зоны газоснабжения, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации установлены определенные ограничения, которые не могут в порядке ст. 304 ГК РФ рассматриваться как нарушения прав собственников такого земельного участка в осуществлении ими хозяйственной и иной деятельности, следовательно, основания требовать плату за пользование участком кад. от ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» отсутствуют (т. 1 л.д. 18-19).

Не согласившись с данным отказом, ФИО1 обратился с настоящим исковым заявлением в суд.

Разрешая требования истца в части обязания ответчика заключить с истцом соглашение об осуществлении публичного сервитута на срок эксплуатации газопровода с выплатой 5520 рублей ежемесячно и отказывая в удовлетворении данных требований, суд исходит из следующего.

В силу пункта 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) публичный сервитут может устанавливаться в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.

Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа местного самоуправления, для принятия которого необходимо ходатайство организации, заинтересованной в его установлении, обязательной составной частью которого является обоснование необходимости установления публичного сервитута (подпункт 5 пункта 1 статьи 39.41 ЗК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

Требования к содержанию ходатайства об установлении публичного сервитута, порядку его рассмотрения и принятию по результатам рассмотрения решения изложены в статьях 39.41 - 39.44 ЗК РФ.

В силу ст. 39.40 ЗК РФ с ходатайством об установлении публичного сервитута в отдельных целях вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции.

Пунктом 6 статьи 39.41 ЗК установлено, что границы публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37 ЗК, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон.

Согласно пункту 8 статьи 39.43 ЗК публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН

В силу п. 1 ст. 39.46 ЗК РФ обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за него, если иное не предусмотрено ЗК РФ

В п. 3 ст. 39.46 ЗК РФ закреплено, что плата за публичный сервитут рассчитывается пропорционально площади земельного участка и (или) земель в установленных границах публичного сервитута.

Плата за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, определяется в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Размер такой платы определяется на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута (п. 7 ст. 39.46 ЗК РФ).

Правообладатель земельного участка вправе обратиться в суд с требованием о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута. В этом случае соглашение об осуществлении публичного сервитута считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Размер платы за публичный сервитут может быть установлен судом независимо от суммы, внесенной в депозит нотариуса в соответствии с пунктом 9 статьи 39.46 или пунктами 11 и 13 настоящей статьи, и такая сумма засчитывается в счет платы за публичный сервитут. Рассмотрение судом указанного требования не препятствует осуществлению публичного сервитута в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи (п. 12 ст. 39.47 ЗК РФ).

В силу п. 2 ст. 39.47 ЗК РФ соглашение об осуществлении публичного сервитута заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, между обладателем публичного сервитута и собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, или арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых установлен публичный сервитут.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3.6 Закона № 137-ФЗ плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 3.6 Закона № 137-ФЗ, не устанавливается, в том числе, в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.

Из изложенных правовых положений следует, что правообладатель земельного участка вправе обратиться в суд с требованием о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута. При этом соглашение об осуществлении публичного сервитута заключается между обладателем публичного сервитута и собственником земельного участка.

Между тем, судом установлено, что в отношении спорного земельного участка публичный сервитут в порядке, предусмотренном главой V.7 Земельного Кодекса РФ, не устанавливался. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

Следовательно, требования истца об обязании ответчика заключить с истцом соглашение об осуществлении публичного сервитута на срок эксплуатации газопровода с выплатой 5520 рублей ежемесячно являются преждевременными.

Более того, в силу вышеприведенных положений статьи 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», принимая во внимание, что право собственности на газопровод высокого давления у ответчика возникло до 01 сентября 2018 года (зарегистрировано в ЕГРН 10 октября 2006 года), основания для установления платы за публичный сервитут также отсутствуют.

При этом отмечается, что истец не лишен возможности требовать возмещения вреда и возмещения убытков в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории в соответствии со статьей 57.1 ЗК РФ.

Разрешая требования истца в части взыскания с ответчика оплаты за сервитут земельного участка в размере 30 000 рублей ежемесячно и отказывая в их удовлетворении, суд исходит из следующего.

В пункте 4 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 года, разъяснено, что в отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта.

Согласно п. 5 «Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 года, с требованием об установлении сервитута вправе обратиться собственник земельного участка, на котором расположен принадлежащий иному лицу линейный объект, возведенный после возникновения частной собственности на указанный земельный участок.

Как усматривается из материалов дела, газопровод, проходящий по земельному участку истца, возведен 08 октября 1999 года для газификации жилых домов <адрес>, что подтверждается актом приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта (т. 1 л.д. 132-135).

Право собственности истца на земельный участок возникло спустя более 10 лет после возведения спорного газопровода.

Доказательств невозможности использования спорного земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования (для строительства и эксплуатации многофункционального промышленно-бытового комплекса) по причине наличия на нем подземного газопровода и двух его надземных элементов – вытяжной свечи футляра газопровода, диаметром 50 мм, и электропроводника, не представлено.

Возведение газопровода в 1999 году было законным, прав истца не нарушало, участок им приобретен с обременением, своим правом на расторжение договора купли-продажи или уменьшение цены он не воспользовался, в связи с чем оснований для установления сервитута и возложения на ответчика, не нарушавшего когда-либо прав истца, бремени его оплаты не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Газпром газораспределение Нижний Новгород» об установлении платы за сервитут, об обязании заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Борский городской суд Нижегородской области.

Судья Т.Ю. Веселова